рабочая программа по физике 7 класс (Перышкин)
рабочая программа по физике (7 класс) по теме
рабочая программа по физике 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika-7.doc | 234.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
пгт Подосиновец Кировской области
«Утверждаю»
Директор школы________________А.И.Горадзе
Приказ №_________от________________2013 г
Рассмотрено на заседании ШМО
Руководитель ШМО_____________________Т.Г.Чебыкина
Протокол №_________от______________2013 г
Рабочая программа
по физике
7а,б классы
на 2013 – 2014 учебный год
всего 68 часов
2 часа в неделю
Составила учитель физики
Чащина Н.В.
Подосиновец – 2013
Пояснительная записка.
Рабочая программа по физике (7 класс – базовое изучение предмета) разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования по физике(2004г), на основе примерной программы основного общего образования «Физика.7-9» и авторской программы Е.М.Гутника, А.В.Перышкина «Физика.7-9».
Нормативно - правовая основа рабочей программы по физике.
- Закон РФ «Об образовании»
- Приказ МО и науки РФ от 05.03.2004г №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального, общего, основного и среднего (полного) общего образования »
- Базисный учебный план образовательных учреждений Кировской области, утвержденный приказом департамента образования Кировской области от 12.04.2006г №5-291.
- Учебный план МКОУ СОШ пгт Подосиновец 2013 – 2014 учебный год.
- Годовой календарный график МКОУ СОШ пгт Подосиновец 2013 – 2014 учебный год.
Образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии.
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования отводит на изучение физики 2 часа в неделю.
Всего 68 часов.
Количество контрольных работ – 4. Количество лабораторных работ – 10.
КТП ориентировано на использование учебника:
А.В.Перышкин. Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2010.
Цели:
• освоение знаний о механических и тепловых; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
• овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
• использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса:
Учащиеся должны знать
•смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
•смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
•смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, сохранения механической энергии.
Учащиеся должны уметь
•описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел;
•использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
•представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
•выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
•приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;
•решать задачи на применение изученных физических законов;
•осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
• контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;
• рационального применения простых механизмов.
Учебно – тематический план:
№ | Тема | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество лабораторных работ |
1 2 3 4 5 6 | Введение Первоначальные сведения о строении вещества Взаимодействие тел Давление твердых тел, жидкостей и газов Работа и мощность. Энергия Повторение | 3 5 19 24 13 4 | - - 1 2 1 - | 1 1 4 2 2 - |
Всего | 68 | 4 | 10 |
Содержание программы обучения физике в 7 классе (68 часов)
ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы1. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.
МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
Механическое движение. Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.
Простые механизмы. Коэффициент полезного действия
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.
. Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Календарно-тематическое планирование
№ | Дидактические единицы ФГОС | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Требования к уроку подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | |
План | Факт | |||||||
Раздел I. Введение (3 часа) | ||||||||
1 | Физика и физические методы изучения природы Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы[1]. Измерение физических величин. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира. | Что изучает физика. Наблюдения и опыты | Физика – наука о природе. Наблюдения и описание физических явлений. | Знать: смысл понятий «вещество», «материя». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ. | 1,2,3 | |||
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений Физика и техника. | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. | 4,5 Задание 1 №39 (Л) | |||||
3 | Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора» Физика и техника. | 6 | ||||||
Раздел II. Первоначальные сведения о строении вещества (5 часов) | ||||||||
4 | Тепловые явления Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. | Строение вещества. Молекулы. | Строение вещества. | Знать: смысл понятий «молекула», «атом», «взаимодействие», «диффузия». Уметь: описывать и объяснять физическое явление: диффузия. | ||||
5 | Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел» | |||||||
6 | Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. | Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. | Задание 2 стр172 | |||||
7 | Взаимное притяжение и отталкивание молекул | Взаимодействие частиц вещества. | Упр 2(1) | |||||
8 | Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов. | Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Объяснение различий в молекулярном строении на основе этих моделей. | Задание 3 | |||||
Раздел III. Взаимодействие тел (19 часов) | ||||||||
