Силы в природе
методическая разработка по физике (7 класс) на тему
Урок "Силы в природе" проведён и разработан согласно ФГОС для 7 класса по учебнику В.В. Белага. Урок разработан по методике Штейнберга и удостоин Диплома III степени в конкурсе "Петербургский урок"-2018.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: обобщение по теме: « Силы вокруг нас»
m= ƥV F= GMm / R² F=- µN F=- k∆l V= abc F=F ₁+F₂+ … P=mg F=mg V=S/t
Силы вокруг нас Вес Сила упругости Сила трения Равнодействующая Сила тяжести
Силы вокруг нас Вес Направлен к Земле Приложен к опоре(подвесу) возникает под действ F тяж на опору(подвес) Определение электромагнитная P = mg Сила упругости Напралена против деформации Приложена к телу Возникает при упр. деформации определение электромагнитная F упр= - k ∆ l Сила трения направлена против движения возник между поверх соприк тел возник из-за шерохов и притяж молекул определение электромагнитная F тр=-µ N , F трп ˃ F трск ˃ F трк Равнодействующая определение F = F ₁+ F ₂+… Сила тяжести F тяж= mg тяготение определение притяжение Земли прилож к центру масс направ . к Земле
Один за всех, все за одного. Полный колос всегда к земле клонится. Рука не замахнется, топор не срубит. С медом и долото проглотишь. У кого вожжи, у того и воз.. Дом высок, да под ним песок. Лошадь не идет, так и телега стоит. Шила в мешке не утаишь. Пословицы и поговорки о силе:
№ 1 2 3 4 5 6 Отв Б В Б А Г В № 1 2 3 4 5 6 Отв В Б В Г Г Г Вариант 1 Вариант 2
Критерии оценки: 6 баллов- «5» 5 баллов- «4» 4 балла- «3» Менее 4 баллов- «2»
Закончите предложения: Сегодня я узнал….. Было трудно …… Я понял, что….. Я научился…… Я смог…. Было интересно узнать, что… Меня удивило…….
Домашнее задание: 1)повторить формулы по теме:«Силы вокруг нас»; 2) прочитать в учебнике «Подведём итоги» стр.68 ,
Предварительный просмотр:
Физика 7 класс. Технологическая карта урока.
Обобщение по теме: «Силы вокруг нас».
Методические пояснения к уроку:
Автор- разработчик | Бородкина Татьяна Ивановна |
Предмет | Физика |
УМК | В.В.Белага, И.А. Ломаченков, Ю.А. Панебратцев |
Класс | 7 класс |
Тип урока | урок обобщения и систематизации знаний |
Используемые технологии | технология проблемного обучения, технология Штейнберга |
Тема урока: | Обобщение по теме: «Силы вокруг нас» |
Цель | повторение, систематизация и обобщение материала по теме “Силы вокруг нас”; подготовка учащихся к контрольной работе. |
Планируемые результаты: | Предметные Учащийся должен уметь -описывать и объяснять физические явления взаимодействия тел - вычислять силы по формулам -различать силу тяжести и вес - знать способы увеличения и уменьшения силы трения -решать задачи на применение полученных ранее знаний - представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков - выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; - приводить примеры практического использования силы. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Учащийся должен уметь. - определять, формулировать цель деятельности на уроке и анализировать условия достижения цели; - прогнозировать результат и оценивать уровень его достижения, осуществлять самоконтроль; Познавательные УУД: Учащийся должен уметь - осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов; проводить сравнение, анализ учебного материала, выделять существенные характеристики объектов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщения, выводы Информационно-коммуникативные УУД: Учащийся должен уметь - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами; - участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, лаконично и точно выражать свои мысли; - слушать товарищей Личностные УУД: уметь управлять своей познавательной деятельностью и определять ценность полученных знаний в личной жизни. |
Задачи: | Обучающие: - обобщить и систематизировать знания о силах , природе их возникновения в природе ,их физических свойствах. - расширить представление их роли в жизни человека. Развивающие: - развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; - создать условия для развития познавательного интереса к предмету; Воспитательные: - воспитывать умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в малой группе. |
Форма работы учащихся на уроке:. | Фронтальная Работа в парах Индивидуальная работа |
Необходимое аппаратное и программное обеспечение | Компьютер, принтер, мультимедийный проектор. |
Раздаточные материалы для учащихся: | Форма для заполнения (ЛСМ Штейнберга) (Приложение2), |
Используемая литература | В.Штейнберг. Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика; Поурочное тематическое планирование Артеменков Д. А., Воронцова Н. И. Физика. 7 класс. |
Технологическая карта урока
Этап урока | Цель | Время, мин | Формы органи- | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Использование ЭОР |
