План - конспект открытого урока по физике в 11 классе на тему "Античастицы"
план-конспект урока по физике (11 класс) на тему

Бакуров Евгений Александрович

Открытый урок по физике в 11 классе проводился в соответствии с приказом Самарского управления министерства образования и науки Самарской обдасти во время апробации дополнительных форм оценки качества обучения в школе в 2016 -2017 учебном году и получил высокую оценку специалистов Министерства и Департамента образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План конспект открытого урока в 11А классе по физике.

Учитель: Бакуров Е. А.

Тема урока: античастицы.

Умк: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский; под ред. В.И.Николаева, Н.А.Парфентьевой; М: Просвещение, 2015.

Тип урока: изучение нового материала

Метод обучения:  эвристическая  беседа.

Цели урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием - антчастичастица, с классификацией элементарных частиц, обобщить и закрепить знания о фундаментальных видах взаимодействий, формировать  научное мировоззрение.

Воспитательные:   формировать познавательный интерес к физике,  привитие любви и уважения к достижениям науки.

Развивающие: развитие любознательности, умение  анализировать, самостоятельно формулировать выводы, развитие  речи, мышления.

Оборудование: интерактивная доска (или проектор с экраном).

Ход урока:

  1. (2 мин.) Организационный этап: приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, Ψ настрой.
  2. (4 мин) Повторение пройденного материала: - основные этапы развития квантовой физики, кроссворд ( фронтально)

3

2

Э

Б

й

Т

о

м

с

о

н

р

ш

т

5

Р

е

з

е

р

ф

о

р

д

й

4

П

л

а

н

к

1. Англичанин, открывший электрон.

2. Датский физик-теоретик, создатель первой квантовой теории строения атома.

3. Немецкий учёный, построил теорию фотоэффекта

4.  Основоположник квантовой физики: для элементарных частиц, любая энергия поглощается или испускается только дискретными порциями

5. Английский физик, создатель планетарной модели атома

-(4 мин.) Повторение пройденного материала:  физический диктант ( индивидуально): 

  • формула Эйнштейна для фотоэффекта,
  • энергия кванта света,
  • закон радиоактивного распада,
  • связь массы и энергии,
  • сила Лоренца

в) (15 мин) Изложение нового материала :

1. Заполнение анкеты для электрона ( и фронтально и индивидуально)

электрон

позитрон

год открытия

29 апреля 1897 г

автор открытия

Джозеф Джон Томсон в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета

масса

9,1·10−31 кг

0,51 МэВ

5,5·10-4 а.е.м.

заряд

−1,6·10−19 Кл

барионное число

0

лептонное число

+1

спин

1/2 ħ

символ

e ,   e −

состав

фундаментальная частица

семья

фермион

группа

лептон

участвует во взаимодействиях:

гравитационное, слабое и электромагнитное

Предлагает школьникам заполнить анкету для позитрона после просмотра слайда с портретом П. Дирака и фотографии камеры Вильсона.

 2. Далее пояснение учителя. (Предлагает просмотр сюжетов, задавая вопросы и делая паузы для обсуждения.)

В природе существуют 4 типа фундаментальных (основных) взаимодействий: гравитационное, электромагнитное, сильное и слабое. По современным представлениям взаимодействие между телами осуществляется через поля, окружающие эти тела. Само поле в квантовой теории понимается как совокупность квантов. Каждый тип взаимодействия имеет своих переносчиков взаимодействия и сводится к поглощению и испусканию частицами соответствующих квантов света.Гравитационное взаимодействие осуществляется посредством обмена гравитонами.  Экспериментально они не обнаружены.

Электромагнитное взаимодействие является длиннодействующим.  В отличие от гравитационного взаимодействия, электромагнитное взаимодействие  может привести как к притяжению, так и к отталкиванию. Переносчиками электромагнитного взаимодействия являются кванты электромагнитного поля – фотонами.  В результате обмена этими частицами и возникает электромагнитное взаимодействие  между заряженными телами.

Сильное взаимодействие – это самые мощное из всех взаимодействий. Оно является короткодействующим, соответствующие силы очень быстро убывают по мере увеличения расстояния между ними.  Радиус действия ядерных сил 10-13см

Слабое взаимодействие проявляется на очень малых расстояниях. Радиус действия примерно в 1000 раз меньше, сем у ядерных сил.

