Рабочая программа по физике для 7 класс, Перышкин А.В. 2 часа
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для изучения физики 7 класса базового уровня по учебнику А.В.Перышкина, 70 часов, 2 часа в неделю.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная
школа № 32 города Ставрополя
Рассмотрено Руководитель методического объединения учителей физико-математического цикла __________/И.Г. Золотарева/ Протокол №_______ от «___» __________201 г | Согласовано Заместитель директора по УВР _______/О.В. Рыбалко/ «___» ___________201 г | Утверждаю Директор школы ________/Т.И.Пономаренко/
Приказ №______ от «___» ___________201 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИКЕ
ДЛЯ 7 КЛАССА
НА 2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель программы: Кривокора А.С.
2018г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для учащихся 7 классов предназначена для базового уровня и разработана в соответствии с:
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к исполнению при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» .
- Санитарно-эпидемиологическим требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. №189.
- Основной образовательной программой МБОУ СОШ № 32 г. Ставрополя.
- Учебным планом МБОУ СОШ № 32 г. Ставрополя.
- Примерной программой по учебным предметам. Физика 7-9 классы: проект. - М.: Просвещение, 2011 год;
Учтен результат итогов ГИА в Ставропольском крае и МБОУ СОШ №32 г. за 2017-2018 учебный год.
При данной программе на изучение курса физики в объёме обязательного минимума содержания основного общего образования требуется два часа в неделю, 70 часов в год.
Содержание курса, включая демонстрационные опыты и фронтальные лабораторные работы, полностью соответствуют Примерной программе основного общего образования.
При определении последовательности изложения материала учитывалась необходимость соблюдения внутрипредметных связей и соответствия между объективной сложностью каждого конкретного вопроса и возможностью его восприятия учащимися данного возраста.
Курс, соответствующий этой программе, изложен в опубликованных издательством «Дрофа» учебниках по физики А.В. Перышкина 7, 2018год.
В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики в 7 классе.
1. Планируемые результаты изучения курса физики.
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Более детально планируемые результаты обучения представлены в тематическом планировании.
Приемы, методы, технологии
В основе развития универсальных учебных действий в основной школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность учащихся признается основой достижения развивающих целей образования – знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учащимися в процессе познавательной деятельности.
В соответствии с данными особенностями предполагается использование следующих педагогических технологий: проблемного обучения, развивающего обучения, концентрированного обучения, игровых технологий, а также использование методов проектов, индивидуальных и групповых форм работы.
При проведении уроков используются также интерактивные методы, а именно: работа в группах, учебный диалог, объяснение-провокация, лекция-дискуссия, учебная дискуссия, семинар, игровое моделирование, защита проекта, совместный проект, организационно - деятельностные игры, деловые игры; традиционные методы: лекция, рассказ, объяснение, беседа.
Контроль знаний, умений, навыков проводится в форме контрольных работ, выполнения тестов, физических диктантов, самостоятельных работ, лабораторных работ, опытов, практикумов, экспериментальных задач.
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в)технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или входе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
Перечень ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
- Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
- Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
- Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
- Нерациональный выбор хода решения.
2. Содержание курса физики в 7 классе
Физическое образование в основной школе должно обеспечить формирование у обучающихся представлений о научной картине мира – важного ресурса научно-технического прогресса, ознакомление обучающихся с физическими и астрономическими явлениями, основными принципами работы механизмов, высокотехнологичных устройств и приборов, развитие компетенций в решении инженерно-технических и научно-исследовательских задач.
Введение (5 ч.)
Физика – наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физика и техника.
Демонстрации и опыты:
- Измерение размеров тел.
- Измерение расстояний.
- Измерение времени между ударами пульса
Фронтальная лабораторная работа:
№ 1. Определение цены деления измерительного прибора
Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
Демонстрации и опыты:
- Диффузия в растворах и газах.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Модель броуновского движения.
- Сцепление твердых тел.
- Демонстрация образцов кристаллических тел.
- Демонстрация моделей строения кристаллических тел.
- Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 2. Определение размеров малых тел.
Взаимодействие тел (22 ч.)
