Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 с углублённым изучением отдельных предметов»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______ /_______________/ протокол №__ от ______ | «Согласовано» заместитель директора ______ /________________/ «___» ___________ 20 | «Утверждено» директор МБОУ «СОШ №12» _________/М.С. Ресслер/ приказ №____ от _____ |
Рабочая программа
учителя высшей квалификационной категории
Ченцовой Галины Николаевны
«ФИЗИКА»
основное общее образование , 7классы
(базовый уровень)
2018/2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
- Рабочая программа учебного предмета «физика» составлена в соответствии с требованиями: Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 6 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации (департамент государственной политики в сфере общего образования) от 28 октября 2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Учебного плана МБОУ «СОШ № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» на учебный год.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №12».
- Положения о рабочей программе МБОУ «СОШ №12».
- Авторской программы Н.В. Филонович, Е.М. Гутник, методическими рекомендациями Н.В. Филонович
Актуальность изучения учебного предмета, курса
Школьный курс физики — системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Цели и задачи изучения учебного предмета, курса
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Физика является одним из звеньев в формировании естественнонаучных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса — объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а непростому заучиванию фактов.
Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний:
молекула — атом; строение атома — электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.
Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся МБОУ «СОШ №12» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «СОШ №12» .
Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении:
- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
- дифференцированное домашнее задание;
- консультационная поддержка и помощь;
- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.
Коррекционная работа
При организации обучения предмету с ребёнком с ОВЗ, учитываются методические рекомендации, которые даются для преподавания в общеобразовательных классах. Однако для успешного усвоения материала учащимися необходимо учитывать их характерные особенности и соблюдать определенные принципы и требования при проведении уроков.
Характерными особенностями учащихся с ОВЗ являются:
- недостаточно развитое произвольное внимание, особенно такое его свойство, как устойчивость, поэтому во время урока учащиеся часто отвлекаются от выполняемой работы или вообще не включаются в неё;
- сниженный объём слухоречевого запоминания, т.е. дети затрудняются запоминать материал на слух;
- слабо развитое мышление, в результате чего учащиеся не могут выполнить многие мыслительные операции;
- медленный темп работы, повышенная утомляемость, на фоне которой у них могут возникать либо отказ от деятельности, либо двигательная расторможенность;
- неумение самостоятельно регулировать свою деятельность и поведение (необходим внешний контроль со стороны).
Всё это учитывается при организации и проведении уроков.
Ввиду психологических особенностей детей с ОВЗ, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие навыков каллиграфии; развитие артикуляционной моторики;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени;
- развитие различных видов мышления: наглядно-образного мышления; словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);
- развитие основных мыслительных операций: умения сравнивать, анализировать; умения выделять сходство и различие понятий; умения работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умения планировать деятельность;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике;
- коррекция – развитие речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Сроки реализации рабочей программы
По авторской программе объем учебного времени: 70 ч.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Личностные результаты освоения учебного курса
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты освоения учебного курса
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты освоения учебного курса
Предметные результаты освоения учебного курса физика в основной школе представлены в содержании курса по темам.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
№ урока | Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся (для ФГОС) |
Физика и ее роль в познании окружающего мира (4 ч) | ||
1-4 | Физика — наука о природе. Физические явления, вещество, тело, материя. Физические свойства тел. Основные методы изучения, их различие. Понятие о физической величине. Международная система единиц. Простейшие измерительные приборы. Цена деления шкалы прибора. Нахождение погрешности измерения. Современные достижения науки. Роль физики и ученых нашей страны в развитии технического прогресса. Влияние технологических процессов на окружающую среду. Лабораторная работа 1. Определение цены деления измерительного прибора. Темы проектов1 «Физические приборы вокруг нас», «Физические явления в художественных произведениях (А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Е. Н. Носова, Н. А. Некрасова)», «Нобелевские лауреаты в области физики» | — Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических; — проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их; — различать методы изучения физики; — измерять расстояния, промежутки времени, температуру; — обрабатывать результаты измерений; — переводить значения физических величин в СИ; — выделять основные этапы развития физической науки и называть имена выдающихся ученых; — определять цену деления шкалы измерительного прибора; — представлять результаты измерений в виде таблиц; — записывать результат измерения с учетом погрешности; — работать в группе; — составлять план презентации |
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч) | ||
5-9 | Представления о строении вещества. Опыты, подтверждающие, что все вещества состоят из отдельных частиц. Молекула — мельчайшая частица вещества. Размеры молекул. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах. Связь скорости диффузии и температуры тела. Физический смысл взаимодействия молекул. Существование сил взаимного притяжения и отталкивания молекул. Явление смачивания и не смачивания тел. Агрегатные состояния вещества. Особенности трех агрегатных состояний вещества. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярного строения. Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества». Лабораторная работа 2. Измерение размеров малых тел. Темы проектов «Зарождение и развитие научных взглядов о строении вещества», «Диффузия вокруг нас», «Удивительные свойства воды» | — Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; — объяснять: физические явления на основе знаний о строении вещества, броуновское движение, основные свойства молекул, явление диффузии, зависимость скорости протекания диффузии от температуры тела; — схематически изображать молекулы воды и кислорода; — сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха; — анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии; — приводить примеры диффузии в окружающем мире, практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; — наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул; — доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; — применять полученные знания при решении задач; — измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел; — представлять результаты измерений в виде таблиц; — работать в группе |
Взаимодействия тел (23 ч) | ||
10-32 | Механическое движение. Траектория движения тела, путь. Основные единицы пути в СИ. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Скорость равномерного и неравномерного движения. Векторные и скалярные физические величины. Определение скорости. Определение пути, пройденного телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Нахождение времени движения тел. Явление инерции. Проявление явления инерции в быту и технике. Изменение скорости тел при взаимодействии. Масса. Масса — мера инертности тела. Инертность — свойство тела. Определение массы тела в результате его взаимодействия с другими телами. Выяснение условий равновесия учебных весов. Плотность вещества. Изменение плотности одного и того же вещества в зависимости от его агрегатного состояния. Определение массы тела по его объему и плотности, объема тела по его массе и плотности. Изменение скорости тела при действии на него других тел. Сила — причина изменения скорости движения, векторная физическая величина. Графическое изображение силы. Сила — мера взаимодействия тел. Сила тяжести. Наличие тяготения между всеми телами. Зависимость силы тяжести от массы тела. Свободное падение тел. Возникновение силы упругости. Природа силы упругости. Опытные подтверждения существования силы упругости. Закон Гука. Вес тела. Вес тела — векторная физическая величина. Отличие веса тела от силы тяжести. Сила тяжести на других планетах. Изучение устройства динамометра. Измерения сил с помощью динамометра. Равнодействующая сил. Сложение двух сил, направленных по одной прямой в одном направлении и в противоположных. Графическое изображение равнодействующей двух сил. Сила трения. Измерение силы трения скольжения. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения. Сравнение силы трения с весом тела. Трение покоя. Роль трения в технике. Способы увеличения и уменьшения трения. Контрольные работы по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»; по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил». Лабораторные работы 3. Измерение массы тела на рычажных весах. 4. Измерение объема тела. 5. Определение плотности твердого тела. 6. Градуирование пружины и измерение сил динамометром. 7. Выяснение зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы. Темы проектов «Инерция в жизни человека», «Плотность веществ на Земле и планетах Солнечной системы», «Сила в наших руках», «Вездесущее трение» | — Определять: траекторию движения тела; тело, относительно которого происходит движение; среднюю скорость движения заводного автомобиля; путь, пройденный за данный промежуток времени; скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени; плотность вещества; массу тела по его объему и плотности; силу тяжести по известной массе тела; массу тела по заданной силе тяжести; зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; — доказывать относительность движения тела; — рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении, силу тяжести и вес тела, равнодействующую двух сил; — различать равномерное и неравномерное движение; — графически изображать скорость, силу и точку ее приложения; — находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения; — устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; — различать инерцию и инертность тела; — определять плотность вещества; — рассчитывать силу тяжести и вес тела; — выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие и общие свойства); — приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости; проявления явления инерции в быту; проявления тяготения в окружающем мире; видов деформации, встречающихся в быту; различных видов трения; — называть способы увеличения и уменьшения силы трения; — рассчитывать равнодействующую двух сил; — переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм; основную единицу массы в т, г, мг; значение плотности из кг/м3 в г/см3; — выражать скорость в км/ч, м/с; — анализировать табличные данные; — работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела; — проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные; — экспериментально находить равнодействующую двух сил; — применять знания к решению задач; — измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра; плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; силу трения с помощью динамометра; — взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела; — пользоваться разновесами; — градуировать пружину; — получать шкалу с заданной ценой деления; — анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы; — представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц; — работать в группе |
