Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
материал по физике (7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Физика не является легко понимаемым предметом для учащихся, т.к. не все способны видеть в окружающем мире её законы. Одной из первых ступеней, к выявлению и развитию способностей у детей на уроках физики, является появление интереса к изучению предмета.
Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Физика не является легко понимаемым предметом для учащихся, т.к. не все способны видеть в окружающем мире её законы. Одной из первых ступеней, к выявлению и развитию способностей у детей на уроках физики, является появление интереса к изучению предмета.
Задания должны быть посильны для основной массы учащихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый ученик на уроке работал активно и увлеченно.
Для выявления способностей учащихся, я поставила перед собой ряд задач:
- поддерживать и развивать интерес к предмету через небольшие фронтальные и демонстрационные опыты;
- формировать приемы продуктивной деятельности;
- прививать навыки исследовательской и проектной работы;
- показывать практическую направленность знаний, получаемых на уроках физики;
- видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками.
Решение этих задач позволяет сделать процесс обучения интересным для ребенка, открывая в нём желание узнавать больше. При этом используются следующие методы обучения:
- словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний;
- наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением;
- практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества.
Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.
Практическую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств, присущих талантливой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное.
Далее приведу примеры некоторых педагогических методов, которые я использую в своей педагогической деятельности в основной школе.
- Тематические физминутки.
Урок 45 минут. Как не потерять ни одной минуты, и в то же время не переутомить детей, не усыпить потоком новой информации, заставить смеяться и удивляться, быть внимательным и самостоятельно, пытаться разобраться в явлениях, окружающих нас, проявить свои творческие способности. Выходом из этой ситуации является проведение физических минуток, но не тех, что ассоциируются с физкультурой, а именно непосредственно связанных с физикой, с её экспериментальной частью.
Например, упражнение на укрепление мышц брюшного пресса и формирование осанки и закрепление темы « инерция» в 7х классах.
Учащиеся становятся пассажирами в автобусе, а учитель-водитель. Учитель демонстрирует резкие повороты в сторону, учащиеся показывают с помощью наклонов туловища, в какую сторону по инерции они отклоняются.
- Исследовательские эксперименты.
Физика является экспериментальной наукой, поэтому развитие практического направления является одним из методов, позволяющих учащимся лучше понять изучаемые темы. Основными формами занятий являются практические работы в физической лаборатории, на которых учащиеся приобретают навыки планирования физического эксперимента в соответствии с поставленной задачей, учатся выбирать рациональный метод измерений, выполнять эксперимент и обрабатывать его результаты. Выполнение таких заданий позволяет применить приобретенные навыки в нестандартной обстановке, стать компетентными во многих практических вопросах, подготавливают основу для практического применения полученных знаний, развивают интерес к предмету.
Проявить свои способности можно при выполнении задания по изготовлению приборов, принципы, действия которых были изучены на уроках (например, изготовление психрометра или электроскопа). Большое значение имеют проведение домашних наблюдений и простых экспериментов, так как в этом случае к выполнению работ привлекаются и родители (например, определение объёма своего тела, определение давления всей семьи, определение массы жидкости без весов ит.д.).
- Пословицы, поговорки и крылатые выражения.
Средствами развития умственных и творческих способностей могут служить отрывки из литературных произведений и высказывания великих учёных. Это расширяет кругозор и показывает влияние физики на восприятие мира человеком и способствуют видению физических явлений. Учащимся предлагается на обсуждение литературный отрывок, смысл которых ребята должны объяснить на основе полученных на уроках физики знаний. Пример: Иногда и такое случается, что и камень потом обливается (конденсация). Как с гуся вода (несмачивание). Поиск истины важнее обладания ею. (А. Эйнштейн).
- Внеклассная деятельность.
Развитию способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это и разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: физические вечера, викторины, различные игры «Ассамблея», «Колесо истории», «Игры разума». В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление. А так же систематическое ведение кружковой работы «Физика в природе» (7-8 кл), «Подготовка учащихся к сдаче ОГЭ» (9 кл).
- Олимпиады.
Особое место во внеклассной работе по физике занимает подготовка к физической олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от ученика знания таких разделов физики, которые в школе не изучаются. Эти знания ученик может получить как на индивидуальных консультациях, так и при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной учителем.
Кроме того свои силы в олимпиаде может попробовать не только «сильный» ученик. Желающие могут оценить свои возможности и способности в олимпиадах, где необходимы знания из повседневной жизни, связанные с изучаемым предметом. Эти конкурсы и интернет олимпиады развивают интеллект участников, повышают мотивацию к обучению через игру и соревнование, дают новые знания и знакомят с современными образовательными технологиями и сервисами (например, олимпиада, проводимая центром «Снейл» - физика в опытах).
- Задачи.
Самую большую роль в выявлении и развитии способностей учащихся на уроках физики я отвожу решению задач. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь на каждый урок подготовить проблемный - интересный вопрос.
Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать физическое явление и ответить на вопрос: почему так произошло? Например: Альпинист решил приготовить обед в горах, но у него не получилось. Почему?
В процессе решения таких задач прививается навык наблюдательности и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в кабинете физики. В задачах такого типа на обыденных жизненных примерах хорошо показано применение изучаемого материала.
Задачи и их количество выбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориентированные, изобретательские, экспериментальные и т.д., но не типичные, расчётные (часто нелюбимые учениками).
Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для выявления и развития способностей учащихся, изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Все дети - это естествоиспытатели. Задача учителя создать условия для развития способностей познавать окружающий его мир, увидеть «невидимое» вокруг него и не бояться шагнуть за пределы видимого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Карбаиновой Н.Н.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...