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела. Относительность механического движения. Физические величины, необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (траектория, путь, скорость, время движения). Равномерное и неравномерное движение. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
Демонстрации и опыты:
- Равномерное прямолинейное движение.
- Зависимость траектории движения тела от выбора тела отсчета.
- Измерение скорости равномерного движения.
- Явление инерции.
- Измерение силы.
- Определение коэффициента трения скольжения.
- Определение жесткости пружины.
- Сложение сил, направленных по одной прямой.
- Исследование зависимости силы трения от силы нормального давления (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости массы от объема (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
- Исследование зависимости деформации пружины от приложенной силы (с представлением результатов в виде графика или таблицы).
Фронтальная лабораторная работа:
№ 3. Измерение массы тела на рычажных весах.
№ 4. Измерение объема тела.
№ 5. Определение плотности твердого тела, измерение плотности жидкости.
№ 6. Градуировка пружины и измерение сил динамометром.
№ 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы.
Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч.)
Давление. Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Манометр. Атмосферное давление на различных высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.
Демонстрации и опыты:
- Барометр.
- Измерение атмосферного давления.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Гидравлический пресс.
- Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
Фронтальная лабораторная работа:
№ 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
№ 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Работа и мощность. Энергия (13 ч.)
Механическая работа. Мощность.
Простые механизмы. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Коэффициент полезного действия механизма.
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Демонстрации и опыты:
- Равновесие тела, имеющего ось вращения.
- Определение момента силы.
- Нахождение центра тяжести плоского тела
Фронтальная лабораторная работа:
10. Выяснение условия равновесия рычага.
11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Обобщающее повторение (5 ч.)
Тематическое планирование
Название разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | Контроль | ||
личностные | предметные | метапредметные | |||
Введение | 5 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, лабораторная работа №1, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 1. |
Первоначальные сведения о строении вещества | 5 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторная работа № 2, опыты, презентации и доклады, зачет № 1. |
Взаимодействие тел | 22 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 3,4,5,6,7, опыты, презентации и доклады, контрольная работа № 2, зачет № 2. |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 20 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 8,9, опыты, презентации и доклады, зачет № 3. |
Работа и мощность. Энергия | 13 |
| Ученик научится:
Ученик получит возможность научиться:
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Проверка выполнения домашних заданий, самостоятельные работы, лабораторные работы № 10,11, опыты, презентации и доклады, зачет № 4. |
Обобщающее повторение | 5 |
| Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
| Итоговая контрольная работа, презентации и доклады |
Календарно - тематическое планирование 7 КЛАСС (70ч, 2ч в неделю)
№, п/п | дата | Тема урока | Основное содержание темы, термины и понятия. Демонстрации. Лабораторный опыт (эксперимент). Лабораторные, практические работы | Характеристика основных видов деятельности (предметный результат) | Виды контроля | Использование ПО, ЦОР, учебного оборудования | Д/з |
1. Физика и физические методы изучения природы (5 ч.) | |||||||
1/1 | § 1-2. Что изучает физика. Некоторые физические термины.
| Роль науки в жизни человека. Предмет физики. Физическое тело. Вещество. Материя. Физические явления: механические, электрические, магнитные, тепловые, звуковые, световые. Демонстрации:
|
| Беседа по изученному материалу | Оборудование: коробок спичек, свеча, весы, барометр, секундомер, термометр, шарик, желоб, электрическая спираль, маятник, линза, экран, компас, набор магнитов, компьютер, проектор. | § 1-2., вопросы | |
2/2 | § 3-4. Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | Основные методы изучения физики[1] (наблюдения, опыты, измерения, гипотеза, вывод), их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц СИ. Простейшие измерительные приборы. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы | Физические величины и действия над ними Оборудование: измерительная линейка, секундомер демонстрационный, термометр, амперметр демонстрационный и лабораторный, транспортир. линейка, мензурка, секундомер, термометр, другие измерительные приборы, компьютер, проектор. | § 3-4, упр 1 | |
3/3 | § 5. Точность и погрешность измерений. Лабораторная работа № 1. «Определение цены деления измерительного прибора» | Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения. Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Измерение и точность измерения Оборудование: измерительный цилиндр, стакан с водой, небольшая колба и другие сосуды, компьютер, проектор. | § 5, задание 1,3 | |
4/4 | § 6. Физика и техника | Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос. Беседа. Презентации учащихся. | Тематическая таблица «Космический корабль «Восток» Комплект портретов. Оборудование: компьютер, проектор. | §6, задание 1-3 стр19 | |
5/5 | Обобщающий урок по теме «Физика и физические методы изучения природы». Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» | Физика и физические методы изучения природы. Контрольная работа № 1 по теме «Физика и физические методы изучения природы» |
| Контрольная работа № 1 | § 1-6 повторить | ||
2. Первоначальные сведения о строении вещества (5 ч.) | |||||||
6/1 | §7-9. Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула – мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы | Таблица Менделеева Модели молекул воды и кислорода. Модель хаотического движения молекул в газе. Образцы кристаллических тел. Модель строения кристаллических тел Оборудование: модели молекул воды и кислорода, модель хаотического движения молекул в газе, воздушный шарик, мензурки, вода, марганец., горох, манная крупа, компьютер, проектор. | § 7-9, задание стр 37 | |
7/2 | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: линейка, горох, иголка. | § 1-9, повторить | |
8/3 | § 10-11. Движение молекул. Взаимодействие молекул. | Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и несмачивания тел. Демонстрации:
Опыты:
|
| Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах Взаимное притяжение и отталкивание молекул Взаимодействие молекул (электронное приложение) Таблица «Поверхностное натяжение» Видеофильм «Диффузия в газах». Видеофильм «Молекулярное притяжение». Оборудование: образцы кристаллических тел, духи, аромалампа, модель строения кристаллических тел, емкость с водой, стеклянные пластинки, динамометр, птичье перо, компьютер, проектор. | § 10-11, задание 1,3 стр 29, задание 1 стр 33 | |
9/4 | § 12-13. Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел. | Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения. Демонстрации.
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Задания на соответствие. | Оборудование: модель кристаллической решетки, стакан с водой, сосуды различной формы, полиэтиленовый мешок, компьютер, проектор. | § 12-13, задание 1 стр 38 | |
10/5 | Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Зачет № 1 по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике. | Зачет № 1: теоретический, практический, экспериментальный этапы. | § 1-13 , вопросы стр38 | ||
3. Взаимодействие тел (22 ч.) | |||||||
11/1 | § 14-15. Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Механическое движение - самый простой вид движения. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос. Задания на соответствие. | Равномерное и неравномерное движение, Равномерное движение поплавка в трубке с водой (электронное приложение) Видеофильм «Скатывание тележки» Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, проектор. | § 14-15, задание 1,3 стр 42, упр 2(2,4) | |
12/2 | § 16. Скорость. Единицы скорости. | Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Единицы измерения скорости. Определение скорости. Решение задач. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Скорость равномерного прямолинейного движения Скорость неравномерного прямолинейного движения Видеофильм «Средняя скорость тела» Оборудование: лабораторный комплект по механике, заводной автомобиль, компьютер, проектор. | § 16, упр 3 | |
13/3 | § 17. Расчет пути и времени движения. | Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Решение задач. Демонстрации:
|
| Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Скорость неравномерного прямолинейного движения Расчет пути и времени движения (электронное приложение) Оборудование: компьютер, проектор. | § 17, упр4(2,5) | |
14/4 | § 18. Инерция. | Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Видеофильм «Закон инерции» Оборудование: лабораторный комплект по механике, комплект тележек легкоподвижных, компьютер, проектор. | § 18, упр5(2) | |
15/5 | § 19. Взаимодействие тел | Изменение скорости тел при взаимодействии. Демонстрации:
|
| Самостоятельная работа по теме «Скорость, путь, инерция». Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Оборудование: лабораторный комплект по механике, комплект тележек легкоподвижных, компьютер, проектор. | § 19, вопросы | |
16/6 | § 20-21. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Масса. Масса - мера инертности тела. Инертность - свойство тела. Единицы массы. Перевод основной единицы массы в СИ в т, г, мг. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Взаимодействие тележек разной массы (электронное приложение) Оборудование: гири различной массы, монеты различного достоинства, весы рычажные с разновесами, компьютер, проектор. | § 20-21, упр6(2) | |
17/7 | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: весы рычажные с разновесами, лабораторный комплект по механике. | § 20-21 | |
18/8 | § 22. Плотность вещества | Плотность вещества. Физический смысл плотности вещества. Единицы плотности. Анализ таблиц учебника. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Демонстрации:
Опыты:
|
| Тест. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Оборудование: набор тел равной массы, набор тел равного объема, компьютер, проектор. | § 22, упр7(3) | |
19/9 | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» Лабораторная работа № 5 «Определение плотности тела» | Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела» Лабораторная работа № 5 «Определение плотности тела» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: измерительный цилиндр, тела неправильной формы, весы рычажные с разновесами | § 22, упр7(4) | |
20/10 | § 23. Расчет массы и объема тела по его плотности | Определение массы тела по его объему и плотности. Определение объема тела по его массе и плотности. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта | Расчет массы и объема тела по его плотности (электронное приложение) Оборудование: измерительный цилиндр, весы рычажные с разновесами, деревянный брусок. | § 23, упр8(3,5) | |
21/11 | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
| Тест. Домашняя работа. Решение задач различного типа и уровня сложности. | § 14-23, упр 8(4) | ||
22/12 | Контрольная работа № 2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества». | Контрольная работа №2 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» |
| Контрольная работа № 2 | § 14-23 повторить | ||
23/13 | § 24-25. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила - причина изменения скорости движения. Сила - векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила - мера взаимодействия тел. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Направление силы тяжести. Свободное падение тел. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела Технологические таблицы «Виды деформации» Оборудование: трубка Ньютона, лабораторный комплект по механике, магнит, сосуд с песком, компьютер, проектор. | § 24-25, вопросы | |
24/14 | § 26. Сила упругости. Закон Гука. | Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Формулировка закона Гука. Точка приложения силы упругости и направление ее действия. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта | Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 26, вопросы | |
25/15 | § 27-28. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Вес тела. Вес тела - векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Точка приложения веса тела и направление ее действия. Единица силы. Формула для определения силы тяжести и веса тела. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта. | Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела Связь между силой тяжести и массой тела (электронное приложение) Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 27-28, упр 10(5) | |
26/16 | § 29. Сила тяжести на других планетах. | Сила тяжести на других планетах. Решение задач |
| Физический диктант. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. | Сила тяжести на других планетах Тематические таблицы: «Звезды», «Солнечная система», «Земля - планета Солнечной системы», «Луна, планеты земной группы, планеты-гиганты, малые тела Солнечной системы» Видеофильм «Наша Вселенная» Оборудование: компьютер, проектор. | § 29, задание стр 84 | |
27/17 | § 30. Динамометр. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» Демонстрации:
|
| Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 30, упр 11(3) | |
28/18 | § 31. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Решение задач. Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 31, упр 12(3) | |
29/19 | § 32-33. Сила трения. Трение покоя. | Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта. | Сила трения. Трение в природе и технике Видеофильм «Сила трения» Подшипники (электронное приложение) Оборудование: лабораторный комплект по механике, подшипники, компьютер, проектор. | § 32-33, упр 13 | |
30/20 | § 34. Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». | Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Лабораторная работа № 7 «Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы». |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Сила трения. Трение в природе и технике Видеофильм «Сила трения в природе и технике» Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 34, вопросы | |
31/21 | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил». | Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил». |
| Решение задач различного типа и уровня сложности. Самостоятельная работа по темам: «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил». | § 24-34 вопросы стр 37 | ||
