рабочая программа по физике 8 класс
рабочая программа по физике (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике для 8 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 8 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. - М.: Дрофа, 2008 год.
Учебная программа 8 класса рассчитана на 68 часов, по 2часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
- «Тепловые явления» - 25 часов.
- «Электрические явления» - 27 часов.
- «Электромагнитные явления» - 7 часов.
- «Световые явления» - 9 часов.
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Тепловые явления
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача. Вид теплопередачи. Количество теплоты. Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Демонстрации
- Принцип действия термометра.
- Теплопроводность различных материалов.
- Конвекция в жидкостях и газах.
- Теплопередача путем излучения.
- Явление испарения.
- Постоянство температуры кипения жидкости при постоянном давлении.
- Понижение температуры кипения жидкости при понижении давления.
- Наблюдение конденсации паров воды на стакане со льдом.
Лабораторные работы
- Исследование изменения со временем температуры остывающей воды.
- Изучение явления теплообмена при смешивании холодной и горячей воды.
- Измерение влажности воздуха.
Возможные объекты экскурсий: холодильное предприятие, исследовательская лаборатория или цех по выращиванию кристаллов, инкубатор.
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока. Электрическое сопротивление. Электрическое напряжение. Проводники, диэлектрики и полупроводники. Закон Ома для участка электрической цепи. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Правила безопасности при работе с источниками электрического тока.
Демонстрации
- Электризация тел.
- Два рода электрических зарядов.
- Устройство и действие электроскопа.
- Закон сохранения электрических зарядов.
- Проводники и изоляторы.
- Источники постоянного тока.
- Измерение силы тока амперметром.
- Измерение напряжения вольтметром.
- Реостат и магазин сопротивлений.
- Свойства полупроводников.
Лабораторные работы
- Исследование зависимости силы тока в проводнике от напряжения.
- Изучение последовательного соединения проводников.
- Изучение параллельного соединения проводников.
- Регулирование силы тока реостатом.
- Измерение электрического сопротивления проводника.
- Измерение мощности электрического тока.
Магнитные явления
Постоянные магниты. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное поле постоянного тока. Действие магнитного поля на проводник с током.
Электродвигатель постоянного тока.
Демонстрации
- Опыт Эрстеда.
- Магнитное поле тока.
- Действие магнитного поля на проводник с током.
- Устройство электродвигателя.
Лабораторные работы
- Изучение принципа действия электродвигателя.
Световые явления
Свет – электромагнитная волна. Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Плоское зеркало. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации
- Прямолинейное распространение света.
- Отражение света.
- Преломление света.
- Ход лучей в собирающей линзе.
- Ход лучей в рассеивающей линзе.
- Построение изображений с помощью линз.
- Принцип действия проекционного аппарата и фотоаппарата.
- Дисперсия белого света.
- Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы
- Измерение фокусного расстояния собирающей линзы.
- Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Предметными результатами изучения курса физики 8 класса являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: конвекция, излучение, теплопроводность, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, испарение (конденсация) и плавление (отвердевание) вещества, охлаждение жидкости при испарении, конденсация, кипение, выпадение росы
- умение измерять: температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, удельная теплоту парообразования, влажность воздуха
- владение экспериментальными методами исследования ависимости относительной влажности воздуха от давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре и давления насыщенного водяного пара: определения удельной теплоемкости вещества
- понимание принципов действия конденсационного и волосного гигрометров психрометра, двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины с которыми человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
- понимание смысла закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах и умение применять его на практике
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения удельной теплоемкости, количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении, удельной теплоты сгорания, удельной теплоты плавления, влажности воздуха, удельной теплоты парообразования и конденсации, КПД теплового двигателя в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
