2018-2019 Элективный курс "Готовимся к ОГЭ по физике", 9 класс
элективный курс по физике (9 класс) на тему
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по физике» состоит из двух частей: « Механика, гидростатика, тепловые явления» и "Электродинамика, оптика, ядерная физика» предназначен для учащихся 9-х класса. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ОГЭ по физике. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetereva_el.-f-9_gotovimsya_k_oge_po_fizike.docx | 112.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Элективный курс «Готовимся к ОГЭ по физике» состоит из двух частей; « Механика, гидростатика, тепловые явления» и
- Электродинамика, оптика, ядерная физика»
предназначен для учащихся 9-х класса. Этот курс углубляет и систематизирует знания учащихся 9 класса по физике и способствует успешной сдаче ОГЭ по физике. Курс рассчитан на 34 часа, по одному часу в неделю.
Повторение теоретических вопросов каждого урока сопровождается заданиями, которые формируют умения и навыки, такие как умение, анализировать, сравнивать, обобщать; организовывать свою работу; самостоятельно составлять алгоритм решения задач, выделять главное. Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (основного) общего образования, обязательного минимума содержания физического образования и рабочих программ для общеобразовательных школ.
Вся программа делится на несколько разделов. 1-ый раздел знакомит учащихся с классификацией задач и кодификацией их по темам итоговой аттестации. Остальные разделы обучают учащихся приемам и методам решения задач из материалов ГИА для 9 класса.
При решении задач по механике, гидростатике, молекулярной физике, обращается внимание на решение задач различной сложности и на накопление опыта решения задач. Данный элективный курс является своеобразным тренингом для подготовки учащихся к решению, оформлению работ и умению пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 класса.
Курс создает условия для развития различных способностей и позволяет воспитывать дух сотрудничества, уважительного отношения к мнению оппонента. В ходе изучения данного элективного курса особое внимание уделяется на развитие умений учащихся решать вычислительные, графические, качественные и экспериментальные задачи.
Основные цели курса:
- создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности;
- углубление полученных в основном курсе знаний и умений;
- подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ГИА.
Задачи курса:
- - углубление, систематизация и расширение знаний по физике;
- - формирование осознанных мотивов учения;
- - усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
- - выработка навыков цивилизованного общения.
После окончания курса учащиеся должны уметь решать задачи базового, повышенного и высокого уровня из материалов ГИА, уметь проводить экспериментальные измерения. Учащиеся должны уметь оформлять тестовые работы и пользоваться справочной литературой на ГИА учащихся 9 классов.
Содержание программы:
- Вводное занятие.-1 час
- Основы кинематики – 4 часа
Механическое движение, равномерное и равноускоренное движение, свободное падение, криволинейное движение.
- Основы динамики - 6 часов.
Законы Ньютона. Силы в природе: сила всемирного тяготения, сила тяжести, сила упругости, сила трения, вес тела, сила Архимеда.
- Импульс. Закон сохранение импульса. Механическая работа, мощность, энергия. - 3 часа
Импульс. Закон сохранение импульса. Работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия. Закон сохранения энергии в механике. КПД простых механизмов.
- Тепловые явления - 3 часа
Расчет количества теплоты при теплообмене. Расчет количества теплоты при различных фазовых переходах. Уравнение теплового баланса.
Литература для учителя:
- ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011.
- Куперштейн Ю.С., Марон Е.А, Физика, контрольные работы. 7-9кл.- СПб.: Специальная литература, 1998
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы .- М. Просвещение, 2009.
- Меледин Г.В. Физика в задачах. Экзаменационные задачи с решениями.- М. Просвещение,2000.
- Тульчинский М.Е. Сборник качественных задач по физике.- М.: Просвещение
- Фадеева А. Тесты. Физика 7-11классы. – М.: АСТ, Астрель Олимп, 1999.
- Яворский Б.М., Селезнев Ю.А. Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и самообразования.- М.: Наука,1989.
Информационно-компьютерная поддержка.
- 1С. Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тесты.
- Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные программы, тестирующие программы. Ч. I, II.- CD-ROM
- Физика. Электронные уроки и тесты. CD-ROM
- Физика. Редактор тестов. Тематические тесты. 7-9 классы – Волгоград. Учитель-2010.
Литература для учащихся:
1. ГИА. Сборник тестовых заданий по физике. Сост. А.В. Берков, В.А. Грибов. – М.; АСТ: Астрель, 2008 – 20011
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7 – 9 классы.- М. Просвещение, 2009.
- Павленко Н.И., Павленко К.П. Тестовые задания по физике 9 класс.- М.; Школьная пресса 2004. (Библиотека журнала «Физика в школе»)
Учебно-тематический план.