32/22 | Контрольная работа № 3 по теме «Взаимодействие тел» | Контрольная работа № 3 по теме «Взаимодействие тел» | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике. | Контрольная работа № 3 | § § 24-34 повторить | ||
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов (20 ч.) | |||||||
33/1 | § 35-36. Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. | Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Работа с текстом и оформление конспекта. | Способы уменьшения и увеличения давления Зависимость давления от площади опоры (электронное приложение) Оборудование: приборы и инструменты с различной площадью поверхности, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 35-36, упр14(4), упр15(3), задание 2,3 стр 105 | |
34/2 | § 37. Давление газа. | Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение качественных задач. | Видеофильм «Разница давления или воздушный шар» Оборудование: колокол, насос, воздушный шарик, компьютер, проектор. | § 37, задание стр 108 | |
35/3 | § 38. Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля Видеофильм «Закон Паскаля» Оборудование: шар Паскаля, сосуд с водой, компьютер, проектор. | § 38, упр 16(2,3) | |
36/4 | § 39-40. Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач. Презентации учащихся. | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда Исторический эпизод: опыт Паскаля и гидростатический парадокс Оборудование: пробирки с резиновым дном, стакан с водой, стеклянная трубка, диск, компьютер, проектор. | § 39-40, упр 17(2), задание стр 118 | |
37/5 | Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | Решение задач. Самостоятельна работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» |
| Решение задач различного типа и уровня сложности. Презентации учащихся. Самостоятельна работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | § упр 17(3) | ||
38/6 | § 41. Сообщающиеся сосуды | Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью - на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Видеофильм «Шлюзы» Оборудование: сообщающиеся сосуды, компьютер, проектор. | § 41, упр 18(4), задание 1 стр 123 | |
39/7 | § 42-43. Вес воздуха. Атмосферное давление. | Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Вес воздуха. Атмосферное давление Видеофильм «Атмосферное давление» Зависимость плотности воздуха около поверхности Земли от высоты над уровнем моря (электронное приложение) Оборудование: сосуд с водой, стеклянная трубка с поршнем, компьютер, проектор. | § 42-43, упр 19(2), задание 1 стр 125, упр 20(2) | |
40/8 | § 44. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. Решение задач. | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли История открытия атмосферного давления Таблица «Атмосферное давление» Оборудование: магдебургские тарелки, насос, компьютер, проектор. | § 44,упр 21(4), задание2 стр 131 | |
41/9 | § 45-46. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Приборы для измерения давления Таблица «Барометр-анероид» Атмосферное давление на различных высотах (электронное приложение) Оборудование: барометр, воздушный насос, колокол, компьютер, проектор. | § 45-46, упр22(2,3) | |
42/10 | § 47. Манометры. | Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Приборы для измерения давления Таблица «Манометр» Оборудование: манометр, компьютер, проектор. | § 47, вопросы | |
43/11 | § 48-49. Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс. | Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Решение качественных задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Самостоятельная работа по теме «Атмосферное давление» | Использование давления в технических устройствах Видеофильм «Гидравлический пресс в быту и технике» Оборудование: модель гидравлического пресса, компьютер, проектор. | § 48-49, упр24(2), упр25(2) | |
44/12 | § 50. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Демонстрации:
|
| Презентации учащихся. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело Оборудование: сосуд с водой, пробка, металлический цилиндр, деревянный брусок, компьютер, проектор. | § 50, вопросы | |
45/13 | § 51. Закон Архимеда. | Закон Архимеда. Плавание тел. Решение задач. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся | История открытия закона Архимеда Оборудование: сосуд с водой, набор «Ведерко Архимеда», стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | ||
46/14 | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: лабораторный комплект по механике, стаканы с водой и насыщенным раствором соли в воде, компьютер, проектор. | § 51, упр 26(4) | |
47/15 | § 52. Плавание тел. | Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Решение задач Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Принцип плавания судов (электронное приложение) Оборудование: тела различной плотности, сосуды с водой, компьютер, проектор. | § 52, упр 27(6) | |
48/16 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел». | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел». |
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности | § 52, упр 27(5) | ||
49/17 | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Оборудование: весы с разновесами, измерительный цилиндр, пробирка-поплавок с пробкой, сухой песок. | § 52, задание стр 154 | |
50/18 | § 53-54. Плавание судов. Воздухоплавание. | Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Видеофильм «Воздухоплавание» Оборудование: сосуд с водой, кораблик из фольги, мелкие грузы, компьютер, проектор. | § 53-54, упр28 (3) | |
51/19 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание». | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание». |