- понимание и способность объяснять физические явления: электризация тел, нагревание проводников электрическим током, электрический ток в металлах, электрические явления в позиции строения атома, действия электрического тока
- умение измерять силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление
- владение экспериментальными методами исследования зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала
- понимание смысла закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи. Закона Джоуля-Ленца
- понимание принципа действия электроскопа, электрометра, гальванического элемента, аккумулятора, фонарика, реостата, конденсатора, лампы накаливания, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
- владение различными способами выполнения расчетов для нахождения силы тока, напряжения, сопротивления при параллельном и последовательном соединении проводников, удельного сопротивления работы и мощности электрического тока, количества теплоты, выделяемого проводником с током, емкости конденсатора, работы электрического поля конденсатора, энергии конденсатора
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
- понимание и способность объяснять физические явления: намагниченность железа и стали, взаимодействие магнитов, взаимодействие проводника с током и магнитной стрелки, действие магнитного поля на проводник с током
- владение экспериментальными методами исследования зависимости магнитного действия катушки от силы тока в цепи
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
- понимание и способность объяснять физические явления: прямолинейное распространения света, образование тени и полутени, отражение и преломление света
- умение измерять фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы
- владение экспериментальными методами исследования зависимости изображения от расположения лампы на различных расстояниях от линзы, угла отражения от угла падения света на зеркало
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон отражения и преломления света, закон прямолинейного распространения света
- различать фокус линзы, мнимый фокус и фокусное расстояние линзы, оптическую силу линзы и оптическую ось линзы, собирающую и рассеивающую линзы, изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ФИЗИКА», 8 класс
Тема урока | Количество часов | Использование элементов УМК | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне. |
Тепловые явления | |||
Тепловое движение. Температура | 1 | § 1 | Характеризовать понятие теплового движения, виды теплообмена (Н). Применять первый закон термодинамики в простейших ситуациях (П). Характеризовать понятие абсолютного нуля температур (М). Характеризовать внутреннее строение типичных звёзд (М). |
Внутренняя энергия и способы ее изменения | 1 | § 2 | |
Виды теплообмена | 1 | § 3 | |
Теплообмен в природе и технике | 1 | § 4 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Внутренняя энергия. Теплообмен» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Горение топлива. Удельная теплота сгорания топлива | 1 | § 5 | Объяснять процесс горения топлива как пример химической реакции окисления (Н). Объяснять с научной точки зрения принципиальную схему работы тепловых двигателей и экологических проблемах, обусловленных их применением (П). |
Тепловые двигатели | 1 | § 6 | |
Применение тепловых двигателей | 1 | § 7 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Горение топлива. Тепловые двигатели» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Нагревание и охлаждение вещества | 1 | § 8 | Характеризовать процессы нагревания и охлаждения веществ (Н). |
Решение задач по теме «Нагревание и охлаждение вещества» | 1 | § 9 | |
Лабораторная работа «Определение удельной теплоемкости металла» | 1 | § 10 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Решение расчетных и экспериментальных задач по теме «Нагревание и охлаждение вещества» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Нагревание и охлаждение вещества» | 1 | ||
Плавление. Кристаллизация | 1 | § 11 | Характеризовать тепловые процессы, связанные с изменением агрегатного состояния вещества (Н). Использовать обобщенные планы построения ответов для описания величин, характеризующих тепловые процессы (П). Разрешать учебные проблемы, возникающие при анализе процессов плавления и кристаллизации, испарения и парообразования (П). Объяснять влияние процессов, связанных с изменением агрегатного состояния воды, на климат (М). |
Испарение. Конденсация. Кипение | 1 | § 12 | |
Удельная теплота плавления. Удельная теплота парообразования | 1 | § 13 | |
Решение задач по теме «Плавление и кристаллизация. Парообразование и конденсация» | 1 | § 14 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Плавление и кристаллизация. Парообразование и конденсация» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Тепловые явления». | 1 | ||
Зачёт по разделу «Тепловые явления» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Тепловые явления» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Электрические явления | |||