№ | Тема | Кол-во | Виды деятельности | Планируемый результат | Формы контроля. |
п/п | часов | ||||
1. | 1. Вводное занятие | 1час. | Решение задач по различным | Самоанализ знаний умений и | Анкетирование. |
разделам физики. | навыков. | ||||
2.Основы кинематики | 4час. | ||||
2-3 | Равномерное и | 2час. | Составление таблицы, отражающей | Усвоение алгоритма и | Фронтальный опрос |
равнопеременное | связь между кинематическими | применение его для решения | учащихся. | ||
движение и величины его | величинами, составление алгоритма | задач по кинематике. | Компьютерное | ||
характеризующие. | решения задач на кинематику. | тестирование. (11) | |||
4 | Движение тела по | 1 час | Применение алгоритма по | Умение находить по | Компьютерное |
вертикали под действием | кинематике для этого вида | алгоритму кинематические | тестирование. (11) | ||
силы тяжести. | движения. | величины. | |||
.5. | Криволинейное движение | 1 час | Составление таблицы, отражающей | Умение находить | Фронтальный опрос |
связь между кинематическими | кинематические величины. | учащихся. | |||
величинами при движении по | |||||
окружности. | |||||
3. Основы динамики. | 6 часов | ||||
6. | Законы Ньютона. | 1 час | Решение качественных и расчетных | Умение находить | Компьютерное |
задач. | равнодействующую | тестирование (11) | |||
нескольких сил. | |||||
7- 8 | Силы в природе. | 2час. | Построение векторов сил, | Умение решать задачи на | Фронтальный опрос |
действующих на тело, нахождение | нахождение сил: упругости, | ||||
проекций этих сил, нахождение сил | трения, веса тела, всемирного | ||||
по формулам. | тяготения, силы Архимеда. | ||||
9. | Движение под действием | 2час. | Решение задач с применением | Умение находить | Индивидуальный |
нескольких сил. | алгоритма. | динамические величины при | контроль | ||
равноускоренном движении. | |||||
10. | Атмосферное давление. | 1 час. | Решение задач на определение | Умение находить атмосферное | Компьютерное |
Гидростатическое | высоты столба в сообщающихся | давление по жидкостному | тестирование (11) | ||
давление. Сообщающие | сосудах. | барометру. |
сосуды. | ||||||
11. | Сила Архимеда, условие | 1час | Решение задач на условие плавание | Уметь находить плотность тел, | Компьютерное | |
плавания тел. | тел., нахождения веса тела в | вес груза находящихся в | тестирование. | |||
жидкости. | жидкости | |||||
4.Законы сохранения в | 3 | часа. | ||||
механике. | ||||||
12. | Импульс. Закон | 1 | час | Решение задач с применением | Уметь находить скорости тел | Компьютерное |
сохранение импульса. | алгоритма. | при абсолютно неупругом | тестирование. | |||
ударе. | ||||||
13. | Работа, мощность, энергия | 1час | Построение таблицы, устные | Умения находить связь между | Анкетирование. | |
сообщения. | энергетическими величинами | |||||
14. | Простые механизмы. КПД | 1 | час. | Повторение теоретического | Умение находить работу и | Индивидуальный |
механизмов. | материала. Презентации. | КПД механизмов. | контроль | |||
5. Тепловые явления. | 3 | часа | ||||
15. | Расчет количества теплоты | 1 | час | Составление таблицы, нахождение | Умение воспроизводить | Тестирование |
при теплообмене. | количества теплоты при | таблицу по памяти и | ||||
теплообмене и построение | приводить примеры для | |||||
графиков процесса. | каждого случая тепловых | |||||
процессов. | ||||||
16. | Расчет количества теплоты | 1 | час | Составление таблицы для | Умение воспроизводить | Физический диктант. |
в различных процессах. | нахождения количества теплоты | таблицу по памяти и | ||||
при фазовых переходах по | приводить примеры для | |||||
формулам. | каждого случая тепловых | |||||
процессов. | ||||||
17. | Уравнение теплового | Распространение закона сохранения | Применение уравнения | Фронтальный опрос. | ||
баланса. | энергии на тепловые процессы | теплового баланса к решению | ||||
задач. |
Приложение №1.
Урок №1.
Тема урока: Классификация физических задач. Различные приемы и способы решения: алгоритмы, аналогии, геометрические приемы.
Цели: учащиеся должны знать типы задач, методы решения качественных, расчетных, геометрических задач.
Виды и примеры решения задач. Типичные ошибки и недостатки при решении и оформлении решения тестовых задач. Самоанализ уровня подготовки.
Различают задачи: качественные, расчетные, графические и экспериментальные задачи. Изучение инструкции по выполнению работы ГИА. Инструкция по выполнению работы
На выполнение экзаменационной работы по физике отводится 2,5 часа(150 минут). Работа состоит из 3 частей и содержит 26 заданий. Часть 1 содержит 18 заданий (1–18).
