План самообразования учителя физики Байковой Р.М.
проект по физике на тему
Формирование универсальных учебных действий учащихся при обучении решению задач по физике методом ключевых ситуаций
Работа над темой начата в 2013 – 2014 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2017 – 2018 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_-baykova.docx | 30.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ»
РАБОТА
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
Формирование универсальных учебных действий учащихся при обучении решению задач по физике методом ключевых ситуаций
учитель физики
Байкова Резеда Маратовна
Содержание
- Перспективный план самообразовательной деятельности
- Обоснование выбора темы
- Цель, задачи, ожидаемые результаты
- Направления самообразования
- Теоретический материал
- Литература
- Перспективный план самообразовательной деятельности
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1. Диагностический | Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение стандартов второго поколения. | 2013– 2014 учебный год |
2. Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. Классификация задач с целью выделить из них для создания учебных ситуаций. Прогнозирование результатов. | 2014– 2018 учебный год |
3. Практический | Внедрение системы мер, направленных на решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы. | 2014 – 2015учебный год 2015-2016 учебный год 2016- 2017 учебный год |
4. Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов. | 2017 – 2018 учебный год |
5. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение на уроках, на курсах повышения квалификации для педагогов, на УТС для одаренных учащихся | 2017– 2018 учебный год |
Формирование универсальных учебных действий учащихся при обучении решению задач по физике методом ключевых ситуаций
Работа над темой начата в 2013 – 2014 учебном году
Предполагается закончить работу над темой в 2017 – 2018 учебном году.
- Обоснование выбора темы
- Условия возникновения данной проблемы.
Занимаясь подготовкой учащихся к государственной итоговой аттестации и к ЕГЭ, я обратила внимание на то, что наибольшее затруднение у учащихся вызывают решения задач, сформулированные в какой-либо реальной ситуации. Анализируя результаты ОГЭ и ЕГЭ, я неизменно видела, что самые большие проблемы у учащихся вызывают задачи, решение которых нужно осуществить. Я стала выяснять, с какими затруднениями сталкиваются учащиеся при решении задач. Для начала опросила с помощью анкетирования самих учащихся. Анализируя анкеты, выяснила, что причин несколько. Обработав ответы учащихся, получила такую картину:
- Не знаю с чего начать, так как не представляю задачу;
- Не понимаю и не представляю физическое явление, происходящее в задаче;
- Не понимаю смысла физических законов;
- Не могу описать физический процесс с помощью уравнений;
- Не запоминаю физических формул и обозначений физических величин;
- Могу решать задачу по образцу, а если условие меняется, испытываю затруднение
Имея эти проблемы при решении задач, многие учащиеся просто отказываются решать задачу.
Актуальность проблемы.
В школу внедряются стандарты второго поколения. Изучая их, обнаружила, что научить решать учащихся задачи – это надводная часть айсберга. Стандарты второго поколения предлагают формировать у учащихся универсальные учебные навыки (Общеучебные), используя для этого системно - деятельностный подход. Современное образование ставит передо мной задачу: использовать на уроках наиболее эффективные технологии, которые позволят формировать у учащихся глобальные качества, позволяющие им решать любую физическую задачу, а в конечном итоге разрешать любые жизненные ситуации. Поэтому для себя я определила методическую тему «Формирование универсальных учебных действий учащихся при обучении решению задач методом ключевых ситуаций».
Постановка проблемы.
Неумение учащимися решать физические задачи является основной причиной снижения интереса к предмету, в результате которого формируется привычка списывать, отвечать по шпаргалке, пользоваться подсказками. Работа над этой проблемой побудила, во первых, начать классификацию физических задач с целью выявить среди них задачи для создания ключевых ситуаций, во вторых, к поиску таких способов организации урока, которые бы позволяют повысить эффективность усвоения знаний, помогают раскрыть индивидуальные особенности школьника и на этой основе воспитывать у него стремление к самостоятельной деятельности.
- Цель самообразования:
Освоить новые формы и методы работы на уроках физики, способствующие развитию навыков учащихся при решении задач, формированию компетентной личности, способной и желающей учиться самостоятельно, постоянно совершенствоваться и умеющей применять свои знания в любой ситуации.
Задачи:
- повышение мотивации и интереса к учению;
- создание банка задач, используемых для построения ключевых ситуаций;
- более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;
- развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- формирование личности, нужной обществу, компетентной, ответственной за свои поступки;
- использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций для наиболее эффективного усвоения материала;
- повышение своего методического уровня.
Ожидаемые результаты самообразования
- Повысить качество преподавания предмета.
- Научить детей решать любые физические задачи, используя метод ключевых ситуаций.
- Разработать и провести и открытые уроки решения задач методом ключевых ситуаций
- создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, докладывать о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
- Разработать дидактические материалы, пособия, способствующие формированию универсальных учебных действий на уроках физики.
- Результаты работы над темой самообразования поместить на школьном сайте.
- Обобщить опыт по исследуемой теме.
Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметила основные направления работы по самообразованию.
4 Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Сроки реализации |
Профессиональные | 1. Изучить стратегию физического образования в РТ. 2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для учителей физики | 2013- 2014
регулярно
регулярно
|
Психолого-педагогические | Совершенствовать свои знания в области возрастной и педагогической психологии. | Регулярно |
Методические | 1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по физике в рамках внедрения ФГОС ООО. 2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе городского МО учителей физики 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах, городских фестивалях по физике. 5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, края через Интернет. 6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности. 8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке 9. Проводить открытые уроки для коллег по работе. 10. Разработать уроки с решением задач методом ключевых ситуаций. 11. Выступать с докладами по теме самообразования | Регулярно
регулярно
Регулярно
ежегодно
регулярно регулярно
регулярно
2017-2018 2013-2018
2013-2018 |
Информационные технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по физике, педагогике и психологии. | Регулярно регулярно
|
Охрана здоровья | Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии. | Регулярно
|
- Теоретическая часть
Основной задачей обучения физике на современном этапе является формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся решать любые задачи. На уроке важно мотивировать ученика к учению, используя для этого системно - деятельностный подход, так как основная задача образования сегодня – сформировать у него умение и желание учиться всегда.
Системно - деятельностный подход является ведущим средством достижения данной цели. Он позволяет использовать при проектировании урока современные технологии, направленные на развития у учащихся таких навыков, которые бы пригодились ему в жизни.
Нежелание решать задачи обусловлено отсутствием интереса. А интереса нет, в частности потому, что школьникам предлагают «чужие», не ими поставленные задачи. Решение таких задач не всегда творческий процесс, а ведь интересным может быть только творчество. Поэтому изменим подход к обучению физике, придав решению задач творческий, исследовательский характер. Для этого необходимо использовать на практике концепцию обучения решению задач по физике, основанную на методе учебных ситуаций или ключевых ситуаций. Учебная ситуация- это (новое понятие в Стандартах) такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, переформулируют или предлагают своё описание для запоминания. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые (специфичные для данного учебного предмета ) действия, осваивает характерные для данной области способы действия, т.е. приобретает некоторые способности.
Ситуация - (положение) сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку положения. «Ключевой»- это основной, самый важный, открывающий возможности овладения, управления чем-нибудь, открывающий возможности для каких-либо действий. Ключевые учебные ситуации – это совокупность обстоятельств учебного взаимодействия и взаимоотношений обучающего и обучаемого, которые требуют принятия решения и соответствия действий или поступков со стороны участников. В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования происходит поиск новых эффективных методов обучения. Одним из таких методов является метод ключевых учебных ситуаций. Ключевые ситуации выделяются не в форме правил, вопросов или задач - это именно ситуации, встречи ученика с новым, интересным, удивительным, загадочным идеальным объектом. Это ситуации потенциальной возможности правила, вопроса, учебной задачи, проблемы, парадокса. Ключевые ситуации должны удивлять и заинтересовать ученика.