Открытие радиоактивности и результаты опытов Резерфорда убедительно показали, что атомы состоят из частиц. Как было установлено, они состоят из электронов, протонов и нейтронов. Первое время частицы, из которых построены атомы, считались неделимыми. Поэтому их назвали элементарными частицами. Представление о «простом»  устройстве мира разрушилось, когда в 1932 году открыли античастицу электрона – частицу, которая имела такую же массу, что и электрон, но отличается от него знаком электрического заряда. Эту положительно заряженную частицу назвали позитроном.. согласно современным представлениям у каждой частицы есть античастица. Частица и античастица имеют одинаковую массу, но противоположные знаки всех зарядов. Если античастица совпадает с самой частицей, то такие частицы называют истинно нейтральными, заряд их равен 0. Например, фотон.  Частица и античастица при столкновении аннигилируют, то есть исчезают, превращаясь в другие частицы (часто  этими частицами является фотон).

Слайд  (по ходу рассказа на слайде появляются слова).

Все элементарные частицы (которые  нельзя разделить на составные) делятся на 2 группы: фундаментальные (бесструктурные частицы, все фундаментальные  частицы на данном этапе развития физики считаются бесструктурными, то есть не состоят из других частиц) и  адроны (частицы, имеющие сложное строение).  

             Фундаментальные частицы в свою очередь делятся на лептоны, кварки и переносчики взаимодействий. Адроны делятся на барионы и мезоны.                                                                                                                                                                  К лептонам относятся  электрон, позитрон, мьюон, таон, три типа нейтрино.  Не участвуют в сильных взаимодействиях.                                                                                                                                                                                              К кварками называют частицы, из которых состоят все адроны. Участвуют в сильном взаимодействии.                             Согласно современным представлениям, каждое из взаимодействий возникает в результате обмена частицами, называемые переносчиками этого взаимодействия: фотон (частица, переносящая электромагнитное взаимодействие), восемь глюонов              (частиц, переносящих сильное взаимодействие), три промежуточных векторных бозона W+, W− и Z0, переносящие слабое взаимодействие, гравитон (переносчик  гравитационного взаимодействия). Существование гравитонов пока не доказано экспериментально.

          Адроны  участвуют во всех видах фундаментальных взаимодействий. Они состоят из кварков и подразделяются, в свою очередь, на: барионы, состоящие из трех кварков, и мезоны, состоящие из двух кварков, один из которых является антикварком.

Существование античастиц было предсказано П. А. М. Дираком. Полученное им в 1928 году квантовое релятивистское уравнение движения электрона (уравнение Дирака) с необходимостью содержало решения с отрицательными энергиями. В дальнейшем было показано, что исчезновение электрона с отрицательной энергией следует интерпретировать как возникновение частицы (той же массы) с положительной энергией и с положительным электрическим зарядом, то есть античастицы по отношению к электрону. Эта частица — позитрон — была открыта в 1932 году.

По величине спина элементарные частицы делятся на два класса:

Фермионы - частицы с полуцелым спином (например, электрон, протон, нейтрон, нейтрино);

Бозоны - частицы с целым спином (например, фотон, глюон, мезоны).

По видам взаимодействий элементарные частицы делятся на:

1) Составные частицы: адроны - частицы, участвующие во всех видах фундаментальных взаимодействий.

Они состоят из кварков и подразделяются, в свою очередь, на: мезоны (адроны с целым спином, то есть

бозоны); барионы (адроны с полуцелым спином, то есть фермионы). К ним, в частности, относятся частицы,

составляющие ядро атома, - протон и нейтрон.

2) Фундаментальные (бесструктурные) частицы.

III (2-3мин) Самостоятельной усвоение новых знаний: предлагает школьникам заполнить анкету для позитрона

IV. (12 мин) Закрепление нового материала:

1) фронтально:

1.Назовите основные взаимодействия, которые существую в природе

2.Чем отличаются частица и античастица? Что у них общего?

3.Какие частицы участвую в гравитационном, электромагнитном, сильном и слабом взаимодействиях?

2) индивидуально:

Пройдите тест и оцените свою работу:

Закрепление индивидуально:

1. Какие элементарные частицы      
   были известны в начале 20 века?:
электрон? протон? фотон?

2. Согласно современным  
    представлениям античастица есть…

3. По современным представлениям фундаментальными частицами (т.е. частицами, не состоящими из других частиц) являются… протоны? лептоны? кварки?

4. Каким необычным свойством  
   обладают кварки? …

5. Какие частицы относятся к лептонам? электроны? протоны? нейтроны? нейтрино?

6. Чем отличаются и что общего у частицы и античастицы? …

7. Какая из перечисленных частиц еще не открыта? Позитрон? Нейтрино? Гравитон? Фотон?

8. При столкновении частицы и  античастицы происходит…

9. В каком году открыли и как назвали античастицу  
     электрона?

10. Электрон и позитрон при столкновении превращаются в …

Рефлексия

  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось…

IV. (1-2 мин).Подведение итогов и объяснение домашнего задания: §114 и 115.


Н.з.

1.

С5. С какой скоростью вылетает α-частица из радиоактивного ядра, если она, попадая в однородное магнитное поле с индукцией 1 Тл перпендикулярно его силовым линиям, движется по дуге окружности радиуса 0,5 м (α - частица – ядро атома гелия, молярная масса гелия 0,004 кг/моль).

 (максимум 3 балла)

Задача считается решенной, если за нее набрано не менее 3 баллов.

Использование взаимосвязи модуля силы Лоренца с зарядом частицы, ее скоростью, модулем вектора индукции магнитного поля и углом между направлением вектора магнитной индукции и вектором скорости для вычисления силы Лоренца в заданных условиях: FЛ = BVq sinα.

В однородном магнитном поле заряженная частица будет двигаться по окружности, если угол между вектором индукции магнитного поля и вектором скорости равен 90о:  α = 90о  sinα = 1, FЛ = BVq.

(1 балл). Использование второго закона Ньютона для описания движения частицы по окружности с центростремительным ускорением а под действием силы Лоренца, взаимосвязи центростремительного ускорения при равномерном движении по окружности с модулем вектора скорости и радиусом окружности:

FЛ.= ma,   a = .

(1 балл) Заряд q альфа-частицы равен по модулю удвоенному заряду электрона: q = 2e, а масса примерно равна массе атома гелия: m = M/NA.

(1 балл) Совместное решение системы уравнений с получением ответа в общем виде: .

 Подстановка численных данных и правильные арифметические расчеты:  V = 1,9  107 м/с

2.

Рассчитайте КПД тепловой машины, использующей в качестве рабочего тела одноатомный идеальный газ и работающей по циклу, изображенному на рисунке.

С2.

 Знание определение КПД тепловой машины, работающей по циклу 1-2-3-4:  η = , где А1234 – работа газа в цикле,

Q13 – суммарное количество теплоты, полученное на участках цикла 1-2 и 2-3.

 Знание геометрического смысла работы газа в в цикле. A1234 равна площади прямоугольника 1-2-3-4, изображающего график цикла в координатах p-V: A1234 = 2p0V0.

 Понимание того, что тепло подводится к газу на участках 1-2 и 2-3, и того что на участке 2-3 по первому закону термодинамики оно затрачивается только на увеличение внутренней энергии, а на участке 2-3 на увеличение внутренней энергии и совершение работы в изобарном процессе:

Q13= ΔU13+ A13 = ΔU13 + A12 + A23 = ΔU13 + A23.

Умение рассчитывать работу в изобарном процессе 2-3:

А23 = 2p02V0 = 4p0V0.

 Знание связи между внутренней энергией одноатомного идеального газа и абсолютной температурой: ΔU13 = νRT3 – νRT1.

 Использование уравнения Клапейрона-Менделеева для перехода от значений Т к значениям p и V: ΔU13 = 2p0 3V0 – p0V0 =  p0V0.

 Совмещение всех уравнений для получения значения КПД и правильные алгебраические преобразования с получением численного ответа. Ответ  может быть приведен и в виде округленной десятичной дроби.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе. Электризация тел. Два рода зарядов

План-конспект открытого урока по физике в 8 классе.Электризация тел. Два рода зарядов...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

Презентация к план-конспекту интегрированного урока по физике 7 класс "Путешествие в мир Силы тяжести"

Презентация может быть использована для проведения урока закрепления и обобщения материала по теме «Сила тяжести» с целью повышения познавательного интереса учащихся при изучении физики....

План-конспект открытого урока по физике

План-конспект открытого урока по физике на тему: "Силы а тяжести и сила упругости"....

План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс

Цели:Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема...