Программа "Одаренные дети"
методическая разработка по физике по теме

Алмазова Ирина Владимировна

Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, разработана программа работы с одаренными детьми по физике «Одаренные дети».

Цель программы  создание  возможности интеллектуальной и творческой самореализации личности в различных видах деятельности

Задачи программы:

- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей в области физики;

- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

- развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации;

- создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности;

- способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma._odarennye_deti.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Одаренные дети»

 учителя физики МБОУ СОШ №1 г. Вязьмы Смоленской области

И.В.Алмазовой

1.Общие положения программы «Одаренные дети».

Актуальность, цели, задачи и принципы реализации программы.

Глобальные изменения, происходящие в информационной, коммуникативной, профессиональной и других сферах общества предъявляет более высокие требования к образованию. В современном мире,  когда  происходит бурное развитие науки и производства, растет объем информации, внедряются новые технологии, значение образования увеличивается. В Концепции модернизации российского образования говорится, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуациях выбора, прогнозировать их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».

       Поэтому возникает необходимость в  координации работы учителя  по выявлению и организации развития одаренных детей. Для этого необходимо создать систему деятельности  по развитию интеллектуальных и  творческих способностей учащихся.  В процессе такой работы развивается мышление,  способности, выявляются одаренность и талант ученика.

     Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант.

Организуя  активную, творческую деятельность ученика, учитель,  должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения, дифференцированной технологией; должен развиваться сам и развивать способности ученика; способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс и знать возрастную психологию.

Особенности, отличающие способных учеников в учении:

активность и постоянная занятость чем-либо;

настойчивость в достижении цели;

желание учиться и добиваться настоящих успехов;

способность лучше других заниматься самостоятельной работой с литературными источниками и организаторской деятельностью;

экспериментировать, критически рассматривать окружающую их действительность, стремиться проникнуть в суть вещей и явлений;

любознательность, сопровождающаяся множеством вопросов и заинтересованностью в ответе на них;

наличие умений раскрывать отношения между явлениями и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями и т.д.

Итак, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, разработана программа работы с одаренными детьми по физике «Одаренные дети».

Цель программы – создание  возможности интеллектуальной и творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

 Задачи программы:

- создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей в области физики;

- изучить факторы развития личности, ее способностей;

- создать максимально благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одаренных детей;

- развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации;

- создать условия одаренным детям для реализации их творческих способностей в процессе научно-исследовательской деятельности;

- установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями;

- способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии.

Содержание понятия «одаренность».

Критерии, по которым определяется «одаренность»:

1. Психофизиологические способности: наличие природных способностей к активному и целостному мировоззрению; стремление к личной эмоциональной независимости; интуитивность.

2. Интеллектуальные способности: познавательный процесс, эрудиция, высокий уровень интеллектуального развития, нестандартность мышления, способность к абстрагированию.

3. Творческий (креативный) потенциал: оригинальность в решении обучающе-познавательных вопросов, инициативность, целенаправленность в выборе видов деятельности, неординарность подходов.

4. Мировоззренческие ценности: высокий уровень сознательности и культуры, высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и самоконтроля.

Выявление одаренных детей в школе проводится, начиная с начальной школы на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Принципы реализации программы:

- гуманизм;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- систематичность

2.Этапы выявления одаренных детей и работы с ними

1 этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.

2 этап– диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка.

3 этап– фрмирование, углубление и развитие неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.

3. Основные принципы работы с одаренными детьми: - принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования;

- принцип осмысленности (осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися);

- принцип самодеятельности (учащийся может овладеть ходом исследования только через собственный опыт);

- принцип экспериментальности (физика - наука экспериментальная, поэтому этот принцип является одним из главных);

-принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся;

-принцип активной деятельности учащихся (освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода);

-принцип практической направленности обучения физике (решение заданий прикладного, практического содержания).

4.Деятельность по реализации программы «Одаренные дети».

Направления работы

Месяц

Ответственные

Организация учебной деятельности одарённых детей

1

Участие в олимпиадах по физике разного уровня

Ежегодно

Учитель физики

2

Смотр знаний по физике

В течение года

Учитель физики, родители

3

Защита творческих, исследовательских, информационных проектов

Апрель

Учитель физики

4

Ученическая научно-практическая конференция

Апрель

Зам. директора

5

Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию учащихся

В течение года

Учитель физики

6

Работа с одаренными детьми в режиме консультации

В течение года

Учитель физики

7

Использование интернет-технологий в учебном процессе

В течение года

Учитель физики

8

Участие в «Дне науки в школе»

Ежегодно

Учитель физики

9

Участие  в различных конкурсах, чемпионатах, тестировании (общероссийском конкурсе « Логическое мышление», международном проекте «videouroki.net”, онлайн-тестировании по физике и т.д.)