Электрическое взаимодействие. Проводники и изоляторы | 1 | § 15 | Объяснять взаимодействие электрических зарядов на основе понятия электрического поля (Н). Объяснять электрические свойства проводников и изоляторов на основе особенностей их внутреннего строения (П). Объяснять зависимость свойств конденсатора от его геометрических размеров и свойств диэлектрика (М). |
Электрическое поле. Конденсаторы | 1 | § 16 | |
Электрический ток | 1 | § 17 | Характеризовать понятие электрический ток и электрическая цепь (Н). Использовать обобщённые планы построения ответов для описания величин, характеризующих явление электрического тока (П). Объяснять взаимосвязь физических величин, характеризующих электрическую цепь (П). Сравнивать электроизмерительные приборы и обнаруживать их сходство и отличия (П). |
Электрическая цепь | 1 | § 18 | |
Сила тока | 1 | § 19 | |
Электрическое напряжение | 1 | § 20 | |
Закон Ома. Электрическое сопротивление | 1 | § 21 | |
Лабораторная работа «Определение сопротивления участка цепи» | 1 | § 22 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Закон Ома» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Удельное сопротивление. Реостаты | 1 | § 23 | Характеризовать зависимость электрического сопротивления проводника от его геометрических размеров и рода вещества проводника (Н). |
Решение задач на расчет сопротивления проводника | 1 | § 24 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Расчет сопротивления проводника» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Последовательное и параллельное соединение проводников | 1 | § 25 | Различать на схемах электрических цепей и непосредственно в самих электрических цепях последовательное и параллельное соединения элементов цепи (Н). Сравнивать различные способы соединения элементов электрических цепей (П). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Лабораторная работа «Изучение последовательного соединения проводников» | 1 | § 26 | |
Лабораторная работа «Изучение параллельного соединения проводников» | 1 | § 27 | |
Мощность и работа тока | 1 | § 28 | Характеризовать понятия работы и мощности тока (Н). Использовать знания физики для расчёта простейших электронагревательных приборов (П). |
Закон Джоуля и Ленца. Электронагревательные приборы | 1 | § 29 | |
Лабораторная работа «Определение КПД электронагревателя» | 1 | § 30 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Решение задач по теме «Мощность и работа тока. Закон Джоуля и Ленца» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Мощность и работа тока. Закон Джоуля и Ленца» | 1 | ||
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Электрические явления» | 1 | ||
Зачёт по разделу «Электрические явления» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Электрические явления» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Ток в различных средах | |||
Ток в металлах | 1 | § 31 | Характеризовать понятие электрический ток и процессы, сопровождающие его прохождение в различных средах (металле, вакууме, электролитах, газах, полупроводниках) (Н). Объяснять принцип действия электротехнических приборов и устройств, использующих явление тока в различных средах (П). |
Ток через вакуум | 1 | § 32 | |
Ток в газах | 1 | § 33 | |
Ток в электролитах | 1 | § 34 | |
Повторение материала. Выполнение теста по теме «Ток в различных средах» | 1 | ||
Полупроводники | 1 | § 35 | |
Примесная проводимость полупроводников. P-n переход. Практическая работа «Односторонняя проводимость диода» | 1 | § 36 | |
Повторение материала. Самостоятельная работа по теме «Ток в полупроводниках» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Магнитные явления | |||
Магнитное поле | 1 | § 37 | Объяснять взаимодействие электрических токов и движущихся заряженных частиц на основе понятия магнитного поля (Н). Объяснять магнитные свойства ферромагнетиков на основе особенностей их внутреннего строения (П). Характеризовать роль магнитного поля Земли для жизни на планете (М). |
Постоянные магниты. Лабораторная работа «Получение «изображения» магнитного поля». Магнитное поле Земли | 1 | § 38 | |
Движение заряженной частицы в магнитном поле | 1 | § 39 | |
Действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. Практическая работа «Изучение электродвигателя постоянного тока» | 1 | § 40 | Характеризовать приборы и устройства, в которых использовано действие магнитного поля на проводник с током (Н). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Электромагниты. Лабораторная работа «Измерение подъёмной силы электромагнита» | 1 | § 41 | |
Повторение материала. Выполнение теста по теме «Магнитное поле» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Явление электромагнитной индукции | 1 | § 42 | Характеризовать явление электромагнитной индукции (Н). Разрешать учебную проблему при анализе закона электромагнитной индукции (П). Характеризовать приборы и устройства, в которых использовано явление электромагнитной индукции (М). |