- каждому заданию приводится 4варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестом, а затем обведите номер правильного ответа. Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (19–22). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый. Часть 3 содержит 4 задания (23– 26), на которые следует дать развернутый ответ. Ответы на задания части 3 записываются на отдельном подписанном листе со штампом образовательного учреждения. Задание 23 – экспериментальное, и для его выполнения необходимо воспользоваться лабораторным оборудованием.
При вычислениях разрешается использовать непрограммируемый калькулятор
Тестовые материалы ГИА. [1] – Самоанализ уровня подготовки. Урок № 2 -3
Тема урока: Характеристики равномерного и равноускоренного движения.
Цели: учащиеся должны знать основные формулы кинематики, РПД, РУПД. Составление обобщающей таблицы по кинематике.
- 123,155, 158 [3]
Решение графической задачи.
Задача.
Найдите путь, пройденный телом за 5сек, его скорость в конце 4 секунды, ускорение.
Задача. Троллейбус, движущийся со скоростью 10 м/с, остановился через 5 с. Какой путь он прошел при торможении. (Решить задачу графически и аналитически.)
Задача.
Автомобиль движется равноускоренно с начальной скоростью 5 м/с и ускорением 2 м/с2. Один километр пути он проходит за время равное…
1) 29,3 с 2) 10 с, 3) 47 с, 4) 73 с
Тестирование по теме « Ускорение, равноускоренное прямолинейное движение», «Перемещение при равноускоренном прямолинейном движении» [11]
Урок №4.
Тема урока: Движение тела по вертикали под действием силы тяжести. Свободное падение тел.
Цели: учащиеся должны знать формулы и методы решения задач на движение тела по вертикали под действием силы тяжести.
Компьютерный эксперимент. « Открытая физика».
Задание:
- Пронаблюдать при компьютерном эксперименте характер движения тела. В каких точках траектории тело имело наибольшую (наименьшую) скорость.
- На какую максимальную высоту поднимается тело при начальной скорости 10м/с и 25 м/с? Рассчитать и проверить в эксперименте.
Задача. Тело падало с высоты 80 м без начальной скорости. Найти сколько времени падало тело, скорость тела в момент падения и путь, пройденный телом в последнюю секунду движения. Тест. Свободное падение [11]
Урок № 5.
Тема урока: движение по окружности.
Цели: учащиеся должны знать понятия линейной, угловой скорости, центростремительного ускорения, тангенциальное и полное ускорение, периода и частоты обращения.
Задача. Тело движется по окружности радиусом 10м с постоянной по модулю скоростью 5м/с. Найти центростремительное ускорение, угловую скорость, период и частоту обращения.
Тест. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Часть 1и 2 [11]
Урок № 6.
Тема урока: Законы Ньютона.
Цели: учащиеся должны знать формулировки законов Ньютона и уметь применять их для решения задач.
Качественные задачи на опознавание явлений и свойств: инерция, инертность, равновесие сил, взаимодействие тел №174 – экспериментально, №179,187, 193,212,226 [3]
Тесты. 1)Инерциальные системы отсчета. 1-й закон Ньютона. 2) Сила. 2-й закон Ньютона. 3)3-й закон Ньютона. [11]
Урок № 7-8.
Тема урока: Силы в природе.
Цели: учащиеся должны знать понятия: проекция силы, виды сил, 2 – й закон Ньютона.
Составление обобщающей таблицы.
Сила | Природа силы | Направление | Точка приложения | Формула. | |
1.Всемирного | Гравитационная | По прямой соединяющей тела. | Центр тяжести тела | F=Gm1m2/r2 | |
тяготения. | |||||
2. Сила тяжести | Гравитационная | Вертикально вниз | Центр тяжести тела | F=GMm/r2 | |
3. Сила упругости | Электромагнитная | Противоположно смещению частиц | Центр тяжести тела | ||
при деформации. | F= kx = kΔℓ | ||||
4. Сила трения | Электромагнитная | Против относительного движения | Вдоль соприкасающихся | ||
или возможного движения. | поверхностей. Центр тяжести тела | F=µP | |||
5. Вес тела. | Электромагнитная, | Перпендикулярно опоре. | Опора или подвес | ||
Р= mg, a =0 |
сила упругости. | P= m(g+a), | ||||
P= m(g-a), | |||||
P= 0, а= g | |||||
Задача. А.При подвешивании тела, массой 200 г пружина растянулась на 2 см. Жесткость пружины равна | |||||
1) 100 Н/м | 2) 10000 Н/м | 3) 1000 Н/м | 4) 50 Н/м |
Задача. Брусок массой 0,5 кг тянут по поверхности стола равномерно при помощи динамометра. Динамометр показывает силу 1Н. Найти коэффициент трения бруска о стол.
Задача. Найти с какой силой машина массой 3 тонны давит на дорогу? Как называется эта сила?
Урок №9
Тема урока: Движение под действием нескольких сил.
Цели: учащиеся должны уметь находить равнодействующую нескольких сил и динамические величины при равноускоренном движении.
