Рабочие программы по физике 10 класс
рабочая программа по физике (10 класс) на тему

Хайруллина Руфия Талгатовна

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и построена на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

      Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

 - Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»

- Федеральный  компонент государственного стандарта среднего общего образования (ФК ГОС)

- Основная образовательная программа среднего общего образования ФК ГОС МБОУ
«СОШ № 124»

- Учебный план МБОУ «СОШ № 124».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_po_fizike_.doc305.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_____/ Цивильская А.И.

 Протокол №__6__

от«  24 »  августа 2018г.

«Согласовано»

Заместитель  директора                

МБОУ «СОШ №124»

_____/ Понятова О.Н.

   « 24»  августа  2018г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ «СОШ  №124»

________/ Садретдинов М.М.

Приказ №  139 от

«_24_»__августа__ 2018г.

Программа основного общего образования

Учебного предмета «Физика» за 10 класс

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 124»

Советского   района города Казани

Учитель физики: Хайруллина Руфия Талгатовна

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № 6 от 24 августа 2018

2018 - 2023 учебный год

Пояснительная записка

         Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Рабочая программа по физике для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и построена на основе базовой программы. Преподавание ведется по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский. Физика – 10, М.: Просвещение, 2008 г. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

      Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

 - Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»

- Федеральный  компонент государственного стандарта среднего общего образования (ФК ГОС)

- Основная образовательная программа среднего общего образования ФК ГОС МБОУ
«СОШ № 124»

- Учебный план МБОУ «СОШ № 124».

  • Учебниками (включенными в Федеральный перечень):

           Г.Я. Мякишев,  Б.Б. Буховцев,  Н.Н. Сотский   Физика 10 класс.  – М.: Просвещение, 2008.

  • Сборники тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
  • А.П. Рымкевич, П.А. Рымкевич Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2004. – 298с.
  • О.Ф.Кабардин, С.И. Кабардина, В.А. Орлов Контрольные и проверочные работы по физике. 7-11 классы – М.: Дрофа, 2008. – 192с.

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ и других предметов. Ядро содержания школьного образования в современном, быстро меняющемся мире должно включать не только необходимый комплекс знаний и идей, но и универсальные способы познания и практической деятельности. Школа должна учить детей критически мыслить, оценивать накопленные человечеством культурные ценности. Физика, как наиболее развитая естественная наука, занимает особое место в общечеловеческой культуре, являясь основой современного научного миропонимания. Это определяет и значение физики как учебного предмета в системе школьного образования.

           Раскрытие общекультурной значимости физики — науки и формирование на этой основе научного мировоззрения и мышления составляют две приоритетные задачи при всех указанных профилях обучения. В числе приоритетных задач обучения остается также необходимость ознакомления учащихся с фундаментальными понятиями и законами физики как важнейшей компоненты общечеловеческой культуры.

          Методика преподавания физики в России и других странах развивается по пути вооружения учащихся методами научного познания в единстве с усвоением знаний и умений. Только при этом условии можно достичь активизации познавательной деятельности учащихся. Поэтому объектами изучения в курсе физики на доступном для учащихся уровне наряду с фундаментальными физическими понятиями и законами должны быть методы познания, построения моделей (гипотез) и их теоретического анализа. Выпускники школ должны понимать, в чем суть моделей природных объектов (процессов) и гипотез, как делаются теоретические выводы, как экспериментально проверить модели, гипотезы и теоретические выводы. Они должны' понимать, что в основе научного познания лежит моделирование реальных объектов и процессов, что никакая модель не может быть тождественна изучаемом процессу или объекту, но вместе с тем отражает его важнейшие особенности. Без всего этого у выпускника школы не может формироваться научное мышление, он не сможет отличать научные знания от ненаучных, разбираться в вопросах познаваемости мира.