Вихревое электрическое поле. Лабораторная работа «Изучение явления электромагнитной индукции» | 1 | § 43 | |
Повторение материала по теме «Явление электромагнитной индукции» | 1 | ||
Самостоятельная работа по теме «Явление электромагнитной индукции» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Зачёт по разделу «Магнитные явления» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Магнитные явления» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс (68 часов-2 часа в неделю)
1.Тепловые явления (25 часов).
№ недели/ урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | Дата по плану | Дата фактически |
1/1 | Тепловое движение. Температура. | Тепловое движение. Температура. | Наблюдать изменение внутренней энергии тела при теплопере-даче и работе внеш-них сил. Исследовать явление теплообмена при смешивании холодной и горячей воды. Вычислять количество теплоты и удельную тепло-емкость вещества при теплопередаче. Измерять удельную теплоемкость вещества. Измерять теплоту плавления льда. Исследовать тепловые свойства парафина. Наблюдать изменения внутренней энергии воды в результате испарения. Вычислять количество теплоты в процессах теплопередачи при плавлении и кристаллизации, испарении и конденсации. Вычислять удельную теплоту плавления и парообразования вещества. Измерять влажность воздуха по точке росы. Обсуждать эколо-гические последствия применения двига-телей внутреннего сгорания, тепловых и гидроэлектростанций. | Фронтальный опрос, устные ответы. | 2.3 | 1.2 | §1, вопросы после § устно. Л.№ 926. | ||
1/2 | Внутренняя энергия. | Внутренняя энергия. Зависимость внутренней энергии от температуры, агрегатного состояния вещества и степени деформации. | Фронтальный опрос, устные ответы. | 2.4 | 1.2 | §2, вопросы после § устно. Л.№ 923, 927. | |||
2/3 | Способы изменения внутренней энергии тела. | Теплопередача и ее особенности. Совершение механической работы. | Фронтальный опрос, устные ответы. | 2.4 | §3, вопросы после § устно. Л.№ 945, 952. | ||||
2/4 | Теплопровод-ность. | Теплопроводность и ее особенности. Примеры применения теплопроводности. | Устные ответы: 1.Характеристи-ка внутренней энергии. 2.Способы изме-нения внут-ренней энергии. | 2.5 | 1.4 | §4, вопросы после § устно. Л.№ 961, 964, 965. | |||
3/5 | Конвекция. | Конвекция и ее особенности. Примеры применения конвекции. | Устные ответы: 1.Характеристи-ка внутренней энергии. 2.Способы изме-нения внутрен-ней энергии. 3.Теплопровод-ность. | 2.5 | 1.4 | §5, вопросы после § устно. Л.№ 972-976. | |||
3/6 | Излучение. | Излучение и его особенности. Примеры применения излучения. | Устные ответы: 1.Характеристи-ка внутренней энергии. 2.Способы изме-нения внутрен-ней энергии. 3.Теплопровод-ность. 4.Конвекция. | 2.5 | 1.4 | §6, вопросы после § устно. Л.№ 984-987. | |||
4/7 | Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | Особенности различных видов теплопередачи. Примеры теплопередачи в природе и технике. | Физический диктант. | 2.5 | 5.2 | §§ 3-6 Повторить. | |||
4/8 | Количество теплоты. Едини-цы количества теплоты. Лабораторная работа №1. «Исследование изменения со временем тем-пературы осты-вающей воды». | Количество теплоты. Единицы измерения количества теплоты. Анализ изменения со временем температуры остывающей воды. | Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 2.6 | 1.2 | §7, вопросы после § устно. Л.№ 991. | |||
5/9 | Удельная теплоемкость. | Удельная теплоемкость. Единицы измерения удельной теплоемкости. Физический смысл удельной теплоемкости. | Работа с таблицами, справочным материалом. | 2.6 | 1.2 | §8, вопросы после § устно. Л.№ 996-998. | |||
5/10 | Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела или выделяемого им при охлаждении. | Формула для расчета количества теплоты. | Самостоятельная работа по решению задач. | 2.6 | 3 | §9, вопросы после § устно. Л.№ 1008, 1010. | |||
6/11 | Лабораторная работа №2. «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры». | Выполняется по описанию в учебнике. | Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 2.3; 2.6 | 2.1-2.6 | Л.№ 1111, 1024. | |||
6/12 | Лабораторная работа №3. «Измерение удельной теплоемкости твердого тела». | Выполняется по описанию в учебнике. | Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 2.6 | 2.1-2.6 | Л.№ 1028, 1030. | |||
7/13 | Энергия топлива. Удельная теплота сгорания. | Удельная теплота сгорания топлива, единицы измерения. | Работа с таблицами, справочным материалом. Решение задач. | 1.2 | §10, упр. 5(1-2), вопросы после § устно. | ||||
7/14 | Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах. | Закон сохранения и превращения энергии в тепловых процессах. | Физический диктант. Решение задач. | 2.7 | 1.3 | §1-11, упр. 6 (1-3), вопросы после §§ устно. | |||
