Планирование учебного материала 7 класс ФГОС
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Планирование учебного материала 7 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan._fiz._7_fgos18-19.doc | 323.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
за курс основной школы по физике
для учащихся 7а, б, в ,г классов
Составитель:
учитель физики
первой квалификационной категории
Гусейнова Елена Владимировна,
Санкт-Петербург
2018-2019учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания общего образования, примерной программой по физике.
Рабочая программа разработана с учетом:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Закона Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83"Об образовании в Санкт-Петербурге".
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011)
- Устава ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
- Годового календарного графика ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год.
- Приказа Министерства образования РФ от 17 декабря2010. №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (для 5-7 классов)
- Федерального Базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации с учетом внесенных изменений утвержденные приказами Министерства образования и науки №373 от 06 октября 2009 г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и №1241 от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
- Основной образовательной программы основного общего образования ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга
- Учебного плана ГБОУ средней школы №143 Санкт-Петербурга на 2018-2019 учебный год
- Федерального перечня учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе
- Требований к оснащению учебного процесса по физике
- Авторской учебной программы по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2012
УМК:
- Пёрышкин А.В. Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа – 2018 – 224 с.
- Методическое пособие к учебнику Перышкин А.А. ФГОС. Филонович Н.В., 2015
- Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс. – СПб: Специальная литература – 1995 – 276 с.
- Куперштейн Ю.С. Физика: опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 классы.— СПб: БХВ-Петербург — 2010 — 144 с.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- О.И. Громцева, Контрольные и самостоятельные работы по физике. М.Экзамен.2010..109с
- А.Е.Марон. Физика. 7 кл.: учебно-методическое пособие/ А.Е. Марон, Е.А. Марон, М. 2010.123с.
- А.В.Пёрышкин. Сборник задач по физике. 7-9 кл. М, Дрофа, 2010, 186с.
- А.В. Чеботарёва, Тесты по физике; 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина. Физика. 7 класс. М, Экзамен,2010,159с.
- Г.Н. Степанова. Сборник вопросов и задач по физике 7-8 класс. – СПб: Специальная литература – 1995 – 276 с.
- Ю. С. Куперштейн. Физика: опорные конспекты и дифференцированные задачи. 7, 8 классы. 7, 8 классы. — СПб: БХВ-Петербург — 2010 — 144 с.
- Ю.Н. Сычёв, Г.В. Сыпченко. Физика 7 класс. Тесты Физика 7 класс. Тесты — Саратов: Лицей — 2012 — 80 с.
- http://class-fizika.narod.ru/
Комплект демонстрационного и лабораторного оборудования в соответствии с «Перечнем учебного оборудования по физике для основной школы».
Общая характеристика курса физики в 7 классе
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы». Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Описание места учебного предмета «Физика 7 класс» в учебном плане
Уровень образовательной программы: базовый
Общее количество часов по учебному плану: 68
Количество часов в неделю: 2
Количество контрольных работ: 4
Количество лабораторных работ: 10
Уроков повторения и обобщения материала: 5
В связи с тем, что 2017-2018 учебный год начинается с субботы и 01.05.2018 (среда ) является выходным днем (государственный праздник), рабочая программа учебного предмета «физика» составлена на 63 фактических часа. Выполнение содержательной части программы реализуется за счет уплотнения тем уроков.
Результаты освоения курса физики в 7 классе
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
- умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
- умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
- коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации
Частными предметными результатами обучения физике в 7 классе, на которых основываются общие результаты, являются:
- понимание и способность объяснять такие физические явления, как атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел
- умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы, мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию,
- овладение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды,
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии,
- понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
Перечень УУД, формированию которых уделяется основное внимание при планировании работы по физике:
познавательные
общеучебные учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказать свои суждения;
постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ ее решения;
регулятивные – целеполагание, планирование, корректировка плана;
личностные – личностное самоопределение смыслообразования (соотношение цели действия и его результата, т.е. умение ответить на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?») и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
коммуникативные – умение вступать в диалог и вести его, различия особенности общения с различными группами людей.