Задача. Тело массой 5 кг тянут вертикально вверх, прикладывая силу 80 Н. С каким ускорением поднимают тело?
Задача. Физикон тянет по снегу Химилу на санках. Масса санок и девочки 80 кг. Коэффициент трения санок о снег 0, 05. Какую силу тяги развивает Физикон, если санки едут равномерно?
Задача. Две силы F1=3 кН и F2=4 кН – приложены к телу под углом 270°. Чему равно ускорение тела, если его масса равна 200кг. №298, 302, 352 [3]
Урок № 10.
Тема урока: Элементы гидростатики.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи свойства сообщающихся сосудов, измерять атмосферное давление, рассчитывать гидростатическое давление.
Р = ρgh –давление столба жидкости, ρ – плотность жидкости, g – 10 м/с2, h –высота столба жидкости.
Задача. На рисунке изображены три сосуда с водой. Площади дна сосудов равны. Сравните силы давления F1, F2, F3 и давления р1, р2, р3 жидкости на дно сосуда.
1) F1 = F2 = F3 | 2) F1 | 3) F1 =F2 < F3 | 4) F1= F2> F3 |
р1= р2 = р3 | р2 > р1 > р3 | р1 > р2 = р3 | р1 < р2 < р3 |
Задача. С какой силой давит на дно бочки столб бензина высотой 2м, если площадь дна 2 м2
Тест. Давление. Передача давления жидкостями и газами. Закон паскаля. [11] Урок № 11.
Тема урока: Сила Архимеда, условие плавания тел.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на применение силы Архимеда и условия плавания тел, уметь работать в группе.
Fа = ρgV, , ρ – плотность жидкости, g – 10 м/с2, V – объем тела или его погруженной части.
Условие плавания тел:
- Если ρт > ρж, или Fт > Fа , то тело тонет.
- Если ρт < ρж, или Fт < Fа, то тело всплывает.
- Если ρт = ρж, или Fт = Fа, то тело плавает в равновесии в любом месте жидкости.
Задача. Два однородных шара, один из которых изготовлен из алюминия, а другой — из меди, уравновешены на рычажных весах. Нарушится ли равновесие весов, если шары опустить в воду?
- Равновесие весов не нарушится, так как масса шаров одинакова.
- Равновесие весов нарушится – перевесит шар из алюминия.
- Равновесие весов нарушится – перевесит шар из меди.
- Равновесие весов не нарушится, так как шары опускают в одну и ту же жидкость.
№ 648, 658. [2] Тест. Архимедова сила. Плавание тел. [11]
Урок № 12.
Тема урока: Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.
Цели: учащиеся должны знать понятия: импульс, изменение импульса, закон сохранения импульса, реактивное движение.
Задача. А. Камень массой 1 кг брошен над поверхностью Земли со скоростью 4 м/с. Если сопротивление воздуха пренебрежимо мало, то импульс
камня через 0,3 с равен
1) 3 кг (м/с)
2) 4 кг (м/с)
3) 5 кг (м/с)
4) 7 кг (м/с)
Задача. В. Пластилиновый шар массой 200 г двигался со скоростью 10 м/с и столкнулся с неподвижным шаром массой 800 г. После столкновения шары соединились и стали двигаться вместе. Какова скорость их совместного движения?
Тест. Импульс. Закон сохранения импульса. [11]
Урок № 13.
Тема урока: Работа, мощность, энергия. Закон сохранения полной механической энергии.
Цели: учащиеся должны знать понятия: механическая работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия, полная механическая энергия,
законы сохранения полной механической энергии.
Составление обобщающей таблицы.
Вид энергии | Формула |
Кинетическая | Еk = mv2/2, m - массаv – скорость |
Потенциальная энергия в поле силы тяжести | Еп = mgh, m- масса, g = 10 м/с2, h – высота |
Потенциальная энергия упруго | Еп = kx2/2, жесткость пружины, х – растяжение (сжатие) пружины. |
деформированного тела. | |
Механическая работа | А = FS cosα, F- сила, S –перемещение, |
α - угол между F и S. | |
Механическая мощность | N = A/t, N – мощность, t – время. |
Задача. Поезд, двигаясь равноускоренно по горизонтальному пути, отходит от станции с ускорением 0.06 м/с2. Работа силы тяги локомотива за первые 50 секунд движения равна 7200 кДж. Если сопротивлением можно пренебречь, то сила тяги локомотива приблизительно равна
1) 96 Н 2) 4800 Н 3) 4200 Н 4) 48000 Н 5) 96000 Н.
Урок № 14.
Тема урока: Простые механизмы. КПД механизмов.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на применение знаний о простых механизмах и находить их КПД.
№792, 789,798 [3]
Тест. Золотое правило механики. КПД простых механизмов. [11]
Урок № 15
Тема урока: Расчет количества теплоты при теплообмене
Цели: учащиеся должны уметь применять формулу количества теплоты при теплообмене, строить графики процессов и пользоваться диаграммами.
