рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
рабочая программа по физике 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по физике 7 класс | 372 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по физике для 7 класса
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).
Изучение физики в основной школе направлено на достижение следующих целей1:
- развитие интересов и способностей учащихся на основе передачи им знаний и опыта познавательной и творческой деятельности;
- понимание учащимися смысла основных научных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование у учащихся представлений о физической картине мира.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе программы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин. Физика. 7-9 классы. М.: Дрофа, 2008 год.
Учебная программа 7 класса рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю.
Программой предусмотрено изучение разделов:
- Введение - 4 часа.
- Первоначальные сведения о строении вещества - 6 часов.
- Взаимодействие тел - 21 час.
- Давление твердых тел, жидкостей и газов - 21 час.
- Работа и мощность. Энергия - 11 часов.
- Резервное время - 5 часов.
По программе за год учащиеся должны выполнить 4 контрольные работы и 10 лабораторных работ.
Основное содержание программы
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Измерение физических величин. Международная система единиц. Научный метод познания. Наука и техника.
Демонстрации
Наблюдение физических явлений:
- Свободное падение тел.
- Колебания маятника.
- Притяжение стального шара магнитом.
- Свечение нити электрической лампы.
- Электрические искры.
Лабораторные работы
- Измерение расстояний.
- Измерение времени между ударами пульса.
- Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Строение и свойства вещества
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение и взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества.
Демонстрации
- Диффузия в растворах и газах, в воде.
- Модель хаотического движения молекул в газе.
- Демонстрация расширения твердого тела при нагревании.
Механические явления
Механическое движение. Относительность движения. Траектория. Путь. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость.
Демонстрации
- Равномерное прямолинейное движение.
- Зависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета.
Динамика
Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса – скалярная величина. Плотность вещества. Сила – векторная величина. Движение и силы.
Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения.
Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. Условие плавания тел.
Условия равновесия твердого тела.
Демонстрации
- Явление инерции.
- Сравнение масс тел с помощью равноплечих весов.
- Измерение силы по деформации пружины.
- Свойства силы трения.
- Сложение сил.
- Барометр.
- Опыт с шаром Паскаля.
- Опыт с ведерком Архимеда.
Лабораторные работы
- Измерение массы тела.
- Измерение плотности твердого тела.
- Измерение плотности жидкости.
- Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы.
- Исследование условий равновесия рычага.
- Измерение архимедовой силы.
Механическая энергия
Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.
Демонстрации
- Реактивное движение модели ракеты.
- Простые механизмы.
Лабораторные работы
- Измерение КПД наклонной плоскости.
Возможные объекты экскурсий: цех завода, мельница, строительная площадка.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСА «ФИЗИКА», 7 класс
Тема урока | Количество часов | Использование элементов УМК | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на повышенном уровне, (М) – на максимальном уровне. |
Введение в физику | |||
Что изучает физика | 1 | § 1 | Различать способы познания природы (Н), оперировать пространственно-временными масштабами мира (П). |
Физические величины и их измерения | 1 | § 2 | |
Практическая работа «Измерительные приборы. Проведение измерений» | 1 | § 3 | Определять цену деления измерительного прибора (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). Применять метод рядов (М). |
Повторение и обобщение материала. Самостоятельная работа по теме «Измерения физических величин» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Механическое движение. Силы в природе | |||
Механическое движение. Относительность движения | 1 | § 4 | Характеризовать механическое движение, взаимодействие (Н). Разрешать учебную проблему при введении понятия скорости (П). Использовать обобщенный план построения ответа для описания понятия скорость (П). |
Скорость | 1 | § 5 | |
Решение задач по теме «Скорость» | 1 | § 6 | |
Самостоятельная работа по теме «Скорость» | 1 | ||
Взаимодействие тел. Инертность | 1 | § 6 | |
Масса тела. Измерение массы | 1 | § 8 | Применять полученные знания для решения практической задачи измерения массы (Н). |
Практическая работа «Измерение массы тел взвешиванием» | 1 | § 9 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчета погрешности измерений (П). |
Сила | 1 | § 10 | Характеризовать механические силы (Н). |
