Психологический баттл «Мы выбираем жизнь»
методическая разработка по психологии
Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.
Задачи:
- Развитие позитивного мышления
- Формирование положительной самооценки и принятие себя как ценности
- Осознание своего предназначения
- Формирование ответственного поведения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_psih.battla.docx | 495.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический баттл «Мы выбираем жизнь»
Педагог- психолог
МКОУ Устьянцевской СОШ
Крылова Тамара Викторовна
Цель: содействие социальной адаптации подростков через осознание ответственного отношения к жизни.
Задачи:
- Развитие позитивного мышления
- Формирование положительной самооценки и принятие себя как ценности
- Осознание своего предназначения
- Формирование ответственного поведения
Аудитория: уч-ся 7-8 классов
Продолжительность занятия: 60 минут
Оборудование: листы формата А4, презентация, лист самоконтроля, лист ответов, интерактивная доска.
Ход занятия
Цель: создать благоприятный психологический настрой на работу, мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; осознанное , вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.
Добрый день, уважаемые участники! Я рада приветствовать вас, на нашем сегодняшнем психологическом баттле. Над проблемой, которую мы сегодня обсудим, мы работали долгое время. Для того, чтобы вступить в диалог, вам предстоит выполнить небольшую работу. Прошу обратить вас свое внимание на слайд.
Разминка: «Разберемся в терминологии»
Задание № 1: На интерактивной доске в хаотичном порядке размещены термины и определения к ним.
Задание: учащимся предлагается соотнести термины с правильным определением. (слайд №1)
Определения | Термины |
Осознанное лишение себя жизни, которое заканчивается летальным исходом. | Суицид |
| Причины суицида |
Проявление суицидальной активности, у человека имеют место мысли и намерения, попытки шантажа и угрозы, а также покушения на свою жизнь. | Суицидальное поведение |
человек, который либо совершил попытку суицида, либо демонстрирует готовность к нему (суицидальные наклонности). | Суицидентом |
| Типичные признаки готовящегося суицида |
Вот мы и выяснили, о чем сегодня пойдет речь. Тема нашего психологического баттла- Суицид.
Задание № 2: «Ассоциации»
Заполнение таблицы «Ассоциации со словом СУИЦИД» (слайд №2).
Ассоциации со словом СУИЦИД | ||
депрессия | одиночество | смерть |
Следующее задание нашей разминки заполнение таблицы «Ассоциации». Каждый участник должен предложить по 1-2 слова (словосочетаний), которое у него ассоциируется со словом суицид.
Раунд № 1 «Команды готовы?»
Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими темы и целей занятия.
Учащиеся заранее разделены на 3 команды по 4-5 человек.
Сейчас я хочу вам представить комиссию, которая на протяжении всего баттла будет оценивать нашу работу.
Представление комиссии (…..)
На рабочих столах ваших компьютеров есть папки с материалом, который поможет вам составить самопрезентацию, отразив в девизе тему нашего баттла. Для выполнения этого задания вам отведено не более 7 мин. Максимальная оценка за это задание 5 баллов.
Представление команд.
Пока члены комиссии совещаются, включается ролик для позитивного жизненного настроя.
Подведение итогов 1 раунда.
Раунд № 2 «Мы знаем о суициде все!!!»
Цель: Обеспечение осмысленного усвоения, обобщения и систематизации знаний.
-Приступаем ко второму раунду. В этом раунде вам предстоит письменно ответить на 10 вопросов. На обсуждение каждого вопроса не более 2 мин. Вопросы представлены на слайдах. Ответы записываете на пустой бланк и передаете комиссии, которая будет начислять вам баллы в соответствии с количеством правильных ответов. За каждый правильный ответ 1 балл.
(слайд №3- № 12)
вопросы
1 Большая часть самоубийств приходится на … возраст ?
2 Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди?
3. «Неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения….»
К какому виду поведения относятся данные характеристики?
4. «Яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет».
К какому виду поведения относятся данные характеристики?
5 «Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование».
К какому виду поведения относятся данные характеристики?
6 Учащиеся склонные к суициду, относятся к группе…
7 Какие цели преследуют подростки – суициденты:
8 Россия удерживает….. место в мире по числу самоубийц
9 . Какие службы, к которым можно обратиться за помощью, существуют в настоящее время?
10. Какие группы в соц.сетях, которые могут спровоцировать самоубийство?
Пока члены комиссии совещаются, включается ролик для позитивного жизненного настроя.
Подведение итогов 2 раунда.
Раунд № 3 «Домашнее задание»
Цель: мотивировать учащихся к деятельности; контролировать выполнения заданий
Каждая команда должна была приготовить задание для соперников. «Суицидальные ситуации из жизни». Участники других команд вступают в дискуссию, предлагают варианты решения проблемы и отстаивают свою точку зрения.
Ситуация 1
Во время посещения психолога и, обсуждая проблемы сына клиентка, потерявшая от тяжелой мучительной болезни мужа, вдруг призналась: " Я сама так боюсь смерти! Постоянно думаю об этом. Но я придумала, как обмануть свой страх: я начинаю пить, становлюсь алкоголиком, а потом помру в пьяном угаре. Ведь они не чувствуют момент смерти? Они так легко умирают!"