8/15 | Контрольная работа №1. «Тепловые явления». | Задачи по разделу «Тепловые явления». | Контрольная работа №1 по теме «Тепловые явления». | 2.2-2.7 | 3 | ||||
8/16 | Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания. | Три состояния ве-щества, особеннос-ти внутреннего строения веществ в различных состоя-ниях, их свойства. Плавление и отвер-девание кристалли-ческих тел. Темпе-ратура плавления. График плавления и отвердевания. | Фронтальный опрос, устные ответы. Работа с графиками. Решение задач на соответствие. | 2.1; 2.10 | 1.4 | §12-14, вопросы после §§ устно. Л. № 1065, 1067. | |||
9/17 | Удельная теплота плавления. Решение задач. | Удельная теплота плавления. Едини-цы измерения и ее физический смысл. Формула. | Устные ответы (проверка домашнего задания): 1.Характерис-тика процесса плавления. 2.Характерис-тика процесса отвердевания. | 2.10 | 1.2 | §15, вопросы после § устно. Л. № 1071, 1076, 1085. | |||
9/18 | Испарение. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. | Испарение, факторы, влияющие на интенсивность испарения. Конденсация. Насыщенный и ненасыщенный пар. | Устные ответы (проверка д/з): 1.Характеристи-ка процесса плавления. 2.Характеристи-ка процесса отвердевания. 3.Удельная теп-лота плавления. | 2.10 | 1.4 | §16-17, упр. 9 (1-5), вопросы после §§ устно. | |||
10/19 | Кипение. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования и конденсации. | Устные ответы (проверка д/з): 1.Характеристи-ка процесса испарения. 2.Характеристи-ка процесса конденсации. | 2.8 | 1.4; 1.2 | §18-20, упр. 10(1, 4), вопросы после §§ устно. | |||
10/20 | Решение задач. | Устные ответы (проверка д/з): 1.Характеристи-ка процесса испарения. 2.Характеристи-ка процесса конденсации. 3.Удельная теплота парообразования и конденсации. | 3 | §12-18, вопросы после §§ устно. Л. № 1121, 1123. | |||||
11/21 | Влажность воздуха. Способы определения влажности воздуха. | Влажность воздуха. Относительная и абсолютная влажность. Точка росы. Способы определения влажности воздуха. | Фронтальная проверка, устные ответы. | 2.9 | 1.2; 2.4 | §19, вопросы после § устно. Л. № 1161, 1166. | |||
11/22 | Работа пара и газа при расширении. Двигатель внутреннего сгорания. | Тепловые двигатели, их виды. Двигатель внутреннего сгорания и его устройство. | Фронтальная проверка, устные ответы по теме «Тепловые явления». | 2.11 | 5.1; 5.2 | §21-22, вопросы после §§ устно. Задание 5. | |||
12/23 | Паровая турбина. КПД теплового двигателя. | Турбина и ее виды. | Фронтальная проверка, устные ответы по теме «Тепловые явления». | 2.11 | 1.2 | §23-24, вопросы после §§ устно. Л. № 1142, 1144. | |||
12/24 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | Все понятия и формулы раздела. | Решение задач по теме «Тепловые явления». | 3 | §12-24. | ||||
13/25 | Контрольная работа №2. «Изменение агрегатных состояний вещества». | Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества» в формате ГИА. | 2.8-2.11 | 3 |
2. Электрические явления (27 часов).
№ недели/ урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС КИМ ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
13/1 | Электризация тел при соприкоснове-нии. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. | Примеры электри-зации двух тел тре-нием друг о друга, при соприкоснове-нии. Два рода заря-дов. Взаимодейст-вие одноименно и разноименно заряженных тел. | Наблюдать явления электризации тел при соприкоснове-нии. Объяснять явления электриза-ции тел и взаимо-действия электри-ческих зарядов. Ис-следовать действия электрического по-ля на тела из про-водников и ди-электриков. Соби-рать и испытывать электрическую цепь. Изготовлять и испытывать гальва-нический элемент. Измерять силу тока в электрической це-пи. Измерять напря-жение на участке цепи. Измерять электрическое сопротивление. Исследовать зави-симость силы тока в проводнике от на-пряжения на его концах. Измерять работу и мощность электрического тока. Вычислять силу тока в цепи, работу и мощность электрического тока. Объяснять явления нагревания проводников электрическим током. Знать и выполнять правила безопасности при работе с источниками постоянного тока. | Работа над ошибками контрольной работы. Фронтальный опрос. | 3.1; 3.2 | 1.4; 1.2 | §25-26, вопросы после §§ устно. Л. № 1179, 1182. | ||
14/2 | Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. | Устройство, прин-цип действия и на-значение электро-скопа. Примеры ве-ществ, являющихся проводниками и диэлектриками. | Решение задач на соответствие. | 3.4 | §27, вопросы после § устно. Л. № 1173, 1174, 1187. | ||||
14/3 | Электрическое поле. | Существование электрического поля вокруг наэлектризо-ванных тел. Поле как вид материи. Направ-ление электрических сил и изменение их модуля при измене-нии расстояния до источника поля. | Тест. | 3.4 | 1.1 | §28, вопросы после § устно. Л. № 1205, 1185, 1186. | |||
