рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

рабочая программа по физике 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по физике для 7 класса

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

Изучение физики  в основной школе направлено на достижение следующих целей1:

  • развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
  • понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  • формирование у учащихся представлений о физической картине мира.

Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:

  • знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  • приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  • формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  • овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  • понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.

Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.

Программой предусмотрено изучение разделов:

  1. Введение                                                                 - 4 часа.
  2. Первоначальные сведения о строении вещества                        - 6 часов.
  3. Взаимодействие тел                                                          - 21 час.
  4. Давление твердых тел, жидкостей и газов                                - 21 час.
  5. Работа и мощность. Энергия                                        - 11 часов.
  6. Резервное время                                                        - 5 часов.

По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.

Основное содержание программы

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц.           Научный метод познания. Наука и техника.

Демонстрации

Наблюдение физических явлений:

  1. Свободное падение тел.
  2. Колебания маятника.
  3. Притяжение стального шара магнитом.
  4. Свечение нити электрической лампы.
  5. Электрические искры.

Лабораторные работы

  1. Измерение расстояний.
  2. Измерение времени между ударами пульса.
  3. Определение цены деления шкалы измерительного прибора.

Строение и свойства вещества

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.

Демонстрации

  1. Диффузия в растворах и газах, в воде.
  2. Модель хаотического движения молекул в газе.
  3. Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.

Механические явления

Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.

Демонстрации

  1. Равномерное прямолинейное движение.
  2. Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.

Динамика

Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.

Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Условия равновесия твердого тела.

Демонстрации

  1. Явление инерции.
  2. Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
  3. Измерение силы по деформации пружины.
  4. Свойства силы трения.
  5. Сложение сил.
  6. Барометр.
  7. Опыт с шаром Паскаля.
  8. Опыт с ведерком Архимеда.

Лабораторные работы

  1. Измерение массы тела.
  2. Измерение плотности твердого тела.
  3. Измерение плотности жидкости.
  4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
  5. Исследование условий равновесия рычага.
  6. Измерение архимедовой силы.

Механическая энергия

Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации

  1. Реактивное движение модели ракеты.
  2. Простые механизмы.

Лабораторные работы

  1. Измерение КПД наклонной плоскости.

Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ФИЗИКА», 7 класс

Тема урока

Количество часов

Использование элементов УМК

Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне.

Введение в физику

Что изучает физика

1

§ 1

Различать способы познания природы (Н), оперировать пространственно-временными масштабами мира (П).

Физические величины и их измерения

1

§ 2

Практическая работа «Измерительные приборы. Проведение измерений»

1

§ 3

Определять цену деления  измерительного прибора (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). Применять метод рядов (М).

Повторение и обобщение материала. Самостоятельная работа по теме «Измерения физических величин»

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Механическое движение. Силы в природе

Механическое движение. Относительность движения

1

§ 4

Характеризовать механическое движение, взаимодействие (Н).

Разрешать учебную проблему при введении понятия скорости (П).

Использовать обобщенный план построения ответа для описания понятия скорость (П).

Скорость

1

§ 5

Решение задач по теме «Скорость»

1

§ 6

Самостоятельная работа по теме «Скорость»

1

Взаимодействие тел. Инертность

1

§ 6

Масса тела. Измерение массы

1

§ 8

Применять полученные знания для решения практической задачи измерения массы (Н).

Практическая работа «Измерение массы тел взвешиванием»

1

§ 9

Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчета погрешности измерений (П).

Сила

1

§ 10

Характеризовать механические силы (Н).

Сила упругости. Лабораторная работа «Изучение зависимости силы упругости от величины деформации тела»

1

§ 11

Разрешать учебную проблему при анализе причин возникновения силы упругости (Н).

 Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки графического представления результатов измерений (П).

Сила всемирного тяготения. Лабораторная работа «Изучение зависимости силы тяжести, действующей на тело, от массы тела»

1

§ 12

Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки графического представления результатов измерений (П).

Характеризовать понятие физического закона (П).

Оперировать сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её  формировании (М).

Практическая работа «Изготовление динамометра и проведение измерения силы»

1

§ 13

Сила трения скольжения. Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения»

1

§ 14

Разрешать учебную проблему при анализе причин возникновения силы упругости (Н).

Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки графического представления результатов измерений (П).

Сила трения покоя. Лабораторная работа «Изучение силы трения покоя»

1

§ 15

Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

Сложение сил, направленных по одной прямой

1

§ 16

Использовать экспериментальный метод проверки правил оперирования физическими величинами (Н).

Устанавливать границы применения физических понятий (М).

Повторение и обобщение  материала. Выполнение теста по разделу «Механическое движение. Силы в природе»  

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Зачёт по разделу «Механическое движение. Силы в природе»

1

Контрольная работа по разделу  «Механическое движение. Силы в   природе»

1

Урок коррекции знаний

1

Энергия. Работа. Мощность

Энергия

1

§ 17

Характеризовать понятие энергии (Н).

Характеризовать понятие физического закона (П).

Закон сохранения энергии

1

§ 18

Механическая работа

1

§ 19

Характеризовать понятия механической работы и мощности (Н).

Использовать обобщённые планы построения ответов для описания понятий механическая работа и мощность (П).

Устанавливать границы применения физических понятий (М).

Механическая мощность

1

§ 20

Решение задач по теме «Энергия. Работа. Мощность»

1

§ 21

Самостоятельная работа по теме «Энергия. Работа. Мощность»

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Простые механизмы. «Золотое правило» механики

1

§ 22

Характеризовать простые механизмы (Н).

Сравнивать простые механизмы и обнаруживать их сходство и различия (П).

Объяснять существование «золотого правила» механики на основе закона сохранения механической энергии (М).

Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

Лабораторная работа по проверке «золотого правила»  механики

1

§ 23

Лабораторная работа «Изучение условия равновесия рычага»  

1

§ 24

Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа «Определение КПД наклонной плоскости»

1

§ 25

Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Энергия. Работа. Мощность»

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Зачёт по разделу «Энергия.  Работа. Мощность»

1

Контрольная работа по разделу «Энергия. Работа. Мощность»

1

Урок коррекции знаний

1

Внутреннее строение вещества

Строение вещества. Атомы и молекулы

1

§ 26

Характеризовать понятия, связанные с атомно-молекулярным строением вещества (Н).

Сравнивать частицы (электрон, протон, нейтрон) (П).

Характеризовать преобразования энергии, происходящие в ядерном реакторе (М).

Электрические силы. Электрон

1

§ 27

Строение атома

1

§ 28

Ядро атома

1

§ 29

Выполнение теста по теме «Электрический заряд. Строение атома». Обобщение материала. Самостоятельная работа по теме  «Электрический  заряд. Строение атома»

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Движение молекул. Диффузия. Температура

1

§ 30

Характеризовать три состояния вещества (Н).

Сравнивать три состояния вещества и  обнаруживать их сходства и отличия (П).

Обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества (П).

Три состояния вещества

1

§ 31

Плотность вещества

1

§ 32

Разрешать учебную проблему при введении понятия плотности вещества (Н).

Аргументировать различия в плотности газов, жидкостей и твёрдых тел  различием в их внутреннем строении (П).

Решение задач по теме «Плотность вещества»

1

§ 33

Лабораторная работа «Определение плотности веществ»

1

§ 34

Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

Пользоваться понятием относительная погрешность (М).

Решение задач расчетных и экспериментальных задач по теме «Плотность вещества»

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Выполнение теста по теме «Строение вещества. Плотность вещества». Обобщение материала. Самостоятельная работа по теме «Строение вещества. Плотность вещества»

1

Давление твёрдых тел, жидкостей  и газов

Давление

1

§ 35

Характеризовать понятие давление (Н).

