1 | Организационный момент
Цель: Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки
| - Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Наш урок хотелось бы начать со следующего высказывания английского философа и историка Фрэнсиса Бэкона: «Истинная и законная цель всех наук состоит в том, чтоб наделять жизнь человеческую новыми изобретениями и богатствами».
- Вы согласны с этим утверждением?
- На самом ли деле физика так полезна в жизни человека, в быту? Приведите примеры (Вывод: физика помогает нам в быту и объясняет работу хорошо известных бытовых приборов) | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой и мотивирует учащихся на работу через вопросы
|
Взаимное приветствие, настраиваются на работу, отвечают на поставленные вопросы
| Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание Регулятивные: осознание учеником того, что уже освоено и что ещё подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения Коммуникативные: вступление в диалог, отслеживание действий учителя, умеет слушать и слышать |
2 | Актуализация опорных знаний. Постановка целей и задач
Цель: создание условий для актуализации учебных знания и умения, мыслительные операции, необходимые для восприятия нового материала
| - Дома вы часто наблюдали, как кипит чайник (на демонстрационном столе закипает чайник). Попробуйте, объяснить, что же происходит? Что вы видите? (вода закипает, пар выходит) -Хорошо, а почему крышку не выталкивает? (потому, что крышка чайника имеет отверстия, через которые пар выходит) - Ребята, а что делает пар внутри чайника? (расширяется) - А мы с вами знаем, что расширяясь, пар совершает …? (работу) - Верно. И вот сегодня мы будем говорить о том, как работает газ и пар при расширении, и как это явление используется в различных устройствах. (звучит музыка, Веселые ребята – «Автомобили») - Как вы догадались из песни, речь у нас пойдет об автомобилях. Я думаю, среди вас есть любители автомобилей. Может кто-нибудь из вас скажет нам, благодаря какому устройству работает машина? (варианты ответов) - Правильно, благодаря двигателю внутреннего сгорания. Поэтому, ребята, мы должны рассмотреть с вами еще одну очень значимую тему: это двигатель внутреннего сгорания. Отметьте у себя в рабочих листах тему урока. - А как вы думаете, что вам нужно на уроке узнать и что вы уже знаете? Знаю | Нужно узнать | Внутренняя энергия | Тепловой двигатель | Механическая энергия | Двигатель внутреннего сгорания | Тепловое движение | Виды тепловых двигателей | Парообразование | Принцип работы ДВС | Кипение | Устройство ДВС | Работа |
|
- Я предлагаю вам проверить знания, выполнив небольшой тест. На выполнение задания вам дается 2 минуты, после чего обмениваетесь ответами и проверяете, выставляете оценку в соответствующую колонку. (Выполняют индивидуально, оценка выставляется по пятибалльной шкале, 5правильных ответов – оценка «5», 4 правильных ответа – оценка «4» и т.д) - Молодцы! Ребята, а можете привести примеры использования внутренней энергии? (поднять груз, перевести вагоны и т.п.) - А как нам сделать так, чтобы внутренняя энергия превратилась в механическую? Как вы думаете? | Организует диалог с учащимися на поиск необходимых знаний для изучения новой темы. Подводит обучающихся к формулировке темы урока.
| Выстраивает ответы на вопросы | Познавательные: развивает операции мышления, ставит задачу (ответить на вопрос) на основе соотнесения того, что известно Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить высказывания |
3
| Изучение нового материала Цель: обеспечить восприятие, осмысление первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
| - Вижу, что затрудняетесь ответить. Давайте проведем опыт, позволяющий ответить на этот вопрос. Мы заранее распределились по группам. Спикеры поднимите руки, вы будете фиксировать результат в таблицу. И в каждой группе есть исследователи, которые будут отвечать за эксперимент (поднимите руки). Спикеры со своей группой подходят к рабочему столу. - Выполним опыт: в пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. Вам необходимо будет ответить на три главных вопроса: - Что вы увидели? - За счет чего выскочила пробка? - В какую энергию перешла энергия пара? Ответ: Энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, а пар, расширяясь, совершает работу – выталкивает пробку. карточка В пробирку нальем немного воды, затем плотно закроем ее пробкой и нагреем воду до кипения. | Результаты опыта | Что вы видите?