9 | Механические явления Механическое движение. Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Вес тела. | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. | Знать: явление инерции, физический закон, взаимодей-ствие, смысл понятий «путь», «скорость», «масса», «плотность», «деформация». Уметь: описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение, использовать физические приборы для измерения пути, времени, массы, силы, выявлять зависимость пути от времени, скорости от времени, силы от скорости. Выражать величины в СИ. | ||||
10 | Скорость. Единицы скорости. | Скорость прямолинейного движения. | Упр 4 (2,4,5) | |||||
11 | Расчет пути, скорости и времени движения. | Методы измерения расстояния, времени и скорости. | ||||||
12 | Инерция | Неравномерное движение. | ||||||
13 | Взаимодействие тел. | Взаимодействие тел. | Знать: мера любого взаимодействия тел является сила. Уметь: приводить примеры. | |||||
14 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | Масса тела. Методы измерения массы. | Знать: определение массы, единицы масс. Уметь: работать с рычажными весами. | |||||
15 | Лабораторная работа №3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Методы измерения массы. | Уметь работать с рычажными весами. | |||||
16 | Лабораторная работа №4 «Измерение объема тела» | Методы измерения объема. | Уметь работать с мензуркой. | |||||
17 | Плотность вещества | Плотность вещества. Методы измерения плотности. | Знать: определение плотности вещества, формулу Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу. | |||||
18 | Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твердого тела» | Методы измерения массы и плотности. | Уметь работать с мензуркой, весами. | |||||
19 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Методы измерения массы и плотности. | Уметь: работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества. | Упр 8 | ||||
20 | Решение задач. | Методы измерения массы и плотности. | Знать: формулу нахождения плотности вещества. Уметь: находить массу, плотность, объем вещества. | |||||
21 | Контрольная работа №1 «Механическое движение. Плотность вещества.» | Методы измерения массы и плотности | Уметь: находить массу, плотность, объем вещества | |||||
22 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила. Сила тяжести. | Знать: определения силы, силы тяжести, единицы измерения и обозначения. Уметь: схематически изобразить точку приложения силы к телу. | |||||
23 | Сила упругости. Закон Гука. | Сила упругости. Закон Гука. | Знать: определение силы упругости, закон Гука. Уметь: схематически изобразить точку приложения силы к телу. | |||||
24 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой и массой тела. | Знать: понятие веса тела, обозначение веса, единицы измерения силы, формулу , g = 9,8 Уметь: работать с величинами, входящими в формулу. | Упр9 (1-2, 2-1,5) | ||||
25 | Динамометр. Лабораторная работа №6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | Динамометр. Метод измерения силы. | Знать: прибор для измерения силы. Уметь: работать с динамометром | Упр9 (1,2,3) | ||||
26 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. | Правило сложения сил. | Уметь: составлять схемы векторов сил, действующих на тело. | |||||
27 | Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Роль трения в природе и технике. | Сила трения. | Знать: определение силы трения, понимать , что значит трение покоя и трение скольжения. Уметь: приводить примеры. | |||||
Раздел IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (24 часа) | ||||||||
28 | Механические явления. Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. | Давление. Единицы давления. | Давление. | Знать: определение давления, плотность вещества, объем, масса. | ||||
29 | Способы уменьшения и увеличения давления. | Давление. | ||||||
30 | Давление газа. | Давление, плотность газа. | ||||||
31 | Закон Паскаля. | Давление, закон Паскаля. | Знать: закон Паскаля, опыт Торричелли, формулу p = gh Уметь: объяснять передачу давления в жидкостях и газах, работать с величинами, входящими в формулу. | Упр14 (у) | ||||
32 | Давление в жидкости и газе. | Давление. | ||||||
33 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. | Методы вычисления давления. | ||||||
34 | Сообщающиеся сосуды. | Сообщающиеся сосуды, их применение, устройство шлюзов. | ||||||
35 | Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. |
| Атмосферное давление. | Задание 10(1)-п, (2,3,4)-у | ||||
36 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. | Методы измерения атмосферного давления. Опыт Торричелли. | ||||||
37 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Методы измерения атмосферного давления. | Знать: назначение приборов. Уметь: использовать приборы для измерения давления. | |||||
38 | Манометры. | Методы измерения атмосферного давления. | ||||||
39 | Поршневой жидкостный насос. | Поршневой жидкостный насос. | Знать: принцип работы | |||||
40 | Гидравлический пресс. | Гидравлический пресс. | Знать: принцип работы | Упр23(1) Задание13 | ||||
41 | Решение задач. | Давление, закон Паскаля, атмосферное давление, методы измерения атмосферного давления. | Уметь: решать задачи на нахождение давление твердых тел, жидкостей и газов. | |||||
42 | Контрольная работа №2 «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Методы вычисления давления. | Уметь: находить давление твердых тел, жидкостей и газов. | |||||
43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Выталкивающая сила. | Знать: закон Архимеда. Уметь: решать задачи на закон Архимеда, выражать величины в СИ | |||||