15/4 | Делимость электрического заряда. Строение атомов. | Делимость электрического заряда. Электрон. Опыты Милликена и Иоффе по определению заряда электрона. Единица электрического за-ряда – кулон. Стро-ение атома. Прото-ны. Нейтроны. Стро-ение атома водорода, гелия, лития. Поло-жительные и отри-цательные ионы. | Фронтальный опрос. Устные ответы: 1.Электричес-кое поле. 2. Проводники и непроводники электричества. | 4.2 | 1.1 | §29-30, упр. 11, вопросы после §§ устно. Л. № 1218, 1222. | |||
15/5 | Объяснение электрических явлений. | Объяснение электризации тел при соприкосно-вении, существова-ния проводников и диэлектриков, пере-дачи части электри-ческого заряда от одного тела к дру-гому, притяжения незаряженных проводящих тел к заряженному на основе знаний о строении атома. | Фронтальный опрос. Устные ответы: 1.Электричес-кое поле. 2. Проводники и непроводники электричества. 3.Строение атомов. | 1.4 | §31, упр.12, вопросы после § устно. . | ||||
16/6 | Электрический ток. Источники электрического тока. | Электрический ток. Источники тока. Устройство, дейст-вие и применение гальванических эле-ментов и аккуму-ляторов. Различие между гальвани-ческим элементом и аккумулятором. | Физический диктант. | 3.5 | 1.2; 5.2 | §32, вопросы после § устно. Л. № 1233,1234, 1239. Задание 6*. | |||
16/7 | Электрическая цепь и ее составные части. | Элементы электрической цепи и их условные обозначения. Схемы электрических цепей. | Составление электрических цепей. | 5.2 | §33, упр.13, вопросы после § устно. Л. № 1242, 1243, 1245-1247, 1254. | ||||
17/8 | Электрический ток в металлах. Действия электрического тока. Направление тока. | Повторение сведе-ний о структуре металла. Природа электрического то-ка в металлах. Действия электри-ческого тока и их практическое при-менение. Направле-ние электрического тока. | Фронтальный опрос. | 3.4 | 1.2; 2.4 | §34-36, вопросы после §§ устно. Л. № 1252, 1253, 1255*, 1257*. | |||
17/9 | Сила тока. Единицы силы тока. | Сила тока. Явление магнитного взаимодействия двух параллельных проводников с током. Единица силы тока – ампер. | Фронтальный опрос. | 3.5 | 2.4 1.2 | §37, упр. 14 (1,2), вопросы после § устно. | |||
18/10 | Амперметр. Изме-рение силы тока. Лабораторная работа №4. «Сборка элек-трической цепи и измерение силы тока в ее различ-ных участках». | Назначение амперметра. Включение амперметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. | Составление электрических цепей. Лабо-раторная работа, правильные пря-мые измерения, ответ с едини-цами измерения в СИ. | 3.5 | 2.1-2.6 | §38, упр. 15, вопросы после § устно. | |||
18/11 | Электрическое напряжение. Единицы напряжения. Вольтметр. Измерение напряжения. | Напряжение. Единица напряжения – вольт. Назначение вольтметра. Включение вольтметра в цепь. Определение цены деления его шкалы. | Составление электрических цепей. | 3.5 | 1.2; 2.6 | §39-41, упр. 16(1), подгото-виться к лаборатор-ной работе (с.172 в учебнике). | |||
19/12 | Электрическое сопротивление проводников. Единицы сопротивления. Лабораторная работа №5. «Измерение на-пряжения на раз-личных участках электрической цепи». | Зависимость силы тока в цепи от свойств включенно-го в нее проводника (при постоянном напряжении на его концах). Электри-ческое сопротивле-ние – Ом. Объясне-ние причины сопро-тивления провод-ника. | Составление электрических цепей. Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 3.6 3.5 | 1.2; 2.1-2.6 | §43, упр. 18 (1,2), вопросы после § устно. . | |||
19/13 | Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. | Установление на опыте зависимости силы тока от напряжения и от сопротивления. Закон Ома для участка цепи. | Решение задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи. | 3.7 | 1.3 | §§42, 44, упр. 19 (2,4), вопросы после §§ устно. | |||
20/14 | Расчет сопротивления проводников. Удельное сопротивление. | Установление на опыте зависимости сопротивления про-водника от его дли-ны, площади попе-речного сечения и вещества, из которого он изготовлен. Удель-ное сопротивление. Единица удельного сопротивления. Формула для расчета сопротивления проводника. | Решение задач на расчет сопротивления проводников. | 3.6 | 1.2 | §§45, 46, упр. 20 (1,2,б), вопросы после §§ устно. | |||
20/15 | Реостаты. Лабораторная работа №6. «Регулирование силы тока реостатом». | Назначение, устройство, действие и условное обозначение реостата. | Составление электрических цепей. | 3.5; 3.6 | 2.1-2.6 | §47, упр. 21 (1-3), упр. 20 (3), вопросы после § устно. | |||
21/16 | Лабораторная работа №7. «Определение сопротивления проводника при помощи амперметра и вольтметра». Решение задач. | Закон Ома для участка цепи. | Составление электрических цепей. | 3.5; 3.6; 3.7 | 2.1-2.6 | §47, Л. № 1323. | |||