Q = cm(t2 − t1 )
Задача. На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты в процессе нагревания металлического цилиндра массой 100 г. Определите удельную теплоемкость металла.
№1087,1117,1123. [2]
Урок № 16
Тема урока: Расчет количества теплоты при фазовых различных переходах.
Цели: учащиеся должны знать и уметь применять формулы различных процессов.
Составление обобщающей таблицы.
№ | Процесс | Формула | Превращение энергии. |
п/п | |||
1. | Тв.тело - в жидкость - плавление | Q = λm | Тело получает энергию |
Жидкость – в тв. тело - кристаллизация | Q = - λm | Тело отдает энергию | ||
2. | Жидкость в пар - кипение | Q = Lm | Жидкость получает энергию | |
Пар - в жидкость - конденсация | Q = - Lm | Жидкость отдает энергию | ||
3. | Сгорание топлива | Q = qm | Энергия выделяется. | |
4. | Нагревание тела. | Q = cm(t2 − t1 ) , | t2 > t1 | Энергия поглощается. |
5. | Охлаждение тела. | Q = cm(t2 − t1 ) , | t2 < t1 | Энергия выделяется. |
Задача. На диаграмме для двух веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для нагревания 1 кг вещества на 10 0С и для плавления 100 г вещества, нагретого до температуры плавления. Сравните удельную теплоту плавления (λ1 и λ2) двух веществ.
1) λ2 = λ1 2) λ2 = 1,5 λ1 3) λ2 = 2 λ1 4) λ2 =3 λ1
Тест. График плавления и отвердевания. [11]
Урок № 17
Тема урока: Уравнение теплового баланса.
Цели: учащиеся должны знать и уметь применять уравнения теплового баланса к решению задач, сравнивать, анализировать, работать в микрогруппах.
- 1051, 1053, 1029. [2] Тест. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. [11]
Содержание программы 2 части курса:
1. Колебания и волны. – 3 часа
Свободные и вынужденные колебания. Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники. Волны. Звук.
- Электрические явления.- 6 часов.
Электризация тел. Электрическое поле. Построение электрических цепей. Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи. Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Соединения проводников.
- Магнитные явления. 3 часа.
Сила Ампера. Сила Лоренца, электромагниты, электромагнитная индукция, переменный ток.
- Оптические явления – 4 часа.
Отражение и преломление света. Линзы. Построение изображений в линзах. Фотоаппарат и другие оптические приборы.
- Лабораторные работы- 2 часа.
Учебно-тематический план.
Тема | Кол- | Виды деятельности | Планируемый результат | Формы контроля. | |
во | |||||
часов | |||||
1. | Колебания и волны. | 3 | |||
часа | |||||
1. | Свободные и вынужденные | 1 час | Составление таблицы, отражающей | Умения различать и приводить | Фронтальная беседа. |
колебания. | различие свободных и | примеры свободных и | |||
вынужденных колебаний. | вынужденных колебаний. | ||||
2. | Гармонические колебания. | 1 час | Построение и чтение графика | Умение решать задачи на | Тестирование (11) |
Математический и пружинный | гармонических колебаний. | нахождение периода, частоты | |||
маятники. | колебаний из графика и по | ||||
уравнению колебаний. | |||||
3. | Волны. Звук | 1 час | Составление таблицы. Определение | Умение решать задачи на | Компьютерное |
зависимости скорости волны от | нахождение периода, частоты | тестирование. (11) | |||
частоты и периода колебаний. | колебаний и длины волны. | ||||
2. | Электрические явления. | 6 час | |||
4. | Электризация тел. | 1час | Повторение электризации тел и | Умения приводить примеры | Фронтальная беседа. |
Электрическое поле. | закона сохранения заряда. Свойства | электрических явлений и | |||
Электроскоп. | электрических сил. | применять закон сохранения | |||
электрического заряда. | |||||
5. | Постоянный электрический | 1час | Построение обобщающей таблицы | Умение воспроизводить таблицу и | Компьютерное |
ток. Закон Ома для участка | решать задачи с применением | тестирование. | |||
цепи. | таблицы. | ||||
6. | Работа и мощность тока. Закон | 1час | Нахождение энергетических | Умение воспроизводить закон | Тестирование |
Джоуля-Ленца. | параметров электрического тока. | Джоуля-Ленца и применять его при решении задач. | |||
7- 8 | Соединения проводников. | 2часа | Составление таблицы на законы | Воспроизведение законов | Фронтальный опрос |
последовательного и параллельного | последовательного и | ||||
соединения. | параллельного соединения, | ||||
решение задач. | |||||
7. Магнитные явления. | 3часа. | ||||
9. | Изображение магнитных | 1час | Обобщенные формулы з-на Ампера. | Усвоение определения | Графические задачи. |
полей. Сила Ампера. | Линии магнитной индукции. | направление сил и вектора | |||
магнитной индукции. | |||||
10. | Электромагниты, | 1час | Электромагниты и их применение. | Умение выделять явление | Графические задачи. |
электромагнитная индукция. | Практическое применение | электромагнитной индукции, | |||
электромагнитной индукции. | знать области применения | ||||
электромагнитов. | |||||
11 | Переменный ток. | 1час | Составление таблицы на параметры | Умения определять период, | Фронтальный опрос. |
переменного тока. | амплитуду и частоту переменного | ||||
тока по графику. | |||||
8. Оптические явления. | 4 часа | ||||
12. | Отражение света. | 1час | Изображение лучей, построение | Умение строить изображение | Тестирование |
изображений в зеркале. | предмета в плоском зеркале. | ||||
13. | Преломление света. | 1час | Использование з- на преломления | Умение находить и строить углы | Компьютерное |
света. | падения и преломления. | тестирование. | |||
14. | Линзы. Построение | 1час | Составление таблицы на виды | Умение воспроизводить таблицу. | Графические задачи. |
изображений в линзах. | изображений в линзах. | ||||
15. | Фотоаппарат и другие | 1час | Определение хода лучей в | Умение воспроизводить ход лучей | Графические задачи. |
оптические приборы. | оптических приборах. | в оптических приборах. | |||
Лабораторные работы. | 2час | Эксперимент. | |||
Приложение 2.
