Организация внеклассной работы в школе по физике
статья (7, 8, 9 класс) по теме
В материале отмечены цели, задачи, формы внеклассной работы по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnaya_rabota.docx | 118.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация внеклассной работы в школе по физике
Если хочешь воспитать в детях смелость ума,
интерес к серьезной интеллектуальной работе,
самостоятельность как личностную черту,
вселить в них радость сотворчества, то создай такие
условия, чтобы искорки их мыслей образовывали
царство мысли, дай им возможность
почувствовать себя властелинами.
Ш. Амонашвили
В Российской педагогической энциклопедии внеклассная работа определяется как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся и тесно связана с таким понятием, как внеурочные учебные занятия, под которыми понимают различные виды самостоятельной учебной деятельности школьников (выполнение текущих домашних заданий, подготовка докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений, кружки, факультативные занятия, спортивные секции, индивидуальные занятия искусством, техническим творчеством), призванные удовлетворять разнообразные интересы учащихся и их стремление к самостоятельной, образовательной деятельности по своему выбору.
Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьников во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но эта организация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихся должны всегда выходить на первый план.
В основе организации внеклассной работы по физике в современной школе, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности, оптимальное сочетание между теорией и практикой, учет возрастных особенностей учащихся, их интересов, уровня предшествующих знаний и умений, сочетание добровольности в выборе содержания и обязательности при выполнении запланированной работы, включение элементов исследовательской работы, занимательность.
Программы в области внеклассной работы направлены на углубление познавательных интересов школьников и имеют цели:
- Формировать и развивать творческую личность учащегося.
- Расширять и углублять кругозор учащихся в определенной, избранной ими области знаний.
- Практиковать решение научно-прикладных задач.
Цели внеклассной работы по предмету требуют решения ряда задач, к которым относятся следующие:
- формирование познавательного интереса к предмету;
- связывание школьного предмета с жизнью;
- углубление и расширение содержания изучаемого предмета;
- развитие способностей учащихся;
- осуществление индивидуального подхода;
- профессиональная организация по предмету;
- совершенствование умений и навыков использования источников информации.
Формы внеклассной работы:
- клуб веселых и находчивых;
- вечера, викторины;
- конкурсы смекалистых;
- вечера вопросов и ответов;
- конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни;
- предметные кружки и олимпиады;
- школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати;
- стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний;
- исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников;
- познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики;
- творческие коллективы любителей и т.д.
В школе важно создавать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать творческую смекалку.
Внеклассная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.
Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроке. Внеклассная работа помогает преодолеть стереотипы в воспитании ребенка как ученика.
Кроме того, разнообразные виды деятельности способствуют самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя.
Во-вторых, включение в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки.
В-третьих, в различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные способности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.
В- четвертых, формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетические представления в творческой деятельности.
В-пятых, развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражается преемственность в учебной и внеучебной деятельности, тат как внеклассная работа связана с воспитательной работой на уроке и в конечном счете направлена на повышение эффективности учебного процесса.
Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника, взаимодействие между людьми, мораль и пр.
Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствование учебных навыков. Она является продолжением учебной деятельности с использованием иных форм.
Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, теплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения. Очень часто во внеклассной работе объединяются два аспекта – познавательный и развлекательный. Для того чтобы определить, какой из аспектов преобладает, нужно проанализировать цели, задачи, приоритетную функцию, реализуемую педагогом в конкретной форме.
Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала.
Внеклассная работа дает широкий простор для развития общеобразовательного воспитания, она организуется с учетом интересов учащихся. Ученики в яркой и увлекательной форме расширяют и углубляют свои знания, полученные на уроках, видят их широкое применение на практике и в жизни. При этом раздвигаются страницы учебника и зажигается стремление как можно больше понять и узнать. Это требует от учителя большой творческой инициативы и подготовки.
Литература:
- Физика. 7-11 классы: организация внеклассной работы. Банк методический идей. /сост. В.С. Благодаров, Ж.И. Равуцкая.- Волгоград: Учитель, 2011.
- Физика. 7 класс. Внеклассная работа. /сост. В.А. Алексеева.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=886799
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта организации внеклассной работы по английскому языку в школе
Из опыта моей работы в школе, я пришла к вводу, что во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учеб...
Организация внеклассной работы по краеведению в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Программа по краеведению "Люблю свой край"Самобытный Вятский край привлекает любого, кто когда-то с ним соприкасался своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов и полей, необычайной п...
Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету
Статья: Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к п...
Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету
Организация внеклассной работы с учащимися по озеленению школы как один из способов активизации интереса к предмету...
Организация внеклассной работы по физике
В данной презентации представлен материал по организации внеклассной работы по физике в школе в рамках предметной недели....
Особенности организации внеклассной работы по физике при изучении темы « Механические волны. Звук»
Перед учителем физики, как и перед учителями других предметов, стоит важнейшая задача: не только сообщить учащимся определенную сумму знаний, развивать их умения и навыки, но, главное, нау...
Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)
Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...