Аргументировать необходимость принятия мер по увеличению (уменьшению) давления в быту и технике (П).

Решение задач на расчёт давления

1

§ 36

 Самостоятельная работа по теме «Давление твёрдого тела»

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Давление газа

1

§ 37

Объяснять зависимость давления газа от его плотности и температуры (Н).

Закон Паскаля

1

§ 38

Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих закон Паскаля (Н).

Давление жидкости

1

§ 39

Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих зависимость давления жидкости от её плотности и высоты столба жидкости, опытов, подтверждающих существование атмосферного давления (Н).

Сравнивать физические причины, обуславливающие возникновения давления твёрдых тел, газов, жидкостей и атмосферы (П).

Сравнивать принцип действия и устройство различных типов приборов для измерения давления (М).

Решение задач на расчет давления жидкости

1

§ 40

Сообщающиеся сосуды

1

§ 41

 Самостоятельная работа по теме «Давление жидкости. Закон Паскаля»

1

Атмосферное давление

1

§ 42

Архимедова сила. Лабораторная работа «Изучение  выталкивающей силы»

1

§ 43

Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих существование выталкивающей силы в жидкостях и газах (Н).

Применять на практике теоретический метод анализа физической ситуации, связанной с определением выталкивающей силы (П).

Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П).

Расчёт архимедовой силы

1

§ 44

Плавание тел. Воздухоплавание

1

§ 45

Решение задач по теме «Архимедова сила»

1

§ 46

Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила»

1

Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П).

Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

1

Зачёт по разделу «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1

Контрольная работа по разделу  «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

1

Урок коррекции знаний

1

Итого

68

Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:

  • понимание физических терминов: тело, вещество, материя.
  • умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
  • владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
  • понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.
  • понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
  • владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
  • понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  • умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
  • понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение
  • умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны
  • владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления
  • понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука
  • владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
  • умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела
  • умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
  • понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
  • понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления
  • умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда
  • понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда
  • понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики
  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
  • понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой
  • умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию
  • владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага
  • понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии
  • понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.
  • владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии

умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.


Календарно-тематическое планирование

7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)

  1. Введение (4 часа).

недели/урока

Тема

 урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности ученика 

(на уровне учебных действий)

Вид контроля,

измерители

КЭС

Ким

 ГИА

КПУ

 Ким

 ГИА

Домашнее задание

Дата по плану

Дата фактически

1/1

Техника безопасности в кабинете физики (ТБ).

Что изучает физика?

Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания.

Наблюдать и описывать физические явления.

Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю.

Высказывать предположения, гипотезы.

Измерять расстояния и промежутки времени.

Определять цену деления шкалы прибора.

1-3

2

§1-3, вопросы после §§ устно.

Л. № 5, 7.

1/2

Физические величины. Измерение физических величин.

Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.

Задания на соответствие по определению: вещество, тело, явления.

1-4

1.2-1.4

§4, 5,

упр. 1(1,2), подготовка к лаборатор- ной работе №  1.

2/3

Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин».

Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.

Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с ед.измерения в СИ.

1-4

1.2-1.4

§ 6.

2/4

Физика и техника.

Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры открытий и достижений российских ученых.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 6.

1-4

1.3-1.4

Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д.

  1. Первоначальные сведения о строении вещества  (6 часов).

недели/урока

Тема

 урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности ученика 

(на уровне учебных действий)

Вид контроля,

измерители

КЭС

Ким

 ГИА

КПУ

 Ким

 ГИА

Домашнее задание

3/1

Строение вещества. Молекулы.

Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные),

 о зависимости скорости движения молекул от температуры.

Наблюдать и объяснять явление диффузии.

Выполнять опыты по обна-ружению дейст-вия сил молеку-лярного притя-жения. Объяс-нять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 7.

1-3

1-3

§7-8, вопросы после §§ устно.

Л. № 49-50.

3/2

Движение молекул.

Диффузия в природе и быту. Непрерывное и хаотическое движение частиц.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 9.

1-3

2.1-2.4

§9,

вопросы после §9 устно.

Л. № 58-59.

4/3

Скорость движения молекул и температура тела. Лабораторная работа № 2.

«Измерение размеров малых тел».

Измерение размеров малых тел.

Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с ед. измерения в СИ.

1-3

§7-9,

упр.2 (1,2), подготовка к лаборатор- ной работе №  2.

4/4

Взаимодействие молекул.

Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 10.

1-3

2.1

§10, вопросы после §§ устно.

Л. № 78-81.

5/5

Три состояния вещества.

Основные свойства  газов, жидкостей и твердых тел.  Ос-новные положения молекулярно- кинетической теории.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 11.

2-1

2.1

§11-12,  задание 3, вопросы после §§ устно.

 Л. № 84-88.

5/6

Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа №1 (20минут).

Дискретное строение вещества, модели газа, жидкости и твердого тела.

Задания на соответствие по определению.

2-1

§7-12, вопросы после §§ устно.

Л. № 13, 29, 48, 68.

  1. Взаимодействие тел  (21 час).

недели/урока

Тема

 урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности ученика 

(на уровне учебных действий)

Вид контроля,

измерители

КЭС

Ким

 ГИА

КПУ

 Ким

 ГИА

Домашнее задание

6/1

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

Механическое движение. Путь. Траектория. Равно-мерное и неравно-мерное движение.

Физические величины и их измерение.

Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении.

Измерять скорость равномерного движения.

Измерять массу тела.

Измерять плотность вещества.

Измерять силы взаимодействия двух тел.

Задания на соответствие по определе-нию: путь, пе-ремещение, траектория. Единицы измерения.

1-1

1.2

§13-14,

 упр. 3, задание 4, вопросы после §§ устно.

 Л. № 108, 109, 114.

6/2

Скорость. Единицы скорости.

Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость.

Задания на соответствие по опреде-лению: путь, перемещение, траектория, скорость. Единицы измерения.

1-1

1.3

§15,

упр. 4, вопросы после §§ устно.

 Л. № 117, 118, 121.

7/3

Расчет пути и времени движения.

Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения.

Задания на соответствие по определению

пути, времени,

скорости. Единицы измерения.

1-1

1.5

§16, упр. 5(1-3), вопросы после §§ устно.

Л. № 124, 128, 130.

7/4

Решение задач на расчет пути и времени движения.

График зависимос-ти пути от времени и скорости от времени.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §15.

1-1

1.5

§15-16,

упр.5 (4-5), вопросы после §§ устно.

Л. № 132-138.

8/5

Явление инерции.

Система отсчета. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §17.

1-2

2.1

Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д.

8/6

Взаимодействие тел.

Механическое  движение, скорость, взаимодействие тел, инерция.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §18.

1-2

2.2

§17-18,  вопросы после §§ устно.

Л. № 171, 178, 185.

9/7

Масса. Единицы массы.

Масса тела. Инертность. Единицы измерения. Международная система единиц.

Задания на соответствие по определению

единицы измерения.

1-3

2.3

§19,

 упр. 6,  вопросы после §§ устно.

 Л. № 208-210.

9/8

Лабораторная работа №3.

 «Измерение массы тела на рычажных весах».

Определение массы тела при помощи рычажных весов.

Лабораторная работа, пра-вильные  пря-мые измерения, ответ с едини-цами измере-ния в СИ.

1-3

§19-20,  подготовка к лаборатор- ной работе №  3.

10/9

Плотность вещества.

Обозначение физических величин.

Плотность. Масса. Объем тела.

Международная система единиц.

Задания на соответствие по определе-нию  массы, плотности, объема.

Единицы измерения.

1-2

2.4

§21,

упр. 7,  вопросы после §§ устно.

 Л. № 255, 257, 259.

10/10

Расчет массы и объема тела по его плотности.