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач различного типа и уровня сложности | Оборудование: компьютер, проектор. | § 53-54, упр29 (3) | |
52/20 | Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Контрольная работа № 4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов». |
| Контрольная работа № 4. | § 35-54 повторить, вопросы стр 161 | ||
5. Работа и мощность. Энергия (13 ч.) | |||||||
53/1 | § 55. Механическая работа. Единицы работы. | Механическая работа, ее физический смысл. Единица работы. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Механическая работа. Единицы работы Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 55, упр30(3) | |
54/2 | § 56. Мощность. Единицы мощности. | Мощность - характеристика скорости выполнения работы. Единицы мощности. Анализ табличных данных. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Оборудование: компьютер, проектор. | § 56, упр 31(4,6), задание 1,2 стр 170 | |
55/3 | § 57-58. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Простые механизмы. Рычаг. Основные понятия рычага: точка опоры, точка приложения сил, плечо силы. Условия равновесия рычага. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Простые механизмы. Наклонная плоскость Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 57-58, вопросы | |
56/4 | § 59. Момент силы. | Момент силы - физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Единица момента силы. Решение качественных задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Применение правила моментов к рычагу (электронное приложение) Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 59, вопросы | |
57/5 | § 60. Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». | Демонстрации: Устройство и действие рычажных весов. Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага». |
| Презентации учащихся. Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Видеофильм «Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту» Оборудование: рычаг, лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 60, упр32(5), задание стр 180 | |
58/6 | § 61-62. Блоки. «Золотое правило» механики. | Подвижный и неподвижный блоки - простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. Суть «золотого правила» механики. Решение задач. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 61-62, упр 33(4) | |
59/7 | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага». | Решение задач по теме «Условия равновесия рычага». |
| Решение задач | § 61-62, упр 33(5), задание стр 184 | ||
60/8 | § 63. Центр тяжести тела. | Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Решение задач. Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. | Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел» Оборудование: картон, иголка, отвес, компьютер, проектор | § 63, вопросы | |
61/9 | § 64. Условия равновесия тел. | Статика - раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Демонстрации:
|
| Работа с текстом и оформление конспекта. Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Видеофильм «Центр тяжести тела. Условия равновесия тел» Оборудование: призма наклоняющаяся с отвесом, компьютер, проектор. | § 64, вопросы | |
62/10 | § 65. Коэффициент полезного действия механизмов. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение ее КПД. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». |
| Лабораторная работа: наличие рисунка, правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | Коэффициент полезного действия механизма Оборудование: лабораторный комплект по механике, трибометр, компьютер, проектор. | § 65, вопросы | |
63/11 | § 66-67. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия. | Понятие энергии. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Решение задач. Демонстрации:
Опыты:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Решение задач | Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 66-67, упр 34(3) | |
64/12 | § 68. Превращение одного вида механической энергии в другой. | Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Решение задач. Демонстрации:
|
| Фронтальный опрос, устные ответы на вопросы. Презентации учащихся. Решение задач | Закон сохранения механической энергии Источники энергии. Вечные двигатели Демонстрация закона сохранения энергии на примере пружинного маятника (электронное приложение) Демонстрация закона сохранения энергии на примере движения мяча в поле тяжести (электронное приложение) Оборудование: лабораторный комплект по механике, компьютер, проектор. | § 68, вопросы | |
65/13 | Зачет №2 по теме «Работа и мощность. Энергия». | Зачет №2 по теме «Работа и мощность. Энергия». |
| Зачет № 2: теоретический, практический, экспериментальный этапы. | § 68, вопросы стр 200 | ||
6. Обобщающее повторение (5 ч.) | |||||||
66/1 | Повторение пройденного материала | Повторение темы: «Строение вещества» | Решение задач различного типа и уровня сложности | § 7-13 повторить | |||
67/2 | Повторение пройденного материала | Повторение темы: «Сила. Равнодействующая сил» |
| Решение задач различного типа и уровня сложности. | § 24-34 повторить | ||
68/3 | Итоговая контрольная работа | Итоговая контрольная работа |
| Итоговая контрольная работа. | § 1-68 повторить | ||
69/4 | Повторение пройденного материала | Повторение темы: «Давление» |
| Решение задач различного типа и уровня сложности | § 35-54 повторить | ||
70/5 | Подведение итогов учебного года | Подведение итогов учебного года. |
| Презентации учащихся, беседа. |
Литература
- Учебник «Физика 7», автор – А.В. Пёрышкин, издательство «Дрофа», г. Москва, 2018 г.