Поэтому моя деятельность должна быть направлена на:
- Создание учебной ситуации;
- Разработку способов перевода учебной задачи в ситуацию
В каждом разделе школьного курса физики вместе с учениками исследуются ключевые ситуации, которые служат источниками практически всех задач школьного курса. Изучение ключевых ситуаций – это живой мост между «теорией» и «задачами», причём мост с двусторонним движением. С одной стороны, задачи рождаются при изучении ключевых ситуаций, в которых наглядно проявляется действие физических законов, с другой стороны, благодаря решению на основе ключевых ситуаций теория осознаётся, то есть становится действенной силой, а не пассивным набором фактов и формул.
Ключевых учебных ситуаций во всём школьном курсе физики немного (несколько десятков) и на их основе составлены тысячи задач. Данная методика позволяет учителю найти закономерность в той или иной ключевой ситуации, а затем вместе с учениками поставить ряд задач. При этом ученики учатся, овладевая на практике научным методом, что намного важнее для формирования думающих людей, чем решение уже поставленных задач. Такой подход формирует положительное отношение учащихся к физике как школьному предмету, потому что постановка задач - творческий и поэтому интересный процесс. Согласно ФГОС универсальные учебные действия делятся на регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные универсальные учебные действия учат становить учебные цели, выбирать способ действия для ее достижения, планировать и контролировать свою деятельность. Познавательные универсальные учебные учат анализировать, сравнивать, обобщать, моделировать. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебно-исследовательской деятельности. Используя метод ключевых ситуаций при решении задач, я учу ставить вопросы к задаче и отвечая на них, исследуется изучаемое явление или закон, формируются операции анализа, синтеза, сравнения, моделируются реальные явления. Процесс обучения учащихся решению физических задач строится на разборе различных ситуаций, причем каждую ситуацию учащийся может смоделировать сам. Физические ситуации могут быть реальными, условными, воображаемыми. Главное – все они должны соотноситься с возрастом и психологическими особенностями учащихся. Ситуация может быть конкретная, тогда учащийся разбирает ее, используя знания из конкретной области. Для учащихся старшего звена можно создать проблемные ситуации, решая которые формируется критическое мышление, одно из глобальных качеств современного ученика. При решении задач методом ключевых ситуаций учащийся вовлекается в постоянную деятельность, реализует различные способы получения результата, сотрудничает со сверстниками, обсуждает причины неудачи, дискуссирует, проводит оценку и самооценку, то есть формируются универсальные учебные действия, решается главная задача современного образования. На выходе мы получаем компетентную личность, способную к развитию и саморазвитию, готовую учиться и переучиваться, отвечать за свои поступки, самостоятельно принимать решения.
Литература:
- Акулова А.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: Учебно-методическое пособие для педагогов школ.-СПб.: КАРО, 2008.
- Генденштейн Л.Э. Изучение физики методом ключевых ситуаций: Пособие для учителей физики.-Бином, 2015.
- Журнал «Народное образование» №4, 2008 г, ст.М.Демидовой «Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании»;
- Журнал «Физика в школе» разных лет. Разделы «Новости науки и техники».
- Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.
- Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования учителя физики
Разработка урока с использованием компьютерных технологий возможна лишь при наличии электронного ресурса, которые сейчас имеются в достаточном количестве. Электронные образовательные ресурсы – облегча...
План самообразования учителя физики Тихановой Л.В. 2015-2016 учебный год
В работе представлен план самообразования и анализ работы за 2014-2015 учебный год...
Индивидуальный план самообразования учителя физики и информатики на 2017-2022 год
Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ с целью повышения эффективности усвоения материала на уроках физики и информатики».Основная воспитательная цель -...
План самообразования учителя физики
Для того, чтобы хорошо работать, нужно постоянно повышать свою профессиональную деятельность, планировать свое педагогическое мастерство и совершенствовать его....
План самообразования учителя физики и математики
Формирование здоровой, социально успешной личности в условиях перехода на Федеральные Государственные Образовательные Стандарты и при подготовке учащихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ через систему тестовых задан...
Перспективный план и план самообразования учителя физики
Перспективный план и план самообразования учителя физики...
Индивидуальный план самообразования учителя физики по методической проблеме: "Формирование и развитие УУД на уроках физики в условиях реализации ФГОС"
Чтобы учить других — учитель должен не только знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и ориентироваться в различных сферах общественной жизни, быть культурным человеком в шир...