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч) | ||
33-53 | Давление. Формула для нахождения давления. Единицы давления. Выяснение способов изменения давления в быту и технике. Причины возникновения давления газа. Зависимость давления газа данной массы от объема и температуры. Различия между твердыми телами, жидкостями и газами. Передача давления жидкостью и газом. Закон Паскаля. Наличие давления внутри жидкости. Увеличение давления с глубиной погружения. Обоснование расположения поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне, а жидкостей с разной плотностью — на разных уровнях. Устройство и действие шлюза. Атмосферное давление. Влияние атмосферного давления на живые организмы. Явления, подтверждающие существование атмосферного давления. Определение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Расчет силы, с которой атмосфера давит на окружающие предметы. Знакомство с работой и устройством барометра-анероида. Использование его при метеорологических наблюдениях. Атмосферное давление на различных высотах. Устройство и принцип действия открытого жидкостного и металлического манометров. Принцип действия поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса. Физические основы работы гидравлического пресса. Причины возникновения выталкивающей силы. Природа выталкивающей силы. Закон Архимеда. Плавание тел. Условия плавания тел. Зависимость глубины погружения тела в жидкость от его плотности. Физические основы плавания судов и воздухоплавания. Водный и воздушный транспорт. Кратковременные контрольные работы по теме «Давление твердого тела»; по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля». Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Лабораторные работы 8. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. 9. Выяснение условий плавания тела в жидкости. Темы проектов «Тайны давления», «Нужна ли Земле атмосфера», «Зачем нужно измерять давление», «Выталкивающая сила» | — Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры; подтверждающие существование выталкивающей силы; увеличения площади опоры для уменьшения давления; сообщающихся сосудов в быту, применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса, плавания различных тел и живых организмов, плавания и воздухоплавания; — вычислять давление по известным массе и объему, массу воздуха, атмосферное давление, силу Архимеда, выталкивающую силу по данным эксперимента; — выражать основные единицы давления в кПа, гПа; — отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; — объяснять: давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества, причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково, влияние атмосферного давления на живые организмы, измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли, изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря, причины плавания тел, условия плавания судов, изменение осадки судна; — анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, опыт по передаче давления жидкостью, опыты с ведерком Архимеда; — выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, для определения выталкивающей силы; — устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины; — сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли; — наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы; — различать манометры по целям использования; — устанавливать зависимость между изменением уровня жидкости в коленах манометра и давлением; — доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; — указывать причины, от которых зависит сила Архимеда; — работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы; — составлять план проведения опытов; — проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы; — проводить исследовательский эксперимент: по определению зависимости давления от действующей силы, с сообщающимися сосудами, анализировать результаты и делать выводы; — конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления; — измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида, давление с помощью манометра; — применять знания к решению задач; — опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; — работать в группе |
Работа и мощность. Энергия (13 ч) | ||
54-67 | Механическая работа, ее физический смысл. Мощность — характеристика скорости выполнения работы. Простые механизмы. Рычаг. Условия равновесия рычага. Момент силы — физическая величина, характеризующая действие силы. Правило моментов. Устройство и действие рычажных весов. Подвижный и неподвижный блоки — простые механизмы. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики. Центр тяжести тела. Центр тяжести различных твердых тел. Статика — раздел механики, изучающий условия равновесия тел. Условия равновесия тел. Понятие о полезной и полной работе. КПД механизма. Наклонная плоскость. Определение КПД наклонной плоскости. Энергия. Потенциальная энергия. Зависимость потенциальной энергии тела, поднятого над землей, от его массы и высоты подъема. Кинетическая энергия. Зависимость кинетической энергии от массы тела и его скорости. Переход одного вида механической энергии в другой. Переход энергии от одного тела к другому. Зачет по теме «Работа и мощность. Энергия». Лабораторные работы 10. Выяснение условия равновесия рычага. 11. Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости. Темы проектов «Рычаги в быту и живой природе», «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю» | — Вычислять механическую работу, мощность по известной работе, энергию; — выражать мощность в различных единицах; — определять условия, необходимые для совершения механической работы; плечо силы; центр тяжести плоского тела; — анализировать мощности различных приборов; опыты с подвижным и неподвижным блоками; КПД различных механизмов; — применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза; — сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков; — устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем; между работой и энергией; — приводить примеры: иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; применения неподвижного и подвижного блоков на практике; различных видов равновесия, встречающихся в быту; тел, обладающих одновременно и кинетической, и потенциальной энергией; превращения энергии из одного вида в другой; — работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы; — устанавливать опытным путем, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; — проверять опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; правило моментов; — работать в группе; — применять знания к решению задач; — демонстрировать презентации; — выступать с докладами; — участвовать в обсуждении докладов и презентаций |
68-70 | Резервное время (3 ч) |
1 Возможные формы выполнения: доклад, сопровождаемый презентацией, компьютерная анимация, таблица, реферат, кроссворд, фотоальбом, изготовление модели, макета, приспособления, подготовка ролевой игры, викторины, демонстрация опытов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока. | |||
7А | 7Б | 7В | 7Г | ||
1. Раздел «Физика и ее роль в познании окружающего мира» (4 ч) | |||||
1 | Что изучает физика. Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты | ||||
2 | Физические величины. Измерение физических величин. Точность и погрешность измерений | ||||
3 | Лабораторная работа 1 «Определение цены деления измерительного прибора» | ||||
4 | Физика и техника | ||||
2. Раздел «Первоначальные сведения о строении вещества» (6 ч) | |||||
5 | Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | ||||
6 | Лабораторная работа 2 «Измерение размеров малых тел» | ||||
7 | Движение молекул | ||||
8 | Взаимодействие молекул | ||||
9 | Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | ||||
10 | Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | ||||
3. Раздел «Взаимодействие тел» (23 ч) | |||||
11 | Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | ||||
12 | Скорость. Единицы скорости | ||||
13 | Расчет пути и времени движения | ||||
14 | Инерция | ||||
15 | Взаимодействие тел | ||||
16 | Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | ||||
17 | Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | ||||
18 | Плотность вещества | ||||
19 | Лабораторная работа 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа 5 «Определение плотности твердого тела» | ||||
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности | ||||
21 | Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса». «Плотность вещества» | ||||
22 | Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | ||||
23 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести | ||||
24 | Сила упругости. Закон Гука | ||||
25 | Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | ||||
26 | Сила тяжести на других планетах. Физические характеристики планет | ||||
27 | Динамометр. Лабораторная работа 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» | ||||
28 | Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | ||||
29 | Сила трения. Трение покоя | ||||
30 | Трение в природе и технике. Лабораторная работа 7 «Исследование зависимости силы трения скольжения от площади соприкасающихся тел и прижимающей силы» | ||||
31 | Решение задач по темам «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | ||||
32 | Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | ||||
33 | Зачет по теме «Взаимодействие тел» | ||||
3. Раздел «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (21 ч) | |||||
34 | Давление. Единицы давления | ||||
35 | Способы уменьшения и увеличения давления | ||||
36 | Давление газа | ||||
37 | Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | ||||
38 | Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | ||||
39 | Решение задач. Кратковременная контрольные работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля». | ||||
40 | Сообщающиеся сосуды | ||||
41 | Вес воздуха. Атмосферное давление | ||||
42 | Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | ||||
43 | Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах | ||||
44 | Манометры. Поршневой жидкостный насос | ||||
45 | Гидравлический пресс | ||||
46 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | ||||
47 | Закон Архимеда | ||||
48 | Лабораторная работа 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | ||||
49 | Плавание тел | ||||
50 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | ||||
51 | Лабораторная работа 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости» | ||||
52 | Плавание судов. Воздухоплавание | ||||
53 | Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание» | ||||
54 | Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | ||||
4. Раздел «Работа и мощность. Энергия.» (16ч) | |||||
55 | Механическая работа. Единицы работы | ||||
56 | Мощность. Единицы мощности | ||||
57 | Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | ||||
58 | Момент силы | ||||
59 | Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа 10 « Выяснение условий равновесия рычага» | ||||
60 | Блоки. «Золотое правило» механики | ||||
61 | Решение задач по теме «Условие равновесия рычага» | ||||
62 | Центр тяжести тела | ||||
63 | Условия равновесия тел | ||||
64 | Коэффициент полезного действия механизмов . Лабораторная работа 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | ||||
65 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | ||||
66 | Превращение одного вида механической энергии в другой | ||||
67 | Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия» | ||||
68 | Повторение | ||||
69 | Итоговая контрольная работа | ||||
70 | Обобщение | ||||
ВСЕГО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ: 70 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Контрольные работы
1. «Физика. 7 класс»: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 12 изд.,- М.: Дрофа, 2014.
