План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Цели:
- Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема тел при решении задач; отработка навыков самостоятельной работы учащихся с таблицей;
- Развивающая: развитие навыков практической работы, проведения сравнения; развитие речи, внимания, памяти, логического и креативного мышления;
- Воспитательная: воспитание уверенности в себе, этики групповой работы; формирование положительного эмоционального отношения и интереса к предмету.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_7_klass.docx | 123.1 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс
Цели:
- Образовательная: проверка усвоения понятия плотность вещества; проверка знания обозначений, единиц измерения, формул расчета плотности, массы, объема; отработка формул расчета массы и объема тел при решении задач; отработка навыков самостоятельной работы учащихся с таблицей;
- Развивающая: развитие навыков практической работы, проведения сравнения; развитие речи, внимания, памяти, логического и креативного мышления;
- Воспитательная: воспитание уверенности в себе, этики групповой работы; формирование положительного эмоционального отношения и интереса к предмету.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: урок-практикум.
Оборудование:
№ п/п | Название | Количество, шт. |
1 | Компьютер | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Мультимедийная презентация | 1 |
4 | Экран | 1 |
5 | Сосуд с холодной водой (с синей маркировкой) | 1 |
6 | Сосуд с горячей водой (с красной маркировкой) | 1 |
7 | Термометр демонстрационный спиртовой | 1 |
8 | 20 | |
9 | Сигнальные карточки красного, желтого, зеленого цветов | по 30 |
10 | Продукты питания прямоугольной формы в упаковке с указанием массы, деревянные кубики их разных сортов древесины, набор овощей и фруктов. | 15 |
11 | Заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”, “Плотность древесины”, “Плотность овощей и фруктов” | 30 |
12 | Линейка | 15 |
13 | Микрокалькулятор | 15 |
14 | Лоток для оборудования | 7 |
15 | Текст разноуровневого домашнего задания | 30 |
Оформление: на доске написана дата и тема урока, сделана заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”, на обратной стороне доски представлены ответы к физическому диктанту для каждого из двух вариантов.
Подготовка к уроку: на демонстрационном столе учителя находятся сосуд с холодной водой, сосуд с горячей водой, термометр демонстрационный спиртовой, плакаты к физическому диктанту, тексты разноуровневого домашнего задания. В доступном месте для учителя находятся лотки с оборудованием для практической работы, в каждом из которых находятся твёрдые продукты питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.), линейки (2 шт.), микрокалькуляторы (2 шт.), заготовки таблицы “Плотности некоторых продуктов питания” (5 шт.). Набор деревянных кубиков изготовленных из разных пород деревьев по (2 шт.). Лоток с овощами и фруктами, по (2 шт.). Включен компьютер, настроен мультимедийный проектор. На партах лежат сигнальные карточки для учащихся.
План урока
№ п/п | Этап урока | Стадия урока | Время, мин |
1 | Орг.момент. Постановка цели урока | Вызов | 2 |
2 | Проверка знаний, их актуализация | Активизация мыслительной деятельности | 8 |
3 | Постановка проблемы. Практическая работа “Определение плотности продуктов питания” “ Плотности древесины”, “Плотности овощей и фруктов” | Осмысление | 8 |
4 | Здоровье сберегающая пауза | Расслабление | 2 |
5 | Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации | Восприятие | 8 |
6 | Закрепление знаний | Повторение | 7 |
7 | Подведение итогов. Рефлексия | Рефлексия | 4 |
8 | Задание на дом | Заключение | 1 |
Ход урока
1 этап урока: Постановка цели урока
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
Учитель: озвучивает тему урока, эпиграф к уроку
Сегодня мы продолжим рассмотрение вопроса о плотности вещества, а девизом урока нам послужат слова великого Рене Декарта “Я мыслю, следовательно, я существую”
Приглашает одного из учеников провести демонстрационный эксперимент перед всем классом. Предлагает ему опустить резервуар спиртового демонстрационного термометра сначала в сосуд с горячей водой, затем в сосуд с холодной водой. Проводит фронтальную беседу с учащимися, связанную с экспериментом по следующим вопросам:
- Что показывает термометр при погружении его резервуара в сосуд с горячей водой? (Ответ: рост температуры).
- Как изменилась средняя скорость движения молекул спирта? (Ответ: средняя скорость движения молекул спирта увеличилась, так как увеличилась температура вещества).
- Как изменился при этом объём спирта? (Ответ: объем спирта увеличился, так как повысится уровень столба спирта в трубке из-за увеличения расстояния между молекулами).
- Изменилась ли масса спирта в резервуаре термометра? (Ответ: масса не изменилась, так как резервуар термометра герметичен).
- Изменилась ли при этом плотность спирта? (Ответ: плотность спирта уменьшилась, так как уменьшилось число частиц в единице объёма вследствие расширения вещества).