Сила упругости. Лабораторная работа «Изучение зависимости силы упругости от величины деформации тела» | 1 | § 11 | Разрешать учебную проблему при анализе причин возникновения силы упругости (Н). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки графического представления результатов измерений (П). |
Сила всемирного тяготения. Лабораторная работа «Изучение зависимости силы тяжести, действующей на тело, от массы тела» | 1 | § 12 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки графического представления результатов измерений (П). Характеризовать понятие физического закона (П). Оперировать сведениями о строении Солнечной системы и представлениями о её формировании (М). |
Практическая работа «Изготовление динамометра и проведение измерения силы» | 1 | § 13 | |
Сила трения скольжения. Лабораторная работа «Изучение силы трения скольжения» | 1 | § 14 | Разрешать учебную проблему при анализе причин возникновения силы упругости (Н). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки графического представления результатов измерений (П). |
Сила трения покоя. Лабораторная работа «Изучение силы трения покоя» | 1 | § 15 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Сложение сил, направленных по одной прямой | 1 | § 16 | Использовать экспериментальный метод проверки правил оперирования физическими величинами (Н). Устанавливать границы применения физических понятий (М). |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Механическое движение. Силы в природе» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Зачёт по разделу «Механическое движение. Силы в природе» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Механическое движение. Силы в природе» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Энергия. Работа. Мощность | |||
Энергия | 1 | § 17 | Характеризовать понятие энергии (Н). Характеризовать понятие физического закона (П). |
Закон сохранения энергии | 1 | § 18 | |
Механическая работа | 1 | § 19 | Характеризовать понятия механической работы и мощности (Н). Использовать обобщённые планы построения ответов для описания понятий механическая работа и мощность (П). Устанавливать границы применения физических понятий (М). |
Механическая мощность | 1 | § 20 | |
Решение задач по теме «Энергия. Работа. Мощность» | 1 | § 21 | |
Самостоятельная работа по теме «Энергия. Работа. Мощность» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Простые механизмы. «Золотое правило» механики | 1 | § 22 | Характеризовать простые механизмы (Н). Сравнивать простые механизмы и обнаруживать их сходство и различия (П). Объяснять существование «золотого правила» механики на основе закона сохранения механической энергии (М). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Лабораторная работа по проверке «золотого правила» механики | 1 | § 23 | |
Лабораторная работа «Изучение условия равновесия рычага» | 1 | § 24 | |
Коэффициент полезного действия. Лабораторная работа «Определение КПД наклонной плоскости» | 1 | § 25 | |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Энергия. Работа. Мощность» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Зачёт по разделу «Энергия. Работа. Мощность» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Энергия. Работа. Мощность» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Внутреннее строение вещества | |||
Строение вещества. Атомы и молекулы | 1 | § 26 | Характеризовать понятия, связанные с атомно-молекулярным строением вещества (Н). Сравнивать частицы (электрон, протон, нейтрон) (П). Характеризовать преобразования энергии, происходящие в ядерном реакторе (М). |
Электрические силы. Электрон | 1 | § 27 | |
Строение атома | 1 | § 28 | |
Ядро атома | 1 | § 29 | |
Выполнение теста по теме «Электрический заряд. Строение атома». Обобщение материала. Самостоятельная работа по теме «Электрический заряд. Строение атома» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Движение молекул. Диффузия. Температура | 1 | § 30 | Характеризовать три состояния вещества (Н). Сравнивать три состояния вещества и обнаруживать их сходства и отличия (П). Обосновывать взаимосвязь характера теплового движения частиц вещества и свойств вещества (П). |
Три состояния вещества | 1 | § 31 | |
Плотность вещества | 1 | § 32 | Разрешать учебную проблему при введении понятия плотности вещества (Н). Аргументировать различия в плотности газов, жидкостей и твёрдых тел различием в их внутреннем строении (П). |
Решение задач по теме «Плотность вещества» | 1 | § 33 | |
Лабораторная работа «Определение плотности веществ» | 1 | § 34 | Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). Пользоваться понятием относительная погрешность (М). |
Решение задач расчетных и экспериментальных задач по теме «Плотность вещества» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Выполнение теста по теме «Строение вещества. Плотность вещества». Обобщение материала. Самостоятельная работа по теме «Строение вещества. Плотность вещества» | 1 | ||
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов | |||
