РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по физике (8 класс)
Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысле, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_8_klass_fizika_vokrug_nas.docx | 38.03 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО __________Авдеева Е.В. Протокол № ___ от «____»____________2018 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МКОУ Хохольская СОШ ………. ___________Родивилова Т.Ю. «____»____________2018 г . | «Утверждаю» Директор МКОУ Хохольская СОШ ………. ___________Строева О.Н. Приказ № ___ от «____»____________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 8 КЛАССОВ
«Физика вокруг нас»
НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработала:
учитель физики Шувалова Ирина Ивановна
высшая квалификационная категория
С. Хохол
2018г
Пояснительная записка
Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неделю и посвящен вопросам экспериментальной физики и решению задач. К сожалению, школьная программа не предусматривает широкого применения самостоятельного эксперимента на уроках физики. Фронтальный эксперимент, иллюстрирующий справедливость законов и явлений природы, не способен вызвать живой интерес к предмету у большинства учащихся. А ведь физика – наука экспериментальная, в том смысле, что основные законы природы, изучением которых занимается, устанавливаются на основании данных экспериментов. Умение ставить эксперимент и делать правильные выводы необходимо для изучения естественных наук. Экспериментальная физика – увлекательная наука. Ее методы позволяют понять и объяснить, а во многих случаях и открыть новые явления природы. И чем раньше человек приучается проводить физический эксперимент, тем больше он может надеяться стать искусным физиком-экспериментатором. Опыты повышают интерес к физике и способствуют ее лучшему усвоению.
Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные:
• овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимать различия между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объекта, овладеть универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формировать умения воспринимать, перерабатывать и предоставлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретать опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развивать монологическую и диалогическую речь, уметь выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• осваивать приемы действий в нестандартных ситуациях, овладевать эвристическими методами решения проблем;
• формировать умения работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные:
• формировать представления о закономерной связи и познании явлений природы, об объективности научного знания; о системообразующей роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий; о научном мировоззрений как результате изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
• формировать первоначальные представления о физической сущности явлений природы (механических, тепловых, электромагнитных и квантовых), видах материи (вещество и поле), движении как способе существования материи; усваивать основные идеи механики, атомно-молекулярного учения о строении вещества, элементов электродинамики и квантовой физики; овладевать понятийным аппаратом и символическим языком физики;
• приобретать опыт применения научных методов познания, наблюдения физических явлений, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов; понимать неизбежность погрешностей любых измерений;
• понимать физические основы и принципы действия (работы) машин и механизмов, средств передвижения и связи, бытовых приборов, промышленных технологических процессов, влияние их на окружающую среду; осознавать возможные причины техногенных и экологических катастроф;
• осознавать необходимость применения достижений физики и технологий для рационального природопользования;
• овладевать основами безопасного использования естественных и искусственных электрических и магнитных полей, электромагнитных и звуковых волн, естественных и искусственных ионизирующих излучений во избежание их вредного воздействия на окружающую среду и организм человека;
• развивать умение планировать в повседневной жизни свои действия с применением полученных знаний законов механики, электродинамики, термодинамики и тепловых явлений с целью сбережения здоровья;
• формировать представления о нерациональном использовании природных ресурсов и энергии, о загрязнении окружающей среды как следствии несовершенства машин и механизмов.
Содержание тем учебного курса
Тепловые явления (5ч)
Тепловое равновесие. Температура. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.
Изменение агрегатных состояний вещества (4ч)
Испарение и конденсация. Кипение. Влажность воздуха. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления, парообразования. Аморфные тела. Наблюдение и описание изменений агрегатных состояний вещества, различных видов теплопередачи. Измерение физических величин: температуры, влажности воздуха.
Электрические явления (5 ч)
Электризация тел. Два вида зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения заряда. Электрическое сопротивление. Измерение физических величин: силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности тока. Проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований по изучению: электрического взаимодействия заряженных тел, последовательного и параллельного соединения проводников, зависимости силы тока от напряжения на участке цепи. Практическое применение физических знаний для безопасного обращения с электробытовыми приборами; предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока.
Электромагнитные явления (1ч)
Наблюдение и описание электризации тел, взаимодействие электрических зарядов и магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, теплового действия тока.
Световые явления (3ч)
Закон прямолинейного распространения света. Отражение и преломление. Закон отражения. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. Проведение простых опытов и экспериментальных исследований. Объяснение принципа действия очков.