Считаете ли вы, что в данной ситуации прослеживаются суицидальные наклонности и если да, то какие?
Ситуация №2 Школьная медсестра заметила порезы на руках во время плановой прививки. «Я убиралась в комнате и на глаза мне попалось лезвие. Я решила попробовать насколько оно острое. И все». Но через месяц после своего первого «интереса к лезвию», она потеряла маму, а затем и рассорилась с близкой подругой. Осталась одна рядом с вечно занятым отцом, который даже при всем своем желании вряд ли сможет постичь тайны души тринадцатилетней школьницы.
Справиться ли она самостоятельно или суицид неизбежен?
Ситуация № 3 Я проснулась с чувством спокойствия и надежды на будущее. За день до этого доктор прописал мне Ксанакс и я с нетерпением ждала момента, когда я, наконец, обрету чувство контроля над ситуацией.
Это был самый прекрасный день – я села в автобус и поехала на работу. Я тогда работала на стойке регистрации. В какой-то момент я написала своему бойфренду и, слово за слово, переписка переросла в настоящую ссору. Он писал мне такие ужасные вещи. Он был моей последней поддержкой вдали от семьи.
Жизнь казалась мне безрадостной. Хотя, если посмотреть на мою жизнь со стороны – у меня не было причин для грусти. Я была здорова, и у меня была работа. Я, правда, не знала, чем я в принципе хочу заниматься в жизни, но это меня не беспокоило. Из жизнерадостного и общительного человека, каким я была в школе, я превратилась в того, кто не мог прийти к близким друзьям на вечеринку, не перенервничав до полусмерти. Я уже не знала, кто я, а моя жизнь не имела смысла.
Так что, я решила – хватит!
К какому виду суицида относится данный пример? Какое продолжение истории вы видите?
Пока члены комиссии совещаются, включается ролик для позитивного жизненного настроя.
Подведение итогов 3 раунда и баттла в целом.
Рефлексия
Цель: оценить результаты собственной деятельности.
ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ"
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на четыре (можно и больше, меньше) сектора.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Например, 1-й сектор – оценка содержания; 2-й сектор – оценка формы, методов взаимодействия; 3-й сектор – оценка деятельности педагога; 4-й сектор – оценка своей деятельности.
Каждый участник педагогического взаимодействия маркером или фломастером (ручкой, карандашом) четыре раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" (поставил четыре метки) в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
Всем спасибо! До новых встреч!
Приложение
Бланк ответов для жюри для 2 раунда.
№ вопроса | ответ |
1 Большая часть самоубийств приходится на … возраст ? | подростковый возраст |
2 Правда ли, что все самоубийцы психически больные люди? | Действительно, частота суицидов значительно выше среди психически нездоровых людей. Но не все самоубийцы страдают каким-либо психическим заболеванием, зачастую это лишь крик о помощи суицидента. |
3. «Неглубокие и неопасные порезы вен, прием неядовитыми препаратами, инсценировка самоповешения….»К какому виду поведения относятся данные характеристики? | Демонстративное поведение |
4. «Яркие эмоции, под воздействием которых подросток импульсивно пытается покончить с жизнью, но четкого плана суицида не имеет».К какому виду поведения относятся данные характеристики? | Аффективное поведение |
5 «Как правило, при данном виде суицидального поведения дети оставляют предсмертные записки, в которых либо «все всем прощают» либо никого ни в чем не винят, а также объясняют свое желание закончить земное существование».К какому виду поведения относятся данные характеристики? | Истинное поведение или выраженное стремление к смерти |
6 Учащиеся склонные к суициду, относятся к группе… | «группы риска», |
7 Какие цели преследуют подростки – суициденты: | Протест или месть Призыв Избежание наказания/страдания Самонаказание Отказ. |
8 Россия удерживает….. место в мире по числу самоубийц | второе |
9 . Какие службы, к которым можно обратиться за помощью, существуют в настоящее время? | Телефон доверия, школьный психолог |
10. Какие группы в соц.сетях, которые могут спровоцировать самоубийство? | «Синий Кит», и т.д |
бланк ответов для учащихся
№ вопроса | ответ |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
лист оценивания для жюри
№ раунда | Команда | Команда | Команда |
I (максимальный балл- 5) | |||
II (1 балл за правильный ответ) | |||
III (по 5 балльной системе) | |||
Итого: |
«Рефлексивная мишень»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я выбираю жизнь!" классный час о здоровом образе жизни
"Я выбираю жизнь" классный час о здоровом образе жизни...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
"Мы выбираем, жизнь!" - внеклассное мероприятие по пропаганде здорового образа жизни
Общешкольное мероприятие для старшеклассников по профилактике вредных привычек...
Дискуссия «Я Выбираю жизнь!!! Какую жизнь я выбираю?»
Обсуждение проблем, связанных с ведением здорового образа жизни....
Курение или здоровье - выбирайте сами, "Я выбираю жизнь"(профилактика подростковой наркомании)
Классный час -конференция....
Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"
Круглый стол «Я выбираю жизнь», презентация "Я выбираю жизнь!"...