Урок №1.
Тема урока: Свободные и вынужденные колебания.
Цели: учащиеся должны умения различать и приводить примеры свободных и вынужденных колебаний, знать основные характеристики колебаний.
Работа с презентацией « Колебания вокруг нас». Составление обобщающей таблицы.
Урок №2.
Тема урока: Гармонические колебания. Математический и пружинный маятники.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний из графика и по уравнению колебаний х= хmcosωt .
Задача. Найти период, амплитуду, частоту и циклическую частоту колебаний, если координата колеблющегося тела описывается уравнением: х = 0,2cos0,5πt
Задача.
Найти по графику зависимости координаты колеблющегося тела от времени период, амплитуду, частоту колебаний.
№860, 863,875 [3]
Урок №3.
Тема урока: Волны. Звук.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний, длины волны и сдвига фаз.
Задача.Человек на берегу определил, что за 1 мин мимо него прошло 23 волновых гребня, а расстояние между ближайшими гребнями 8м.
определите скорость распространения волн.
Задача. Где скорость звука больше: в воздухе или железе? Может ли звук распространяться в вакууме?
Урок №4.
Тема урока: Электризация тел. Электрическое поле. Электроскоп.
Цели: учащиеся должны уметь приводить примеры электрических явлений и применять закон сохранения электрического заряда.
Задача.
На рисунке изображены одинаковые электроскопы, соединенные стержнем. Из какого материала может быть сделан этот стержень?
А. Медь. 1) только А 2) только Б 3) и А, и Б 4) ни А, ни Б
- Сталь.
Задача. К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение).
Это означает, что 1) оба шарика заряжены положительно 2) оба шарика заряжены отрицательно
3) первый шарик заряжен положительно, а второй – отрицательно 4) первый шарик заряжен отрицательно, а второй – положительно
Урок №5.
Тема урока: Постоянный электрический ток. Закон Ома для участка цепи.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на закон Ома для участка цепи, определение сопротивления проводников.
Составление обобщающей таблицы.
Величина | Напряжение. | Сопротивление | Сила тока |
U(В) | R(Ом) | I(А) | |
Формула | U=А/q | R=U/I | I=q/t |
Приборы, для | Вольтметр, параллельно, | Омметр | Амперметр, |
измерения величины. | соблюдая полярность | последовательно, | |
соблюдая полярность | |||
Задача. Проводники изготовлены из одного и того же материала. Какую пару проводников нужно выбрать, чтобы на опыте обнаружить зависимость сопротивления проволоки от ее длины?
№1307, 1321[2]
Урок №6.
Тема урока: Работа и мощность тока. Закон Джоуля - Ленца.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение энергетических параметров электрического тока.
Задача. Две спирали электроплитки, сопротивлением по 10 Ом каждая, соединены последовательно и включены в сеть с напряжением 220 В. Через какое время на этой плитке закипит вода массой 1 кг, если ее начальная температура составляла 20 °С, а КПД процесса 80%? (Полезной считается энергия, необходимая для нагревания воды.)
Задача. В электропечи мощностью 100 кВт полностью расплавили слиток стали за 2,3 часа. Какова масса слитка, если известно, что до начала плавления сталь необходимо было нагреть на 1500°С? Потерями энергии пренебречь.
Урок №7 - 8.
Тема урока: Соединения проводников.
Цели: учащиеся должны уметь различать соединения и решать задачи на последовательное и параллельное соединения проводников
Задача.
Общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, равно 9 Ом. Сопротивления резисторовR1 и R2 равны. Чему равно сопротивление каждого резистора?
