пропедевтический урок физики "Явления природы"
план-конспект урока по физике (6 класс) на тему
Предварительный урок физики в 6 классе,проводится в 4 четверти,знакомство с предметом физика
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_uchitel_goda.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пропедевтический урок физики в 6 классе.
Учитель: Камараули Л.К. МАОУ «Средняя школа д. Мойка»
Тема: «Природные явления»
Цель: организация самостоятельной деятельности обучающихся, направленная на знакомство с предметом физика, через проведение групповой, экспериментальной работы по первоначальным сведениям о предмете.
План урока:
1. Организационный этап. 1 мин.
2. Мотивация, формулировка ключевого вопроса . 4 мин.
3. Этап получения новых знаний. 5 мин.
4. Этап операционно- исполнительный. 10 мин.
5 Анализ результатов исследовательской работы и формирование практических навыков... 8 мин.
6. Оценочно-рефлексивный этап . 7 мин
7. Заключительный этап. 5 мин.
Ход урока:
I этап. - Здравствуйте ребята. Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила.
Эпиграф:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Писал русский поэт Ф. И. Тютчев, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
А какие науки изучают природу нашей планеты? (физика, география, химия)
С некоторыми загадками природы мы сегодня познакомимся.
II этап . Ребята, посмотрите вокруг: все окружающие вас предметы, а также растения и животные - это физические тела. (примеры окружающих тел) Назовите физические тела в кабинете, на улице.
А из чего состоит это тело……
То, из чего состоит физическое тело, называют веществом.
У вас на парте листочки, напишите, пожалуйста, свою имя и фамилию.
Давайте внимательно посмотрим на табличку и дополним своими примерами.
Физические тела | Вещества, из которых они состоят |
Стакан | стекло |
Значит все, что нас окружает называется природой - живой и неживой (примеры). В природе постоянно происходят какие-то перемены: какие? (день сменяется ночь, идет дождь…)
III этап. И вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся. Например, предскажите, чем закончатся следующие события:
*если капнуть каплю акварельной краски в стакан с водой, то …;
*если открыть флакон с духами, то …;
*если нагреть лед, то …;
*если сильно сжать два кусочка пластилина, то …;
*если капнуть каплю масла на воду, то … ;
*если опустить термометр в горячую воду, то …
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? (Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.) Итак, давая свои ответы, вы руководствовались определенными знаниями, которые вы получили на уроках природоведения в младших классах, географии, из жизненного опыта. А теперь ответьте на такой вопрос: «Предположим, вы решили изготовить аэроплан. Из чего вы будете его изготавливать? Почему вы выбрали именно эти материалы?».
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать внутреннее строение различных веществ и различных явлений для того, чтобы изготовить тот или иной механизм, и чтобы при этом он отвечал предъявляемым к нему требованиям.
IV этап . Определение явления.
Я вам раздаю конверты с отдельными словами, из которых вы должны составить определение, что же такое явление.
(Пытаются сформулировать, собрав определение из отдельных слов).
Презентация о явлениях.
А теперь потренируемся: я называю пример явления, а вы- вид явления.
- греет солнце…
- летит самолет…
- тает снег…
- сверкает молния…
- гремит гром…
А какие явления описаны в стихотворении Николая Шишова?
Отгремел весенний гром
Самый первый над селом.
И уже летают птицы
В ясном небе голубом.
Вышла радуга-дуга.
Обхватила берега.
Из-за речки вышло солнце
На зеленые луга.
А сейчас наш класс превращается в исследовательский институт, в котором четыре лаборатории. Мы все научные сотрудники, но в каждой лаборатории должен быть старший научный сотрудник, который отвечает за проведенный эксперимент (выборы). И прежде чем начать выполнять опыты, вы должны изучить технологическую карту при проведении эксперимента, соблюдать технику безопасности.
Итак: Старший научный сотрудник выбирает эксперимент, который лаборатория будет выполнять.
(выполнение экспериментальных заданий)
V этап. Выступления учащихся с объяснениями экспериментальных заданий.
И выставим себе оценки за исследовательскую работу.
Диктант
- Физическим телом называют … (любой предмет)
- Веществом называют… (то, из чего состоит тело)
- С физическими телами могут происходить разнообразные изменения, которые называются … (явление)
- Существуют различные физические явления… (примеры)
- Что необходимо иметь для проведения опытов?___________________
VI этап. Взаимопроверка и выставление оценок ( 1 правильный ответ – 1 балл). Выставляем оценки.
А теперь выставьте себе оценку, которую по вашему мнению вы заслужили работая на уроке, выведите среднюю.
Поднимите руку, кто получил «5», «4» - «Молодцы».
VII этап. Как мы уже говорили - смена времен года- это тоже явления.
Придумала мать дочерям имена,
Вот Лето и Осень, Зима и Весна.