I.Организационный этап | Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | 1 | Фрон-тальная | Учитель приветствует класс, создает позитивный настрой на урок | Приветствуют учителя, контролируют свою готовность к уроку. | _ |
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация к учебной деятельности учащихся | Подведение учащихся к формулировке целей и задач урока, обеспечение мотивации к учебной деятельности | 3 | Фрон-тальная | Создает условия для самостоятельной формулировки темы и задач урока учащимися, обеспечивает их мотивацию. Эпиграфом нашего сегодняшнего урока являются слова знаменитого физика Майкла Фарадея: «Как это удивительно - обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил! Именно эти силы- «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий». Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука - процесс творческий, а творчество - это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата. - Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 5 команд и займем свои новые места. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. Какие задачи стоят перед нами сегодня? | Слушают. Вспоминают. Формулируют тему и задачи урока. | Слайд 1 Слайд2 |
III. Обобщение знаний, умений и навыков. | 27 | Фрон-тальная, групповая,в парах Фронтальная, парная, индивидуальня у доски | 1.Знакомит учащихся с ЛСМ (Приложение 2), заполнение которой будет происходить в ходе урока. Сегодня в ходе урока мы будем заполнять схему,которая лежит у вас на столе.С помощью этой схемы можно будет дать характеристику любой силе. Которую мы изучили.Обратите внимание, в центре расположено название главной темы «Силы вокруг нас», от которой отходит несколько направлений стрелок.Исходящие стрелки являются характерисиками сил. 2.Предлагает учащимся задание на доске, выдвигает проблему, побуждает к высказыванию своего мнения. Характеристиками каких сил являются эти стрелки? На доске представлены различные физические формулы. Выберите из представленных формул формулы для сил в природе и напишите их в соответствующие стрелки. 3. Задает наводящие вопросы, подводит учащихся к повторению происхождения силы, условия возникновения, точки приложения, определения физического понятия- сила. Для определения следующей характеристики нам понадобится? (учебник§19-25). Давайте вспомним с вами природу происхождения наших сил? Заполним соответствующую характеристику на стрелках. Можно ли каждой силе дать определение? Если да, то отметьте на схеме. А также отметьте условия возникновения силы; точки приложения силы ;направление силы. 4. Предлагает рассмотреть схему на Слайде 5 и сравнить со своими схемами. 5. Посредством наводящих вопросов организует беседу, побуждает учащихся к высказыванию мнений Молодцы! Мы вспомнили силы в природе, дали им характеристику . 6. Наводящими вопросами подводит учащихся к наиболее сложному и важному вопросу: А почему стрелка характеристики равнодействующей силы отличается от других сил? 7. Организует беседу, дискуссию среди учащихся на тему «Роль сил в жизни человека». Нет сомнений, что силы играют важную роль в жизни каждого человека и представить нашу жизнь без сил практически невозможно. В культуре каждого народа важность сил в жизни человека нашла свое отражение в народном творчестве (пословицах поговорках). Предлагает обсудить пословицы и поговорки о силе. | 1.Рассматривают схему, называют основные характеристики сил. 2.Вспоминают определения, отвечают на вопросы. 3.Отвечают на вопросы,заполняют лучи-стрелки по группам 4.Слушают учителя, думают. 5.Рассматривают ЛСМ,высказывают своё мнение 6.Думают, высказывают свои предположения 7.Несколько человек выступают с короткими сообщениями о роли сил в природе. | Слайд4 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | |
IV. Контроль усвоения знаний | 10 | Индивидуальная | Раздает учащимся тестовые задания, делает необходимые пояснения (Приложение 3). Организует самооценку (взаимопроверку в парах) | Выполняют тесты и проводят самооценку (взаимопроверку в парах). | Слайд 7, Слайд 8 | |
V. Рефлексия. | Инициировать рефлексию учащихся по их собственной деятельности | 3 | Фрон-тальная | Задает вопросы Что на уроке было главным? Что было интересным? Ребята поднимите руку те, 1. Кто закрепил свои знания? 2. Кто узнал что-то новое о металлах? | Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Слайд 9 |
VI. Домашнее задание. | Обеспечение понимания учащимися цели и содержания выполнения домашнего задания | 1 | Объясняет домашнее задание: подготовиться к контрольной работе по теме «Силы вокруг нас», для чего надо повторить формулы по теме и прочитать стр. 68 учебника «Подведём итоги». | Записывают домашнее задание | Слайд 10 |
Скриншоты слайдов презентации к уроку Приложение 1.
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4
Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8
Сдайд 9 Слайд 10
Приложение 2
Вес Сила упругости Сила трения
Равнодействующая
Сила трения
ТЕСТ по теме: «СИЛЫ» Приложение 3
- ВАРИАНТ
1.Силой тяжести называют силу, с которой …
А) … тело притягивает Землю Б) … тело притягивается Землей В) … тело взаимодействует с другими телами
2.Какая формула выражает закон Гука?
А) F = gm Б) m = ƥV В) F = k∆L Г) P = Fтяж
3.Вычислите силу тяжести, действующую на ящик массой 20 кг.
А) 2 Н Б) 200 Н В) 20 Н Г) 100 Н
4.Определить вес цилиндра изображенного на рисунке
А) 120 Н Б) 102 Н В) 98 Н Г) 125 Н
5.Смазка поверхностей …
А) … увеличивает силу трения Б) … устраняет трение В) … не изменяет силу трения Г) … уменьшает силу трения
6.Найдите равнодействующую сил
А) 4 Н Б) 8 Н В) 12 Н Г) 24 Н
- ВАРИАНТ
1.Слово «СИЛА» обозначает, что …
А) … тело взаимодействует с другим движущимся телом Б) … на тело действует такое же тело
В) … происходит любое взаимодействие тела с другими телами
2.Вес – это сила, с которой …
А) … тело притягивается к Земле Б) … тело, притягиваясь к Земле, действует на опору или подвес В) Среди ответов нет правильного
3.Определите силу тяжести, действующую на тело масса которого 500 г.
А) 0,5 Н Б) 50 Н В) 5 Н Г) 500 Н
4.Какая сила приложена к бруску для его перемещения, изображенного на рисунке
А) 3 Н Б) 2 Н В) 1,5 Н Г) 2,5 Н
5.На шар действуют две силы, показанные на рис.: F1=20H и F2=60H. Чему равна их равнодействующая сила?
А) 40 Н Б) 60 Н В) 120 Н Г) 80 Н
6.Что является причиной остановки катящегося по земле мяча?
А) Притяжение Земли Б) Инерция В) Деформация Г) Трение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/09/picture-40389.jpg)
Силы вы природе (презентация к уроку)
Презентация к уроку повтрения и обощения знаний по теме "Силы в природе" (можно использовать, как в 7 классе, так и в старших классах)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/29/picture-44116-1482982437.jpg)
Силы в природе, работа и мощность
Обеспечить в ходе урока в игровой форме повторение и закрепление изученного материала, основных понятий и определений. Содействовать в ходе урока формированию умений выделять главное, сравнивать, умен...
Урок по теме "Силы в природе" для 7 классов
Разработка урока предназначена для использования на уроках физики в 7 класса в общеобразовательной школе.Цели урока1. Сформировать представление о силе как о физической величине;2....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-161306-1355157057.jpg)
Физический диктант для 7 класса "Силы в природе".
Раздаю на каждый стол для контроля знаний по теории....
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/31/picture-104510.jpg)
Сила. Силы в природе
Урок – КВН. Повторение и обобщение изученного материала по теме: «Сила. Силы в природе». «Работа и мощность»....