Давление | 1 | § 35 | Характеризовать понятие давление (Н). Аргументировать необходимость принятия мер по увеличению (уменьшению) давления в быту и технике (П). |
Решение задач на расчёт давления | 1 | § 36 | |
Самостоятельная работа по теме «Давление твёрдого тела» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Давление газа | 1 | § 37 | Объяснять зависимость давления газа от его плотности и температуры (Н). |
Закон Паскаля | 1 | § 38 | Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих закон Паскаля (Н). |
Давление жидкости | 1 | § 39 | Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих зависимость давления жидкости от её плотности и высоты столба жидкости, опытов, подтверждающих существование атмосферного давления (Н). Сравнивать физические причины, обуславливающие возникновения давления твёрдых тел, газов, жидкостей и атмосферы (П). Сравнивать принцип действия и устройство различных типов приборов для измерения давления (М). |
Решение задач на расчет давления жидкости | 1 | § 40 | |
Сообщающиеся сосуды | 1 | § 41 | |
Самостоятельная работа по теме «Давление жидкости. Закон Паскаля» | 1 | ||
Атмосферное давление | 1 | § 42 | |
Архимедова сила. Лабораторная работа «Изучение выталкивающей силы» | 1 | § 43 | Разрешать учебную проблему при анализе опытов, подтверждающих существование выталкивающей силы в жидкостях и газах (Н). Применять на практике теоретический метод анализа физической ситуации, связанной с определением выталкивающей силы (П). Пользоваться измерительными приборами (Н) и иметь элементарные навыки расчёта погрешности измерений (П). |
Расчёт архимедовой силы | 1 | § 44 | |
Плавание тел. Воздухоплавание | 1 | § 45 | |
Решение задач по теме «Архимедова сила» | 1 | § 46 | |
Решение задач. Самостоятельная работа по теме «Архимедова сила» | 1 | Применять полученные знания и умения на уроках (Н) и в жизни (П). | |
Повторение и обобщение материала. Выполнение теста по разделу «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | 1 | ||
Зачёт по разделу «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов» | 1 | ||
Урок коррекции знаний | 1 | ||
Итого | 68 |
Предметными результатами изучения курса физики 7 класса являются:
- понимание физических терминов: тело, вещество, материя.
- умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру;
- владение экспериментальными методами исследования при определении цены деления прибора и погрешности измерения;
- понимание роли ученых нашей страны в развитие современной физики и влияние на технический и социальный прогресс.
- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел.
- владение экспериментальными методами исследования при определении размеров малых тел;
- понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
- понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение
- умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность, тела равнодействующую двух сил, действующих на тело в одну и в противоположные стороны
- владение экспериментальными методами исследования в зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления
- понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука
- владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой в соответствие с условиями поставленной задачи на основании использования законов физики
- умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела
- умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот
- понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, быту, охране окружающей среды.
- понимание и способность объяснить физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю, способы уменьшения и увеличения давления
- умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда
- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной воды, условий плавания тела в жидкости от действия силы тяжести и силы Архимеда
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда
- понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, насоса, гидравлического пресса, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании
- владение способами выполнения расчетов для нахождения давления, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствие с поставленной задачи на основании использования законов физики
- умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
- понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел превращение одного вида механической энергии другой
- умение измерять: механическую работу, мощность тела, плечо силы, момент силы. КПД, потенциальную и кинетическую энергию
- владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага
- понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии
- понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости, с которыми человек встречается в повседневной жизни и способов обеспечения безопасности при их использовании.
- владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии
умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни, экологии, быту, охране окружающей среды, технике безопасности.