1) 81 Ом 2) 18 Ом 3) 9 Ом 4) 4,5 Ом
Задача. Чему равно общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, если R1 = 1 Ом, R2 = 10 Ом, R3 = 10 Ом, R4 = 5 Ом?
1) 9 Ом | 2) 11 Ом | 3)16 Ом | 4) 26 Ом |
№1398, 1359, 1360 [3] |
Урок №9.
Тема урока: Изображение магнитных полей. Сила Ампера.
Цели: учащиеся должны уметь определять направление магнитных линий, силы Ампера, силы тока.
Задача.
Прямолинейный проводник длиной L с током I помещен в однородное магнитное поле, направление линий индукции В которого перпендикулярно направлению тока. Если силу тока уменьшить в 2 раза, а индукцию магнитного поля увеличить в 4 раза, то действующая на проводник сила Ампера
- увеличится в 2 раза
- уменьшится в 4 раза
- уменьшится в 2 раза
- не изменится
Задача.
На рисунке изображен цилиндрический проводник, по которому течет электрический ток. Направление тока указано стрелкой.
Как направлен вектор магнитной индукции в точке С?
С
1) в плоскости чертежа вверх
- в плоскости чертежа вниз
3) от нас перпендикулярно плоскости чертежа
4) к нам перпендикулярно плоскости чертежа
№1479, 14811483 [3]
Урок №10.
Тема урока: Электромагниты, электромагнитная индукция.
Цели: учащиеся должны уметь вычленять явление электромагнитной индукции, знать условия возникновения индукционного тока.
Презентации учащихся на тему «Применение электромагнитов»
Задача. Две одинаковые катушки замкнуты на гальванометры. В катушку А вносят полосовой магнит, а из катушки Б вынимают такой же
полосовой магнит. В каких катушках гальванометр зафиксирует индукционный ток?
1) ни в одной из катушек 2) в обеих катушках 3) только в катушке А 4) только в катушке Б
Урок №11.
Тема урока: Переменный ток.
Цели: учащиеся должны уметь решать задачи на нахождение периода, частоты колебаний, амплитуды переменного тока из графика и по уравнению колебаний.
Составление таблицы на параметры переменного тока.
Урок № 12.
Тема урока: Отражение света.
Цели: учащиеся должны уметь строить изображение источника света в плоском зеркале.
Задача. После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 3 и 4. За ширмой находится
- плоское зеркало
- плоскопараллельная стеклянная пластина
- рассеивающая линза
- собирающая линза
№ 1542, 1546, 1551 [3]
Урок № 13.
Тема урока: Преломление света.
Цели: учащиеся должны уметь находить и строить углы падения и преломления.
Задача. Свет падает из воды в среду 1 и 2. Какая среда более плотная , а какая менее плотная ,чем вода?
№1569, 1582, 1571. [3]
Урок № 14.
Тема урока: Линзы.
Цели: учащиеся должны уметь строить изображение предмета в собирающей и рассеивающей линзах.
Задача.
После прохождения оптического прибора, закрытого на рисунке ширмой, ход лучей 1 и 2 изменился на 1′ и 2′.За ширмой находится
- плоское зеркало
- плоскопараллельная стеклянная пластина
3) | рассеивающая линза | 3 | S | ||
4) | собирающая линза | 4 | |||
Задача. Где находится изображение точки S (см. рисунок), даваемое тонкой собирающей линзой? | 2F F | F 2F |
- в точке 1
2) | в точке 2 | 1 | 2 | |
3) | в точке | 3 | ||
4) | в точке | 4 |
Задача.
Ученик выполнил задание: «Нарисовать ход луча света, падающего из воздуха перпендикулярно поверхности стеклянной призмы треугольного сечения» (см. рисунок). При построении он
- ошибся при изображении хода луча только при переходе из воздуха в стекло
- ошибся при изображении хода луча только при переходе из стекла в воздух
3) ошибся при изображении хода луча на обеих границах раздела сред
- правильно изобразил ход луча на обеих границах раздела сред
Урок № 15.
Тема урока: Фотоаппарат и другие оптические приборы.
Цели: учащиеся должны знать ход лучей для получения изображения в фотоаппарате, лупе, очках.
Презентация.
Задача №, 1623,1620 1630, 1632, 1636. [2]
Урок № 16 - 17.
Тема урока: Лабораторные работы.
Цели: учащиеся должны знать ход основных лабораторных работ и уметь измерять физические величины.
Лабораторная работа №1. Измерение сопротивления проводника.
При выполнении задания используется комплект оборудования в составе:
источник тока (3,5 В); резистор (6 Ом) обозначенный R1; реостат; амперметр (погрешность измерения 0,1 А); вольтметр (погрешность измерения 0,2 В); ключ и соединительные провода.
Образец возможного выполнения Схема экспериментальной установки:
- I = U/R; R = U/I;3) I = 0,5 А; U = 3,0 В;
- R = 6 Ом ВГ(R) = 3,2 В.
Лабораторная работа №2. Измерение напряжения при последовательном соединении проводников.
Используя источник тока (4,5 В), вольтметр, ключ, соединительные провода, резисторы, обозначенные 1 R и 2 R , проверьте экспериментально правило для электрического напряжения при последовательном соединении двух проводников.
- бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
- измерьте электрическое напряжение на концах каждого из резисторов и общее напряжение на концах цепи из двух резисторов при их последовательном соединении;
- сравните общее напряжение на двух резисторах с суммой напряжений на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.
- Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Лабораторная работа №3. Изучение правила токов при последовательном соединении проводников.
Проверьте экспериментально правило для силы электрического тока при параллельном соединении двух проводников. В бланке ответов:
- нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
- измерьте электрический ток на концах каждого из резисторов и общий ток на концах цепи из двух резисторов при их параллельном соединении;
- сравните общий ток на двух резисторах с суммой токов на каждом из резисторов, учитывая, что погрешность прямых измерений с помощью лабораторного вольтметра составляет 0,2 В.
- Сделайте вывод о справедливости или ошибочности проверяемого правила.
Лабораторная работа №4. Измерение мощности лампы.
Измерьте экспериментально мощность электрической лампы. Для этого:
- нарисуйте электрическую схему экспериментальной установки;
- измерьте электрический ток и напряжение на лампе;
- Вычислите мощность и работу тока.
Лабораторная работа №5. Измерение массы тела.
Используя равноплечные весы, определите массу тела.
Лабораторная работа №6. Измерение плотности вещества.
- Используя равноплечные весы, определите массу тела.
- при помощи мерного цилиндра определите объѐм тела и
- рассчитайте плотность вещества тела.
Лабораторная работа №7. Исследование зависимости периода колебаний математического маятника от его длины.
Проверьте экспериментально, как зависит период колебания математического маятника от его длины.
- Измерьте длину маятника;
- при помощи секундомера измерьте время, за которое совершаются 20 колебаний;
- вычислите пери од колебаний;
- уменьшите длину маятника в 2 раза и снова определите период колебаний.
- Сделайте вывод о том, как зависит период колебания математического маятника от его длины.
Лабораторная работа №8. Проверка правила рычага.
Проверьте экспериментально условие равновесия рычага.
- Уравновесьте рычаг;
- на расстоянии 12 см от оси вращения подвесьте 2 груза и уравновесьте их 1 грузом, подвешенным с другого конца рычага.
- измерьте плечо 2-го тела;
- сделайте вывод об условии равновесия рычага.
Лабораторная работа №9. Определение КПД наклонной плоскости.
Определите экспериментально кпд наклонной плоскости.
- Брусок с двумя грузами равномерно перемещайте по наклонной плоскости и измерьте силу тяги при помощи динамометра;
- измерьте вес грузов и бруска;
- измерьте высоту и длину наклонной плоскости.
- Вычисли те кпд наклонной плоскости.
Лабораторная работа №10. Измерение оптической силы собирающей линзы.
Измерьте экспериментально фокусное расстояние собирающей линзы.
- Поставьте линзу перед экраном и получите на экране четкое изображение удаленного предмета.
- Измерьте расстояние от линзы до экрана. Начертите чертеж, поясняющий ход лучей в линзе. Запишите, чему равно фокусное расстояние собирающей линзы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
(Элективный курс) «Методы решения задач повышенной сложности» 11 класс на 2018-2019 учебный год»
(Элективный курс) «Методы решения задач повышенной сложности» 11 класс на 2018-2019 учебный год»...
2018-2019 Элективный курс "Формирование УУД при решении разноуровневых задач по физике", 8 класс
Программа элективного курса «Формирование УУД при решении разноуровневых задач по физике» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего ...
2018-2019 Элективный курс "Готовимся к ЕГЭ по физике", 10 класс
Рабочая программа элективного курса по физике «Готовимся к ЕГЭ по физике» на 2018 – 2019 учебный год составлена на основе: «Программы элективных курсов. Физика. 9-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 9 КЛАССОВ «Физика в профессиях» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс «Физика в профессиях» может быть интересен ребятам, которые увлекаются физикой, но пока мало представляют себе и будущую профессию и то, какую роль в ней б...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неде...
Рабочая программа по физике 9класс (3 часа в неделю) 1. А.В.Перышкин, Е.М.Гутник, Физика 9 класс, Москва: Дрофа, 2018-2019 гг.
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерной программы по физике. Примерная программа основного общего о...
Рабочая программа элективного курса «Способы и методы решений уравнений и неравенств», 9 класс, 2018-2019
Решение уравнений и неравенств с параметрами , с модулем являются необходимым условием получения отличной оценкой. Задачи с параметрами и модулями часто встречаются на вступительных экзаменах .п...