2. Физика. 7 кл. Методическое пособие / Н.В.Филанович. – 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2015
№ уроков | Сборник контрольных и самостоятельных работ | |
Контрольная работа по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | 22 | С.92-95 (1) |
Контрольная работа по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | 32 | С.93-94 (2) |
Кратковременная контрольные работа по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля». | 39 | С.110-111(2) |
Зачет по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | 54 | С.96-99 (1) |
Зачет по теме «Работа. Мощность, энергия» | 67 | С.175-176(2) |
Итоговая контрольная работа | 69 | С.177-182(2) |
Лабораторные работы
«Физика.7 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений / Перышкин А.В.-М.:Дрофа, 2012.
Лабораторная работа | № уроков | Страница |
Лабораторная работа 1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 3 | 202 |
Лабораторная работа 2 «Измерение размеров малых тел». | 6 | 203 |
Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 17 | 204 |
Лабораторная работа 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа 5 «Определение плотности твердого тела» | 19 | 206, 207 |
Лабораторная работа 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 27 | 208 |
Лабораторная работа 7 «Измерение силы трения с помощью динамометра» | 30 | 209 |
Лабораторная работа 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | 48 | 210 |
Лабораторная работа 9 «Выяснение условий плавание тела в жидкости» | 51 | 211 |
Лабораторная работа 10 «Выяснение условий равновесия рычага» | 59 | 213 |
Лабораторная работа 11«Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | 64 | 214 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1. Филонович Н. В.Физика. 7-9 классы: рабочая программа к линии УМК А. В. Перышкина, Е.М. Гутник.-М.: Дрофа, 2017.-76. (2)с. УМК «Физика. 7 класс» 2. Перышкин, А.В. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /А. В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2012. -221,(3) с.: ил. 3. Филонович , Н.В. Физика. 7 кл. Методическое пособие /Н.В. Филонович.-4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017. – 189, (3) с. 4. Марон, А.Е. Физика: Дидактические материалы. 7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 3-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2014. – 123,(5) с.: ил. (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон). 5. Марон, А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7класс: учеб. пособие / А. Е. Марон, Е. А. Марон, С. В. Позойский.- 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.- 80 с.: ил. Учебно - лабораторное оборудование в соответствии с паспортом кабинета | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ п\п | Класс | Дата и тема по рабочей учебной программе | Дата и тема с учетом корректировки | Причина корректировки | Форма корректировки | Согласование с курирующим заместителем директора |
7 Г | 23.10.17 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 23.10.17-25.11.17 больничный лист | ||||
27.10.17 Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 27.10.17 1.Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. 2. Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | |||||
7В | 24.10.17 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | 23.10.17-25.11.17 больничный лист | ||||
27.10.17 Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 27.10.17 1.Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. 2. Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | |||||
7Б | 24.10.17 Взаимодействие тел | 07.11.17 1.Взаимодействие тел 2. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (1-й из 1ч) | 23.10.17-25.11.17 больничный лист | |||
25.10.17 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | ||||||
07.11.17 Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 08.11.17 Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | |||||
08.11.17 Плотность | 14.11.17 1.Плотность 2. Расчет массы и объема тела по его плотности | |||||
15.11.17 Расчет массы и объема тела по его плотности | ||||||
14.11.17 Лабораторная работа 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа 5 «Определение плотности твердого тела» | 15.11.17 Лабораторная работа 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа 5 «Определение плотности твердого тела» | |||||
7А | 24.10.17 Взаимодействие тел | 07.11.17 1.Взаимодействие тел 2. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах (1-й из 1ч) | 23.10.17-25.11.17 больничный лист | |||
25.10.17 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. | ||||||
07.11.17 Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | 08.11.17 Лабораторная работа 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | |||||
08.11.17 Плотность | 14.11.17 1.Плотность 2. Расчет массы и объема тела по его плотности | |||||
15.11.17 Расчет массы и объема тела по его плотности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...