Возрастные особенности
Возраст учащихся 7-ых классов является переходным от младшего к подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. Происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. У подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты. Умственная активность семиклассников велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность семиклассников.
Учебно-тематический план
|
Содержание учебного курса «Физики, 7а,б,в,г класс»
1. Введение (3 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
1. Определение цены деления измерительного прибора.
Демонстрации
- свободное падение тел;
- колебания маятника
- притяжение стального шара магнитом
- свечение нити электрической лампы
- электрические искры
Внеурочная деятельность
- внесистемные величины ( проект)
- измерение времени между ударами пульса
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления шкалы прибора и погрешности измерения;
понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации
- диффузия в растворах и газах, в воде
- модель хаотического движения молекул в газе
- демонстрация расширения твердого тела при нагревании
Внеурочная деятельность
- в домашних условиях опыт по определению размеров молекул масла
- вместе с одноклассником проделать опыт: взять часы с секундной стрелкой, кусок шпагата, линейку, флакон духов и встать в разные углы класса. Пусть ваш товарищ заметит время и откроет флакон, а вы отметите время, когда почувствуете запах. Объяснить данное явление, измерив расстояние.
- выращивание кристаллов соли или сахара( проект).
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
3. Взаимодействия тел (19 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
2. Измерение массы тела на рычажных весах.
3 Измерение объема тела.
4. Определение плотности твердого тела.
5. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
6 Измерение силы трения с помощью динамометра.
Демонстрации
- явление инерции
- сравнение масс тел с помощью равноплечих весов
- измерение силы по деформации пружины
- свойства силы трения
- сложение сил
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Внеурочная деятельность
- наблюдение инертности монеты на листе бумаги
- определение массы воздуха в классе и дома, сравнение
- домашнее наблюдение невесомости
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости
- определение плотности собственного тела
- написание инструкций к физическому оборудованию( бытовые весы, динамометр)
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления; понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
7. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации
- барометр
- опыт с шаром Паскаля
- опыт с ведерком Архимеда
Внеурочная деятельность
- сконструировать и изготовить дозатор жидкости
- сконструировать автоматическую поилку для кур
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной телом воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда;
понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
5. Работа и мощность. Энергия (12 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации
- реактивное движение модели ракеты
- простые механизмы
Внеурочная деятельность
- конструирование рычажных весов с использованием монет ( мини проект)
- измерение мощности учеников класса при подъеме портфеля и ее сравнение( мини проект)
- измерение с помощью мм линейки плеча рычагов ножниц и ключа дверного замка и определить выигрыша в силе
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии; понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспечения безопасности при их использовании;
владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Возможные экскурсии: цехи заводов, строительные площадки. пожарная станция, диагностические кабинеты поликлиники или больницы.
Подготовка биографических справок: Г.Галилей, И.Ньютон, Р.Гук, Б. Паскаль, Э. Торичелли, Архимед.
Подготовка сообщений по заданной теме: Броуновское движение. Роль явления диффузии в жизни растений и животных. Три состояния воды в природе. Закон всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах. Пассажирские лайнеры. Танкеры и сухогрузы. Промысловые суда. Военные корабли. Подводные лодки. Ледоколы. Суда на воздушной подушке и подводных крыльях.
Возможные исследовательские проекты: Роль силы трения в моей жизни. Сила трения и велосипед. Сила трения на кухне. Использование дирижаблей во время 1 и 2 Мировой войн и в наши дни. Перспектива использования или обреченность (изготовление модели дирижабля). Проект - изготовление фонтана для школы.
Оборудование к лабораторным работам
Лабораторная работа № 1.
«Определение цены деления измерительного прибора»
Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, колба.
.
Лабораторная работа № 2
«Измерение массы тела на рычажных весах».
Оборудование: весы, гири, три небольших тела разной массы.
Лабораторная работа № 3.
«Измерение объема тела».
Оборудование: мензурка, тела неправильной формы, нитки.
Лабораторная работа № 4
«Определение плотности твердого тела».
Оборудование: весы, гири, мензурка, твердое тело, нитка.
Лабораторная работа №5
«Градуирование пружины и измерение сил динамометром»
Оборудование: динамометр, шкала которого закрыта бумагой, набор грузов, штатив.
Лабораторная работа №6
«Выяснение зависимости силы трения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы»
Оборудование: динамометр, деревянный брусок, набор грузов.
Лабораторная работа №7.
«Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»
Оборудование: динамометр, штатив, два тела разного объема, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде.
Лабораторная работа №8.
«Выяснение условия плавания тел в жидкости»
Оборудование: весы, гири, мензурка, пробирка-поплавок с пробкой, проволочный крючок, сухой песок, сухая тряпка.
Лабораторная работа №9.
«Выяснение условия равновесия рычага»
Оборудование: рычаг на штативе, набор грузов, масштабная линейка, динамометр.
Лабораторная работа№10
«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»
Оборудование: доска, динамометр, линейка, брусок, штатив.
Демонстрационное оборудование
Первоначальные сведения о строении вещества
1.Модели молекул воды, кислорода, водорода.
2.Механическая модель броуновского движения.
3.Набор свинцовых цилиндров.
Взаимодействие тел.
1.Набор тележек.
2.Набор цилиндров.
3.Прибор для демонстрации видов деформации.
4.Пружинный и нитяной маятники.
5.Динамометр.
6.Набор брусков.
Давление твердых тел, жидкостей и газов.
1.Шар Паскаля.
2.Сообщающиеся сосуды.
3.Барометр-анероид.
4.Манометр.
Работа и мощность.
1.Набор брусков.
2.Динамометры.
3.Рычаг.
4.Набор блоков.
Характеристика основных видов деятельности
(на уровне метапредметном (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и учебных действий), предметном и личностном.
№ | Тема. | Кол. часов | Виды деятельности ученика | Формирование УУД |
1. | Физика и физические методы изучения природы Что изучает физика. Физические явления.Наблюдения, опыты, измерения Физические величины. Измерения физических величин. .Точность и погрешности измерений Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора».Физика и техника | 3 | - Объясняет, описывает физические явления, отличает физические явления от химических; -проводит наблюдения физических явлений, анализирует и классифицирует их, различает методы изучения физики - Измеряет расстояния, промежутки времени, температуру; - обрабатывает результаты измерений - Определяет цену деления шкалы измерительного цилиндра; - определяет объем жидкости с помощью измерительного цилиндра; - переводит значение физических величин в СИ - Находит цену деления любого измерительного прибора, представляет результаты измерения в виде таблиц; - работает в группе; - анализирует результаты, делает выводы -Выделяет основные этапы развития физической науки и называет имена выдающихся ученых - определяет место физики как науки, делает выводы в развитии физической науки и ее достижениях; - составляет план презентации | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности - анализировать свойства тел Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
2. | Первоначальные сведения о строении вещества | 5 ч | - Объясняет опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение - схематически изображает молекулы воды и кислорода; - определяет размер малых тел | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности -анализировать свойства тел, явления и процессы Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | ||||
Движение молекул. Взаимодействие молекул. | - Объясняет явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; - приводит примеры диффузии в окружающем мире; - наблюдает процесс образования кристаллов; -проводит и объясняет опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; -наблюдает и исследует явления смачивания и несмачивания тел, объясняет данные явления на основании знаний о взаимодействия молекул | |||
Агрегатные состояния вещества | Объясняет свойства газов, жидкостей и твердых тел Приводят примеры проявления и применения свойств газов, жидкостей и твердых тел в природе и технике | |||
3. | Взаимодействие тел | 19 ч | - Определяет траекторию движения тела; - переводит основную единицу пути в км, мм, см; - различает равномерное и неравномерное движение; - доказывает относительность движения тела | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности - анализировать свойства тел, явления и процессы - распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений, равномерное и неравномерное движение - описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость - при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами; - анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы. Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; - приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах. |