Обозначения.  Основные формулы. Физический смысл плотности.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §21.

1-2

2.3

§22,

 упр. 8, задание 5, вопросы после §§ устно.

 Л. № 267, 268, 271.

11/11

Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела».

Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра.

Лабораторная работа, пра-вильные  пря-мые измерения, ответ с еди-ницами изме-рения в СИ.

1-2

2.4

§21-22,  подготовка к лаборатор-ной работе №  4.

11/12

Лабораторная работа №5. «Определение плотности твердого тела».

Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра.

Лабораторная работа, пра-вильные  пря-мые измерения, ответ с еди-ницами изме-рения в СИ.

1-2

2.4

§21-22,  подготовка к лаборатор-ной работе №  5.

12/13

Решение задач.

Основные формулы. Международная система единиц.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §21.

1-2

Повторить формулы, §19-22.

Л. № 272, 275, 282.

12/14

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

Сила – величина  векторная. Обозначение силы. Единицы измерения. Прибор для измерения силы.

Задания на соответствие по определению. Единицы измерения.

1-2

2.10

Творческое задание, §23-24.

Л. № 293, 311.

13/15

Сила упругости. Вес тела.

 Единицы силы.

Формулировка за-кона Гука. Сила уп-ругости. Опреде-ление деформации. Виды деформации. Вес тела.  Единицы измерения.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §25.

1-2

2.12

§25-26,

упр. 9 (1-2),  вопросы после §§ устно.

Л. № 328, 329, 338, 340, 342.

13/16

Динамометр. Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Научиться градуи-ровать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы.

Лабораторная работа, пра-вильные  пря-мые измерения, ответ с едини-цами изме-рения в СИ.

1-2

2.11

§27-28,  подготовка к лаборатор-ной работе №  6.

14/17

Графическое изображение силы.

 Сложение сил.

Равнодействующая сила. Демонстрации:

 1) сложение двух сил, направленных по прямой в одну сторону;

2) сложение двух сил, направленных по прямой в

противоположные стороны.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу

§25-28.

1-2

2.10-2.12

§29,

упр. 9 (3-5),  вопросы после §§ устно.

Л. № 355, 358, 371, 379.

14/18

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике.

Сила трения. Виды сил трения. Измерение сил трения.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §29.

1-2

2.13

§30,

упр. 10, вопросы после §§ устно.

Л. № 377, 381, 428, 432.

15/19

Обобщающее занятие по теме: «Взаимодействие тел».

Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность.

Вес тела.

Закон Гука.

Задания на соответствие по определению.

Единицы измерения.

1-2

2.13

Творческое  задание, §30-31.

Л. № 351, 368.

15/20

Контрольная работа № 2.

«Взаимодействие тел».

Механическое движение, взаимо-действие, сила, мас-са, плотность. Вес тела. Закон Гука.

1-2

Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал.

16/21

Анализ контрольной работы №2.

Работа над ошибками.

Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес.

Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал.

  1. Давление твердых тел, жидкостей и газов  (21 час).

недели/урока

Тема

 урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности ученика 

(на уровне учебных действий)

Вид контроля,

измерители

КЭС

Ким

 ГИА

КПУ

 Ким

 ГИА

Домашнее задание

16/1

Давление. Единицы давления.

Давление.  Единицы давления.

Обнаруживать существование атмосферного давления.

Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда.

Исследовать условия плавания тел.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §33.

1.8

1.1-1.4

§33,

упр. 12(3-4),  вопросы после § устно.

Л. № 450, 452, 459.

17/2

Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §34.

1.8,122-1.24

1.1-1.4

§34,

упр. 13(1-2),  задание 6, вопросы после § устно.

 Л. № 458, 460.

17/3

Давление газа.

Давление газа.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §35.

1.8

1.1-1.4

§35,   вопросы после § устно.

Л. № 470, 476, 479.

18/4

Передача давления жидкостями и газами.