          Решающим фактором обучения и интеллектуального развития ученика является приобретение им опыта познавательной деятельности. Поэтому учебный процесс целесообразно организовать так, чтобы изучаемые основы физики и методы науки были одновременно и объектом, и средством учебного познания.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 4 лабораторных работ, 7 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

          Целью курса физики для средней общеобразовательной школы является формирование у учащихся физической картины мира. Под физической картиной мира мы понимаем целостный образ окружающего мира, осознаваемый человеком в виде совокупности наиболее общих, фундаментальных признаков, характеризующих отношения человека с природой. Физическая картина мира формируется в результате структурирования научной информации   об   окружающей   среде   по   следующим признакам: человек и его методы исследования мира; «элементы» мира; физические взаимодействия; физические законы и теории; физические системы; физические процессы и явления; мир, преобразованный человеком.

Физическая картина мира позволяет человеку выполнять ориентировочную и продуктивную деятельность в определенных социально-исторических условиях.

В программе рассматривается изменение физической картины мира за время развития физики. Особое внимание обращается на изменение представлений об окружающем мире, на формирование физических идей, составляющих неотъемлемую часть человеческой культуры.

Изучение физики в средних (полных) образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе среднего (полного) общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью. Способность понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 10-11 класса ученик должен:

знать/понимать

  • Смысл понятий;
  • Смысл физических величин;
  • Вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;

     уметь

  • Описывать и объяснять физические явления и свойства тел;
  • Отличать гипотезы от научных теорий, делать выводы на основе экспериментальных данных, приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов, физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще не известные явления;
  • Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;
  • Воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • Обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • Рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Результаты освоения курса физики

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  • сформированность ценностей образования, личностной значимости физического знания независимо от профессиональной деятельности,  научных знаний и методов познания,  творческой созидательной деятельности, здорового образа жизни, процесса диалогического толерантного общения, смыслового чтения;
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к научной деятельности людей, понимания физики как элемента общечеловеческой культуры в историческом контексте.
  • мотивация образовательной деятельности учащихся как основы саморазвития и совершенствования личности на основе герменевтического, личностно-ориентированного, феноменологического и эколого-эмпатийного подхода.

Метапредметными результатами в основной школе являются универсальные учебные действия (далее УУД).  К ним относятся:

1) личностные; 

2) регулятивные, включающие  также  действия саморегуляции;

3) познавательные,   включающие логические, знаково-символические;

4) коммуникативные.

  • Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), самоопределение и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях, приводит к становлению ценностной структуры сознания личности.
  • Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

  • Познавательные УУД включают общеучебные, логические, знаково-символические УД.

Общеучебные УУД включают:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- структурирование знаний;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- умение адекватно, осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические УУД направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем – индуктивной или дедуктивной).

Знаково-символические УУД, обеспечивающие конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделение существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирование обобщенных знаний.

  • Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Предметными результатами обучения физике в полной средней школе являются:

Знание/понимание:

  • смысла понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная.
  • смысла физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд.
  • смысла физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта.
  • вклада российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики.

Умение:

  • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект.
  • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления.
  • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров.
  • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  • рационального природопользования и защиты окружающей среды.

Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Количество часов

Количество лабораторных работ

Количество контрольных работ

10 класс

Механика

29

2

3

Молекулярная физика. Термодинамика

20

1

2

Электродинамика.

19

1

2

Всего

68

4

7

Содержание программы учебного предмета.

 (68 часов, 2 ч в неделю) вариативная часть

(34 часа, 1 ч в неделю, электив, см рабочий план электива) инвариантная часть (на усмотрение администрации)

Механика (29 ч)

Кинематика. Механическое движение. Относительность движения. Материальная точка. Система отсчета. Координаты. Скорость. Ускорение. Траектория. Прямолинейное движение. Движение по окружности. Угловая скорость. Центростремительное ускорение.

Динамика. Первый закон Ньютона. Инерциаль-ная система отсчета. Взаимодействие тел. Импульс. Сила. Принцип суперпозиции сил. Второй закон Ньютона. Момент силы. Третий закон Ньютона. Принцип относительности Галилея.