|
| За счет чего выскочила пробка? |
| В какую энергию перешла энергия пара? |
| Оценка работы группы |
|
-А где вы могли наблюдать подобную ситуацию? (кипит чайник, и вы часто наблюдаете подпрыгивание крышки при кипении) - Как вы думаете, где данное явление используется в технике? (затрудняются ответить) -Оцените свою работу в группе по пятибалльной шкале. Присаживайтесь на свои места. -Оказывается, данное явление используется в тепловых двигателях. Если мы заменим пробирку металлическим цилиндром, а пробку – плотно пригнанным поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, то мы получим простейший тепловой двигатель. Такой двигатель был изобретен в конце 17 в Джеймсом Уаттом. - Из всех существующих двигателей (паровая турбина, газовая турбина, ДВС и реактивный двигатель) мы рассмотрим ДВС. - Какие виды жидкого топлива вы знаете? (ДВС работают на жидком топливе или горючем газе) - Как вы думаете, где сгорает топливо в этом двигателе? (топливо сгорает внутри самого двигателя - прямо в цилиндре) - Ребята, здесь у меня находится модель двигателя внутреннего сгорания, может кто-то из вас знает, из чего же он состоит? (если кто-то знает ответ на этот вопрос, выходит и показывает основные элементы ДВС на модели) - Вижу, что затрудняетесь ответить. Поэтому вашему вниманию предоставляется небольшой видеофрагмент (устройство ДВС), с помощью которого вы будете заполнять рабочие листы - Мы познакомились с устройством двигателя внутреннего сгорания. Теперь рассмотрим, как он работает (принцип работы ДВС) | Организует обсуждение и поисковую работу учащихся, предлагает экспериментальные задания, организует работу учащихся в группах, формулирует экспериментальные задания, подводит к выводу.
| озвучивают тему, отвечают на вопросы, выполняют экспериментальные задания по карточкам, высказывают своё мнение и предположение в группах, выявляют закономерности, формулируют выводы наблюдений, записывают выводы на карточку
| Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе исследовательской деятельности (коммуникативные УУД). Предметные: формирование представлений учащихся о ДВС Метапредметные: развитие у учащихся умений планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей, анализировать информацию, формулировать гипотезы (регулятивные УУД); устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы (познавательные УУД).
|
4 | Первичное закрепление материала
| - Ребята, когда я училась в школе, шел спор о “Физиках” и “Лириках”. Да и сейчас один из вас говорит: “Да я гуманитарий, зачем мне физика?” А некоторые, наоборот, признают только физику или математику. Я думаю, что противостояния между физикой и литературой нет. А человек с интересом изучает и физику, и литературу. Поэтому, мне требуется помощь в объяснении следующих отрывков из произведений. Работаем в парах. «Азазелло, который сидел отвернувшись от подушки, вынул из кармана фрачных брюк черный автоматический пистолет, положил дуло его на плечо и, не поворачиваясь к кровати, выстрелил, вызвав веселый испуг в Маргарите» (М.А. Булгаков, Мастер и Маргарита) Какие превращения энергии происходят при выстреле из пистолета, и можно ли пистолет считать тепловым двигателем? |
(При выстреле внутренняя энергия газов превращается в кинетическую энергию пули или снаряда, поэтому пистолет можно считать тепловым двигателем) Валерий Брюсов (Каким машинам поэт посвятил строки? Пояснить) Зубцы, ремни, колеса, цепи, Свист поршней, взмахи рычага: Вне – замыслы, наружи – цели, Но тайна где – то спит, строга. Машины! Строй ваш вырос бредом, Земля гудит под ваш распев; Мир в ваши скрепы веком предан, В вас ждет царей, оторопев. (Ответ: тепловым двигателям). |
- Оцените свою работу в паре. | Контролирует выполнение качественных задач, обеспечивает мотивацию выполнения, осуществляет индивидуальный контроль. | Выполняют по очереди задания, высказывают своё мнение, слушают ответы, анализируют. | Личностные: умение понимать личную ответственность за результат, формирование учебной мотивации Регулятивные: умение осознавать что усвоено, что подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения, умение адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Познавательные: умение применять знания в новой ситуации |
5 | Рефлексия учебной деятельности. Итог урока. Цель: зафиксировать новое содержание урока, оценить результаты учебной деятельности, согласовать домашнее задание. | - Подходит к концу наш урок. Подведем его итоги. Продолжите следующие фразы
| организует рефлексию, даёт комментарии к домашнему заданию | формируют конечный результат, рассказывают, что узнали, чему научились, какие трудности испытали, записывают домашнее задание, получают консультацию | Личностные: умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально- нравственную отзывчивость Регулятивные: умение осуществлять итоговый контроль Познавательные:умение познавать цель и результат Коммуникативные: умение проявлять активность в деятельности |