21/17 | Последователь-ное соединение проводников. | Цепь с последова-тельным соедине-нием проводников и ее схема. Общее сопротивление, общее напряжение и сила тока в цепи при последователь-ном соединении проводников. | Составление электрических цепей. Решение задач на определение силы тока, напряжения и сопротивления для отдельных участков и всей цепи при последователь- ном соединении проводников. | 3.7 | 1.2 | §48, упр. 22 (1), вопросы после § устно. Л. № 1346. | |||
22/18 | Параллельное соединение проводников. | Цепь с параллельным соединением про-водников и ее схема. Общая сила тока и напряжение в цепи с параллельным соеди-нением. Уменьшение общего сопротивле-ния цепи при парал-лельном соединении проводников в ней (на примере соеди-нения двух провод-ников с одинаковым сопротивлением). Смешанное соеди-нение проводников. | Составление электрических цепей. Решение задач на определение силы тока, напряжения и сопротивления для отдельных участков и всей цепи при параллельном соединении проводников. | 3.7 | 1.2 | §49, упр. 23 (2,3,5), вопросы после § устно. | |||
22/19 | Решение задач на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников. | Закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников. | Решение задач на применение законов последователь-ного и параллельного соединения проводников. | 3.7 | 3 | Л. № 1369, 1374, упр. 21 (4). | |||
23/20 | Работа электрического тока. | Работа электрического тока. Единица работы тока – джоуль. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами. | Решение задач на определение работы электрического тока. | 3.8 | 1.2 | §50, упр. 24 (1,2), вопросы после § устно. | |||
23/21 | Мощность электрического тока. | Мощность электрического тока. Единица мощности тока – ватт. Формулы взаимосвязи с другими физическими величинами. | Решение задач на определение мощности электрического тока. | 3.8 | 1.2 | §51, упр. 25 (1,4), вопросы после § устно. | |||
24/22 | Лабораторная работа №8. «Измерение мощности и работы тока в электрической лампе». | Измерение мощности и работы тока в электрической лампе. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с едини-цами измерения в СИ. | 3.8 | 2.1-2.6 | §51(повто-рить), §52 (прочитать самостоя-тельно). Л. № 1397, 1412, 1416. | |||
24/23 | Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля – Ленца. | Причина нагре-вания проводника при протекании по нему электри-ческого тока. Закон Джоуля – Ленца. Формулы для расчета выделя-емого количества теплоты. | Решение задач на нагревание проводников электрическим током, закон Джоуля – Ленца. | 3.9 | 1.3; 1.4 | §53, упр. 27 (1,4), вопросы после § устно. | |||
25/24 | Лампа накаливания. Электрические нагревательные приборы. | Устройство лампы накаливания и нагревательных элементов. Решение задач на расчет работы и мощности электрического тока и применение закона Джоуля –Ленца. | Тестирование по теме «Электрические явления». | 3.9 | 5.1-5.2 | §54, вопросы после § устно. Л. № 1450, 1454, задание 8*. | |||
25/25 | Короткое замыкание. Предохранители. | Причины возник-новения короткого замыкания. Устройство и принцип действия предохранителей. | Фронтальный опрос. | 5.1-5.2 | §55, вопросы после § устно. Л. № 1453. | ||||
26/26 | Повторение темы «Электрические явления». | Решение задач на основополагающие вопросы темы: взаимодействие заряженных тел, изображение схем электрических цепей: на закон Ома для участка цепи, последовательное и параллельное соединение проводников, закон Джоуля – Ленца и некоторые другие. | Решение задач на основопола-гающие вопро-сы темы: взаи-модействие за-ряженных тел, изображение схем электри-ческих цепей: на закон Ома для участка цепи, после-довательное и параллельное соединение про-водников, закон Джоуля –Ленца. | 3.1-3.9 | Л. № 1275, 1276, 1277. | ||||
26/27 | Контрольная работа №3. «Электричес-кие явления». | Электрические явления. | Контрольная работа по теме «Электрические явления» в формате ГИА. | 3.1-3.9 | 3 |
3. Электромагнитные явления (7 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС КИМ ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
27/1 | Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии. | Существование магнитного поля вокруг проводника с электрическим током. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии магнитного поля. Направление магнитных линий и его связь с направлением тока в проводнике. | Экспериментально изучать явления магнитного взаимодействия тел. Изучать явления намагничивания вещества. Исследовать действие электрического тока в прямом проводнике на магнитную стрелку. Обнаруживать действие магнитного поля на проводник с током. Обнаруживать магнитное взаимодействие токов. Изучать принцип действия электродвигателя. | Работа над ошибками контрольной работы. | 3.10 | 1.4 | §§56,57, вопросы после §§ устно. Л. № 1458, 1459. | ||
27/2 | Магнитное поле катушки с током. Электромагниты. Лабораторная работа №9. «Сборка электромагнита и испытание его действия». | Магнитное поле катушки с током. Способы изменения магнитного действия катушки с током (изменение числа витков катушки, силы тока в ней, помещение внутрь катушки железного сердечника). | Лабораторная работа «Сборка электромагнита и испытание его действия». | 3.12 | 1.4; 2.1-2.6 | §58, упр. 28 (1-3), вопросы после § устно. | |||
28/3 | Применение электро- магнитов. | Использование электромагнитов в промышленности. Важные для пере-носки грузов свойства электро-магнитов: возмож-ность легко менять их подъемную силу, быстро включать и выключать меха-низмы подъема. Устройство и дейст-вие электромагнит-ного реле. | Фронтальный опрос. | 3.12 | 5.1-5.2 | §58 (повторить) задание 9 (1,2). Л. № 1465, 1469. | |||
28/4 | Постоянные магниты. Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. | Постоянные магни-ты. Взаимодействие магнитов. Объяс-нение причин ори-ентации железных опилок в магнитном поле. Изображение магнитных полей постоянных магни-тов. Ориентация магнитных стрелок в магнитном поле Земли. Изменения магнитного поля Земли. Значение магнитного поля Земли для живых организмов. | Решение задач на соответствие. | 3.11 | 5.1-5.2 | §§59,60, Л. № 1476, 1477, задача. Сделайте в тетради ри-сунок, ана-логичный рисунку 60, только вмес-то полосо-вого магнита нарисуйте земной шар. Расставьте магнитные полюсы Земли и стрелок. | |||
29/5 | Действие маг-нитного поля на проводник с то-ком. Электричес-кий двигатель. | Действие силы на проводник с током, находящийся в маг-нитном поле. Изме-нение направления этой силы при изме-нении направления тока. Вращение рамки с током в магнитном поле. Принцип работы электродвигателя. Преимущества электродвигателей. | Фронтальный эксперимент. | 3.12 | 1.4; 5.2 | §61, Л. №. 1473, 1481, прочитать описание лаборатор-ной работы «Изучение электрического двигателя постоянно-го тока (на модели)». | |||
29/6 | Лабораторная работа №10. «Изучение электрического двигателя по-стоянного тока (на модели)». Повторение темы «Электромагнитные явления». | Принцип работы электродвигателя. Преимущества электродвигателей. | Лабораторная работа «Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)». | 3.12 | 2.1-2.6 | §§56-61 (повторить)Л. № 1474, 1475. | |||
30/7 | Устройство электроизмери-тельных приборов. | Использование вра-щения рамки с то-ком в магнитном поле в устройстве электрических измерительных приборов (материал может быть рас-смотрен в процессе коллективного обсуждения задания 11 (1)). | Тест. | 3.12 | 5.1-5.2 | Л. № 1462, 1466. |
4 .Световые явления (8 часов).
№ недели/ урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС КИМ ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
30/1 | Источники света. Распространение света. | Оптические явления. Свет – важнейший фактор жизни на Земле. Источники света. Точечный источник света и луч света. Образование тени и полутени. Затмения как пример образования тени и полутени. | Экспериментально изучать явление отражения света. Исследовать свойства изображения в зеркале. Измерять фокусное расстояние собирающей линзы. Получать изображение с помощью собирающей линзы. Наблюдать явление дисперсии света. | Фронтальный опрос. | 3.15 | 1.3 | §62, упр. 29 (1), задание 12* (1,2). | ||
31/2 | Отражение света. Законы отражения света. | Явления, наблюдае-мые при падении луча света на отра-жающие поверх-ности. Отражение света. Законы отражения света. | Решение задач на соответствие. | 3.16 | 1.3-1.4 | §63, упр. 30 (1-3). | |||
31/3 | Плоское зеркало. | Плоское зеркало. Построение изображения в плоском зеркале. Особенности этого изображения. | Фронтальный опрос. Устные ответы: 1. Законы отражения света. 2.Распростра-нение света. | 3.16 | 5.2 | §64, вопросы после § устно. Л. № 1528, 1540, 1556. | |||
32/4 | Преломление света. | Явление преломления света. Оптическая плотность среды. Законы преломления света. | 1. Законы отра-жения света. 2.Распростра-нение света. 3.Плоское зеркало. | 3.17 | 1.4 | §65, упр. 32 (3). Л. № 1563. | |||
32/5 | Линзы. Оптическая сила линзы. | Собирающая и рассеивающая линзы. Фокус линзы. Фокусное расстояние. Оптическая сила линзы. | Решение задач на соответствие. | 3.19 | 5.2 | §66, упр. 33 (1), вопрос № 6 на стр. 164. Л. № 1612, 1615. | |||
33/6 | Изображения, даваемые линзой. | Построение изобра-жений, даваемых линзой. Зависимость размеров и располо-жения изображения предмета в собира-ющей линзе от поло-жения предмета относительно линзы. | Построение изображений, даваемых линзой. | 3.19 | 5.2 | §67, упр. 34 (1), Л. № 1565, 1613, 1614. | |||
33/7 | Лабораторная работа №11. «Получение изображения при помощи линзы». | Получение изображения при помощи линзы. | Лабораторная работа «Получение изображения при помощи линзы». | 3.19 | 2.1-2.6 | §§62-67 (повторить)упр. 34 (3), Л. № 1557, 1596, 1611. | |||
34/8 | Дисперсия света. | Дисперсия света. | 3.15-3.20 | 3. | |||||
34/9 | Контрольная работа №4. «Световые явления». | Световые явления. | Контрольная работа по теме «Световые явления» в формате ГИА. | 3.15-3.20 | 3. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...