- Марон А.Е. Марон Е.А. Дидактические материалы. 7 класс.- М.:Дрофа, 2008г.
- Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике. 7-9класс.-М.:Просвещение, 2001г.
- Л.Э. Генденштейн, И.М. Гельфгат, Л.А. Кирик. Задачи по физике. 7класс. М.: Дом педагогики, Гимназия, Фолио, 2000г.
АДРЕСА ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих цифровых образовательных ресурсов, реализуемых с помощью сети Интернет:
Интернет-поддержка курса физики
№ | Название сайта | Электронный адрес |
Коллекция ЦОР | ||
Коллекция «Естественнонаучные эксперименты»: физика | ||
Мир физики: физический эксперимент | ||
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физический практикум и демонстрации | ||
Физика в анимациях. | ||
Интернет уроки. | http://www.interneturok.ru/distancionno | |
Физика в открытом колледже | ||
Газета «Физика» Издательского дома «Первое сентября» | ||
Коллекция «Естественно-научные эксперименты»: физика | ||
Виртуальный методический кабинет учителя физики и астрономии | ||
Задачи по физике с решениями | ||
Занимательная физика в вопросах и ответах: сайт заслуженного учителя РФ В. Елькина | ||
Заочная физико-техническая школа при МФТИ | ||
Кабинет физики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования | ||
Кафедра и лаборатория физики МИОО | ||
Квант: научно-популярный физико-математический журнал | ||
Информационные технологии в преподавании физики: сайт И. Я. Филипповой | ||
Классная физика: сайт учителя физики Е. А. Балдиной | ||
Краткий справочник по физике | http://www. physics.vir.ru | |
Мир физики: физический эксперимент | ||
Обучающие трёхуровневые тесты по физике: сайт В. И. Регельмана | http://www. physics-regelman.com | |
Онлайн-преобразователь единиц измерения | ||
Региональный центр открытого физического образования физического факультета СПбГУ | http://www. phys.spb.ru | |
Сервер кафедры общей физики физфака МГУ: физпрактикум и демонстрации | http://genphys. phys.msu.ru | |
Термодинамика: электронный учебник по физике для 7-го и 8-го классов | http:// fn.bmstu.ru/phys/bib/I-NET/ | |
Физика в анимациях | ||
Физика в Интернете: журнал «Дайджест» | ||
Физика вокруг нас | ||
Физика для учителей: сайт В. Н. Егоровой | ||
Физика.ру: сайт для учащихся и преподавателей физики | ||
Физика студентам и школьникам: сайт А. Н. Варгина | ||
Физикомп: в помощь начинающему физику | ||
Элементы: популярный сайт о фундаментальной науке | ||
Эрудит: биографии учёных и изобретателей |
[1] Жирным шрифтом выделен материал, выносящийся на ГИА или ЕГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по физике 7 класс Перышкин А.В.
Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по физике. Общая характеристика ...
Рабочая программа по физике 8 класс. Перышкин А.В.
Рабочая программа по физике Перышкин А.В., Гутник Е.М. 8 класс, 2 часа в неделю...
рабочая программа по физике 7 класс (Перышкин)
рабочая программа по физике 7 класс...
рабочая программа по физике 8 класс (Перышкин)
рабочая программа по физике 8 класс...
рабочая программа по физике 9 класс (Перышкин)
рабочая программа по физике 9 класс...
Рабочая программа по физике 9 класс Перышкин 3 часа ФГОС
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Средняя школа № 6 города Димитровграда Ульяновской области» РАССМОТРЕНО...
Рабочая программа по физике 7 класс Перышкин (2 часа ) по ФГОС
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основно...