Воспитательные аспекты современного урока физики
статья по физике на тему
Воспитывающий потенциал урока очень высок. И учебный процесс тем более эффективен, чем он более насыщен воспитанием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_aspekt_na_urokah_fiziki.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Республика Татарстан МБОУ «СОШ № 135 г.Казани» Кировского района г.Казани
«Воспитательные аспекты современного урока физики»
Учитель физики: Широкова Ирина Борисовна
2018 год
"Быть хорошим учителем можно, только будучи хорошим воспитателем. Воспитательная работа в процессе обучения - такой же целенаправленный, специально и преднамеренно организованный учителем процесс, в нем есть свои закономерности и особенности». В.А.Сухомлинский
Каждый день школьник занят «школьным обучением» в течение 9-11 лет в среднем 60-70% всего своего активного времени суток.
В «школьной жизни» центральное место занимает урок. Каждый современный российский школьник получает в начальной школе с 1 -го по 4-й классы около 3800 уроков, в основной и полной средней - около 9000 уроков. Если вычесть отсюда средний процент «пропусков по болезни» (= 15%), получим 10900 уроков на каждого среднего российского ученика. Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. Необходимо отметить, что воспитывающий потенциал урока как такового, независимо от его предметного содержания, весьма высок. Советский и российский педагог В.А. Караковский писал: "Воспитательная работа в школе тем успешнее, чем больше она связана с учением – главным видом деятельности школьника, с другой стороны, учебный процесс тем эффективнее, чем он более насыщен воспитанием".
Воспитательные цели определялись на уроках всегда. Современный ФГОС тоже требует повысить внимание учителя к реализации воспитательного аспекта урока наряду с образовательным и развивающим аспектами. Воспитательные аспекты современного урока связаны с достижением личностных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО для всех учебных предметов в рамках компетентностно–ориентированного урока. Воспитательный потенциал урока включает 3 группы возможностей: I. Воспитательные возможности организации урока (возможности для воспитания школьников, имеющиеся на уроке независимо от учебного предмета и темы конкретного урока);
Как начать урок, чтобы он нёс воспитательный посыл, заряд? Начало урока… Записываем сегодняшнее число. 30.01.2018. И тут учитель сообщает, в этот день в 1894 году – получен патент на отбойный молоток. Документ на важное изобретение получил Чарльз Кинг, многие шахтеры, добытчики полезных ископаемых благодарные ему и по сей день. Или, в 1930 году в этот день – советские ученые запустили радиозонд, устройство, позволяющее проводить исследования атмосферы, а в 1872 году – родился изобретатель ранцевого парашюта, подаривший надежду на спасение пассажирам и пилотам, Глеб Котельников, 1923 году – кинорежиссер, снявший множество культовых комедий, Леонид Гайдай … Конечно, эта информация учениками не запомнится или не всеми запомнится, но настроит на определенный ритм работу класса на уроке. Проверено!
31.01.2018г. Международный день ювелира. Профессиональный праздник отмечают мастера, которые с помощью драгоценных металлов и камней умеют превратить обычную жизнь человека в волшебство. Знаменитый химик Дмитрий Менделеев защитил в 1865 году в Петербурге докторскую диссертацию, представил формулу соединения спирта и воды - водки. В 1916 году – В Нижнем Новгороде основан первый университет, в 1932 году – в Магнитогорске запустили первую доменную печь. Можно сообщить детям интересные факты, относящиеся к теме урока, или для доброжелательного психологического настроя. Каждый день знаменателен какой-то памятной датой в истории нашей страны, каким-то открытием, изобретением, днями рождения ученых, поэтов и писателей, художников, поэтому иногда для детей такая информация как интересна, так и стимулирующая работу учеников с положительным настроем.
Или, на доске (слайде презентации) написана тема урока: «Sirдwjаztvвifqsлhеrdнzlиjwеrg. Wqrрtyеiшsdfеghнjlиzvmqе Nvзzmjаihgдfdsаqwrtчis». Ребята, исключая буквы английского языка, самостоятельно определяют тему урока: «Давление. Решение задач». Самостоятельно определив тему урока, ребята готовы продолжить урок с рабочим настроением.
Открываем учебник. А что такое учебник? Я всегда стараюсь донести до своих учеников мысль, что каждый учебник – это титанический труд десятков, сотен и тысячи ученых, их бессонные ночи, лишения, жизни…! И относиться к этим трудам нужно с почтением и уважением. Физика – одна из древнейших наук, зародившаяся 2500 лет назад в Древней Греции. Первый учебник физики был написан Аристотелем в семи томах. В России первый учебник физики появился благодаря М.В.Ломоносову.
II. Воспитательные возможности, обусловленные спецификой учебного предмета.
III. Воспитательные возможности содержания образования на уроке, которые зависят от темы данного урока, его образовательных и развивающих целей и задач.