Календарно-тематическое планирование
7 класс (68 часов – 2 часа в неделю)
- Введение (4 часа).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | Дата по плану | Дата фактически |
1/1 | Техника безопасности в кабинете физики (ТБ). Что изучает физика? | Физика - наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Научный метод познания. | Наблюдать и описывать физические явления. Участвовать в обсуждении явления падения тел на землю. Высказывать предположения, гипотезы. Измерять расстояния и промежутки времени. Определять цену деления шкалы прибора. | 1-3 | 2 | §1-3, вопросы после §§ устно. Л. № 5, 7. | |||
1/2 | Физические величины. Измерение физических величин. | Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц. | Задания на соответствие по определению: вещество, тело, явления. | 1-4 | 1.2-1.4 | §4, 5, упр. 1(1,2), подготовка к лаборатор- ной работе № 1. | |||
2/3 | Лабораторная работа №1. «Определение цены деления измерительного прибора. Измерение физических величин». | Определение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра. | Лабораторная работа, правильные прямые измерения, ответ с ед.измерения в СИ. | 1-4 | 1.2-1.4 | § 6. | |||
2/4 | Физика и техника. | Физика и техника. Достижения науки, техники, примеры открытий и достижений российских ученых. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 6. | 1-4 | 1.3-1.4 | Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д. |
- Первоначальные сведения о строении вещества (6 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
3/1 | Строение вещества. Молекулы. | Сформировать представления о молекулярном строении вещества (твердые, жидкие и газообразные), о зависимости скорости движения молекул от температуры. | Наблюдать и объяснять явление диффузии. Выполнять опыты по обна-ружению дейст-вия сил молеку-лярного притя-жения. Объяс-нять свойства газов, жидкостей и твердых тел на основе атомной теории строения вещества. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 7. | 1-3 | 1-3 | §7-8, вопросы после §§ устно. Л. № 49-50. | ||
3/2 | Движение молекул. | Диффузия в природе и быту. Непрерывное и хаотическое движение частиц. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 9. | 1-3 | 2.1-2.4 | §9, вопросы после §9 устно. Л. № 58-59. | |||
4/3 | Скорость движения молекул и температура тела. Лабораторная работа № 2. «Измерение размеров малых тел». | Измерение размеров малых тел. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с ед. измерения в СИ. | 1-3 | §7-9, упр.2 (1,2), подготовка к лаборатор- ной работе № 2. | ||||
4/4 | Взаимодействие молекул. | Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия. Взаимодействие молекул. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 10. | 1-3 | 2.1 | §10, вопросы после §§ устно. Л. № 78-81. | |||
5/5 | Три состояния вещества. | Основные свойства газов, жидкостей и твердых тел. Ос-новные положения молекулярно- кинетической теории. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу § 11. | 2-1 | 2.1 | §11-12, задание 3, вопросы после §§ устно. Л. № 84-88. | |||
5/6 | Повторение темы. Первоначальные сведения о строении вещества. Контрольная работа №1 (20минут). | Дискретное строение вещества, модели газа, жидкости и твердого тела. | Задания на соответствие по определению. | 2-1 | §7-12, вопросы после §§ устно. Л. № 13, 29, 48, 68. |
- Взаимодействие тел (21 час).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
6/1 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. | Механическое движение. Путь. Траектория. Равно-мерное и неравно-мерное движение. Физические величины и их измерение. | Рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел. | Задания на соответствие по определе-нию: путь, пе-ремещение, траектория. Единицы измерения. | 1-1 | 1.2 | §13-14, упр. 3, задание 4, вопросы после §§ устно. Л. № 108, 109, 114. | ||
6/2 | Скорость. Единицы скорости. | Скорость. Единицы измерения скорости. Средняя скорость. | Задания на соответствие по опреде-лению: путь, перемещение, траектория, скорость. Единицы измерения. | 1-1 | 1.3 | §15, упр. 4, вопросы после §§ устно. Л. № 117, 118, 121. | |||
7/3 | Расчет пути и времени движения. | Система отсчета. Относительность движения. Скорость и время движения. | Задания на соответствие по определению пути, времени, скорости. Единицы измерения. | 1-1 | 1.5 | §16, упр. 5(1-3), вопросы после §§ устно. Л. № 124, 128, 130. | |||
7/4 | Решение задач на расчет пути и времени движения. | График зависимос-ти пути от времени и скорости от времени. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §15. | 1-1 | 1.5 | §15-16, упр.5 (4-5), вопросы после §§ устно. Л. № 132-138. | |||
8/5 | Явление инерции. | Система отсчета. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §17. | 1-2 | 2.1 | Творческое задание: газета, презентация, плакат и т.д. | |||
8/6 | Взаимодействие тел. | Механическое движение, скорость, взаимодействие тел, инерция. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §18. | 1-2 | 2.2 | §17-18, вопросы после §§ устно. Л. № 171, 178, 185. | |||
9/7 | Масса. Единицы массы. | Масса тела. Инертность. Единицы измерения. Международная система единиц. | Задания на соответствие по определению единицы измерения. | 1-3 | 2.3 | §19, упр. 6, вопросы после §§ устно. Л. № 208-210. | |||
9/8 | Лабораторная работа №3. «Измерение массы тела на рычажных весах». | Определение массы тела при помощи рычажных весов. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с едини-цами измере-ния в СИ. | 1-3 | §19-20, подготовка к лаборатор- ной работе № 3. | ||||
10/9 | Плотность вещества. | Обозначение физических величин. Плотность. Масса. Объем тела. Международная система единиц. | Задания на соответствие по определе-нию массы, плотности, объема. Единицы измерения. | 1-2 | 2.4 | §21, упр. 7, вопросы после §§ устно. Л. № 255, 257, 259. | |||
10/10 | Расчет массы и объема тела по его плотности. | Обозначения. Основные формулы. Физический смысл плотности. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §21. | 1-2 | 2.3 | §22, упр. 8, задание 5, вопросы после §§ устно. Л. № 267, 268, 271. | |||
11/11 | Лабораторная работа № 4. «Измерение объема тела». | Определение объема тела с помощью измерительного цилиндра. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с еди-ницами изме-рения в СИ. | 1-2 | 2.4 | §21-22, подготовка к лаборатор-ной работе № 4. | |||
11/12 | Лабораторная работа №5. «Определение плотности твердого тела». | Определение плотности твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с еди-ницами изме-рения в СИ. | 1-2 | 2.4 | §21-22, подготовка к лаборатор-ной работе № 5. | |||
12/13 | Решение задач. | Основные формулы. Международная система единиц. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §21. | 1-2 | Повторить формулы, §19-22. Л. № 272, 275, 282. | ||||
12/14 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | Сила – величина векторная. Обозначение силы. Единицы измерения. Прибор для измерения силы. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1-2 | 2.10 | Творческое задание, §23-24. Л. № 293, 311. | |||
13/15 | Сила упругости. Вес тела. Единицы силы. | Формулировка за-кона Гука. Сила уп-ругости. Опреде-ление деформации. Виды деформации. Вес тела. Единицы измерения. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §25. | 1-2 | 2.12 | §25-26, упр. 9 (1-2), вопросы после §§ устно. Л. № 328, 329, 338, 340, 342. | |||
13/16 | Динамометр. Лабораторная работа №6. «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Научиться градуи-ровать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с ее помощью измерять силы. | Лабораторная работа, пра-вильные пря-мые измерения, ответ с едини-цами изме-рения в СИ. | 1-2 | 2.11 | §27-28, подготовка к лаборатор-ной работе № 6. | |||
14/17 | Графическое изображение силы. Сложение сил. | Равнодействующая сила. Демонстрации: 1) сложение двух сил, направленных по прямой в одну сторону; 2) сложение двух сил, направленных по прямой в противоположные стороны. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §25-28. | 1-2 | 2.10-2.12 | §29, упр. 9 (3-5), вопросы после §§ устно. Л. № 355, 358, 371, 379. | |||
14/18 | Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и в технике. | Сила трения. Виды сил трения. Измерение сил трения. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §29. | 1-2 | 2.13 | §30, упр. 10, вопросы после §§ устно. Л. № 377, 381, 428, 432. | |||
15/19 | Обобщающее занятие по теме: «Взаимодействие тел». | Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес тела. Закон Гука. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1-2 | 2.13 | Творческое задание, §30-31. Л. № 351, 368. | |||
15/20 | Контрольная работа № 2. «Взаимодействие тел». | Механическое движение, взаимо-действие, сила, мас-са, плотность. Вес тела. Закон Гука. | 1-2 | Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал. | |||||
16/21 | Анализ контрольной работы №2. Работа над ошибками. | Механическое движение, взаимодействие, сила, масса, плотность. Вес. | Задачи по тетради. Дидактичес-кий материал. |
- Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 час).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
16/1 | Давление. Единицы давления. | Давление. Единицы давления. | Обнаруживать существование атмосферного давления. Объяснять причины плавания тел. Измерять силу Архимеда. Исследовать условия плавания тел. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §33. | 1.8 | 1.1-1.4 | §33, упр. 12(3-4), вопросы после § устно. Л. № 450, 452, 459. | ||
17/2 | Способы увеличения и уменьшения давления. | Давление. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §34. | 1.8,122-1.24 | 1.1-1.4 | §34, упр. 13(1-2), задание 6, вопросы после § устно. Л. № 458, 460. | |||
17/3 | Давление газа. | Давление газа. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §35. | 1.8 | 1.1-1.4 | §35, вопросы после § устно. Л. № 470, 476, 479. | |||
18/4 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля. | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §36. | 1.8 | 1.1-1.4 | §36, упр.14(1,2), задание 7, вопросы после § устно. Л. № 523, 524, 531. | |||
18/5 | Давление в жидкости и в газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Манометры. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §37. | 1.3 | 1.3.3 | §37, упр.14, задание 7, вопросы после § устно. Л. № 516, 529, 545. | |||
19/6 | Решение задач. | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §38. | 1.3 | 1.3.4 | §38, упр.15, вопросы после § устно. Л. № 491, 515, 519. | |||
19/7 | Сообщающиеся сосуды. Применение сообщающихся сосудов. | Сообщающиеся сосуды. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §39. | 1.8 | 1.3 | §39, упр. 16 (1-2), вопросы после § устно. Л. № 528-530. | |||
20/8 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | Атмосфера. Воздух. Атмосферное давление. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §40. | 1.8 | 1.3 | §40 упр. 17(1-2), задание 10, вопросы после § устно. Л. № 546, 548, 551. | |||
20/9 | Измерение атмосферного давления. | Давление. Атмосферное давление. Опыт Торричелли. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §42. | 1.8 | 1.3.5 | §42, упр. 19(1-2), задание 11, вопросы после § устно. Л. № 555-561. | |||
21/10 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. | Барометр-анероид. Цена деления. Единицы измерения. Высотомеры. Их применение. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §43. | 1.8 | 1.3.1 | §43-44, упр. 21(1-4), вопросы после §§ устно. Л. № 578-581. | |||
21/11 | Манометры. Поршневой жидкостной насос. Гидравлический пресс. | Манометры. Жидкостные и металлические манометры. Гидравлическая машина. Закон Паскаля. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §45-47. | 1.8 | 1.3.4 | §45-47, вопросы после §§ устно. Л. № 603-604. | |||
22/12 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. | Выталкивающая сила. Закон Паскаля. Давление. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §48. | 1.8 | 1.3.5 | §48, вопросы после § устно. Л. № 597-600. | |||
22/13 | Архимедова сила. | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. От каких величин зависит архимедова сила, от каких величин не зависит? | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §49. | 1.8 | 1.3.5 | §49, упр. 24(1-2), вопросы после § устно. Л. № 613, 621, 623. | |||
23/14 | Лабораторная работа №7. «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | Вес тела в воздухе и в жидкости. Закон Архимеда. Динамометр. | Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 1.8 | 1.3.5 | §49, упр. 24(3-4), задание 14, вопросы после § устно. Л. № 626, 627, 632. | |||
23/15 | Плавание тел. | Условия плавания тел. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §50. | 1.3 | 1.3.6 | §50, упр. 25(1-2), вопросы после § устно. Л. № 635-638. | |||
24/16 | Решение задач. | Условия плавания тел. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §49-50. | 1.3 | 1.3.1 | §50, вопросы после § устно, Л. № 645-651. | |||
24/17 | Лабораторная работа №8. «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | Условия плавания тел. | Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ. | 1.3 | 1.3.1-1.3.3 | стр.168, вопросы после §50 устно. Л. № 614, 657. | |||
25/18 | Плавание судов. Воздухоплавание. Решение задач. | Плавание судов. Воздухоплавание. Ватерлиния. Осадка. Ареометры. Водоизмещение. Аэростаты. Стратостаты. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §52. | 1.3 | 1.3.1-1.3.5 | §51-52, упр. 27(1-2), вопросы после §§ устно. Л. № 639, 646, 648. | |||
25/19 | Повторение тем: Архимедова сила, плавание тел, воздухоплавание. | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.11.3.6- | §49--52, вопросы после §§ устно. Л. № 640, 641. | |||
26/20 | Решение задач. | Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Плавание судов. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.1 | §34--48, вопросы после §§ устно. Л. № 647, 649. | |||
26/21 | Контрольная работа №3. «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | Давление жидкости. Давление газа. Закон Паскаля. Выталкивающая сила. Закон Архимеда. Условия плавания тел. | 1.3 | 1.3.1-1.3.4 | упр. 9 (1-2), вопросы после §§ устно. Л. № 644. |
- Работа и мощность (11 часов).
№ недели/урока | Тема урока | Элементы содержания | Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Вид контроля, измерители | КЭС Ким ГИА | КПУ Ким ГИА | Домашнее задание | ||
27/1 | Механическая работа. Единица работы. | Работа. Сила. Путь. Единица работы. Джоуль. | Исследовать условия равновесия рычага. Измерять работу силы. Измерять мощность. Измерять КПД наклонной плоскости. Вычислять КПД простых механизмов. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §53. | 1.4 | 1.4.4-1.4.6 | §53 упр. 28(1-4), вопросы после § устно. Л. № 675. | ||
27/2 | Мощность. Решение задач. | Мощность. Работа. Время. Ватт. Киловатт. Мегаватт. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.4 | 1.4.5 | §54, упр. 29, вопросы после §§ устно. Л. № 704, 705, 711. | |||
28/3 | Простые механизмы. Рычаг. | Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.2 | §55-56, вопросы после §§ устно. Л. № 737, 740, 742. | |||
28/4 | Момент силы. | Момент силы. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §57. | 1.3 | 1.3.1 | §57, вопросы после § устно. Л. № 750, 762, 768. | |||
29/5 | Лабораторная работа №9. «Выяснение условий равновесия рычага». | Измерение расстояний. | Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ | 1.3 | 1.3.1 | стр.169, вопросы после §57 устно. Л. № 781-783. | |||
29/6 | Блоки. «Золотое правило механики». | «Золотое правило механики». | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.3 | 1.3.1 | §58-60, упр. 31(1-5), вопросы после §§ устно. Л. № 772-773. | |||
30/7 | Решение задач. | Простые механизмы. Блоки. Наклонная плоскость. Рычаг. «Золотое правило механики». | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §57-59. | 1.3 | 1.3.1-1.3.4 | §57-60, вопросы после §§ устно. Л. № 770-771. | |||
30/8 | Коэффициент полезного действия механизма. Лабораторная работа №10. «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости». | КПД простых механизмов. Сила. Работа. Простые механизмы. | Лаборатор-ная работа, правильные прямые измерения, ответ с единицами измерения в СИ | 2.2 | 2.9 | §61, вопросы после § устно. Л. № 778, 793, 798. | |||
31/9 | Потенциальная и кинетическая энергия. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. | Ответы на вопросы в ходе урока по материалу §62-63. | 1.4 | 1.4.7-1.4.8 | §62-63, упр. 32, вопросы после §§ устно. Л. № 809, 810, 816. | |||
31/10 | Решение задач. | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Механическая энергия. Закон сохранения энергии. | Задания на соответствие по определению. Единицы измерения. | 1.4 | 1.4.9 | §64, упр. 33, вопросы после § устно. Л. № 830, 831, 836. | |||
32/11 | Контрольная работа №4. «Работа и мощность, энергия». | Работа. Мощность. Энергия. | 1.4 | 1.4.4-1.4.9 | §53-63, вопросы после §§ устно. Л. № 803, 804, 807, 811. | ||||
32/1 | От великого заблуждения к великому открытию. | Урок - повторение курса физики «Наши предки и физика». | Л. № 124, 125, 219, 256. | ||||||
33/2 | Подведение итогов учебного года. | Элементы содержа-ния всего курса физики 7 класса. | Л. № 337, 339, 348, 382. | ||||||
33/3 | Резерв учебного времени. | Игра «Знаешь ли ты учебник физики?», «Путешествие по страницам учебника». | |||||||
34/4 | Резерв учебного времени. | Игра «Физика в загадках». | |||||||
34/5 | Резерв учебного времени. | Игра «Восхождение на пик Знаний!». Физика в посло-вицах и поговорках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...