План-конспект урока по физике 7 класс. Как обнаружить атмосферное давление.
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-issledovanie._kak_obnaruzhit_atmosfernoe_davlenie.docx | 27.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока физики в 7 классе, проведенного в рамках ШМО.
Учитель физики – В.А.Ушакова
УРОК ИССЛЕДОВАНИЕ. Как обнаружить атмосферное давление? Как его использовать?
Цель: сформировать представления о том, как можно обнаружить атмосферном давлении и как его можно использовать.
Задачи:
Образовательные:
- способствовать усвоению понятий: атмосфера, атмосферное давление
- совершенствовать умения извлекать из текста необходимую информацию, высказывать свое мнение.
Развивающие:
- развивать умение работать с новой информацией;
- развивать навык систематизации полученных знаний;
- стимулировать навык критического мышления и самостоятельного осмысления текста;
- формировать навыки поисковой деятельности.
Воспитательные:
- пробудить интерес к предмету, расширить кругозор учащихся;
- научить видеть вокруг физические явления, уметь их правильно объяснять;
- совершенствовать навыки учебного сотрудничества.
Продолжительность урока – 45 минут.
Место урока – кабинет физики.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация, выполненная в Microsoft Power Point , учебник “Физика 7” под редакцией А.В. Перышкина, экспериментальные установки для демонстрации опытов, подтверждающих существование атмосферного давления, тексты карточек.
Основные формы организации деятельности детей: индивидуальная, парная, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, индивидуальная работа, эвристическая беседа.
Тип урока: общеметодологической направленности.
Технологии: технология развития критического мышления, технология деятельностного метода, ИКТ.
Эпиграф к уроку: “Мы живем на дне сказочно красивого океана. Он велик и безбрежен” | |
Деятельность обучающихся | |
Ход урока | |
Учитель: Здравствуйте, друзья! Я очень рада вас видеть, и верю, что урок у нас пройдет великолепно и настроение у нас станет прекрасным. Приёмы и методы: Прием “Верите ли вы, что…?” | Комментарии Дети самостоятельно определяют тему урока. |
Учитель: что мы знаем об атмосферном давлении? (рассказ об истории открытия). ПРИЕМ: Вытяните руки вперед ладонями вверх. Что вы чувствуете? Вам тяжело? А ведь на ваши ладони давит воздух, причем масса этого воздуха равна массе КАМАЗа, груженного кирпичом. Не верите? Площадь кожного покрова человека около 1,6 кв.м., на 1 кв.см. давит 1 кг., т.е. каждый из нас носит на плечах около 16 тонн воздуха. Как человек выдерживает такие нагрузки? | Реплики учащихся выслушиваются, в ходе фронтальной работы записываются ключевые слова: атмосфера, атмосферное давление |
Цель урока: убедиться в существовании атмосферного давления и научиться использовать полученные знания для объяснения физических явлений. Выяснить роль атмосферного давления в жизни человека и животных. | |
Сегодня на уроке мы увеличим круг наших знаний, изучая подробно атмосферное давление. | Учащиеся по очереди сообщают те сведения, которыми они владеют по изучаемому вопросу. |
Как можно измерить атмосферное давление? Группа 1 измеряет давление на улице и в помещении класса, проводит сравнительный анализ. | С помощью электронного барометра |
Опыт 1. “Фонтан Герона” Из цилиндрического сосуда, закрытого пробкой с трубкой, откачиваем с помощью насоса Камовского воздух, перекрываем кран на трубке, опускаем трубку в воду и открываем кран. Под действием атмосферного давления на поверхность воды в кювете внутрь сосуда бьёт фонтан. Почему же это происходит? | Вновь раскладывают карточки и комментируют полученные результаты |
Опыт 2. Яйцо в графине. Возьмем бутылку из-под молока или графин, опустим в него горящую бумажку и закроем горлышко еще теплым круто сваренным яйцом. Яйцо втягивается в бутылку. Как это явление объяснить? | Работа с лабораторным оборудованием, заполнение дневников. |
ОПЫТ 3. Можно ли переносить воду в решете? Возьмите пластиковую бутылку и сделайте при помощи раскаленной иглы в дне несколько отверстий. В результате дно выглядит как решето. Налейте в бутылку воды и закройте бутылку пробкой. В результате вода перестает выливаться из бутылки. А еще говорят, что воду нельзя носить в решете!!! Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается. | |
ОПЫТ 4 ( показать записанный видеосюжет с Л.Жантлиевой). В банку с широким горлышком) опустить зажженную бумагу и быстро закрыть горлышко воздушным шариком. Шарик постепенно втягивается и проваливается внутрь банки. | |
Опыт №5 Как достать из воды монету, не намочив пальцев? Положите монету на большую плоскую тарелку. Налейте столько воды, чтобы она покрыла монету. А теперь предложите гостям или зрителям достать монетку, не намочив при этом пальцев. Для проведения опьта необходим еще стакан и несколько спичек, воткнутых в плавающую на воде пробку. Зажгите спички и быстро накройте плавающий горящий кораблик стаканом, не захватив при этом монетки. Когда спички погаснут, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода из тарелки. Монета останется на месте, и вы можете взять ее, не намочив пальцев. Объяснение Сила, вогнавшая воду под стакан и удерживаюшая ее там на определенной высоте, - атмасфероное давление. Горящие спички нагрели в стакане воздух, давление его возросло, часть газа вышла наружу. Когда спички погасли, воздух снова остыл, но при охлаженин его давление уменьшилось, под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха. | |
6.ПЕРЕВЕРНУТЫЙ СТАКАН. Оборудование: стакан, наполовину наполненный водой, гайка, лист бумаги. Описание опыта: В стакан, наполовину наполненный водойгайку (груз), закрыть листом бумаги и, придерживая рукой, перевернуть. Несмотря на то, что изнутри на бумагу давят воздух, вода и груз, она не отрываются. Объясните явление. Под тяжестью воды и груза бумажка слегка прогибается, объем воздуха увеличивается, и его давление становится меньше атмосферного. Поэтому внешнее атмосферное давление может уравновесить давление содержимого стакана. | |
7.Опыт с воздушным шариком. | |
8. Творческое задание А.Кусаиновой. Как используется атмосферное давление | Презентация и демонстрационный эксперимент. |
9.Эврестическое задание. Представьте себе, что вы находитесь на пресс-конференции с Э.Торричелли, посвященной открытию атмосферного давления. Придумайте и задайте ему по одному-два вопроса. | Творческое мышление, глубина знания учебного материала. |
Рефлексия. Что нового мы узнали. Кто планирует продолжить заниматься этим вопросом? | |
Домашнее задание: Творческие задания: В каких приборах у вас дома работает атмосферное давление? “Роль атмосферного давления в живой природе” (сообщение или презентация) . |
|
Помните всегда о том, что МИР намного интереснее, чем нам кажется |
Литература
- Вечера по физике в средней школе / сост. Э. М. Браверманн. – М.: Просвещение, 1985.
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике / Л. А. Горев. – М.: Просвещение, 1977.
- Заир-Бек С.И. / Развитие критического мышления на уроке/ С.И. Заир-Бек – М. : Просвещение, 2011.
- Книга для чтения по физике / сост. И. Н. Кириллова. – М. Просвещение.
- Колобков Н.В. Атмосфера и её жизнь / Н. В. Колобков. – М.: Просвещение, 1968.
- Открытая физика.11.Полный интерактивный курс физики. ООО “Физикон”
- Перельман Я.И. / Занимательная физика. Книга 1./ Я.И. Перельман.– М.: Триада-Литера,1994.
- Перышкин А.В. / “Физика. 7 класс” учебник / А.В. Перышкин, – М.: “Дрофа”, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов
План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект современного урока по физике. "Давление. Единицы давления."
Урок по физике по ФГОС.Цель урока: сформировать понятие давление, определить способ его нахождения, ввести единицу измерения давления.Задачи:- обучающие: создание условий для усвоения учащимися ...
Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"
Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....
План - конспект интегрированного урока (биология, физика) по теме : «мы живём в мире звуков»
Обобщить и расширить знания учащихся о звуке, механизме его образования ивосприятия животными орга...
План - конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему "Античастицы"
Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества...
План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс
Цели:Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема...