Рабочие программы по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа по физике для 7–х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–х классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (ФК ГОС)
- Основная образовательная программа основного общего образования ФК ГОС МБОУ «СОШ № 124»
- Учебный план МБОУ «СОШ № 124».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_po_fizike.doc | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _____/ Цивильская А. И. Протокол №__6__ от« 24 » августа 2018г. | «Согласовано» Заместитель директора МБОУ «СОШ №124» _______/ Понятова О.Н. « 24 » августа 2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №124» _________/ Садретдинов М.М. Приказ № 139 от «_24_»__августа__ 2018г. |
Программа основного общего образования
Учебного предмета «Физика» за 7 класс
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа № 124»
Советского района города Казани
Учитель физики: Хайруллина Руфия Талгатовна
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 6 от 24 августа 2018
2018 - 2023 учебный год
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.
Рабочая программа по физике для 7–х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 204 ч для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7–х классах (по 68 ч в каждом из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 – ФЗ «Об образовании в РФ»
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (ФК ГОС)
- Основная образовательная программа основного общего образования ФК ГОС МБОУ «СОШ № 124»
- Учебный план МБОУ «СОШ № 124».
- учебниками (включенными в Федеральный перечень):
- Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2008;
- Перышкин А.В. Физика-8 – М.: Дрофа, 2018;
- Перышкин А.В. Физика-9 – М.: Дрофа, 2009.
- сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
- Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2006.
- Степанова Г.Н. Сборник задач по физике 9-11 класс-М.:Просвещение, 2008
- Рымкевич А.П. Сборник задач по физике 9-11 класс-М.:Просвещение, 2008
Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 10 лабораторных работ, 6 контрольных работ.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.
В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:
знать/понимать
- Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
- Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
- Смысл физических законов: Паскаля, Архимеда;
- Уметь описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
- Использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
- Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы трения от силы нормального давления, силы упругости от удлинения пружины;
- Выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- Решать задачи на применение изученных физических законов;
- Осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для рационального использования простых механизмов, обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств.
Результаты освоения курса
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- Сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- Готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- Мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- Формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.
Учебно-тематическое планирование
Раздел, тема | Кол. часов | Кол. лаб.раб | Кол.к\р |
1.Введение | 4 | 1 | |
2.Первоначальные сведения о строении вещества. | 5 | 1 | 1 |
3.Взаимодействие тел. | 21 | 4 | 1 |
4.Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 22 | 2 | 1 |
5.Работа и мощность. Энергия. | 13 | 2 | 1 |
Повторение | 5 | 1 | |
Всего | 70 | 10 | 5 |
Основное содержание курса
(70 ч, 2 ч в неделю)
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика техника.
Лабораторные работы и опыты: 1. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Демонстрации: Наблюдение механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений: движение стального шарика по желобу колебания маятника, таяние льда, кипение воды, отражение света от зеркала, электризация тел.
Предметными результатами изучения темы являются:
- понимание физических терминов: тело, вещество, материя.
- умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
- понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Лабораторные работы и опыты
2. Определение размеров малых тел.
Демонстрации: Диффузия в газах и жидкости. Растворение краски в воде. Расширение тел при нагревании. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Модель кристаллической решетки. Модель молекулы воды. Сцепление свинцовых цилиндров. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании. Сжатие и выпрямление упругого тела. Сжимаемость газов. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.
Предметными результатами изучения темы являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
- владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
- понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Взаимодействия тел (21 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы
Лабораторные работы и опыты
3. Измерение объема с помощью измерительного цилиндра
4. Измерение плотности твердого тела.
5. Измерение массы тела на рычажных весах.
6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
Демонстрации: Траектория движения шарика на шнуре и шарика, подбрасываемого вверх. Явление инерции. Равномерное движение пузырька воздуха в стеклянной трубке с водой. Различные виды весов. Сравнение масс тел с помощью равноплечных весов. Взвешивание воздуха. Сравнение масс различных тел, имеющих одинаковый объем; объемов тел, имеющих одинаковые массы. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил. Равновесие тела, имеющего ось вращения. Способы уменьшения и увеличения силы трения. Подшипники различных видов.
Предметными результатами изучения темы являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: механическое -движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение
- умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны
- владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления
- понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука
- владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
- умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела
- умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
- понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающие сосуды. Атмосферное давление. Методы измерение атмосферного давления. Барометр, манометр, насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
Лабораторные работы и опыты
7.Определение выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость.
8. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Демонстрации: Зависимость давления от действующей силы и площади опоры. Разрезание пластилина тонкой проволокой. Давление газа на стенки сосуда. Шар Паскаля. Давление внутри жидкости. Сообщающиеся сосуды. Устройство манометра. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Устройство и действие гидравлического пресса. Устройство и действие насоса. Действие на тело архимедовой силы в жидкости и газе. Плавание тел. Опыт Торричелли
Предметными результатами изучения темы являются:
- понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления
- умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда
- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда
- понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании
- владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
Лабораторные работы и опыты
9. Выяснение условия равновесия рычага.
10. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Демонстрации: Простые механизмы. Превращение энергии при колебаниях маятника, раскручивании пружины заводной игрушки, движение «сегнерова» колеса Измерение работы при перемещении тела. Устройство и действие рычага, блоков. Равенство работ при использовании простых механизмов. Устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесия тел.
Предметными результатами изучения темы являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой
- умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию
- владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага
- понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии
- понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.
- владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Формы организации учебного процесса:
Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.
При организации учебного процесса используется следующая система уроков:
- Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
- Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.
- Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.
- Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.
- Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.
- Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.
Формы и средства контроля.
Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.
Проверка знаний учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул;допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более 2-3 негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов чем необходимо для оценки «3».
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: не более одной грубой ошибки; одной негрубой ошибки и одного недочёта; не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил: не более одной грубой ошибки и двух недочётов; не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочётов; при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, позволяет получить правильные результатыи выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности труда.
Перечень учебно-методических средств обучения.
Основная и дополнительная литература:
1. В.А.Шевцов Физика. 7 кл.: тематическое и поурочное планирование к учебнику А. В. Перышкина «Физика. 7 класс» Волгоград.Учитель: 2005
2. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. Физика. Тесты. 7-9 классы.: Учебн.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2000. – 96 с. ил.
3. Ю.Г. Павленко. Тест-физика. 350 задачи по физике. Москва «Экзамен»2004г.
4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике: Учеб пособие для учащихся 7-8 кл. сред. шк.
5. Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват учеб. заведе-ний. М.: Дрофа, 2008.
Оборудование и приборы.
Номенклатура учебного оборудования по физике определяется стандартами физического образования, минимумом содержания учебного материала, базисной программой общего образования.
Для постановки демонстраций достаточно одного экземпляра оборудования, для фронтальных лабораторных работ не менее одного комплекта оборудования на четверых учащихся.