44 | Архимедова сила. | Закон Архимеда. | ||||||
45 | Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруж в жидкость тело» | Закон Архимеда. | ||||||
46 | Плавание тел. | Закон Архимеда. | ||||||
47 | Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Закон Архимеда. | ||||||
48 | Плавание судов. | Закон Архимеда | Упр26(2,3) | |||||
49 | Воздухоплавание. | Закон Архимеда | ||||||
50 | Решение задач. | Давление, закон Паскаля, атмосферное давление, методы измерения атмосферного давления, закон Архимеда. | Уметь: воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда. | |||||
51 | Контрольная работа №3 «Архимедова сила» | Методы вычисления архимедовой силы. | Уметь: воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда | |||||
Раздел V. Работа и мощность. Энергия (13 часов) | ||||||||
52 | Механические явления. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. | Механическая работа. | Механическая работа | Знать: определение работы, обозначение и единицы измерения, формулу А = FS. Уметь: воспроизводить формулу, находить работу. | ||||
53 | Мощность. | Мощность. | Знать: определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения, формулу N = Уметь: воспроизводить формулу, находить N. | |||||
54 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. | Рычаг, плечо силы. | Знать: устройство рычага, правило равновесия рычага. | |||||
55 | Момент силы. | Момент силы. | Знать: правило моментов. Уметь: изобразить на рисунке расположение сил и находить момент силы. | |||||
56 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9 «выяснение условия равновесия рычага» | Выяснение условий равновесия рычага. | Уметь: проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов, работать с физическими приборами. | |||||
57 | Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. | Блок, «золотое правило» механики. | Знать: устройство блока и «золотое правило» механики, объяснять на примерах. | Упр 31(2,4) | ||||
58 | Коэффициент полезного действия механизма. | КПД механизмов, полезная работа, затраченная работа. | Знать: определение работы, мощности, энергии, КПД, формулу для нахождения КПД. Уметь: находить КПД. | |||||
59 | Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Методы измерения работы, мощности, КПД механизмов. | Уметь: определять силу, высоту, работу (полезную и затраченную). | |||||
60 | Решение задач. | Методы вычисления работы, мощности, КПД механизмов. | Уметь: решать задачи. | |||||
61 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | Кинетическая энергия, потенциальная энергия, закон сохранения механической энергии, методы измерения энергии. | Знать: определение энергии, единицы измерения энергии. | |||||
62 | Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. | Знать: закон сохранения энергии. Уметь: приводить примеры механической энергии и ее превращения. | ||||||
63 | Решение задач. | Уметь: решать задачи. | ||||||
64 | Контрольная работа №4 «Механическая работа и мощность. Простые механизмы» | Методы нахождения мощности, работы, энергии. | Уметь: находить работу, мощность, энергию, КПД. | |||||
Повторение (4 часа) | ||||||||
65 |
| Решение задач «Взаимодействие тел» | 1 | |||||
66 | Решение задач «Плавание тел» | |||||||
67 | Решение задач «Давление» | 1 | ||||||
68 | Решение задач «Работа и мощность» | 1 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы:
- Перышкин А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.- 3-е изд.- М.: Дрофа, 2010
- Сборник задач по физике. 7-9 кл./ Составитель В.И.Лукашик.- 20-е изд.- М.: Просвещение, 2006
- Дидактические материалы. Физика 7 кл./ Составитель А.Е.Марон.- 2-е изд.- М.: Дрофа, 2004
- Поурочные разработки по физике. 7 кл./ Составитель С.Е. Полянский –М.: ВАКО, 2003
- Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина. Физика 7 кл. Ι и ΙΙ ч./ Составитель Н.М.Обликова.-Волгоград: Корифей, 2006
- Поурочные планы по учебнику А.В.Перышкина. Физика 7 кл./ Составитель В.А.Шевцов.-Волгоград: Учитель, 2005
- Программы для общеобразовательных учреждений. –М.: Дрофа, 2001
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования по физике, 2004.
- Научно-теоретический и методический журнал «Физика в школе»
- Еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» Физика.
- Таблицы по физике.
- Демонстрационное и лабораторное оборудование.
- Медиа ресурсы
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике. УМК Перышкин А.В
Пояснительная записка и тематическое планирование по физике...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ по учебнику А.В. Перышкина "Физика. 8 класс"
Настоящая программа составлена на основе авторской программы: «Физика. 7-9 классы» под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина.При реализации рабочей программы используется УМК Перышкина А. В, Гутник ...
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС), составлена на основе авторской программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы + КТП...
Учебная рабочая программа по физике к учебнику А.В.Перышкина "Физика. 8 класс", ФГОС, рассчитанная на два часа в неделю.
Рабочая программа по физике 8 класса к учебнику А.В.Перышкина, ФГОС. " часа в неделю...
Рабочая программа по физике. Физика 7 класс. А.В.Перышкин
Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю. ...
Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин
Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....
Рабочая программа по физике. Физика 9 класс. А.В.Перышкин
Учебная программа 9 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю....