Технологическая карта урока по теме:Преломление света в стекле.
учебно-методический материал по физике (11 класс) на тему
Материал содержит технологическую карту урока и план урока: "Измерение показателя преломления стекла." Лабораторная работа. в 11 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_11kl.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
(1академический час (45мин.))
Общая информация об уроке:
Учитель: Скворцова Л.С.
Предмет: физика.
Класс: 11-А
Тема урока: « Измерение показателя преломления стекла». Лабораторная работа.
Направленность выбранного урока: Исследование закона преломления света при переходе из одной среды в другую и вычисление показателя преломления стекла с помощью данного закона.
Число уроков в теме: На изучение темы: Световые волны отводится 17часов, а на изучение геометрической оптике -11часов. На лабораторную работу -1 урок.
Цель урока:
- Образовательная: определить показатель преломления стекла, из которого изготовлена стеклянная пластинка. Провести исследования зависимостей между физическими величинами: углом падения и углом преломления на границе раздела двух сред. Провести измерения и определить на основе исследования значение показателя преломления стекла, сделать вывод с учетом погрешности измерений. Демонстрация связи изучаемого материала с реальной жизнью на примерах истинного положения тела и его изображения в воде и стекле.
- Развивающая: Развитие регулятивных УУД: умение ставить учебные цели и задачи эксперимента, планировать пути их достижения, осуществлять познавательную рефлексию. Развитие познавательных УУД: умение проводить эксперимент с целью измерения и вычисления физической величины, проанализировать и сравнивать полученные результаты, сделать самостоятельные выводы и провести исследование по проверке гипотезы, объяснить наблюдаемое явление и выдвинуть новую гипотезу. Развитие коммуникативных УУД: умения формулировать и аргументировать свое мнение, умение работать в парах и группах, учитывать мнение партнеров.
- Воспитательная: прививать культуру умственного труда, воспитывать самостоятельность, чувства коллективизма; умения слушать и слышать друг друга.
Задачи урока:
- Актуализировать имеющиеся знания учащихся
- Обеспечить осмысление и закрепление изучаемого материала.
- Создать условия для проведения экспериментальных задач.
- Стимулировать самостоятельную работу при составлении плана эксперимента.
- Организовать контроль за выполнением эксперимента.
План урока
№ этапа урока | Название | Время Мин. | Цель | Оборудование | Методы и приемы работы | Формы Организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Возможные трудности и варианты их решения. |
1 | Организационный | 2 мин. | Эмоциональный настрой. | Класс делится на три группы. Ученики каждой группы делятся на пары. | |||||
2 | Проверка домашнего задания. | 5мин | Повторение раннее изученного материала. | Проектор. Демонстрация опыта с лучом света падающего на границу раздела воздух - стеклянная призма, стакан с водой и ложкой. | Демонстрация слайда с изображением падающего луча света на границу раздела воздух - стеклянная призма. Положение рыбы в воде и где человек видит изображение рыбы. Постановка проблемных вопросов. | Фронтальная беседа. | Демонстрация опыта или слайда. Организует взаимопроверку и постановку вопросов самими учениками. | Отвечают на поставленные вопросы и сами задают их одноклассникам. | Возможны вопросы на которые надо отвечать на следующих уроках. |
3 | Мотивация, целеполагание. | 2мин | Повторение раннее изученного материала. | Источник света, плоскопараллельная пластинка, экран. | Демонстрация опыта с лучом света падающего на границу раздела воздух- стеклянная призма. | Фронтальная беседа. Как будут отклоняться лучи разных цветов? И будет ли зависеть показатель преломления стекла от того луч какого цвет падает на пластинку. | Демонстрация опыта. | Анализируют результаты эксперимента. Ставят цели экспериментальной проверки закона преломления света и исследования показателя преломления стекла разными способами. | |
4 | Получение новых знаний | 20 мин | Провести исследование по вычислению показателя преломления воды относительно воздуха и стекла относительно воздуха разными способами и сделать сравнительный анализ результатов. | 1-я группа: плоскопараллельная стеклянная пластинка. Источник света, экран со щелью, три булавки, транспортир, карандаш, линейка. возможно использование дидактического материала: ГубановВ.В. Лабораторные работы. Контрольные задания. – Саратов: Лицей 2012г для слабых учеников. 2-я группа: плоскопараллельная стеклянная пластинка, Полоска цветного скотча, фиксирующая игла, лист бумаги, линейка, карандаш. 3-я группа: высокий цилиндрический сосуд, сосуд с водой, полоска цветного скотча, фиксирующая игла, линейка, лабораторный штатив. | Все три группы проводят эксперимент по исследованию преломления луча света на границе раздела двух сред и вычисляют показатель преломления второй среды относительно первой. | Работа в парах по проведению эксперимента и формулировке выводов. | Организует работу трех групп, консультирует и корректирует работу учеников. | Составляют план проведения своего эксперимента, подготавливают таблицу для записи результатов измерений и проводят эксперимент. | Проблемы с источником света. (заменить на фонарик от мобильного телефона). Разбился сосуд. |
5 | Рефлексия. | 12 мин. | Предварительное подведение итогов экспериментов. | Взаимопроверка. | Групповая и парная. | Просит проанализировать свою работу. | Каждая группа представляет предварительный результат своей работы с численным значением показателей преломления воды и стекла, а также оценивает допущенную погрешность измерений. | Возможно время рефлексии уменьшится, т.к. не все ученики успеют выполнить практическую часть работы за 20мин. | |
6 | Подведение итогов и домашнее задание. | 7мин | Подведение итогов. Знакомство с домашним заданием. | Компьютер, проектор, экран. | Демонстрация на экране формы отчета о проделанной работе. | Фронтальная. | Комментирует форму отчета по выполненным экспериментальным заданиям. Домашнее задание представляет собой групповой отчет по выполненным работам на уроке с построением графиков для 2 и 3 групп. Отчет создает каждый ученик в Google Doc. | Анализируют результат работы и делают выводы по представленным результатам. Создают Google Doc и презентации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка в свете требований ФГОС
Принятый документ ФГОС заставляет учителя пересмотреть требования к урокам. Данный материал соответствует им....
Методическая разработка урока по теме "Преломление света" для учащихся 8 класса
Данный урок решает следующие задачи1. образовательные: углубить и систематизировать знания учащихся об особенностях распространения света на границе раздела двух сред; познаком...
Технологическая карта урока физики в 8 классе "Источники света. Распространение света"
В классификации уроков по основной дидактической цели данный урок подходит по определение как УРОК ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.Структура этого урока определяется его основной дидактической целью :...
Технологическая карта урока чувашской литературы в 6 классе "О чем говорит музыка?" (по рассказу И.Ахрата "Поющие стекла")
Исползьзование современных образовательных технологий...
Урок на тему "Преломление света"
Урок физики с применением ЦОРов в 11 классе...
Технологическая карта урока - физика (Скорость распространения света)
Тип занятия: КомбинированныйДисциплина: «Физика»Тема: «Скорость распространения света»Нормативные документы: 1) ФГОС среднего (полного) образования...
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света
Технологическая карта урока. 11 класс. Закон отражения света. Принцип Гюйгенса. Решение задач на закон отражения света...