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | ||||
Скорость. Единицы | - Рассчитывает скорость тела; - выражает скорость в км/ч, м/с; - анализирует таблицу скоростей движения некоторых тел; - определяет среднюю скорость движения заводного автомобиля | |||
Расчет пути и времени движения | - Представляет результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков | |||
Инерция | -Приводит примеры проявления явления инерции в быту; -объясняет явление инерции; -проводит исследовательский эксперимент по изучению явления инерции | |||
Взаимодействие тел | -Описывает явление взаимодействия тел; - объясняет опыты по взаимодействию тел и делает выводы | |||
Масса тела. | -Устанавливает зависимость изменения скорости движения тел от его массы; -работает с текстом учебника, выделяет главное, систематизирует и обобщает полученные сведения | |||
Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | -Взвешивает тело на учебных весах и с их помощью определяет массу тела; -применяет и вырабатывает практические навыки работы с приборами, работает в группе | |||
Плотность вещества | - Определяет плотность вещества; -анализирует табличные данные | |||
Расчет массы и объема тела по его плотности | - Применяет полученные знания к решению задач, анализирует результаты | |||
Сила | - Графически, в масштабе изображает силу и точку ее приложении; -анализирует опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делает выводы | |||
Явление тяготения. | -Приводит примеры проявления тяготения в окружающем мире; -работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает сведения о явлении тяготения, делает выводы | |||
Сила тяжести. | - Находит точку приложения и указывает направление силы тяжести; -работает с текстом учебника, систематизирует и обобщает сведения о явлении тяготения, делает выводы | |||
Сила, возникающая при деформации. | - Приводит примеры видов деформации, объясняет причины возникновения силы упругости | |||
Упругая деформация. Закон Гука. | -Графически изображает силу упругости, показывает точку приложения и направление ее действия | |||
Вес тела. Связь между силой тяжести и массой | - Рассчитывает вес тела; - определяет вес тела по формуле | |||
Динамометр. | - Градуирует пружину; -получает шкалу с заданной ценой деления; -измеряет силу с помощью силомера, медицинского динамометра, работает в группе | |||
Графическое изображение силы. | - Графически изображает силу и точку ее приложения в выбранном масштабе | |||
Сложение сил, действующих по одной прямой. | - Экспериментально находит равнодействующую двух сил; -анализирует результаты опытов и делает выводы; -рассчитывает равнодействующую | |||
Трение. Сила трения. | -Измеряет силу трения; -называет способы увеличения и уменьшения силы трения; | |||
Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. | -Применяет знания о видах трения и способах его изменения на практике | |||
Решение задач по теме «Силы» | -Применяет знания из курса математики, географии, биологии к решению задач | |||
4. | Давление твердых тел, жидкостей и газов | 24ч | - Приводит примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; -вычисляет давление по формуле; -проводит исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делает выводы | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения; - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности; - анализировать свойства тел, явления и процессы; - распознавать физические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел. Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде |
Давление. Давление твердых тел. | ||||
Давление газа. | - Отличает газы по их свойствам от твердых тел и жидкости; -анализирует результаты эксперимента по изучению давления газа, делает выводы | |||
Закон Паскаля. | -Объясняет причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; -анализирует опыт по передаче давления и объясняет его результаты | |||
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды | -Выводит формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; - работает с текстом учебника и составляет план проведения опытов | |||
Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. | - Вычисляет массу воздуха; -сравнивает атмосферное давление на различных высотах от поверхности земли; -объясняет влияние атмосферного давления на живые организмы; -применяет знания из курсов географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления | |||
Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос. | -Вычисляет атмосферное давление; -объясняет измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли | |||
Архимедова сила. Условия плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание. Учебный проект по теме «Откуда появляется архимедова сила». Решение задач | - Доказывает, основываясь на основе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; -приводит примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; -выводит формулу для определения выталкивающей силы; -анализирует опыты с ведерком Архимеда; -объясняет причины плавания тел. | |||
5. | Работа и мощность. Энергия | 12 ч | -Вычисляет механическую работу; -определяет условия, необходимые для совершения механической работы | Учащийся научится - правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения - выполнять измерения физических величин с учетом погрешности - анализировать свойства тел, явления и процессы - описывать изученные свойства тел и явления, используя физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами. Учащийся получит возможность - использовать знания в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде - различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.); - приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов |
Механическая работа. Работа силы, действующей по направлению движения тела. | ||||
Мощность. | -Вычисляет мощность по известной работе; -приводит примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; -выражает мощность в различных единицах; -проводит исследование мощности, технических устройств, делает выводы | |||
Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия | - Применяет условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза; -определяет плечо силы; -решает графические задачи | |||
«Золотое правило» механики. КПД механизма. | -Приводит примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; -сравнивает действие подвижного и неподвижного блока; -работает с текстом учебника; -анализирует опыты, делает выводы | |||
Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра. | - Приводит примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; - работает с текстом учебника; - приводит примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и потенциальной и кинетической энергией; - участвует в обсуждении презентаций и докладов |
Kалендарно-тематическое планирование 7г класс
№ урока | Тема урока | Контроль | Практические/ лабораторные работы | Планируемая дата проведения | Фактическая дата заполнения |
I четверть | |||||
Введение (3 часа) | |||||
1 | Что изучает физика. Физические явления. | 1 | |||
2 | Физические величины и их измерение. | 2 | |||
3 | Лабораторная работа «Определение цены деления прибора». | Лабораторная работа | 2 | ||
Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов) | |||||
4 | Строение вещества. Молекулы. | 3 | |||
5 | Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. | Устный опрос | 3 | ||
6 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул. | 4 | |||
7 | Три состояния вещества. | Тест | 4 | ||
8 | Обобщение и повторение темы. | Письм. опрос. | 5 | ||
Взаимодействие тел (19 часов) | |||||
9 | Механическое движение | 5 | |||
10 | Скорость. Единицы скорости | Тест. | 6 | ||
11 | Расчёт пути и времени движения. | 6 | |||
12 | Контрольная работа №1. Инерция. | Контрольная работа | 7 | ||
13 | Масса тел. Единицы массы. | Тест. | 7 | ||
14 | Лабораторная работа №3«Измерение массы тела». | Лабораторная работа | 8 | ||
15 | Плотность вещества. | 8 | |||
16 | Лабораторная работа №4 «Измерение объёма тела» | Лабораторная работа | 9 | ||
17 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности твёрдого тела» | Лабораторная работа | 9 | ||
II четверть | |||||
18 | Расчёт массы тела по его объёму и плотности . | 10 | |||
19 | Решение задач. | Тест. | 10 | ||
20 | Сила. Контрольная работа №2. | Контрольная работа | 11 | ||
21 | Явление тяготения и сила тяжести | 11 | |||
22 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | Опрос. | 12 | ||
23 | Связь между силой тяжести и массой тела | 12 | |||
24 | Динамометр. Лабораторная работа №6. Градуиров-е пружины. | Лабораторная работа | 13 | ||
25 | Равнодействующая Сил. | 13 | |||
26 | Сила трения. Трение покоя. | Тест. | 14 | ||
27 | Трение в природе и технике . | 14 | |||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (24 часа) | |||||
28 | Давление. Единицы давления. | 15 | |||
29 | Способы увеличения и уменьшения давления. | Опрос. | 15 | ||
30 | Давление газа. | 16 | |||
31 | Закон Паскаля. | Тест. | 16 | ||
III четверть | |||||
32 | Давление в жидкости и газе. | 17 | |||
33 | Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда. | 17 | |||
34 | Решение задач. | Письм. работа | 18 | ||
35 | Сообщающиеся сосуды. | 18 | |||
36 | Повторение темы «Давление». | 19 | |||
37 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Устный опрос. | 19 | ||
38 | Опыт Торичелли. Барометр- анероид. | 20 | |||
39 | Манометр. Поршневой жидкостный насос. | 20 | |||
40 | Гидравлический пресс. | Тест. | 21 | ||
41 | Действие жидкости и газа на погружённое в них тело | 21 | |||
43 | Архимедова сила. | 22 | |||
44 | Решение задач. | 22 | |||
45 | Лабораторная работа №7 «Определение выталк. силы» | Лабораторная работа | 23 | ||
46 | Плавание тел. Плавание судов . | 23 | |||
47 | Лабораторная работа №8 «Выполнение условий плавания тел» | Лабораторная работа | 24 | ||
48 | Воздухоплавание. | 24 | |||
49 | Решение задач по теме «Архимедова сила» | 25 | |||
50 | Контрольная работа №3 | Контрольная работа | 25 | ||
IV четверть | |||||
51 | Повторение темы «Архимедова сила». | 26 | |||
Работа и мощность. Энергия (12часов) | |||||
52 | Механическая работа . Единицы работы. | 26 | |||
53 | Мощность. Единицы мощности. | Устный опрос. | 27 | ||
54 | Решение задач. | 27 | |||
55 | Простые механизмы. Рычаг. | Тест. | 28 | ||
56 | Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага» | Лабораторная работа | 28 | ||
57 | Применение закона равновесия рычага к блоку. | 29 | |||
58 | «Золотое правило механики» | 29 | |||
59 | Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъёме тела по накл. Плоскости. | Лабораторная работа | 30 | ||
60 | Решение задач. | 30 | |||
61 | Решение задач. | 31 | |||
62 | Энергия. Контрольная работа №4. | Контрольная работа | 31 | ||
63 | Потенциальная и кинетическая энергия. Превращения энергии. | Тест. | 32 |
Лист экспертизы рабочей программы по физике
Педагога Гусейновой Елены Владимировны.
№ | Название авторской программы на основе, которой составлена рабочая программа педагогов | Процент соответствия рабочей программы педагога авторской | Примечание (причина отличия) |
| Учебная программа по физике для основной школы, 7-9 классы Авторы: А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник., Дрофа, 2012 Физика 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Пёрышкин А.В. – М.: Дрофа – 2010 – 191 с. | 100% |
|
|
|
|
Краткая аннотация рабочей программы:
В соответствии с целью обучения данная программа направлена на формирование основ научного мировоззрения, развитие интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников, знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению.
№ | Наименование | Соответствие требованиям | |
Соответствует | Не соответствует | ||
1 | Оформление рабочей программы соответствует положению ОУ о рабочих программах | + |
|
2 | Соблюдение требований ФКГОС, ФГОС. | + |
|
3 | Рабочая программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся | + |
|
4 | Перечень УМК соответствует федеральному перечню рекомендованных и (или) утвержденных | + |
|
5 | Рабочая программа составлена в соответствие с образовательной программой ОУ | + |
|
Рекомендовано/ не рекомендовано (указать причину) к использованию в образовательной деятельности в 2018-2019 учебном году.
«___»_____________________20____г
_________________________________/_________________________/
Подпись Ф.И.О. эксперта
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.
Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год (2 часа в неделю, всего 70 часов)
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 7 классе по учебнику А.В. Перышкина «Физика 7» на 2015 – 2016 учебный год(2 часа в неделю, всего 70 часов)...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по физике в 8 классе по учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год ( 2 часа в неделю, всего 70 часов)
Календарно-тематическое планирование учебного материалапо физике в 8 классепо учебнику А.В. Перышкина «ФИЗИКА 8» на 2015-2016 учебный год( 2 часа в неделю, всего 70 часов)...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 9 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
КТП по литературе для 9 класса составлено из расчета 3 часа в неделю, 102 часа в год....
Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 9 класса ФГОС по программе Т.А.Ладыженской
Рабочая программа для учителей русского языка...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по литературе для 8 класса ФГОС по программе В.Я.Коровиной
Рабочая программа для учителей литературы...
Календарно-тематическое планирование учебного материала по русскому языку для 8 класса ФГОС по программе Т.А.Ладыженской
Рабочая программа по русскому языку для учителей русского языка...