Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных технологий на уроках физики.
учебно-методический материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Попова Людмила Леонасовна

Методическая тема: Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных информационно - коммуникативных технологий

Цель: совершенствование образовательного процесса, формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение информационно – коммуникационных технологий.

Задачи: 1. Изучение опыта работы использования информационных и коммуникационных технологий на уроках физики. 2. Апробация ИКТ на уроках физики. 3. Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи. 4. Внедрение методик и инновационных технологий к успешной реализации предпрофильной подготовки обучающихся. 5. Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности. 6. Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных технологий на уроках физики

Автор: Попова Людмила Леонасовна,

 учитель физики МБОУ «СОШ №14»

 имени А.М. Мамонова, г. Старый Оскол.

Методическая тема: Активизация творческой деятельности учащихся через внедрение современных информационно - коммуникативных технологий

Цель: совершенствование образовательного процесса, формирование образовательной среды, способствующей наиболее полной реализации реальных учебных возможностей обучающихся на уроках физики, повышение качества образования через внедрение информационно – коммуникационных технологий.

Задачи:

  1. Изучение опыта работы использования информационных и коммуникационных технологий на уроках физики.
  2. Апробация ИКТ на уроках физики.
  3. Вовлечение учащихся в атмосферу поиска, решения научной задачи.
  4. Внедрение методик и инновационных технологий к успешной реализации предпрофильной подготовки обучающихся.
  5. Использование ИКТ в разных направлениях и формах учебной деятельности.
  6. Создание новых форм работы с учащимися, направленных на выявление наиболее способных детей.

Изучая современные технологии, я обратила свое внимание на использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе. В настоящее время меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Поэтому научить ребенка, с самого раннего возраста попадающего в "электронную среду", ориентироваться в ней, приобретать навыки "чтения", переработки и анализа информации, получаемой из разных источников, критически осмыслять ее и есть одна из важнейших задач современной школы.

Преимущества использования ИКТ:

Для меня, как учителя:

  • Экономия учебного времени (до 30%), т.е. увеличение плотности урока, обогащение урока новым содержанием;
  • Возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации.
  • Включение учащихся в активную деятельность
  • Развитие коммуникативных умений учащихся на уроке - коммуникативно-речевые способности, речевое развитие, владение технологией составления текста, умение анализировать текст;
  • Позволяет работать с учеником дифференцированно и индивидуально;
  • Рационально использовать различные формы, методы и приемы работы (групповые, парные и фронтальные);
  • Освобождение от рутинной бумажной работы:
  1. Создание отчётов, планов, конспектов уроков;
  2. Отслеживание успеваемости по различным параметрам (контрольные работы, самостоятельные и лабораторные работы, домашние задания, тесты и прочее)
  • Обеспечить положительный эмоциональный фон урока:
  1. Возможность эмоционально и образно подать материал;
  2. Постоянный контакт учителя с классом (учитель не отворачивается к доске, видит реакцию учеников, может вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию);
  3. На уроке устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учителем и учеником.

Преимущества использования ИКТ:

Для учащихся:

  • Доступность информации (изображение на экране дает возможность рассмотреть подробно устройство и принцип действия приборов);
  • Урок приближен к мировосприятию современного ребенка (так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств);
  • Позволяет ученику работать в своем темпе;
  • Развивает нестандартное мышление;
  • Воспитывает самостоятельность, способность принимать решения;
  • Формирует уверенность в своих возможностях, способностях.

В своей практической работе использую различные виды применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации, флипчарты, а так же презентации, созданные им с помощью программы Power Point. Ученики так же могут создавать и защищать свои презентации.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

4. Урок с применением интерактивного оборудования

Остановлюсь более подробно на своих уроках с применением интерактивного оборудования. Применение ИКТ на уроках физики заставило меня посмотреть на мои уроки с другой точки зрения. При подготовке к уроку я продумываю степень и время интерактивной поддержки (они могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла). Заранее решаю, на каком этапе урока буду использовать мультимедиа – презентации или презентации учащихся.

Ядром интерактивного класса является, интерактивная доска предоставляет преподавателям и ученикам прекрасную возможность наилучшего взаимодействия с учебным материалом и друг с другом.

Обычно урок длится 40-45 минут и это не так уж много, вместо того чтобы без конца листать записи, переставлять видео диски в поисках нужной информации учителю достаточно открыть один файл и все необходимое тут же появится на экране. Это улучшает процесс восприятия, учеников можно заинтересовать с самого начала урока. Учащиеся признают, что работать с такой доской очень интересно, так как учебный процесс становится разнообразным благодаря огромному спектру учебных пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Опыт работы по теме:"Активизация познавательной деятельности учащихся через синтез педагогических технологий"

Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:•         Концепция модернизации российского образо...

Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка

В данном  материале, отправленом на конкурс методических разработок и исследовательских работ по методике В.Ф.Шаталова, представлен опыт работы с опорными конспектами...

Заметки при чтении конкурсной работы В. И. Ивановой «Активизация познавательной деятельности учащихся через применение опорных конспектов на уроках русского языка», критические и дружеские

Статья не критическая в общепринятом значении слова критический. Это просто заметки-размышления по ходу чтения конкурсной работы Валентины Ивановны. В одном случае я позволяю не согласиться с авторско...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

«Активизация познавательной деятельности учащихся через систему использования ИКТ на уроках истории»

Развитие научно-технической базы современной школы, изменение интересов современных школьников, увлекающихся компьютерными технологиями, вынуждают учителя искать все новые и новые средства воздействи...