Элективный курс «Элементы статики»
элективный курс по физике (10 класс) по теме
Элективный курс для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс для 10 класса «Элементы статики» | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 25»
Утверждаю
Директор школы
__________ Е.А.Нарышкина
“____”______________ 2013г.
Элективный курс
для 10 класса
«Элементы статики»
Составил: учитель физики
Баженова Н.А.
г. Нижневартовск - 2013
Программа элективного курса
по теме: "Статика"
Пояснительная записка.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 классов физико – математического направления. Программа рассчитана на 17 часов.
Элективный курс «Статика» содержит темы, углубляющие содержание материала основного курса физики: «Элементы статики», «Гидростатика».
Данный курс предполагает использование знаний, полученных при изучении математики, черчения, способствуя тем самым реализации межпредметных связей.
Использование межпредметных связей помогут сформировать устойчивые познавательные интересы к физике и соответствующим областям науки и техники, а также содействовать более осознанному выбору направления своей будущей профессиональной деятельности. Использование межпредметных связей в элективном курсе также позволяет систематизировать и обобщить знания, полученные при изучении разных предметов, создать у учащихся целостное представление о природе на основе единых принципов и общих законов естественно-математических наук.
Учащимся предлагается использовать различные источники информации. Это обеспечивает возможность занятий учащихся по индивидуальным образовательным траекториям, а также возможность ознакомления с дополнительной информацией. Ученики могут определять наиболее важные и интересные для них аспекты изучаемых вопросов и самостоятельно повышать уровень получаемых знаний.
Элективный курс создает благоприятные возможности для развития творческих способностей учащихся, так как деятельность учащихся может воспроизводить основные элементы творческой деятельности:
- самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
- использование этих знаний для поиска решения;
- видение новой проблемы в знакомой ситуации;
-самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый;
- нахождение различных решений данной проблемы.
В ходе изучения курса применяются такие методы обучения, которые активизируют мыслительную деятельность учащихся:
- доклады учащихся по отдельным вопросам;
- обсуждение докладов и рефератов на семинарах;
- решение экспериментальных задач;
- выполнение лабораторных работ;
- самостоятельные исследования.
Изложение нового материала учителем приближено по форме к лекции, а опрос учащихся рекомендуется проводить в виде семинаров. Более половины учебного времени курса желательно отводить на практические занятия по решению задач и выполнению лабораторных работ.
Об успешном усвоении программы курса можно судить по выраженному интересу учащихся, по результатам выполнения заданий, поисковой деятельности.
В качестве учебно – методического комплекса используются учебники и учебные издания по физике, энциклопедии, научно – популярная литература, видеоматериалы, информация из Интернета.
Цель курса:
1. развитие разносторонних интересов и способностей учащихся и их профессиональной ориентации;
2. обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;
3. приобретение учениками общеучебных знаний, умений и навыков (с освоением способов анализа информации, приемов конструирования сообщения, способов совместной деятельности, решения проблем и т.д.);
4. активизации самостоятельной деятельности учащихся;
5. развитие школьников, обучение их решению учебных и жизненных проблем, умению учиться.
Задачи курса:
1. развитие логического мышления учащихся;
2. развитие творческой самостоятельности учащихся;
3. усиление связи обучения с жизнью;
Ожидаемые результаты:
1.Усвоение учащимися тем курса;
2.Приобретение навыков работы с литературой, приобщение к самостоятельной поисковой деятельности
В результате изучения программы элективного курса «Статика», учащиеся получают возможность
Знать:
Понятия: момент силы, центр тяжести, координаты центра тяжести твердого тела, центр масс, безразличное, устойчивое и неустойчивое равновесия, гидростатическое давление,
Закон Архимеда, условие равновесия рычага.
Уметь:
Выяснять условия равновесия рычага, определять центр тяжести тела простой формы, решать задачи на условия равновесия твердого тела, решать задачи по теме «Давление жидкостей, газов и твердых тел. Гидростатическое давление», «Сообщающиеся сосуды», «Закон Архимеда», использовать научно-популярную литературу для пополнения своих знаний, энциклопедии, справочники, Интернет.
Ведущими формами занятий предполагаются:
- беседа
Протекает в свободной и доброжелательной атмосфере и предполагающая активное участие учащихся. Важно, чтобы учащиеся не стеснялись высказывать свои мысли по обсуждаемой проблеме, не боялись при этом ошибиться.
- Семинары
От беседы семинар отличается большей предварительной подготовленностью и самостоятельностью учащихся.
- практические работы
Необходимы и целесообразны на протяжении изучения всего курса.
- лабораторная работа
При организации в качестве методической литературы можно использовать пособия для учителей физики.