Календарно-тематическое планирование 8 А
№ п/п | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тепловые явления. | 5 | |||
1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика… | 1 | 07.09.18 | |
2 | Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 | 14.09.18 | |
3 | Решение задач по теме: «Тепловые явления». | 1 | 21.09.18 | |
4 | Решение качественных задач: «Тепловые явления». | 1 | 28.09.18 | |
5 | Использование энергии Солнца на Земле. Проект | 1 | 05.10.18 | |
Изменение агрегатных состояний вещества | 4 | |||
6 | Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование». | 1 | 12.10.18 | |
7 | Решение расчетных задач. | 1 | 19.10.18 | |
8 | Аморфные тела с использованием ИКТ. | 1 | 26.10.18 | |
9 | Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект. | 1 | 09.11.18 | |
Электрические явления. | 5 | |||
10 | Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей». | 1 | 16.11.18 | |
11 | Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления. | 1 | 23.11.18 | |
12 | Решение качественных задач: «Электрические явления». | 1 | 30.11.18 | |
13 | История развития электрического освещения. Проект. | 1 | 07.12.18 | |
14 | Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии». | 1 | 14.12.18 | |
Электромагнитные явления. | 1 | |||
15 | Занимательные опыты с постоянными магнитами. | 1 | 21.12.18 | |
Световые явления. | 3 | |||
16 | Получение тени и полутени. | 1 | 28.12.18 | |
17 | Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ | 1 | ||
18 | Подведение итогов. « Что? Где? Когда?» | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 Б
№ п/п | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тепловые явления. | 5 | |||
1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика… | 1 | 06.09.18 | |
2 | Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 | 13.09.18 | |
3 | Решение задач по теме: «Тепловые явления». | 1 | 20.09.18 | |
4 | Решение качественных задач: «Тепловые явления». | 1 | 27.09.18 | |
5 | Использование энергии Солнца на Земле. Проект | 1 | 04.10.18 | |
Изменение агрегатных состояний вещества | 4 | |||
6 | Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование». | 1 | 11.10.18 | |
7 | Решение расчетных задач. | 1 | 18.10.18 | |
8 | Аморфные тела с использованием ИКТ. | 1 | 25.10.18 | |
9 | Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект. | 1 | 08.11.18 | |
Электрические явления. | 5 | |||
10 | Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей». | 1 | 15.11.18 | |
11 | Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления. | 1 | 22.11.18 | |
12 | Решение качественных задач: «Электрические явления». | 1 | 29.11.18 | |
13 | История развития электрического освещения. Проект. | 1 | 06.12.18 | |
14 | Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии». | 1 | 13.12.18 | |
Электромагнитные явления. | 1 | |||
15 | Занимательные опыты с постоянными магнитами. | 1 | 20.12.18 | |
Световые явления. | 3 | |||
16 | Получение тени и полутени. | 1 | 27.12.18 | |
17 | Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ | 1 | ||
18 | Подведение итогов. « Что? Где? Когда?» | 1 |
Календарно-тематическое планирование 8 В
№ п/п | Наименование разделов, темы | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
Тепловые явления. | 5 | |||
1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Что такое физика… | 1 | 10.01.19 | |
2 | Примеры теплопередачи в природе и технике. | 1 | 17.01.19 | |
3 | Решение задач по теме: «Тепловые явления». | 1 | 24.01.19 | |
4 | Решение качественных задач: «Тепловые явления». | 1 | 31.01.19 | |
5 | Использование энергии Солнца на Земле. Проект | 1 | 07.02.19 | |
Изменение агрегатных состояний вещества | 4 | |||
6 | Построение графиков по теме: «Плавление, отвердевание, парообразование». | 1 | 14.02.19 | |
7 | Решение расчетных задач. | 1 | 21.02.19 | |
8 | Аморфные тела с использованием ИКТ. | 1 | 28.02.19 | |
9 | Как образуется роса, иней, дождь, снег. Проект. | 1 | 07.03.19 | |
Электрические явления. | 5 | |||
10 | Экспериментальное задание «Сборка электрических цепей». | 1 | 14.03.19 | |
11 | Экспериментальная работа с физическими приборами. Определение цены деления. | 1 | 21.03.19 | |
12 | Решение качественных задач: «Электрические явления». | 1 | 04.04.19 | |
13 | История развития электрического освещения. Проект. | 1 | 11.04.19 | |
14 | Экспериментальное задание «Вычисление стоимости электроэнергии». | 1 | 18.04.19 | |
Электромагнитные явления. | 1 | |||
15 | Занимательные опыты с постоянными магнитами. | 1 | 25.04.19 | |
Световые явления. | 3 | |||
16 | Получение тени и полутени. | 1 | 16.05.19 | |
17 | Солнечное и лунное затмение, с использованием ИКТ | 1 | 23.05.19 | |
18 | Подведение итогов. « Что? Где? Когда?» | 1 | 30.05.19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для 10 класса физико-химического профиля
Планирование составлено на основе _«Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра и начала математического анализа. Геометрия. 10-11 классы.» Составитель Т. А. Бурмистрова, Москва, «Просвещение», ...
Рабочая программа по информатике 10-11 классы (физико-математический профиль)
Пояснительная запискаРабочая программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов информационно-технологического профиля составлена на основе Федерального компонента Государственного Стандарта ...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по физике" 9 класс
В рамках данного курсв рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА....
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля
Рабочая программа по алгебре для 11 класса физико-математического профиля по учебнику С.М.Никольского...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по физике. 7 класс. Л.Э. Генденштейн ( 70 часов; 2 часа в неделю)
Рабочая программа по физике для 7 класса по учебнику Л.Э.Генденштейна содержит перечень нормативных документов, используемых при составлении программы, пояснительную записку, содержание, структу...
Рабочие программы по литературе 6,7 классы (автор Г.С. Меркин), 2018-2019 учебный год.
Рабочие программы по литературе для 6, 7 классов, определяют распределение учебных часов по разделам курса, конкретизируют содержание тем....
Рабочая программа Педагога – психолога МАОУ «СОШ №43 г. Улан-Удэ» на 2018 - 2019 учебный год
1) Формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, администрации школы, родителей);2) Осуществление психолого-педагогического сопровожден...