Силы в природе. Сила тяготения. Закон всемирного тяготения. Движение под действием силы тяготения. Первая космическая скорость. Невесомость. Сила трения. Сила упругости. Закон Гука.

Законы сохранения. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Условия равновесия тел. Закон сохранения механической энергии. Неупругий удар.

Механические колебания и волны. Математический маятник. Гармонические колебания. Амплитуда, частота, период, фаза колебаний. Свободные колебания. Вынужденные колебания. Автоколебания. Резонанс. Волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Уравнение гармонической волны.

Демонстрации

1.  Моделирование системы отсчета.

2.  Зависимость траектории от выбранной системы отсчета.

3.  Виды механического движения.

4. Движение тел по инерции.

5.  Инертность тела.

6. Зависимость ускорения тел при взаимодействии от их массы.

7.  Невесомость.

8. Движение тела, брошенного горизонтально.

9.  Реактивное движение.

10. Второй закон Ньютона.

11. Третий закон Ньютона.

12. Закон сохранения импульса.

13. Закон сохранения энергии.

14. Виды равновесия тел.

15. Запись колебательного движения.

16. Свободные колебания.

17.  Вынужденные колебания.

18. Резонанс.

19. Автоколебания.

20.  Образование и распространение волн.

21. Распространение звука.

Лабораторные  работы

1. Изучение движения тела по окружности под действием силы тяжести и упругости.

2. Измерение ускорения свободного падения.

3. Проверка закона сохранения энергии при действии сил тяжести и упругости.

Молекулярная физика. Термодинамика (20 ч)

Основы молекулярной физики. Экспериментальные основания молекулярно-кинетической теории. Опыты Штерна и Перрена. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Термодинамика. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Второй законтермодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.

Идеальный газ. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. Уравнение Клапейрона—Менделеева. Работа при изменении объема идеального газа. Изо-процессы.

Жидкость и твердое тело. Относительная влажность. Кипение. Насыщенный пар. Кристаллические и аморфные тела.

Демонстрации

1. Модель теплового движения.

2. Модель броуновского движения.

3. Модель опыта Штерна.

4. Модель опыта Перрена.

5. Диффузия.

6. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче.

7. Газовые законы.

8. Постоянство температуры кипения жидкостей.

9. Кипение воды при пониженном давлении.

10. Измерение влажности воздуха.

11. Кристаллы.

12. Плавление и отвердевание кристаллических тел.

Лабораторные работы

1. Изучение закона газового закона

Электродинамика (19 ч)

Электростатическое поле. Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.

Постоянный электрический ток. Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление при последовательном и параллельном соединении проводников. Полупроводники. Собственная и примесная проводимости полупроводников, р—п-Переход. Электрический ток в электролитах. Законы Фарадея. Электрический ток в вакууме. Электрический ток в газах.

 Демонстрации

1. Взаимодействие заряженных тел.

2. Сохранение электрического заряда.

3.  Делимость электрического заряда.

4. Электрическое поле заряженных тел.

5. Энергия конденсатора.

6.  Закон Ома для полной цепи.

7.  Собственная и примесная проводимости полупроводников.

8. р—n-Переход.

Лабораторные работы

1. Изучение закона Ома для полной цепи

Формы и средства контроля.

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

 Для обеспечения достижения обязательных результатов обучения важное значение имеет организация контроля знаний и умений учащихся.

  1. По каждой теме проводятся самостоятельные (контролирующие) работы.
  2. Систематическая проверка домашних работ. Для этого у учащихся разделены тетради для классных работ и домашних работ. Проверка домашнего задания может производиться следующим образом:
  • решение на доске отдельных наиболее интересных и вызывающих затруднение заданий, при этом тетради всех учеников не будут подвергаться проверке;
  • фронтально устный разбор некоторых заданий;
  • в виде самостоятельной работы;
  • если на уроке проводиться самостоятельная, практическая или контрольная работы, то тетради с домашним заданием не проверяются;
  • проверка домашних тетрадей у всего класса.
  1. После каждой темы учащиеся пишут контрольную работу.
  2. Виды контроля: стартовый; текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).
  3. Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, самостоятельная работа, проверочная работа, физический диктант, тесты, теоретические зачеты, контрольная работа.

Формы организации учебного процесса:

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

  • Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         
  • Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
  • Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
  • Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
  • Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
  •  Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная учебная литература

1. Уроки физики с применением информационных технологий. 7 – 11 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / З.В.Александрова, В.Н.Анатольев [и др.]; сост. З.В.Александрова. – М.: Планета, 2013. – 304 с. 

2. Сборник задач по физике для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

3. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев. Физика. 10 кл.: Учеб. для общеобразовательных учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008

4. Л.А.Кирик. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы по физике 7-11кл.»Илекса», Москва, 2002г.

Интернет ресурсы.

Оборудование и приборы.

Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.

Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на четверых учащихся.

Календарно-тематический план по физике

10 класс, 2 ч в неделю

Тема урока

План

дата

Факт

дата

Механика, 29 ч.

 Кинематика материальной точки, 9ч

1

Общие сведения о движении. Материальная точка. Положение тел в пространстве. Система координат. Перемещение. Способы описания движения. Система отсчета.

2

Равномерное движение тел. Скорость. Уравнение равномерного движения. Решение задач.

3

Графики прямолинейного движения. Решение задач.

4

Средняя и мгновенная скорость. Ускорение. Уравнение скорости. Решение задач

5

Перемещение при равнопеременном движении. Уравнения движения с постоянным ускорением.

6

Движение тела под действием силы тяжести. Свободное падение тел.

7

Криволинейное движение. Движение материальной точки по окружности. Ускорение при равномерном движении по окружности. Период и частота обращения.

8

Решение задач «Кинематика материальной точки»

9

Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»

Динамика, 4ч

10

Первый закон Ньютона Сила. Измерение сил. ИСО.

11

Понятие силы как меры взаимодействия тел. Второй закон Ньютона.

12

Третий закон Ньютона. Решение задач

13

Инерциальные системы отсчета и принцип относительности в механике.

Силы в природе, 8ч

14

Силы в природе. Явление тяготения. Закон всемирного тяготения.

15

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость и перегрузки. Решение задач.

16

Искусственные спутники земли. Первая космическая скорость.

17

Сила упругости. Закон Гука. Движение тела под действием силы упругости.

18

Лабораторная работа №1 « Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

19

Сила трения.

20

Решение задач на применение законов динамики. Движение тела под действием нескольких сил.

21

Контрольная работа №2 по теме «Законы Ньютона. Виды сил».

Законы сохранения, 8ч

22

Импульс тела и импульс силы. Закон сохранения импульса.

23

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Решение задач.

24

Механическая работа. Мощность.

25

Механическая энергия. Кинетическая энергия и ее изменение.

26

Работа силы тяжести. Работа силы упругости. Потенциальная энергия.

27

Закон сохранения и превращения энергии. Решение задач на применение закона сохранения энергии.

28

Лабораторная работа №2. Изучение закона сохранения механической энергии

29

Контрольная работа №3 по теме «Законы сохранения в механике»

Молекулярная физика,   20ч 

Молекулярная структура вещества,  

30

Строение вещества. Молекула. Основные положения МКТ. Масса молекул. Количество вещества.

31

Агрегатные состояния вещества. Кристаллические тела. Аморфные тела.

32

Идеальный газ в МКТ. Среднее значение квадрата скорости молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.

33

Решение задач на применение основного уравнения МКТ.

Температура. Энергия теплового движения молекул, 7ч

34

Температура и тепловое равновесие. Абсолютная температура. Температура – мера средней кинетической энергии.

35

Уравнение состояния идеального газа

36

Решение задач по теме «Уравнение состояния идеального газа»

37

Газовые законы

38

Решение задач на применение газовых законов.

39

Лабораторная работа №3 Опытная проверка закона Гей-Люссака

40

Контрольная работа №4по теме «Молекулярно-кинетическая теория идеального газа».

Взаимное превращение жидкостей и газов. 3ч

41

Свойства твердых тел, жидкостей и газов Насыщенный пар. Кипение

42

Влажность воздуха. Измерение важности воздуха. Решение задач на расчет влажности воздуха.

43

Проверочный тест по теме «Свойства твердых тел, жидкостей и газов»

Термодинамика, 6ч

44

Внутренняя энергия и работа в термодинамике

45

Количество теплоты. Решение задач.

46

Первый закон термодинамики

47

Применение первого закона термодинамики к изопроцессам

48

Условия работы тепловых двигателей. КПД тепловых двигателей.

49

Контрольная работа №5 по теме «Термодинамика».

Основы электродинамики, 19ч Электростатика, 8ч

50

Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона.

51

Электрическое поле. Напряженность. Силовые линии электрического поля.

52

Принцип суперпозиций полей. Решение задач.

53

Диэлектрики в электростатическом поле.

54

Потенциал электростатического поля и разность потенциалов. Потенциальная энергия заряженного тела. Связь между напряжением и напряженностью.

55

Электроемкость. Решение задач

56

Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора.

57

Контрольная работа №6  по теме «Электрическое поле».

Законы постоянного тока, 7ч

58

Электрический ток. Сила тока Закон Ома для участка цепи. Условия, необходимые для существования электрического тока.

59

Электрическая цепь. Последовательное и параллельное соединение проводников.

60

Работа и мощность постоянного тока

61

Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи.

62

Решение задач на применение Закона Ома для полной цепи

63

Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

64

Контрольная работа №7 по теме «Законы постоянного тока».

Электрический ток в различных средах, 4ч

65

Электронная проводимость металлов. Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

66

Электрический ток в полупроводниках. Примесная проводимость полупроводников.

67

Электрический ток в вакууме, в жидкостях и газах Решение задач

68

Обобщение темы «Электрический ток в различных средах»

№ к/р

Название контрольной работы

10 класс

1

Кинематика

2

Законы Ньютона. Виды сил.

3

Законы сохранения в механике

4

Молекулярно-кинетическая теория идеального газа

5

Термодинамика

6

Электрическое поле

7

Законы постоянного тока


Промежуточная аттестация по физике 10 класс

Вариант 1

Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)

1.  На рисунке 1.01 показан график зависимости скорости движения тела от времени. Какой из предложенных графиков выражает график ускорения этого тела?

А.Б.

В.Г.

2.  Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 18км/ч до 61,2км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?

А. 0,1 м/с2;         Б. 0,2 м/с2;                    В. 0,3 м/с2;                        Г. 0,4 м/с2.

3.  С какой силой притягиваются два корабля массами по 10000т, находящихся на расстоянии 1км друг от друга?

А. 6,67 мкН;             Б. 6,67мН;                 В. 6,67Н;                   Г. 6,67МН.

4.  3 моль водорода находятся в сосуде при температуре Т. Какова температура 3 моль кислорода в сосуде того же объема и при том же давлении? (Водород и кислород считать идеальными газами)

А. 32Т;                      Б. 16Т;                       В. 2Т;                         Г. Т.

5.  На графике (см. рисунок) представлено изменение температуры Т вещества с течением времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Какая из точек соответствует окончанию процесса отвердевания?

А. 5;            Б. 6;              В. 3;                 Г. 7.

6.  Каково сопротивление участка цепи, содержащем три резистора, соединенных так, как показано на рисунке?

А. 11 Ом;           Б. 5 Ом;         В. 3 Ом;                   Г. 1,2 Ом.

7.  Сила тока в проводнике 0,12А, а приложенное напряжение на его концах 12В. Как изменится сила тока на этом проводнике, если напряжение увеличить в 2 раза?

А. Увеличится в 2 раза; Б. Уменьшится в 2 раза; В. Увеличится в 100 раз; Г. Не изменится.

