Пропедевтический урок в 3 классе
план-конспект урока по естествознанию на тему

Носачева Наталья Владимировна

Пропедевтический урок по теме "Вещества.Тела" в традиционной форме в 3 классе в курсе "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_3_klasse.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Носачева Наталья Владимировна учитель химии высшей категории

МБОУ СОШ №1

Тема: «Разнообразие веществ»

Пропедевтический урок 3 класс. Курс: «Окружающий мир» 3 класс.

Урок проводится учащимися элективного курса « Химия в быту» совместно с учителем  3 класса.

Цель урока: - познакомить с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота.

 -  научить правильно пользоваться этими веществами.

- расширять кругозор учащихся.

Задачи: - активизировать знания учащихся по теме: «Вещества», «Тела». (Игры) «Почемучки», «Рассуждалки»

- познакомит детей с органическими кислотами.

- воспитание общей культуры поведения.

Оборудования: - вещества: соль, сахар, крахмал, кислота.

- продукты для практической работы (картофель, хлеб, яйцо).

- спиртовый раствор иода, пипетка.

- чашка Петри.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель:

Ну-ка, детки встаньте в ряд.

Готов работать мой отряд.

Сегодня на нашем уроке присутствует необычный гость – доктор химических наук Колбочкин. Он поможет нам узнать, что такое химия. Свое занятие мы посвящаем разнообразным веществам.

II.  Актуализация знаний.

        Доктор Колбочкин: Ребята! А вы знаете, почему я к вам пришел? Потому, что ваша учительница рассказала мне о том, как вам хочется изучать вещества. На прошлом уроке вы уже много узнали о веществах. Поэтому я прошу вас ответить на мои вопросы «Почемучки»:

  1. Почему сосульки имеют такую форму?
  2. Почему льдинка плавает на поверхности реки?
  3. Почему летом не идет снег?
  4. Почему снежинки тают на руке?

Ребята отвечают на вопросы и доктор Колбочкин выдает каждому ответившему жетон.

Доктор Колбочкин: «Ребята, дома вы прочитали в учебнике тему, ответили на вопросы «Проверь себя», а теперь попробуем порассуждать. Я приготовил для вас «Рассуждалки». Я буду говорить предложение, а вы подумаете в уме и ответите, верно ли я сказал, или нет. Только мы не будем писать ответ, а будем рисовать. Если верно, то человечек улыбается, а если нет – грустит».

«Рассуждалки»

  • Любой предмет можно назвать телом.
  • Все тела состоят из одинаковых веществ.
  • Лед и пар состоят из одного вещества.
  • Все вещества состоят из частиц.
  • Все частицы одинаковые.

III.  Объяснение нового материала.

Доктор Колбочкин:

На уроке мы познакомимся с некоторыми веществами. Вещества изучает особая наука – химия. (На столе стоит колба, в ней записка.) Доктор Колбочкин достает записку и читает девиз всех химиков: «Будем химию учить, будем химию любить!». Теперь вы не третьеклассники, а юные химики.

На свете   очень много веществ, но с некоторыми из них мы встречаемся каждый день. Давайте отправимся на кухню. С каким первым веществом познакомились люди, вы узнаете из загадки:

Меня не едят-

И без меня мало едят

(Соль).

Самое важное для человека свойство поваренной соли – то, что она соленая на вкус. Люди специально добывают её.

Есть еще одно вещество, с которым мы обязательно встретимся на кухне.

Загадка:

Я бел, как снег

В чести у всех,

В рот попал –

Там и пропал.

(Сахар).

По внешнему виду его можно спутать с солью, зато их не спутаешь по вкусу. Сладкий вкус – главное свойство сахара.

А это что за вещество, которое похоже по свету на соль и сахар?

Белый порошок – это крахмал. Где его используют, ребята? Ученые химики подсказали, как можно узнать, есть ли крахмал в том или ином продукте. Для этого нужна разбавленная водой спиртовая иодная настойка. Если капнуть на продукт, в котором содержится крахмал, настойка иода приобретет сине-фиолетовый цвет.

IV. Практическая работа.

Практическая работа проводится по парам. Каждая пара получает продукты: ломтик картофеля, кусочек хлеба, кусочек вареного яйца. На каждой парте пипетка и раствор иода, чашка Петри.

Задание:

  1. С помощью иодной настойки определить, есть ли крахмал в продуктах.
  2. Результаты исследования записать в тетрадь.

V. Физкультминутка.

VI. Кислоты – лекция доктора Колбочкина.

Есть большая группа веществ, с некоторыми из которых мы можем встретиться на кухне – это кислоты. Какой вкус у лимона? (кислый). Такой вкус ему предает лимонная кислота. В листьях щавеля – щавелевая кислота. Когда прокисает молоко, в нем образуется молочная кислота. Можно ли любую кислоту пробовать на вкус? (Нет). Но у химиков есть специальные помощники, они меняют цвет, если на них капнуть кислотой. В руках у меня лакмусовая бумажка. Я проверю, есть ли в лимоне кислота. Бумага покраснела, это значит, что в лимоне действительно есть кислота. А теперь проверим лакмусовой бумажкой, можно ли уксус считать кислотой. Бумажка покраснела,  следовательно, это вещество тоже  кислота. Все кислоты требуют осторожного обращения.

VII. Итог урока.

Учитель:

С какими веществами мы сталкиваемся каждый день на кухне? (Сахар, соль, крахмал, кислоты).

Дети читают вывод в учебнике. Доктор Колбочкин прощается с детьми и надеется на новую встречу.

VIII. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Рабочая тетрадь по истории. Пропедевтический курс 5 класс.

Данное методическое пособие (рабочая тетрадь) разработано для обучающихся 5 класса  к пропедевтическому модулю "Что изучает история?". Данное пособие представлено здесь не полностью....

пропедевтический урок физики "Явления природы"

Предварительный урок физики в 6 классе,проводится в 4 четверти,знакомство с предметом физика...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...