- самостоятельная исследовательская деятельность
Эффективное средство теоретической подготовки учащихся, развитие их творческой самостоятельности. Учащиеся учатся связно и в системе излагать научно – техническую информацию в устной и письменной форме.
Формы контроля:
- отчеты по лабораторным работам;
- конспект;
- решение задач.
Учебно - тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Образовательный продукт | ||
всего | Тео-рия | Прак-тика | ||||
I. Статика. | ||||||
1. | Простые механизмы. Рычаг. | 2 | - | 2 | Беседа, работа в группах, лабораторная работа. | Тезисы, отчет по лабораторной работе |
2. | Момент силы. | 2 | 1 | 1 | Семинар, лабораторная работа. | Сообщения, отчет по лабораторной работе |
3. | Условия равновесия твердого тела. | 3 | 1 | 2 | Лекция, практикум | Конспект |
4. | Центр тяжести. | 4 | 1 | 3 | Лекция, работа в группах, лабораторная работа.
| Конспект, отчет по лабораторной работе |
5. | Виды равновесия. | 1 | 1 | - | Беседа | Конспект |
II Гидростатика | ||||||
6. | Давление. Гидростатическое давление. | 1 | - | 1 | Беседа, работа в группах | Конспект, сообщения |
7. | Сообщающиеся сосуды. | 1 | - | 1 | Семинар, практикум | Конспект, сообщения |
8. | Закон Архимеда. | 2 | - | 2 | Семинар, практикум | Конспект, сообщения |
9. | Итоговый урок | 1 | - | 1 | практикум | Ответы на вопросы теста. |
Итого | 17 | 4 | 13 |
Содержание программы курса:
1. Простые механизмы. Рычаг. (2 час)
Виды простых механизмов, их применение, условие равновесия рычага.
Лабораторная работа № 1 «Выяснение условия равновесия рычага».
2. Момент силы. (2 час)
Момент силы, условие равновесия рычага, выраженное через моменты сил.
3. Условия равновесия твердого тела. (3 час)
Два условия равновесия твердого тела.
4. Центр тяжести. (4 часа)
Центр тяжести. Определение центра тяжести тела простой формы. Нахождение центра тяжести тел. Координаты центра тяжести твердого тела. Центр масс.
Лабораторная работа № 2 «Определение центра масс».
5. Виды равновесия. (1 часа)
Безразличное, устойчивое и неустойчивое равновесие.
6. Давление. Гидростатическое давление.(2 часа)
Давление жидкостей, газов и твердых тел. Гидростатическое давление. Гидростатический парадокс. Исследование морских глубин. Атмосферное давление.
7. Сообщающиеся сосуды. (1 часа)
Сообщающиеся сосуды.
8. Закон Архимеда. (2 часа)
Закон Архимеда.
9. Итоговый урок. (1 часа)
Литература:
1. Г. Роуэлл, С. Герберт «Физика» 1994 г., «Просвещение».
2. Б. Ф. Билимович «Законы механики» 1975 г., «Просвещение».
3. Л. Эллиот, У. Уилкокс «Физика» 1975 г. «Наука».
4. П. Г. Ковалёв, М. Д. Хлиян «Физика (механика)» 1972 г. РГУ Ростов.
5. Н. Г. Степанова «Сборник задач по физике» 1996 г., «Просвещение».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Элементы деловой риторики" 11 класс
Материал содержит программу элективного курса "Элементы деловой риторики", тематическое планирование,некоторые методические материалы. Объём курса 8 часов, в рамках основного курса "Мысль и слово"...
Занятие элективного курса "Элементы комбинаторики"
Это первое занятие элективного курса, на котором учащиеся знакомятся с понятием "Комбинаторика", "Комбинаторные задачи" , примеры и способы решения комбинаторных задач, необходимость предмета в ...
Элективный курс "Элементы математической логики"
Курс разработан для учащихся 10-11 классов в тем, чтобы развить тему "Основы логики и логические функции", которая изучается в основной школе частями и не всегда воспринимается учащимися как единая те...
Программа элективного курса- Элементы статистики и теории вероятностей 9 класс
Данная программа разработана для учащихся 9 класса. Программа на 17 часов ( 1 полугодие). Курс рассматривает основные вопросы статистики, задач комбинирования и теории вероятностей....
Элективный курс "Элементы математической логики"
Предназначен для учащихся 9-ых классов, интересующихся математической логикой....
Программа элективного курса "Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.
Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и биологии.Элементы биофизики» посвящен интеграции двух предметов естественно – научного цикла – физики и б...
Элективный курс "Элементы статистики, комбинаторики и теории вероятностей"
Данный элективный курс разработан для учащихся 9 класса с целью предпрофильной подготовки, которая повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный ...