Силы в природе
методическая разработка по физике (7 класс) на тему

Бородкина Татьяна Ивановна

Урок "Силы в природе" проведён и разработан согласно ФГОС для 7 класса по учебнику В.В. Белага. Урок разработан по методике Штейнберга и удостоин Диплома III степени в конкурсе "Петербургский урок"-2018.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Как это удивительно - обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил! Именно эти силы -три слона динамики, объясняющие многообразие механических взаимодействий.»

Слайд 2

Тема урока: обобщение по теме: « Силы вокруг нас»

Слайд 3

m= ƥV F= GMm / R² F=- µN F=- k∆l V= abc F=F ₁+F₂+ … P=mg F=mg V=S/t

Слайд 4

Силы вокруг нас Вес Сила упругости Сила трения Равнодействующая Сила тяжести

Слайд 5

Силы вокруг нас Вес Направлен к Земле Приложен к опоре(подвесу) возникает под действ F тяж на опору(подвес) Определение электромагнитная P = mg Сила упругости Напралена против деформации Приложена к телу Возникает при упр. деформации определение электромагнитная F упр= - k ∆ l Сила трения направлена против движения возник между поверх соприк тел возник из-за шерохов и притяж молекул определение электромагнитная F тр=-µ N , F трп ˃ F трск ˃ F трк Равнодействующая определение F = F ₁+ F ₂+… Сила тяжести F тяж= mg тяготение определение притяжение Земли прилож к центру масс направ . к Земле

Слайд 6

Один за всех, все за одного. Полный колос всегда к земле клонится. Рука не замахнется, топор не срубит. С медом и долото проглотишь. У кого вожжи, у того и воз.. Дом высок, да под ним песок. Лошадь не идет, так и телега стоит. Шила в мешке не утаишь. Пословицы и поговорки о силе:

Слайд 7

№ 1 2 3 4 5 6 Отв Б В Б А Г В № 1 2 3 4 5 6 Отв В Б В Г Г Г Вариант 1 Вариант 2

Слайд 8

Критерии оценки: 6 баллов- «5» 5 баллов- «4» 4 балла- «3» Менее 4 баллов- «2»

Слайд 9

Закончите предложения: Сегодня я узнал….. Было трудно …… Я понял, что….. Я научился…… Я смог…. Было интересно узнать, что… Меня удивило…….

Слайд 10

Домашнее задание: 1)повторить формулы по теме:«Силы вокруг нас»; 2) прочитать в учебнике «Подведём итоги» стр.68 ,



Предварительный просмотр:

Физика 7 класс. Технологическая карта урока.

Обобщение по теме: «Силы вокруг нас».

Методические пояснения к уроку:

Автор- разработчик

Бородкина Татьяна Ивановна

Предмет

Физика

УМК

В.В.Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев

Класс

7 класс

Тип урока

урок обобщения и систематизации знаний

Используемые технологии

технология проблемного обучения, технология Штейнберга

Тема урока:  

Обобщение по теме: «Силы вокруг нас»

Цель

повторение, систематизация и обобщение материала по теме “Силы вокруг нас”; подготовка учащихся к контрольной работе.

Планируемые результаты:

Предметные

Учащийся должен уметь

 -описывать и объяснять физические явления взаимодействия тел

- вычислять силы по формулам

-различать силу тяжести и вес

- знать способы увеличения и уменьшения силы трения

-решать задачи на применение полученных ранее знаний

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков

- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

- приводить примеры практического использования силы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Учащийся должен уметь.

- определять, формулировать цель деятельности на уроке и анализировать условия достижения цели;

- прогнозировать результат и оценивать уровень его достижения, осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

Учащийся должен уметь

 - осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов;

проводить сравнение, анализ учебного материала, выделять существенные характеристики объектов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщения, выводы

Информационно-коммуникативные УУД: 

Учащийся должен уметь

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, лаконично и точно выражать свои мысли;

- слушать товарищей

Личностные УУД: уметь управлять своей познавательной деятельностью и определять ценность полученных знаний в личной жизни.

Задачи:

Обучающие:

- обобщить и систематизировать знания о силах , природе их возникновения в природе ,их физических свойствах.

- расширить представление их роли в жизни человека.

Развивающие:

- развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы;

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету;

Воспитательные:

- воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в малой группе.

Форма работы учащихся на уроке:.

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная работа

Необходимое аппаратное и программное обеспечение

Компьютер, принтер, мультимедийный проектор.
Разработанная мультимедийная презентация   (Приложение 1)

Раздаточные материалы для учащихся: 

Форма для заполнения (ЛСМ Штейнберга)    (Приложение2),
Тест по теме « Силы вокруг нас»                        (Приложение 3).

Используемая литература

В.Штейнберг. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика;

Поурочное тематическое планирование Артеменков Д. А., Воронцова Н. И. Физика. 7 класс.

                                                                          Технологическая карта урока

Этап урока

Цель

Время,

мин

Формы органи-
зации УД

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Использование ЭОР

I.Организационный этап

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

1

Фрон-тальная

Учитель приветствует класс, создает позитивный настрой на урок

Приветствуют учителя, контролируют свою готовность к уроку.

_

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация  к учебной деятельности учащихся

Подведение учащихся к формулировке целей и задач урока, обеспечение мотивации к учебной деятельности

3

Фрон-тальная

Создает условия для самостоятельной формулировки темы и задач урока учащимися, обеспечивает их мотивацию.

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова знаменитого физика Майкла Фарадея:

 «Как это удивительно - обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил! Именно эти силы- «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий».

Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука - процесс творческий, а творчество - это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата.

- Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 5 команд и займем свои новые места.

Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Какие задачи стоят перед нами сегодня?

Слушают. Вспоминают.

Формулируют тему и задачи урока.

Слайд 1

Слайд2

III. Обобщение знаний, умений и навыков.

27

Фрон-тальная,

групповая,в парах

Фронтальная, парная, индивидуальня у доски

1.Знакомит учащихся с ЛСМ (Приложение 2), заполнение которой будет происходить в ходе урока.

Сегодня в ходе урока мы будем заполнять  схему,которая лежит у вас на столе.С помощью этой схемы можно будет дать характеристику любой силе. Которую мы изучили.Обратите внимание, в центре расположено название главной темы «Силы вокруг нас», от которой отходит несколько направлений  стрелок.Исходящие стрелки являются характерисиками сил.

2.Предлагает учащимся задание на доске, выдвигает проблему, побуждает к высказыванию своего мнения.

Характеристиками каких сил являются эти стрелки?

На доске представлены различные физические формулы. Выберите из представленных формул формулы для сил в природе и напишите их в соответствующие  стрелки.

3. Задает наводящие вопросы, подводит учащихся к повторению  происхождения силы, условия возникновения, точки приложения, определения физического понятия- сила.

Для определения следующей характеристики нам понадобится? (учебник§19-25). Давайте вспомним с вами природу происхождения наших сил? Заполним соответствующую характеристику на стрелках.

Можно ли каждой силе дать определение? Если да, то отметьте на схеме. А также отметьте  условия возникновения силы; точки приложения силы ;направление силы.

4. Предлагает рассмотреть схему на Слайде 5  и сравнить со своими схемами.

5. Посредством наводящих вопросов организует беседу, побуждает учащихся к высказыванию мнений

Молодцы! Мы вспомнили силы в природе, дали им характеристику .

   6. Наводящими вопросами подводит учащихся к наиболее сложному и важному вопросу:

А почему стрелка характеристики  равнодействующей силы отличается от других сил?

7. Организует беседу, дискуссию среди учащихся на тему «Роль сил в жизни человека».

Нет сомнений, что силы играют важную роль в жизни каждого человека и представить нашу жизнь без сил практически невозможно. В культуре каждого народа важность сил в жизни человека нашла свое отражение в народном творчестве (пословицах поговорках). Предлагает обсудить пословицы и поговорки о силе.

1.Рассматривают схему, называют основные характеристики сил.

2.Вспоминают определения,

отвечают на вопросы.  

3.Отвечают на вопросы,заполняют лучи-стрелки по группам

4.Слушают учителя, думают.

5.Рассматривают ЛСМ,высказывают своё мнение

6.Думают, высказывают свои предположения

7.Несколько человек выступают с короткими сообщениями о роли сил в природе.

Слайд4

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

IV. Контроль усвоения знаний

10

Индивидуальная

Раздает учащимся тестовые задания, делает необходимые пояснения  (Приложение 3). Организует самооценку (взаимопроверку в парах)

Выполняют тесты и проводят самооценку (взаимопроверку в парах).

Слайд 7,

Слайд 8

V. Рефлексия.

Инициировать рефлексию учащихся по их собственной деятельности

3

Фрон-тальная

Задает вопросы

Что на уроке было главным?

Что было интересным?

Ребята поднимите руку  те,

1. Кто закрепил свои знания?

2. Кто узнал что-то новое о металлах?

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Слайд 9

VI. Домашнее задание.

Обеспечение понимания учащимися цели и содержания выполнения домашнего задания

1

Объясняет домашнее задание:

подготовиться к контрольной работе по теме «Силы вокруг нас», для чего надо повторить формулы по теме и прочитать стр. 68 учебника «Подведём итоги».

Записывают домашнее задание

Слайд 10

                                         

                                                          Скриншоты слайдов презентации к уроку                                                             Приложение 1.

                                                                     

     Слайд 1                                               Слайд   2                                          Слайд 3                                                             Слайд  4

                                                                 

        Слайд  5                                            Слайд 6                                              Слайд  7                                                               Слайд  8                

           Сдайд  9                                             Слайд  10

                                                                                                                                                                                                 Приложение 2

Вес                                                                                     Сила упругости                                                             Сила трения

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                                                                                                                                                                                                                                              Равнодействующая

                                                                                             Сила трения                                                                                          

                                                            ТЕСТ по теме: «СИЛЫ»                                                                                          Приложение 3

  1. ВАРИАНТ

1.Силой тяжести называют силу, с которой …

А) … тело притягивает Землю               Б) … тело притягивается Землей                                 В) … тело взаимодействует с другими телами

2.Какая формула выражает закон Гука?

А) F = gm                                             Б) m = ƥV                               В) F = k∆L                                  Г) P = Fтяж

3.Вычислите силу тяжести, действующую на ящик массой 20 кг.

А) 2 Н                                                  Б) 200 Н                                   В) 20 Н                                       Г) 100 Н

4.Определить вес цилиндра изображенного на рисунке

hello_html_75c4d9ed.gif А) 120 Н                         Б) 102 Н                                В) 98 Н                                                  Г) 125 Н

5.Смазка поверхностей …

А) … увеличивает силу трения       Б) … устраняет трение                В) … не изменяет силу трения                  Г) … уменьшает силу трения

6.Найдите равнодействующую сил

hello_html_21e24e33.gif                 А) 4 Н                                 Б) 8 Н                                      В) 12 Н                                                Г) 24 Н

  1. ВАРИАНТ

1.Слово «СИЛА» обозначает, что …

А) … тело взаимодействует с другим движущимся телом                             Б) … на тело действует такое же тело                    

 В) … происходит  любое взаимодействие тела с другими телами          

2.Вес – это сила, с которой …

А) … тело притягивается к Земле     Б) … тело, притягиваясь к Земле, действует на опору или подвес      В) Среди ответов нет правильного

3.Определите силу тяжести, действующую на тело масса которого 500 г.

                                                                                  А) 0,5 Н                                      Б) 50 Н                             В) 5 Н                                 Г) 500 Н

4.Какая сила приложена к бруску для его перемещения, изображенного на рисунке

hello_html_m16eb6ca9.gif                                     А) 3 Н                     Б) 2 Н                               В) 1,5 Н                                  Г) 2,5 Н

5.На шар действуют две силы, показанные на рис.: F1=20H и F2=60H. Чему равна их равнодействующая сила?

hello_html_1ab490cf.gif                                                                  А) 40 Н                    Б) 60 Н                             В) 120 Н                                 Г) 80 Н

6.Что является причиной остановки катящегося по земле мяча?

А) Притяжение Земли                           Б) Инерция                    В) Деформация                   Г) Трение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Силы вы природе (презентация к уроку)

Презентация к уроку повтрения и обощения знаний по теме "Силы в природе" (можно использовать, как в 7 классе, так и в старших классах)...

Силы в природе, работа и мощность

Обеспечить в ходе урока в игровой форме повторение и закрепление изученного материала, основных понятий и определений. Содействовать в ходе урока формированию умений выделять главное, сравнивать, умен...

Урок по теме "Силы в природе" для 7 классов

Разработка урока предназначена для использования на уроках физики в 7 класса в общеобразовательной школе.Цели урока1.    Сформировать представление о силе как о физической величине;2....

Тест "Силы в природе"

Тест составленный из КИМов ЕГЭ 2002-2012 годов. Реальные задания....

Физический диктант для 7 класса "Силы в природе".

Раздаю на каждый стол для контроля знаний по теории....

Сила. Силы в природе

Урок – КВН. Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Сила. Силы в природе». «Работа и мощность»....