Календарно- тематическое планирование физике
7 класс 2ч в неделю
№ | Тема урока | Дата провед. по плану | Дата пров. по факту |
Введение 4 ч | |||
1/1 | Техника безопасности (ТБ) в кабинете физики. Что изучает физика. Физика - наука о природе. Наблюдения и опыты. | ||
2/2 | Физические величины. Их измерение. Точность и погрешность измерений | ||
3/3. | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности». | ||
4/4. | Самостоятельная работа по теме «Физика наука о природе». Физика и техника | ||
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч) | |||
5/1 | Строение вещества. Молекулы | ||
6/2 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел». | ||
7/3 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение молекул. | ||
8/4 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостях и газов. | ||
9/5 | Контрольная работа №1 «Первоначальные сведения о строении вещества» | ||
Взаимодействие тел (21 ч) | |||
10/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | ||
11/2 | Скорость. Единицы скорости. | ||
12/3 | Расчет пути и времени движения. | ||
13/4 | Решение задач «Механическое движение» | ||
14/5 | Самостоятельная работа по теме: «Механическое движение. Инерция. Взаимодействие тел». | ||
15/6 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | ||
16/7 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №3«Измерение массы тела на рычажных весах» | ||
17/8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | ||
18/9 | Плотность тела. Расчет массы и объема тела по его плотности. | ||
19/10 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №5 «Измерение плотности твердого тела» | ||
20/11 | Самостоятельная работа по теме «Масса, объем, плотность тела» Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | ||
21/12 | Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. | ||
22/13 | Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | ||
23/14 | Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины | ||
24/15 | Динамометр. Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | ||
25/16 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил. | ||
26/17 | Решение задач | ||
27/18 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике. | ||
28/19 | Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. | ||
29/20 | Обобщение и повторение по теме «Взаимодействие тел» | ||
30/21 | Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел» | ||
Давление твердых тел, жидкостей и газов (22 ч) | |||
31/1 | Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | ||
32/2 | Решение задач по теме «Давление твердого тела» | ||
33/3 | Измерение давления твердого тела на опору | ||
34/4 | Самостоятельная работа по теме «Давление твердого тела». Давление газа. Закон Паскаля | ||
35/5 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | ||
36/6 | Решение задач «Давление в жидкости и газе» | ||
37/7 | Сообщающиеся сосуды | ||
38/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. | ||
39/9 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | ||
40,/10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | ||
41/11 | Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Давление в жидкости и газе. Атмосферное давление» | ||
42/12 | Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | ||
43/13 | Манометры. | ||
44/14 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | ||
45/15 | Решение задач по теме «Сила Архимеда» | ||
46/16 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №7 «Измерение выталкивающей силы действующей на погруженное в жидкость тело» | ||
47/17 | Плавание тел. | ||
48/18 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | ||
49/19 | Решение задач по теме: «Условия плавания тел» | ||
50/20 | Плавание судов. Воздухоплавание. | ||
51/21 | Обобщение и повторение по теме «Давление твердых тел жидкостей и газов» | ||
52/22 | Контрольная работа №3 «Давление твердых тел жидкостей и газов» | ||
Работа и мощность. Энергия. (13 ч) | |||
53/1 | Механическая работа. Единицы работы. Решение задач. | ||
54/2 | Мощность. Решение задач. | ||
55/3 | Самостоятельная работа по теме «Механическая работа. Мощность» Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | ||
56/4 | Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе. | ||
57/5 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №9 «Выяснение условий равновесия рычага» | ||
58/6 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. Золотое правило механики. | ||
59/7 | Коэффициент полезного действия механизма. Решение задач. | ||
60/8 | Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №10 «Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | ||
61/9 | Решение задач по теме «Простые механизмы» | ||
62/10 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. | ||
63/11 | Решение задач по теме «Энергия» | ||
64/12 | Повторение и обобщение по теме «Работа и мощность. Энергия» | ||
65/13 | Контрольная работа №4 «Работа и мощность. Энергия» | ||
66 | Повторение по теме «Взаимодействие тел» | ||
67 | Повторение по теме «Давление твердых тел жидкостей и газов» | ||
68 | Итоговая контрольная работа | ||
69-70 | Обобщение и повторение курса физики 7 класса |
№ к/р | Название контрольной работы |
7 класс | |
Первоначальные сведения о строении вещества. | |
Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества | |
Сила. Равнодействующая сил | |
Давление. Закон Паскаля | |
Давление в жидкости и газе | |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | |
Работа и мощность |
Промежуточная аттестация по физике. (7 класс)
Вариант I.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
- Вещества в каком состоянии могут сохранять свой объем неизменным, но легко менять форму?
А. В твердом; Б. В жидком; В. В газообразном; Г. Такого состояния нет.
- Автомобиль за 10 мин прошел путь 12км 600м. Какова скорость автомобиля?
А. 19 м/с; Б. 20 м/с; В. 21 м/с; Г. 22 м/с.
- Каким явлением можно объяснить фразу: «Не вписался в поворот»?
А. Диффузией; Б. Инертностью; В. Скоростью; Г. Инерцией.
- Мальчик массой 48кг держит на вытянутой вверх руке кирпич массой 5,2кг. Каков вес мальчика вместе с кирпичом?
А. 532 Н; Б. 53,2 кг; В. 428 Н; Г. Среди ответов А-В нет верного.
- В соревнованиях по перетягиванию каната участвуют четверо мальчиков. Влево тянут канат двое мальчиков с силами 530Н и 540Н соответственно, а вправо – двое мальчиков с силами 560Н и 520Н соответственно. В какую сторону и какой результирующей силой перетянется канат?
А. Вправо, силой 10Н; Б. Влево, силой 10Н; В. Влево, силой 20Н; Г. Победит дружба.
- При действии на опору силой 20Н давление на нее оказывается в 200Па. Во сколько раз изменится давление, если на опору действовать с силой 40Н?
А. Увеличится в 2 раза; Б. Уменьшится в 2 раза; В. Увеличится в 10 раз; Г. Не изменится.
- При поднятии груза весом 260Н с помощью подвижного блока на веревку действовали с силой 136Н. Каков вес блока?
А. 128 Н; Б. 26 кг; В. 64 Н; Г. 6 Н.
Часть 2. (Решите задачи)
- Определите вес дубового бруса размерами 1м х 40см х 25см. Плотность дуба 400 кг/м3.
- Какое давление действует на батискаф, погруженный в морскую пучину на глубину 1542м?
- Используя данные вопроса №7, вычислите КПД установки, если груз требуется поднять на высоту 5м.
Вариант II.
Часть 1. (Выберите верный вариант ответа)
- Вещества в каком состоянии могут легко менять свою форму и объем?
А. В твердом; Б. В жидком; В. В газообразном; Г. Такого состояния нет.
- Автомобиль за 5 мин прошел путь 6км 600м. Какова скорость автомобиля?
А. 19 м/с; Б. 20 м/с; В. 21 м/с; Г. 22 м/с.
- Каким явлением можно объяснить фразу: «Вода в реке становилась мутной»?
А. Диффузией; Б. Инертностью; В. Скоростью; Г. Инерцией.
- Мотоцикл «ИжП5» имеет массу 195кг. Каким станет его вес, если на него сядет человек массой 80кг?
А. 275 кг; Б. 1150 Н; В. 2750 Н; Г. Среди ответов А-В нет верного.
- Два человека несут бревно весом 800Н. С какой силой бревно давит на каждого их них?
А. 800Н; Б. 400Н; В. 1600Н; Г. Ну, им не тяжело!
- При действии на опору силой 20Н давление на нее оказывается в 200Па. Во сколько раз изменится давление, если площадь опоры уменьшить в два раза?
А. Увеличится в 2 раза; Б. Уменьшится в 2 раза; В. Увеличится в 10 раз; Г. Не изменится.
- При поднятии груза весом 140Н с помощью подвижного блока на веревку действовали с силой 76Н. Каков вес блока?
А. 128 Н; Б. 26 кг; В. 64 Н; Г. 6 Н.
Часть 2. (Решите задачи)
- Определите вес воды в бассейне размерами 25м х 4м х 2м. Плотность воды 1000 кг/м3.
- Какое давление оказывает на пол стол массой 32кг, если площадь ножки стола всего 10см2?
- Используя данные вопроса №7, вычислите КПД установки, если груз требуется поднять на высоту 6м.
Критерии оценки
Итоговая работа состоит из двух частей
Часть А состоит из 7 тестовых заданий.
К каждому из 1-7 заданий даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Каждое задание оценивается в один балл.
Часть В состоит из 3 заданий.
Задание оценивается в два балла, если оно выполнено полностью, один балл ставится, если дан один неверный ответ.
Шкала перевода баллов.
Максимальное количество баллов - 13 балла.
Отметка по пятибалльной шкале | «2» | «3» | «4» | «5» |
Общий балл | 0 – 3 | 4 – 6 | 7– 9 | 10 – 13 |
Критерии оценки.
Выставление оценок за выполненную работу.
Оценка «2» ставится в том случае, если учащийся набрал менее 3 баллов за всю работу.
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся набрал от 4-6 баллов.
Оценка «4» ставится в том случае, если учащийся набрал от 7-9 баллов.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся набрал от 10-13 баллов при условии, что верно выполнено задание части B.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...