Закон Паскаля.

Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §36.

1.8

1.1-1.4

§36,

упр.14(1,2),

 задание 7, вопросы после § устно.

 Л. № 523, 524, 531.

18/5

Давление в жидкости и в газе.

Расчет давления на дно и стенки сосуда.

Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу

§37.

1.3

1.3.3

§37, упр.14,

задание 7, вопросы после § устно.

Л. № 516, 529, 545.

19/6

Решение задач.

Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу

§38.

1.3

1.3.4

§38,

упр.15,

вопросы после § устно.

Л. № 491, 515, 519.

19/7

Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов.

Сообщающиеся сосуды.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §39.

1.8

1.3

§39, упр. 16 (1-2), вопросы после § устно.

Л. № 528-530.

20/8

Вес воздуха. Атмосферное давление.

Атмосфера. Воздух. Атмосферное давление.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §40.

1.8

1.3

§40

упр. 17(1-2), задание 10, вопросы после § устно.

 Л. № 546, 548, 551.

20/9

Измерение атмосферного давления.

Давление. Атмосферное давление. Опыт Торричелли.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §42.

1.8

1.3.5

§42,

упр. 19(1-2), задание 11, вопросы после § устно.

Л. № 555-561.

21/10

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах.

Барометр-анероид. Цена деления. Единицы измерения. Высотомеры. Их применение.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §43.

1.8

1.3.1

§43-44,

упр. 21(1-4),  вопросы после §§ устно.

 Л. № 578-581.

21/11

Манометры. Поршневой жидкостной насос.

Гидравлический пресс.

Манометры. Жидкостные и металлические манометры. Гидравлическая машина. Закон Паскаля.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §45-47.

1.8

1.3.4

§45-47, вопросы после §§ устно.

Л. № 603-604.

22/12

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Выталкивающая сила.

 Закон Паскаля. Давление.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §48.

1.8

1.3.5

§48,  вопросы после § устно.

Л. № 597-600.

22/13

Архимедова сила.

Выталкивающая сила.

Закон Архимеда. От каких величин зависит архимедова сила, от каких величин не зависит?

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §49.

1.8

1.3.5

§49,

упр. 24(1-2),  вопросы после § устно.

Л. № 613, 621, 623.

23/14

Лабораторная работа №7. «Определение выталкивающей силы, действующей  на погруженное в жидкость тело».

Вес тела в воздухе и в жидкости. Закон Архимеда. Динамометр.

Лаборатор-ная работа, правильные  прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ.

1.8

1.3.5

§49,

упр. 24(3-4),

задание 14, вопросы после § устно.

Л. № 626, 627, 632.

23/15

Плавание тел.

Условия плавания тел.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §50.

1.3

1.3.6

§50,

упр. 25(1-2),  вопросы после § устно.

Л. № 635-638.

24/16

Решение задач.

Условия плавания тел.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §49-50.

1.3

1.3.1

§50,    вопросы после § устно,

 Л. № 645-651.

24/17

Лабораторная работа №8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

Условия плавания тел.

Лаборатор-ная работа, правильные  прямые измерения,  ответ с единицами измерения в СИ.

1.3

1.3.1-1.3.3

стр.168, вопросы после §50 устно.

 Л. № 614, 657.

25/18

Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач.

Плавание судов. Воздухоплавание. Ватерлиния. Осадка. Ареометры. Водоизмещение. Аэростаты. Стратостаты.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §52.

1.3

1.3.1-1.3.5

§51-52,

упр. 27(1-2),  вопросы после §§ устно.

Л. № 639, 646, 648.

25/19

Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание.

Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.

Задания на соответствие по определению.  

Единицы измерения.

1.3

1.3.11.3.6-

§49--52, вопросы после §§ устно.

Л. № 640, 641.

26/20

Решение задач.

Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов.

Задания на соответствие по определению.

Единицы измерения.

1.3

1.3.1

§34--48, вопросы после §§ устно.