В течение года

Учитель физики

10

Ведение элективного курса «Методы решения физических задач»

2014-2015, 2017-2018, 2018-2019 уч.год

Учитель физики

11

Участие старшеклассников в Интернет-проектах

2014-2018 уч.год

Учителя физики и информатики

12

Работа творческого объединения  «Здравствуй, физика»

2018 уч.год

Учитель физики

13

Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др).

В течение года

Учитель физики

14

Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)

В течение года

Учитель физики

15

Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий («Восхождение на пик Знаний», викторины,  игры « Хочу все знать», « Конкурс кладоискателей», «круглый стол», научно-практические конференции учащихся, КВН по физике, «спартакиады», турниры знатоков физики, интеллектуальные конкурсы)

В течение года

Учитель физики

16

Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, ЕГЭ)

В течение года

Учитель физики

17

Проведение профориентации школьников на специальности, связанные с физикой

В течение года

Учитель физики

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся

18

Диагностика интеллектуальных и творческих

способностей учащихся (тестирование):

Диагностика уровня творческой активности (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А Воловича)

- Методика «Карта одаренности» (А. И. Савенков)

- Опросник для выявления одаренных школьников:  методика экспертных оценок по определению одарённых детей (  автор А.А.Лосева ).

Сентябрь, ежегодно

Педагог-психолог, учитель физики

19

Формирование банка диагностических методик познавательных возможностей и способностей учащихся

В течение года

Педагог-психолог, учитель физики

20

Повышение профессионального уровня педагога:

а) самообразование;

б) аттестационные и проблемные курсы;

в) научно-практические конференции;

г) методические семинары;

д) педагогические консилиумы, практикумы;

е) конкурсы профессионального мастерства;

ж) взаимопосещение уроков;

Постоянно

Администрация, учитель физики

21

Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических советов:

а) «Индивидуальная и групповая работа с одаренными учащимися»;

б) «Исследовательская деятельность как средство развития творческого мышления»;

в) «Развитие творческих способностей учащихся»

 г) «Использование современных образовательных технологий на уроках» и др.

В течение года

Администрация, учитель физики

22

Выступления на заседаниях РМО и ШМО по данной проблеме

В течение года

Руководитель МО, учитель физики

23

Выступления на школьных родительских собраниях по данной проблеме

В течение года

Администрация, учитель физики, психолог

Материально-технические и учебно-материальные условия работы с одаренными детьми

Создание банка методических наработок «Одаренные дети»

Постоянно

Зам. директора,

учитель физики

Подборка методической литературы «В помощь учителю для работы с одаренными учащимися»

Постоянно

Библиотекарь, учитель физики

Создание банка учебно-развивающих компьютерных программ

Постоянно

Администрация

5. Критерии эффективности программы:

- развивает интерес к предмету;

- развивает самостоятельность учащихся;

- дает возможность одаренным детям самореализоваться;

- способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий;

- развивает креативное мышление;

- формирует практические навыки;

- развивает навыки исследовательской деятельности; ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.

6.  Результаты работы по программе «Одаренные дети»

1. Увеличение качества знаний по предмету.

2. Высокий процент поступления в технические вузы страны на бюджетной основе.

3. Результаты олимпиад, интеллектуальных игр, марафонов, конкурсов за 2014-2018 уч. годы.

4. Результаты адаптации учащихся, имеющих более высокий уровень развития творческих способностей.

5.Среди обучающихся по данной программе есть лауреаты Всероссийских конкурсов, победители Всероссийских олимпиад и турниров.

6.С каждым годом возрастает процент участников Всероссийских олимпиад и конкурсов.

Литература:

1.Белых С.Л. Управление исследовательской активностью школьника. – М: «Исследовательская работа школьников», 2007.

2.Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе. – М: «Просвещение»,1981.

3.Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.

4.Кон И.С. Психология старшеклассника. – М., «Просвещение»,1994.

5.Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.

6.Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

7.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.

8.Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.

9.Тэкэкс К., Карне М. Одаренные дети. – М., 1991.

10.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. Одаренность: дар или испытание. – М, 1990.

11.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. - М., 2004.

Интернет- ресурсы:

Федеральная целевая программа "Дети России". Подпрограмма "Одаренные дети".http://www.dar.aaanet.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместный урок английского языка"Дети России, дети Китая - дети общей планеты Земля!" (из опыта работы)

     В рамках установления и дальнейшего поддержания дружественных отношений между детьми и педагогами г.Белогорска(Амурской области) и г.Хэйхэ (КНР) был мной организован и...

Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте Антитерроризм детям (беседы для детей) Что такое терроризм? Правила поведения при террористическом акте

Общие правилаК террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует всегда быть настороже. Главное правило: избегайте без необходимости посещения регионов, городов, мест и ме...

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Методические рекомендации по оформлению дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...