Разработка урока по теме "Электрический ток"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
План конспект урока с приложениями (мини доклады)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektricheskiy_tok.rar | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН – конспект
по теме «Электрически ток»
Цель урока:
Слайд 2
- Обучающие: выяснить физическую природу электрического тока, условия возникновения и существования электрического тока, развивать навыки самостоятельной работы с текстом.
- Развивающие: развивать способности обучающихся анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы. Развивать абстрактное и логическое мышление обучающихся. Развитие практических умений;
- Воспитывающие: воспитывать умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. Воспитывать инициативу, творческий подход к изучению предмета, исследовательские качества личности. Формировать познавательный интерес к физике и учебе в целом.
Оборудование: мультимедийное оборудование, экран, компьютер, презентации, доклад.
Ход урока.
Актуализация знаний.
На прошлых уроках мы изучали явление электризации тел.
Для того, чтобы систематизировать вам уже имеющиеся знания и проверить д/з, мы выполним тест.
Слайд 4
Молодцы хорошо справились с тестом. А теперь перейдём к теме сегодняшнего урока.
2 Чтобы узнать тему урока, надо разгадать ребус
Слайд12
(ток)
Итак, тема сегодняшнего урока:
Электрический ток.
Запишите, пожалуйста, в тетради тему урока.
-Сформулируйте цели сегодняшнего урока.
Дать определение электрическому току.
-Что называется электрическим током?
Слайд 13
Упорядоченное движение заряженных частиц под действием поля называют электрическим током.
- Что нужно для поддержания электрического тока в проводниках
Слайд 14
Для существования электрического тока необходимы следующие условия:
а) наличие свободных электронов в проводнике;
б) наличие внешнего электрического поля для проводника.
- Как вы думаете, какие частицы приходят в движение под действием эл тока?
Что принято за направление тока?
Слайд 15,16
Ответить на эти вопросы нам поможет видеофильм.
3 Демонстрация видеофильма.
Действия электрического тока
Слайд 17
Электрический ток прекращается, если электрическое поле, создающее движение зарядов, исчезает.
-Как поддерживать внешнее электрическое поле? ( С помощью источников тока)
Чтобы электрический ток в проводнике существовал длительное время, необходимо все это время поддерживать в нем электрическое поле. Электрическое поле в проводниках создается и может длительное время поддерживаться источниками электрического тока.
Что такое источники тока? Как они работают? Какие виды источников тока существуют?
Ответы на эти вопросы мы узнаем на следующем уроке,
Хорошо потрудились, отдохнем.
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
А вот на дом вы получите творческие экспериментальные задания:
Слайд 18-20
1.Изготовить в домашних условиях источник
Содовая батарейка.
Надо развести питьевую соду до густоты сметаны, и выложить чайной ложкой на блюдце. На один край содового комка положить медную пластинку, а на другой конец – цинковую . Вы получили гальванический элемент, который дает напряжение около 1В. Его можно измерить с помощью вольтметра, дотронувшись проводами, идущими от вольтметра , одновременно до меди и цинка. Можно составить последовательную цепь из нескольких подобных элементов, напряжение на выходе батареи увеличится!
Ответ: сода содержит соль, а разнородные пластинки образуют гальванический элемент.
Солёная батарейка.
Возьми несколько медных и несколько цинковых пластин. Разложи их, чередуя между собой. Проложи между ними листочки бумаги , смоченной в крепком растворе поваренной соли. Поставь все это столбиком и сожми. Батарейка готова! Подсоедини вольтметр к первой «желтой» и последней «белой пластине. Есть напряжение! А если взять этот столбик из пластин большим и указательным пальцами, то можно ощутить легкий удар током!
!!! Не забудь сначала очистить все металлические детали от жира.
Ответ: бумажки содержат в себе раствор солей, а разнородные проволоки образуют гальванический элемент.
2. Подготовить сообщение по теме «Из истории создания источников ток»
“Действие электрического тока на организм человека”.
Закрепление изученного
Слайд 21
Кейс
Представьте, что гроза застала вас на открытой местности, где растет одинокое дерево. Вы ведете на металлической цепочке собачку, в другой руке держите зонт. Как в таком случае наиболее правильно уберечь себя и собачку от грозы.
Молодцы. Хорошо справились с заданием. Подведём итог урока.
8 Рефлексия.
Презентация
Приложение 1
«Из истории создания источников ток»
Лейденская банка - первый источник тока. К середине XVIII в. в Голландии, в Лейденском университете, ученые под руководством Питера ван Мушенбрука нашли способ накопления электрических зарядов. Таким накопителем электричества была лейденская банка - стеклянный сосуд, стенки которого снаружи и изнутри оклеены свинцовой фольгой. Лейденская банка, подключенная обкладками к электрической машине, могла накапливать и долго сохранять значительное количество электричества. Разряд лейденской банки имел достаточную мощность. Если ее обкладки соединяли отрезком толстой проволоки, то в месте замыкания проскакивала сильная искра, и накопленный электрический заряд мгновенно исчезал. Так стало возможным получить кратковременный электрический ток. Затем банку надо было снова заряжать. Сейчас подобные приборы мы называем электрическими конденсаторами.
В конце 1780 года профессор анатомии в Болонье Луиджи Гальвани, занимался в своей лаборатории изучением нервной системы отпрепарированных лягушек, еще вчера квакавших в неотдаленном пруду. Совершенно случайно получилось так, что в той комнате, где в ноябре 1780 года Гальвани изучал на препаратах лягушек их нервную систему, работал еще его приятель – физик, производивший опыты с электричеством. Одну из отпрепарированных лягушек Гальвани по рассеянности положил на стол электрической машины. В это время в комнату вошла жена Гальвани. Ее взору предстала жуткая картина: при искрах в электрической машине лапки мертвой лягушки, прикасавшиеся к железному предмету (скальпелю), дергались. Жена Гальвани с ужасом указала на это мужу.
Пораженный новым явлением, я тотчас же обратил на него свое внимание. Меня охватила неимоверная жажда и рвение исследовать это и пролить свет на то, что было под этим скрыто». Гальвани решил, что все дело тут в электрических искрах. Для того чтобы получить более сильный эффект, он вывесил несколько отпрепарированных лягушачьих лапок на медных проволочках на железную садовую решетку во время грозы. Однако молнии – гигантские электрические разряды никак не повлияли на поведение отпрепарированных лягушек. Что не удалось сделать молнии, сделал ветер. При порывах ветра лягушки раскачивались на своих проволочках и иногда касались железной решетки. Как только это случалось, лапки дергались. Гальвани, однако, отнес явление все-таки на счет грозовых электрических разрядов. Когда я перенес лягушку в комнату и положил на железную дощечку и когда я прижал медный крючок, который был продет через спинной нерв, к дощечке, те же спазматические содрогания были налицо.
Я производил опыт с разными металлами в различные часы дня в разных местах – результат был один и тот же, разница была в том, что содрогания были более сильные при одних металлах, чем при других.
Затем я испытывал различные тела, которые не являются проводниками электричества, например, стекло, смолу, резину, камень и сухое дерево. Явлений не было.
Он провел, по сути дела, все эксперименты для того, чтобы сделать правильные выводы:
он показал, что для эффекта необходимы металлы; он показал, что при телах, не являющихся проводниками электричества, никакого эффекта нет; наконец, он показал даже, что разные металлы дают разный эффект.
Но он не обратил внимания на то, что эффект наблюдался только при наличии двух различных металлов.
Вольта решает поставить опыт Гальвани на себе: он взял две монеты из разных металлов и положил их в рот - сверху, на язык, и под его. Потом соединил монеты тонкой проволокой и ощутил вкус подсоленной воды.
Вольта отлично знал – это вкус электричества, и рожден он был металлами.
Его первый источник тока – «вольтов столб» был построен в точном соответствии с его теорией «металлического» электричества. Вольта положил друг на друга попеременно несколько десятков небольших цинковых и серебряных кружочков, проложив меж ними бумагу, смоченную подсоленной водой.
- Объясните явление, которое не смог объяснить Гальвани.
-Кем был получен первый источник тока.
Приложение 2
“Действие электрического тока на организм человека”.
Тело человека является проводником. Электрический ток, проходя через организм человека, раздражает и возбуждает живые ткани организма. Действие электрического тока на живую ткань носит разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток производит термическое, электролитическое, механическое, биологическое и световое действия.
При термическом действии происходит перегрев и функциональное расстройство органов по пути прохождения тока. Электролитическое (химическое) действие тока выражается в электролизе жидкости в тканях организма, в том числе крови, и нарушении её физико-химического состава. Механическое действие приводит к разрыву тканей, расслоению, ударному действию испарения жидкости из тканей организма. Механическое действие связано с сильным сокращением мышц, вплоть до их разрыва. Биологическое действие тока выражается в раздражении и перевозбуждении нервной системы. Световое действие приводит к поражению глаз.
Тяжесть поражения током зависит от силы тока, прошедшего через человека, характера тока (является он постоянным или переменным, т.е. изменяющимся по величине и направлению), продолжительности его действия, а также по какому пути внутри человека он шел. Наибольшую опасность представляет прохождение тока через мозг и те нервные центры, которые контролируют дыхание и сердце человека.)
Работающим с электрическими цепями надо знать как действие электрического тока на организм человека зависит от его силы и соблюдать технику безопасности.
Сила тока
Действие тока на организм человека
0 – 0,5 мА
Действие отсутствует
0,5 – 2 мА
Потеря чувствительности
2 -10 мА
Боль, мышечные сокращения
10 -20 мА
Растущее воздействие на мышцы, некоторые повреждения
16 мА
Ток, выше которого человек уже не может освободиться от электродов
20 -100 мА
Дыхательный паралич
100 мА – 3 А
Смертельные желудочковые фибрилляции (необходима немедленная реанимация)
Более 3 А
Остановка сердца. ( Если шок был кратким, сердце можно реанимировать.) Тяжёлые ожоги.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление"
Разработка урока, проведенного в рамках областного семинара....
Методическая разработка урока по теме "Тепловые и электрические явления" 8 класс
Урок-игра по теме: "Тепловые и электрические явления " можно проводить в качестве повторения или внеклассного мероприятия в 8 классе....
Методическая разработка урока по теме:"ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПИЩЕВАРОЧНЫЕ КОТЛЫ"
Данная методическая разработка по учебной дисциплине "Техническое оснащение и организация рабочего места" по теме: Электрические пищеварочные котлы используется для проведения лабораторно - прак...
Разработка урока по теме "Производство, передача электрической энергии. Энергоцентр "Майский"
«Лицей им.В.В.Карпова» с гордостью носит имя первого директора совхоза Майский В.В.Карпова. Каждый год наши шефы оказывают всяческую помощь: ученики лицея каждый день получают свежие овощи и зелень. О...
Методическая разработка урока по теме "Электрический ток"
В данной разработке представлен полный план-конспект урока, презентация, контрольный тест. Урок представлен для работы с 8 классом и представляет интерес для внеурочной деятельности....
Методическая разработка урока по теме: Электрические цепи
Цели урока:создать условия для формирования понятий: электрическая цепь постоянного тока, электрическая схема;создать условия для изучения элементов электрической цепи и способов их соединения;создать...
Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах".
Методическая разработка урока по теме: " Электрический ток в различных средах"....