Часть 2. (Решите задачи)

8.  Двигаясь с начальной скоростью 54км/ч, автомобиль за 10с прошел путь 155м. С каким ускорением двигался автомобиль и какую скорость он приобрел в конце пути?

9.  На рисунке 3 дан график изопроцесса. Представьте его в остальных координатах.

10.  К источнику тока с ЭДС 9 В и внутренним сопротивлением 1,5 Ом присоединена цепь, состоящая из двух проводников по 20 Ом каждый, соединенных между собой параллельно, и третьего проводника сопротивлением 3,5 Ом, присоединенного последовательно к двум первым. Чему равна сила тока в неразветвленной части и напряжение на концах цепи?


 Вариант 2

Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)

1.  На рисунке 2.01 показан график зависимости скорости движения тела от времени. Какой из предложенных графиков выражает график ускорения этого тела?

              А.                  Б.

               В.               Г.

2.  Автомобиль за 2 мин увеличил свою от 36км/ч до 122,4км/ч. С каким ускорением двигался автомобиль?

А. 0,1 м/с2;                 Б. 0,2 м/с2;                 В. 0,3 м/с2;                 Г. 0,4 м/с2.

3.  С какой силой притягиваются два корабля массами по 20000т, находящихся на расстоянии 2км друг от друга?

А. 6,67 мкН;                 Б. 6,67мН;                 В. 6,67Н;                 Г. 6,67МН.

4.  3 моль водорода находятся в сосуде при температуре Т. Какова температура 3 моль азота в сосуде того же объема и при том же давлении? (Водород и азот считать идеальными газами)

А. 28Т;         Б. 14Т;         В. 2Т;                 Г. Т

5.  На графике (см. рисунок) представлено изменение температуры Т вещества с течением времени t. В начальный момент времени вещество находилось в кристаллическом состоянии. Какая из точек соответствует окончанию процесса плавления?

А. 5;                 Б. 6;                 В. 3;                 Г. 7.

6.  Сила тока в проводнике 0,12А, а приложенное напряжение на его концах 12В. Как изменится сила тока на этом проводнике, если напряжение уменьшить в 2 раза?

А. Увеличится в 2 раза; Б. Уменьшится в 2 раза; В. Увеличится в 100 раз; Г. Не изменится.

7.  Каково сопротивление участка цепи, содержащем три резистора, соединенных так, как показано на рисунке?

А. 11 Ом;         Б. 4,5 Ом;         В. 3 Ом;         Г. 1,2 Ом.

Часть 2. (Решите задачи)

8.  Двигаясь с начальной скоростью 36км/ч, автомобиль за 10с прошел путь 105м. С каким ускорением двигался автомобиль и какую скорость он приобрел в конце пути?

9.  На рисунке 1 дан график изопроцесса. Представьте его в остальных координатах.

10.  К источнику тока с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 0,5 Ом присоединена цепь, состоящая из двух проводников по 15 Ом каждый, соединенных между собой параллельно, и третьего проводника сопротивлением 4 Ом, присоединенного последовательно к двум первым. Чему равна сила тока в неразветвленной части и напряжение на концах цепи?


Критерии оценки

Итоговая работа состоит из двух частей

Часть А состоит из 7 тестовых заданий.

К каждому из 1-7 заданий даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Каждое задание оценивается в один балл.

Часть В состоит  из 3 заданий.

Задание оценивается в два балла, если оно выполнено полностью, один балл ставится, если дан один неверный ответ.

 

Шкала перевода баллов.

Максимальное количество баллов - 13 балла.

 

Отметка по

пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Общий балл

0 – 3

4 – 6

7– 9

10 – 13

Критерии оценки.

Выставление оценок за выполненную работу.

Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся набрал менее 3 баллов за всю работу.

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся набрал от 4-6 баллов.

Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся набрал от 7-9 баллов.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся набрал от 10-13 баллов при условии, что верно выполнено задание части B.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...