Пропедевтический урок в 3 классе
план-конспект урока по естествознанию на тему
Пропедевтический урок по теме "Вещества.Тела" в традиционной форме в 3 классе в курсе "Окружающий мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3_klasse.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Носачева Наталья Владимировна учитель химии высшей категории
МБОУ СОШ №1
Тема: «Разнообразие веществ»
Пропедевтический урок 3 класс. Курс: «Окружающий мир» 3 класс.
Урок проводится учащимися элективного курса « Химия в быту» совместно с учителем 3 класса.
Цель урока: - познакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота.
- научить правильно пользоваться этими веществами.
- расширять кругозор учащихся.
Задачи: - активизировать знания учащихся по теме: «Вещества», «Тела». (Игры) «Почемучки», «Рассуждалки»
- познакомит детей с органическими кислотами.
- воспитание общей культуры поведения.
Оборудования: - вещества: соль, сахар, крахмал, кислота.
- продукты для практической работы (картофель, хлеб, яйцо).
- спиртовый раствор иода, пипетка.
- чашка Петри.
Ход урока:
- Организационный момент.
Учитель:
Ну-ка, детки встаньте в ряд.
Готов работать мой отряд.
Сегодня на нашем уроке присутствует необычный гость – доктор химических наук Колбочкин. Он поможет нам узнать, что такое химия. Свое занятие мы посвящаем разнообразным веществам.
II. Актуализация знаний.
Доктор Колбочкин: Ребята! А вы знаете, почему я к вам пришел? Потому, что ваша учительница рассказала мне о том, как вам хочется изучать вещества. На прошлом уроке вы уже много узнали о веществах. Поэтому я прошу вас ответить на мои вопросы «Почемучки»:
- Почему сосульки имеют такую форму?
- Почему льдинка плавает на поверхности реки?
- Почему летом не идет снег?
- Почему снежинки тают на руке?
Ребята отвечают на вопросы и доктор Колбочкин выдает каждому ответившему жетон.
Доктор Колбочкин: «Ребята, дома вы прочитали в учебнике тему, ответили на вопросы «Проверь себя», а теперь попробуем порассуждать. Я приготовил для вас «Рассуждалки». Я буду говорить предложение, а вы подумаете в уме и ответите, верно ли я сказал, или нет. Только мы не будем писать ответ, а будем рисовать. Если верно, то человечек улыбается, а если нет – грустит».
«Рассуждалки»
- Любой предмет можно назвать телом.
- Все тела состоят из одинаковых веществ.
- Лед и пар состоят из одного вещества.
- Все вещества состоят из частиц.
- Все частицы одинаковые.
III. Объяснение нового материала.
Доктор Колбочкин:
На уроке мы познакомимся с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука – химия. (На столе стоит колба, в ней записка.) Доктор Колбочкин достает записку и читает девиз всех химиков: «Будем химию учить, будем химию любить!». Теперь вы не третьеклассники, а юные химики.
На свете очень много веществ, но с некоторыми из них мы встречаемся каждый день. Давайте отправимся на кухню. С каким первым веществом познакомились люди, вы узнаете из загадки:
Меня не едят-
И без меня мало едят
(Соль).
Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Люди специально добывают её.
Есть еще одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне.
Загадка:
Я бел, как снег
В чести у всех,
В рот попал –
Там и пропал.
(Сахар).
По внешнему виду его можно спутать с солью, зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус – главное свойство сахара.
А это что за вещество, которое похоже по свету на соль и сахар?
Белый порошок – это крахмал. Где его используют, ребята? Ученые химики подсказали, как можно узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой спиртовая иодная настойка. Если капнуть на продукт, в котором содержится крахмал, настойка иода приобретет сине-фиолетовый цвет.
IV. Практическая работа.
Практическая работа проводится по парам. Каждая пара получает продукты: ломтик картофеля, кусочек хлеба, кусочек вареного яйца. На каждой парте пипетка и раствор иода, чашка Петри.
Задание:
- С помощью иодной настойки определить, есть ли крахмал в продуктах.
- Результаты исследования записать в тетрадь.
V. Физкультминутка.
VI. Кислоты – лекция доктора Колбочкина.
Есть большая группа веществ, с некоторыми из которых мы можем встретиться на кухне – это кислоты. Какой вкус у лимона? (кислый). Такой вкус ему предает лимонная кислота. В листьях щавеля – щавелевая кислота. Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота. Можно ли любую кислоту пробовать на вкус? (Нет). Но у химиков есть специальные помощники, они меняют цвет, если на них капнуть кислотой. В руках у меня лакмусовая бумажка. Я проверю, есть ли в лимоне кислота. Бумага покраснела, это значит, что в лимоне действительно есть кислота. А теперь проверим лакмусовой бумажкой, можно ли уксус считать кислотой. Бумажка покраснела, следовательно, это вещество тоже кислота. Все кислоты требуют осторожного обращения.
VII. Итог урока.
Учитель:
С какими веществами мы сталкиваемся каждый день на кухне? (Сахар, соль, крахмал, кислоты).
Дети читают вывод в учебнике. Доктор Колбочкин прощается с детьми и надеется на новую встречу.
VIII. Домашнее задание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...
Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)
Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Рабочая тетрадь по истории. Пропедевтический курс 5 класс.
Данное методическое пособие (рабочая тетрадь) разработано для обучающихся 5 класса к пропедевтическому модулю "Что изучает история?". Данное пособие представлено здесь не полностью....
пропедевтический урок физики "Явления природы"
Предварительный урок физики в 6 классе,проводится в 4 четверти,знакомство с предметом физика...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Урок 6 класс «Отношения между Дубровским и Троекуровым, анализ эпизода «На псарне». Урок 5 класс Урок повторения ранее изученного. Тема урока: Глагол.
laquo;Отношения между Дубровскими Троекуровым, анализ эпизода «На псарне»....