Л. № 647, 649.

26/21

Контрольная работа №3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

1.3

1.3.1-1.3.4

упр. 9 (1-2),  вопросы после §§ устно.

Л. № 644.

  1. Работа и мощность (11 часов).

недели/урока

Тема

 урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности ученика 

(на уровне учебных действий)

Вид контроля,

измерители

КЭС

Ким

 ГИА

КПУ

 Ким

 ГИА

Домашнее задание

27/1

Механическая работа. Единица работы.

Работа. Сила. Путь.

Единица работы. Джоуль.

Исследовать условия  равновесия рычага.

Измерять работу силы.

Измерять мощность.

Измерять КПД наклонной плоскости.

Вычислять КПД простых механизмов.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §53.

1.4

1.4.4-1.4.6

§53

упр. 28(1-4),  вопросы после § устно.

Л. № 675.

27/2

Мощность. Решение задач.

Мощность.

 Работа.

 Время.

 Ватт.

Киловатт. Мегаватт.

Задания на соответствие по определению.

Единицы измерения.

1.4

1.4.5

§54,

упр. 29,  вопросы после §§ устно.

 Л. № 704, 705, 711.

28/3

Простые механизмы. Рычаг.

Простые механизмы.

 Блоки. Наклонная плоскость.

Рычаг.

Задания на соответствие по определению.

Единицы измерения.

1.3

1.3.2

§55-56, вопросы после §§ устно.

Л. № 737, 740, 742.

28/4

Момент силы.

Момент силы.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §57.

1.3

1.3.1

§57,  вопросы после § устно.

Л. № 750, 762, 768.

29/5

Лабораторная работа №9. «Выяснение условий равновесия рычага».

Измерение расстояний.

Лаборатор-ная работа, правильные  прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ

1.3

1.3.1

стр.169, вопросы после §57 устно.

Л. № 781-783.

29/6

Блоки.

«Золотое правило механики».

«Золотое правило механики».

Задания на соответствие по определению.

Единицы измерения.

1.3

1.3.1

§58-60,

упр. 31(1-5),  вопросы после §§ устно.

Л. № 772-773.

30/7

Решение задач.

Простые механизмы.

Блоки.

Наклонная плоскость.

Рычаг.

«Золотое правило механики».

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §57-59.

1.3

1.3.1-1.3.4

§57-60, вопросы после §§ устно.

Л. № 770-771.

30/8

Коэффициент полезного действия механизма.  Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости».

КПД простых механизмов. Сила. Работа. Простые механизмы.

Лаборатор-ная работа, правильные  прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ

2.2

2.9

§61,  вопросы после § устно.

Л. № 778, 793, 798.

31/9

Потенциальная и кинетическая энергия.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия.

Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §62-63.

1.4

1.4.7-1.4.8

§62-63,

упр. 32, вопросы после §§ устно.

Л. № 809, 810, 816.

31/10

Решение задач.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии.

Задания на соответствие по определению.

Единицы измерения.

1.4

1.4.9

§64,

упр. 33,  вопросы после § устно.

Л. № 830, 831, 836.

32/11

Контрольная работа №4. «Работа и мощность, энергия».

Работа. Мощность.

Энергия.

1.4

1.4.4-1.4.9

§53-63, вопросы после §§ устно. Л. № 803, 804, 807, 811.

32/1

От великого заблуждения к великому открытию.

Урок - повторение курса физики  «Наши предки и физика».

Л. № 124, 125, 219, 256.

33/2

Подведение итогов учебного года.

Элементы содержа-ния всего курса физики 7 класса.

Л. № 337, 339, 348, 382.

33/3

Резерв учебного времени.

Игра «Знаешь ли ты учебник физики?», «Путешествие по страницам учебника».

34/4

Резерв учебного времени.

Игра «Физика в загадках».

34/5

Резерв учебного времени.

Игра «Восхождение на пик Знаний!».

Физика в посло-вицах и поговорках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...