Приходит Весна – зеленеют леса,
И птичьи повсюду звенят голоса.
А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,
И спелые ягоды просятся в рот.
Нам щедрая Осень приносит плоды,
Дают урожаи поля и сады.
Зима засыпает снегами поля.
Зимой отдыхает и дремлет земля.
Кузнецова Светлана Александровна
И я хочу вам дать прослушать, как известный итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр Анто́нио Лу́чо Вива́льди (итал. Antonio Lucio Vivaldi; 4 марта 1678, Венеция — 28 июля 1741, Вена) в своей музыке представлял времена года и попробовать их угадать.
Сегодня мы с вами провели урок физики. Слышали о такой науке?
Слово физика ( от греческого слово «Фюзис»-природа), появилось еще в 4 веке до н.э.
Давайте сформулируем - физика- это наука….(о природе). Вот она то и изучает много разных явлений и других загадок природы. С некоторыми из них мы сегодня познакомились. А в будущем, изучая этот предмет вы узнаете, почему идет снег, а в радуге 7 цветов, предметы падают вниз, а не вверх и многое другое.
Решать загадки можно вечно.
Вселенная ведь бесконечна.
Спасибо всем нам за урок,
А главное, чтоб был он впрок!
Мне очень понравилось с вами работать.
Приложение 1.
Технологическая карта исследовательской работы
Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:
А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;
Б) цвет вещества;
В) запах вещества, если он есть;
Г) растворимо ли вещество в воде
Нюхать вещество следует очень осторожно!
Приложение 1.
Технологическая карта исследовательской работы
Учтите, что описывать свойства вещества – это значит указать:
А) в каком состоянии находится вещество: твердое, жидкое или газообразное;
Б) цвет вещества;
В) запах вещества, если он есть;
Г) растворимо ли вещество в воде
Нюхать вещество следует очень осторожно!
Опыт№1 Поместите в ступку кусочек мела и тщательно разотрите его пестиком. Наблюдения Что наблюдали при дроблении и растирании мела? Изменяется ли при этом вещество? Признак этого явления – изменение____________ | Опыт№2 Поднесите магнит к миске с водой и плавающей скрепкой на картонке. Наблюдения При приближении магнита наблюдается____________. Изменяются ли при этом вещества? Признак этого явления _____________________ |
Опыт№3 Поместите в пробирку кусочек льда. Закрепите ее держателем для пробирок. Нагрейте содержимое пробирки в пламени спиртовки. При закипании жидкости поднесите к отверстию пробирки предметное стеклышко. Наблюдения Что наблюдаете? Изменяется ли при этом вещество? Признак этого явления – изменение____________ | Опыт№4 Бросьте в стакан кристаллики марганцовки. Налейте воду и размешайте. Наблюдения Почему раствор окрасился? Признак этого явления – изменение____________ |
Приложение 2
Ф.И. ученика______________________________________
Физические тела | Вещества, из которых они состоят |
Стакан | стекло |
Диктант
- Физическим телом называют …______________________________
- Веществом называют… ______________________________________
- С физическими телами могут происходить разнообразные изменения, которые называются __________________________________________
- Существуют различные физические явления (2-3 примера вида явления)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Что необходимо иметь для проведения опытов?___________________
Оценочный лист работы на уроке
Виды деятельности | Баллы (от 1 до 5) | Общая |
Исследовательская работа | ||
Выполнение диктанта | ||
Работа на уроке |
Явление | изменение |
– | в |
это | природе |
Явление | изменение |
– | в |
это | природе |
Явление | изменение |
– | в |
это | природе |
Явление | изменение |
– | в |
это | природе |
Явление | изменение |
– | в |
это | природе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....
Конспект урока.Описание природы. Зима. Январь. ( интегрированный урок русского языка, ИЗО и музыки в 6 классе.)
Урок помогает обучить пейзажному описанию,развить творческие способности учащихся...
Пропедевтический урок в 3 классе
Пропедевтический урок по теме "Вещества.Тела" в традиционной форме в 3 классе в курсе "Окружающий мир"...
Презентация к уроку ИЗО "Природа цвета" Урок 1: "Черное и белое"
Презентация содержит материал о хроматических и ахроматических цветах с определениями и рисунками....
Урок литературы «Природы русской вдохновенье…» (Стихотворения о русской природе поэтов 19 века)
Урок литературы посвящен детальному анализу произведений о природе русских поэтов 19 века....
Всероссийский экологический урок Тема урока: «Береги природу, человек!»
Цели урока:1. Помочь учащимся понять, что человек – это часть природы, понять современные проблемы экологии и сознания их актуальности как для человечества, так и для каждого человека в отдельно...
конспект урока "Охрана природы. Памятники природы"
Данный материал содержит краеведческую информацию о Самарской области...