- Что показывает термометр при погружении его резервуара в сосуд с холодной водой? (Ответ: уменьшение температуры).
- Как изменилась средняя скорость движения молекул спирта? (Ответ: средняя скорость движения молекул спирта уменьшилась, так как уменьшилась температура вещества).
- Как изменился при этом объём спирта? (Ответ: объем спирта уменьшился, так как снизился уровень столба спирта в трубке из-за уменьшения расстояния между молекулами).
- Изменилась ли масса спирта в резервуаре термометра? (Ответ: масса не изменилась, так как резервуар термометра герметичен).
- Изменилась ли при этом плотность спирта? (Ответ: плотность спирта увеличилась, так как увеличилось число частиц в единице объёма вследствие сжатия вещества).
(Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.Учащиеся отвечают на вопросы учителя, отмечают недостаточность знаний о данной величине, формулируют цель урока и записывают в тетрадях тему урока).
- Прочитав ёще раз тему урока, попробуйте сформулировать цели урока. Любому открытию сопутствует опыт, талант исследователя и даже случай. Сегодня на уроке также попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия. Работаем в командах.
2 этап урока: Проверка знаний, их актуализация (стадия активизации мыслительной деятельности)- вопросы общие для всех групп
Актуализация знаний осуществляется в форме фронтального опроса
- От каких величин зависит плотность?
- Как определить плотность вещества?
- Какой буквой обозначают плотность?
- По какой формуле вычисляют плотность?
- Какова единица плотности в системе СИ?
- Как, зная массу тела и его плотность, определить объем тела?
- По какой формуле можно вычислить массу тела зная плотность и объем?
Давайте вспомним единицы измерения массы тела и его объема в системе СИ, которые понадобятся при решении задач на уроке. (килограмм и м3)
Но при решении многих задач единицы измерения массы и объема не всегда выражены в СИ, поэтому давай поработаем с производными величинами массы и объема.
На слайде вы видите задание:
7,2 т = 7200 кг
10,07кг =10070 г
2 г = 0,002 кг
170 г =0,17 кг
Вам необходимо заполнить пропуски (выполняется устно, ответы появляются на экране).
Теперь следующее упражнение. На доске вы видите задание, в котором необходимо все величины объема выразить в системе СИ. Желающие?
52000 см3 = 0,052 м3
40 см3 = 0,00004 м3
1200 дм3 = 1,2 м3
2 л = 0,002 м3
С целью проверки усвоения понятия плотность вещества, знания учащимися обозначений, единицы измерения, формул расчета плотности, массы, объема.
3 этап урока: Постановка проблемы. Практическая работа “Определение плотности продуктов питания” (осмысление)
Учитель обращает внимание учащихся на то, что нас окружают различные вещества, в том числе те, которые мы употребляем в пищу. Плотность употребляемых продуктов питания мы можем охарактеризовать качественно. А как же ее рассчитать? Как рассчитать плотность древесины?
Учитель предлагает образовать группы (лаборатории) по четыре человека (повернуться к учащимся за соседнюю парту).
Вспоминают правила работы в группе: выбрать заведующего, лаборантов, сотрудников., то есть распределение обязанностей,и т.д.
Во время решения экспериментальных задач соблюдайте технику безопасности. Осторожно обращайтесь с мензурками, весами и телами
Учитель выдает каждой группе лоток со следующим оборудованием:
– твёрдый продукт питания прямоугольной формы в упаковке с указанием на ней массы (2 шт.);
– набор деревянных кубиков (2 – 5 шт.);
– набор овощей и фруктов (2 -5 шт.);
– приборы (весы, линейку, мензурку, калькулятор)
заготовка таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”,
“Плотность древесины”, “Плотность овощей и фруктов”.
Учитель даёт задание провести коллективное исследование: “Определение плотности веществ”. Координирует деятельность групп. Опрашивает все группы и записывает полученные результаты в таблицу на доске, демонстрируя результат коллективного исследования.
Учащиеся обсуждают проблему в группах, выдвигают гипотезы. Обсуждают гипотезы между группами. По обдуманному плану определяют плотность предложенных продуктов питания (масса вещества указана на упаковке; объем определяют умножением длины, ширины и высоты прямоугольника; погрешностью при измерениях пренебрегают; плотность рассчитывают делением массы на объём с помощью микрокалькулятора, переводят единицы измерения плотности в систему СИ). Расчеты отражают в тетради. По просьбе учителя озвучивают полученные результаты, заполняют заготовку таблицы “Плотности некоторых продуктов питания”. И другие таблицы по группам. (на доске)
Плотности некоторых продуктов питания
№ п/п | Название | Плотность | |
г/см3 | кг/м3 | ||
1 | Кисель |
|
|
2 | Сахар-рафинад |
|
|
3 | Конфета суфле |
|
|
4 | Шоколад |
|
|
5 | Кубик бульонный |
|
|
Плотность древесины при 12 % влажности
№ п/п | Название | Плотность | |
г/см3 | кг/м3 | ||
1 | Лиственница |
|
|
2 | Сосна |
|
|
3 | Ель (кедр) |
|
|
4 | Осина |
|
|
5 | Береза |
|
|
Плотность овощей и фруктов
№ п/п | Название | Плотность | |
г/см3 | кг/м3 | ||
1 | Картофель |
|
|
2 | Морковь |
|
|
3 | Груша |
|
|
4 | Яблоко |
|
|
5 | Свекла |
|
|
4 этап урока физминутка: 1) для глаз, 2) подвижная – Я, ты он, она – вместе целая страна
5 этап урока: Решение задач на применение знаний в незнакомой ситуации (восприятие)
Учитель вновь предлагает продолжить работу в группах по полученным таблицам. Озвучивает задание № 1 творческого характера: Составить как можно больше качественных задач, пользуясь данными таблиц “Плотности некоторых продуктов питания”, “Плотность древесины”, “Плотность овощей и фруктов”. Координирует взаимодействие групп при обсуждении результатов работы.
Учащиеся работают с таблицей в группах, анализируют её данные, сравнивают, делают выводы, конструируют качественные вопросы и ответы на них. Задают вопросы другим группам, отвечают на вопросы других групп.
Учитель предлагает задание №2 творческого характера: Пользуясь данными таблиц составить и оформить в тетради расчетную задачу. Координирует взаимодействие групп при обсуждении текстов задач.
Учащиеся работают с таблицами в группах, производят поиск, оценку, отбор данных, формулируют условие расчетной задачи и решают её в тетрадях. Озвучивают тексты задач. Выбирают наиболее интересную задачу.
6 этап урока: Закрепление. Решение задачи ( слайд) 1).
На слайде изображена карточка. По имеющимся данным решить задачу.
2) Задача. Медное тело ( рис.1) опустили в мензурку с жидкость ( рис.2) так, как показано на рис. 3. Определите массу медного тела.
Решение.
По рисункам 2 и 3 можно найти объем тела:
V = V2 – V1 = 120 см3 – 80 см3 = 40 см3 = 0,00004 м3
Из таблицы массу тела по формуле m = p * V ; m = 8900 кг/м3 * 0,00004 м3 = 0,356 кг = 356 г.
7 этап урока: Подведение итогов. Рефлексия (рефлексии)
Вопросы учителя к учащимся:
1) Что вы узнали нового на уроке?
2) Что вы поняли?
3) Чему вы научились?
4) Что особенно запомнилось на уроке? Почему?
5) С какими трудностями вы столкнулись на уроке? Почему?
Учитель предлагает учащимся провести самооценку своей деятельности на уроке с помощью сигнальных карточек.
Учащиеся поднимают сигнальную карточку красного (работал на “5”), желтого (работал на “4”), зеленого (работал на “3”) цвета.
Учитель объявляет оценки за работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал.
8 этап урока: Задание на дом (заключительная стадия)
Учитель: Мы коснулись лишь некоторых моментов в этой теме. Впереди вас ждут новые открытия. Даю задание на дом, выдаю раздаточный материал с разноуровневыми заданиями для учащихся, делаю краткие пояснения. Прощаюсь, благодарю за урок. Прошу оставить свое настроение на доске под смайликами (стикеры).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса
Цель урока:· Рассмотреть физические свойства разных состояний вещества.· Сформировать познавательный инт...
Презентация к уроку по физике на тему «Агрегатные состояния вещества» для 7 класса
Презентация создана с цель обеспечения наглядности изученного материала. На слайдах размещены загадки и картинки-отгадки на соответствующую тему. Кроме того содержится сетка кроссворда. Урок можно про...
Урок физики по теме "Определение плотности вещества". 7 класс.
Проектирование урока физики по теме "Определение плотности вещества" в соответствии с ФГОС....
Презентация открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс
laquo;Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».Д. Хевеши...
Самоанализ открытого урока по физике по теме «Расчет плотности вещества» 7-й класс
Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение урока показали хорошую работоспособность.Для того, чтобы у учащихся появился интерес к уроку, чтобы мобилизовать внимани...
Методическая разработка урока по физике на тему "Движение частиц вещества. Диффузия. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул"
Конспект урока по теме: движение частиц вещества. Диффузия.Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул. Раскрывает понятия броуновского движения, диффузии (в чем различия), отражены примеры, где...
План-конспект открытого урока английского языка по теме «Времена года» в 5 «А» классе
План-конспект открытого урока в 5 классе "Времена года"...