В ходе урока физики можно выделить следующие воспитательные аспекты: 1.Нравственный; 2. Патриотический; 3. Эстетический; 4. Личностный; 5. Здоровьесберегающий; 6. Экологический.
Нравственное воспитание на уроке физики: формирование сознания связи с обществом, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества; осознание практической значимости того или иного открытия, осознание значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества, воспитание уважения к ученым и их труду, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям. Один из ярких примеров, шведский изобретатель динамита и еще 355 запатентованных изобретений, Альфред Нобель, большую часть своего состояния, нажитого и заработанного на продаже оружия и динамита, завещал на учреждение премий за достижения в физике, химии, медицине, литературе и за деятельность по укреплению мира. Нобель чувствовал свою вину за тот факт, что динамит использовался не только в мирных целях, для горнодобывающей промышленности, например, но и в военных целях для создания оружия. Именно поэтому, одна из премий Нобелевского комитета – премия Мира - предназначается тому, кто внесёт весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договорённости. При рассмотрении вопросов того или иного открытия считаю обязательным привести несколько интересных, поучительных фактов о личности самого ученого. «Да, человек всегда, во все времена и у всех народов славен именно делами своими. Но ведь Пифагор – это не чертёж, Ньютон – не формула, Павлов – не блестящий опыт. Это люди, это судьбы, это характеры… А какого роста Ломоносов?.. Какого цвета глаза были у Галилея? Как улыбался Курчатов? Я вдруг представил себя актёром, которому поручили сыграть в театре роль Торричелли, а я, оказывается, ничего о нём не знаю и помню только склянку с ртутью да трубку, в которой образовывалась «торричеллиева пустота»…
… Мы обязательно должны знать не только, как рождались труды великих корифеев науки, но и что это были за люди, сколько сил, энергии, здоровья, нервов отдали они, чтобы мы сегодня узнали эти законы и прочли формулы в учебниках. Как порой отказывались они от богатства, почестей, радостей жизни ради торжества истины, как умирали, до последнего дыхания утверждая её. И эти знания помогут нам лучше понять суть сделанного этими людьми, ибо работа талантливого человека неотделима от его личности» - цитата из книги «Этюды об ученых» Ярослава Голованова. К примеру, К.Э.Циолковский - знаменитый деятель науки (И.Сталин) – в девятилетнем возрасте, катаясь в начале зимы на санках, простудился и заболел скарлатиной. В результате осложнения после тяжёлой болезни частично потерял слух. Не смотря на все трудности во время учебы в школе, юный Константин, достигает больших успехов, благодаря своей целеустремленности и таланту, полагаясь на самообразование. Его друзьями на долгие годы становятся книги. Школьный учитель математики, ученый – самоучка, Константин Эдуардович был до конца верен своей идеи возможности запуска ракетного летательного аппарата в околоземное пространство и для межпланетных путешествий. Жизненная история каждого ученого – физика, химика, математика… – это пример преданности своему делу, непоколебимой веры в успех своих идей, бескорыстного самопожертвования на благо человечества!
2. Патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач образовательного процесса. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, уважения к её достижениям и истории. Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако поговорить со школьниками о некоторых страницах истории нашей Родины можно и на уроках физики. Так, при изучении темы «Реактивное движение» акцентирую внимание учеников на достижениях ученых Циолковского, Королева в освоении космоса под девизом «Мы – первые!». При изучении ядерной физики нельзя не отметить достижения наших ученых физиков – ядерщиков под руководством И.В.Курчатова (трижды Герой Советского Союза), которые создали в 1949 году первую атомную бомбу первый ядерный реактор в СССР, что представлялось стратегически важным открытием для нашей страны в условиях того времени. Урок физики - не просто урок, на котором нужно учить законы природы, формулы, физические величины, решать задачи. Урок физики – урок, на котором пробуждается чувство уважения к своей стране, своему народу через уважение к российским и советским ученым, их открытиям, возникает чувство сопричастности к истории и традициям своей страны.
3. Эстетическое воспитание - это формирование определенного эстетического отношения человека к действительности. А что в нашем мире совершеннее или красивее самой природы? При изучении тем раздела «Звук» отмечаем многообразие, красоту, значимость звуков в мире музыки, кино. При изучении «Волновой оптики» изучаем особенности одного из красивейших явлений природы – радуги, как проявление дисперсии, открытой Ньютоном. Обращаю внимание на гармонию звуков и цветов, на наличие семи нот и семи основных цветов.
«Физик, не воспринимающий поэзии и искусства, – плохой физик» - говорил Л.Д.Ландау (основоположник советской теоретической физики). При изучении многих тем физики целесообразно использовать различные жанры литературного искусства: сказки, басни, пословицы, поэзию… Почему лебедь, рак и щука не смогли сдвинуть воз с места, как не старались? Равнодействующая сил этих трех тел равна 0. Первый закон Ньютона. В одной из своих баек барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы. Врал барон или говорил правду? По третьему закону Ньютона это невозможно, необходимо взаимодействие тел. А вот другая байка про пулю, пойманную Бароном в воздухе во время полета на ядре, вполне правдоподобная, по причине относительности скоростей. При изучении раздела «Силы» можно обсудить как с физической, так и с эстетической стороны пословицы. «Скользкий, как налим» русская пословица, «Брошенный вверх камень на твою же голову упадет» монгольская пословица, «Учиться – что тележку в гору тащить, стоит отпустить, назад покатится» японская пословица, «Камень тяжел, когда лежит на месте, если же его покатить, он станет легким» курдская пословица и другие.
Со старшеклассниками обсуждаем развитие культурной жизни нашей страны, цивилизации человечества благодаря электрификации, изобретениям радио, телевидения, фотографии…
Примеры ученых, увлеченные музыкой, также как и физикой. Факт увлечения А.Эйнштейна игрой на скрипке общеизвестен. Но мало кто знает, что А.Эйнштейн музицировал вместе с М. Планком и иногда давали публичные благотворительные концерты. Макс Планк также был прекрасным пианистом.
В процессе такой учебно – воспитательной работы формируются и развиваются способность учеников к эстетическому восприятию и переживанию, их эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении) с целью выработки умения самостоятельно создавать прекрасное.
4. Во время процесса обучения, происходит формирование личности ученика, его мировоззрения, воспитание его личностных качеств. Так, например, при выполнении лабораторной работы во время групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу, что способствует развитию чувства коллективизма. Очень полезной формой работы может быть составление ментальных карт, что способствует развитию умения логично строить свои знания, обобщать и систематизировать изученный материал раздела физики. При работе на уроках стараюсь расположить обучающихся к диалоговой форме общения, чтобы у них не было боязни или комплекса задавать вопросы, возникающие из-за любознательности, или по причине непонимания учащиеся. При решении спорных вопросов обучающиеся учатся слушать друг друга и выражать свою точку зрения, воспитывается умение уважительно относиться к оппонентам. С точки зрения личностного воспитания в ходе уроков формируются такие качества как настойчивость, трудолюбие, целеустремленность, любознательность, активность, а так же усваиваются общепринятые нормы поведения – вежливость, выдержанность, дисциплина и такт.
5. Воспитательный аспект здоровье сбережения направлен научить организации жизни детей в условиях государственного учреждения средством соблюдения режимных моментов, воспитывать стремление заботиться о своем здоровье, научить вести себя в экстремальных ситуациях, уметь сохранять хладнокровие, самообладание, не впадать в панику, правильно действовать при различных ЧП, оказывать помощь пострадавшим. На уроках физики обязательно рассматриваются принципы действия насосов, прессов, простых инструментов (7 класс), электроприборов (8 класс, 11 класс), проводятся лабораторные работы со стеклянном оборудованием, сборкой электрических цепей. В связи с чем появляется необходимость соблюдения правил техники безопасности и при выполнении лабораторных работ, и при проведении демонстрационных экспериментов. Отдельным вопросом оговариваем действие ЭМВ электроприборов, современных гаджетов на здоровье современного человека, действие звуков на психологическое здоровье человека. Примером привожу результаты эксперимента, проводимого японскими учеными, которые в течение месяца в одно и тоже время «обращались» к росткам риса в трех разных стаканах с водой, удаленных друг от друга, с разными словами. Ростку в первом стакане говорили «я люблю тебя», второму – «ты дурак», третьему – не говорили ничего, просто игнорировали. В итоге, в первом стакане росток остался цел, во втором – почернел, в третьем – заплесневел. Так и человек, чей мозг на 90% состоит из воды, реагирует на звуки вокруг себя. Разное и отличное влияние музыки разных субкультур тоже доказано экспериментами с водой. Если небольшое количество воды на лабораторной стеклянной пластине резко заморозить в морозильной камере, предварительно дав «послушать» воде музыку, то можно наблюдать разные кристаллические решетки этих капель воды. При «прослушивании» классической музыки кристаллическая решетка замершей капли воды принимает форму правильного многоугольника с ярко выраженной симметрией. При «прослушивании» поп-музыки – симметрия кристаллической решетки начинает нарушаться, а при «прослушивании» рок-музыки – симметрия практически исчезает. При изучении электрических явлений отмечаем на уроках физики характеристики электрического тока безопасные для человека и значения, представляющие опасность здоровью и жизни человека. Рассматриваем вопросы поведения человека во время грозы при различных условиях: необходимо сомкнуть ноги, не допускать пошагового напряжения, присесть, недопустимость укрываться от молнии под деревом и т.д. Можно пропагандировать активный здоровый образ жизни среди молодежи на примерах ученых. Так, автор постулатов квантовой физики, датский ученый Нильс Бор, у себя на Родине был известен не как физик с мировым именем и Нобелевский лауреат (1922г), а как вратарь футбольный команды Дании, на то время чемпионы мира. Бор увлекался и лыжным, и парусным видами спорта. Такой подход способствует и охране здоровья, и укреплению здоровья, и воспитанию культуры здорового образа жизни учеников.
6. Экологическое воспитание учить любить окружающую нас природу, видеть красоту и неповторимость родного края; разъяснять необходимость соблюдения правил пребывания на природе и ответственности за их несоблюдение. На уроках физики мы говорим с ребятами не только о присутствии физики в нашей жизни, но и влиянии деятельности человека на экологию Земли. Загрязнение атмосферы выхлопными газами и другими продуктами сгорания топлива, загрязнение водных ресурсов, электромагнитное загрязнение ведут к гибели живых организмов флоры и фауны. В настоящее время все острее встает проблема складирования и хранения радиоактивных отходов военной промышленности и атомных электростанций. И от того, как люди, и я, и мои ученики, будут содействовать улучшению экологии природы, зависит будущее планеты!
Особо значима в воспитательном процессе на уроке личность самого учителя. От учителя сегодня требуется больше, чем быть «носителем» и «транслятором» информации. С этой задачей может справиться любой поисковик в Интернете, только задай тему вопроса. Но кто сможет заменить учителя в воспитательной работе??? Поэтому для учителя важно не только и не столько научить известному определенному количеству знаний по своему предмету, сколько воспитать желание и умение приобретать эти знания и пользоваться ими.
Таким образом, при обучении физике возникают безграничные возможности воспитания, если физика используется как средство для приобщения учащихся к технической культуре, истории, достижениям народа не только своей страны, но и других государств. И как бы высоко не шагнул научно – технический прогресс, не надо забывать о человеческих ценностях и самом человеке, как главном созидателе и творце завтрашнего дня, носителе нравственной чистоты, красоты, добра, справедливости, трудолюбия.
Полезные ссылки:
- Книга «Этюды об ученых» Ярослава Голованова. http://www.e-reading.club/bookreader.php/15229/Golovanov_-_Etyudy_ob_uchenyh.html
- Презентация "Они создали науку об электричестве" http://uchitelya.com/fizika/59296-prezentaciya-oni-sozdali-nauku-ob-elektrichestve-8-klass.html
- Презентация «Мы – первые!» https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/srednjaja-shkola/fizika/41753-tvorcheskaja-rabota-k-mezhdunarodnomu-dnju-ko.html
- Презентация «День детских изобретений» http://www.docme.ru/doc/242580/den._-detskih-izobretenij
- Презентация "Мария Склодовская – Кюри. История жизни» http://www.docme.ru/doc/289925/prezentacionnyj-material--mariya-sklodovskaya--kyuri.-istori...
- Презентация «Достижения 20 века. Лазеры» http://www.docme.ru/doc/243776/lazery.fizika. http://www.docme.ru/doc/137644/prezentaciya--lazer-
- Презентация «Пословица о Силах» http://uchitelya.com/fizika/54756-prezentaciya-poslovicy-o-silah.html
- Презентация «Спорт и известные ученые»
- Презентация «Физики и деньги» http://www.all-fizika.com/article/index.php?id_article=1974
- Внеклассное мероприятие «Увлечения великих» http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200700807
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный аспект на уроках истории
Материал посвящен воспитательному аспекту на уроках истории и обществознания....
Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС второго поколения «Изучение законов геометрической оптики»_11 класс.
Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенц...
Воспитательные аспекты современного урока
Учитель начинает учить по-новому. Наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", учитель должен понимать, "Как учить? или, точнее, учитель должен понимать, как инициировать у молодых людей собственные ...
Выступление на тему "Современный урок физики в аспекте реализации задач ФГОС"
Современный урок физики...
Презентация РМО учителей биологии, географии, химии "Воспитательный аспект современного урока"
Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за наст...
Современный урок физики в аспекте реализации ФГОС
Внедрению новых ФГОС требует смены приоритетов:знаниевая составляющая процесса обучения должна уступить место развивающей составляющей. При переходе к стандартам нового поколения учителю необходимо уч...
Воспитательные моменты современного урока физики.
Воспитательные цели определялись на уроках всегда. Современный ФГОС тоже требует повысить внимание учителя к реализации воспитательного аспекта урока наряду с образовательным и развивающим аспектами. ...