Занятие для 5-6 классов
классный час по физике (5, 6 класс) на тему

Стелянидий Наталья Владимировна

Данный материал предназначен для аудитории 5-6 классов с целью заинтересовать обучающихся в дальнейшем изучении курса физики. Данный материал можно использовать на классном часе, можно проводить в виде игры. Творческим результатом может быть создание с помощью разноцветной соли картины или написание небольшого сочинения-рассуждения о проделанной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkaya_no_vazhnaya_chast_bolshogo_mira.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

 «Физика» 5 - 6 кл.

«Маленькая, но важная часть большого мира»

Этап урока

Время

Действия  учителя

Действия обучающихся

  1. Орг этап.

1 мин

Добрый день ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие в страну «Неизвестного». На протяжении всего занятия вы узнаете для себя много нового и необычного. Так давайте начнем погружаться в интересные события и факты. (Если первый этап физика)

Если этап физики не первый, то следующий вариант.

Добрый день ребята! Сегодня вы уже начали знакомиться для себя с новыми интересными вещами, так давайте продолжим это делать, продолжать для себя познавать наш большой и необъятный мир.

Мы находимся в физической лаборатории, как вы думаете зачем мы здесь собрались с вами? И как необходимо себя будет вести на занятии?

Отвечают на поставленный вопрос (будем проводить опыты). Начинают рассуждать о правилах поведения, что можно делать, а что нельзя. Проводится инструктаж по ТБ

  1. Мотивация

2 мин

Включает в обсуждение.

Ребята у меня в руках есть апельсин. Мне хотелось бы с вами им поделиться. Как вы считаете смогу ли я всех угостить одним апельсином? А одной долькой апельсина?  

Мы с вами определите, что апельсин состоит из мельчайших частичек. А как дело состоит с другими телами, которые нас окружают (стол, стул, наша одежда, да и мы собственно с вами). Будут ли они состоят из мельчайших частичек? Если да, то как они называются? Историческая справка: греческий учёный Демокрит (460-370 до н.э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек.

Рассуждают, рассматривают апельсин. Отстаивают свою точку зрения. И приходят к выводу, что можно угостить всех апельсином, только каждый получит очень маленькую часть и даже не сможет почувствовать вкуса самого апельсина.

Делают свои предположения.

  1. Целеполагание

3 мин

Побуждает обучающихся сформулировать цель занятия, исходя из данных вопросов. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься

Выдвигают гипотезу. Рассуждают о том, что скорее всего все тела состоят из мельчайших частиц. А что касается нас!? Из чего состоим мы!? Цель занятия установить из чего состоят все вещества, и мы сами. Для достижения цели необходимо подтвердить сказанные слова экспериментально. Готовятся к проведению опытов

  1. Практическая часть

20 мин

Организует работы класса по проведению экспериментов, подтверждающих наличие мельчащих частиц.

Мы с вами убедились экспериментально, что вещества состоят из частиц, которые называют молекулами. А как вы думаете, существуют ли элементы (частицы) меньше молекулы?

На самом деле существуют и это атом. А сам атом состоит из еще более мелких частиц.

Проводят и наблюдают за экспериментами

Опыт 1. Возьмем медный или латунный шарик, который в не нагретом состоянии проходит сквозь кольцо. Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдет. Когда произойдет остывание шарика, то он с легкость снова может перемещаться через кольцо.

Опыт 2. На столах имеется оборудование: сосуды с водой, которые называются мензурки, окрашенная вода в стакане. Давайте возьмем стакан с окрашенной водой и перельем небольшую часть в мензурку №1.

Теперь давайте перельем из мензурки №1 немного воды в мензурку №2. Что теперь мы с вами видим.

А если теперь из мензурки №2 перелить воду в мензурку №3, то мы увидим слабое окрашивание воды.

Вывод. Эти опыты подтверждают наши слова о том, что все вещества состоят из очень маленьких частиц.

Опыт 3. Демонстрирующий, что молекулы одного вещества одинаковые, а если взять два разных вещества, то и молекулы будут отличаться. На примере крупы манной и пшённой.

Рассуждают над данным вопросом

Изучают строение и модели атома.

Древнегреческие философы Демокрит Абдерский и его наставник Левкипп. Они обрисовали важную идею, состоящую в том, что все состоит из атомов - невидимых и неделимых сфер материи бесконечного типа и числа. Их идеи были заложены в основу будущих атомных моделей.

1803 г., Модель твёрдой сферы Дальтона

Новое представление об атоме появилось лишь в 1803 году, когда английский химик Джон Дальтон начал развивать научное определение атома. Он основывался на идеи древних греков в описании атомов как маленьких, твердых, неделимых сфер, как и у греческих философов, у Дальтона атомы одного элемента идентичны друг другу. Исторически первой в 1897 году была модель атома Томсона. Английский физик Дж. Томсон предположил, что атомы состоят из положительно заряженной сферы, в которую вкраплены электроны. Эту модель образно называют «сливовый пудинг», булочка с изюмом (где «изюминки» – это электроны), или «арбуз» с «семечками» – электронами. Однако от этой модели отказались, т. к. были получены экспериментальные данные, противоречащие ей.  В 1910 году английский физик Эрнст Резерфорд со своими учениками Гейгером и Марсденом провели эксперимент, который дал поразительные результаты, необъяснимые с точки зрения модели Томсона. Эрнст Резерфорд доказал на опыте, что в центре атома имеется положительно заряженное ядро, вокруг которого, подобно планетам вокруг Солнца, вращаются электроны. Атом в целом электронейтрален, а электроны удерживаются в атоме за счет сил электростатического притяжения (кулоновских сил). А вот датский физик Н. Бор в 1913 году, взяв за основу модель атома Резерфорда, предложил модель атома, в которой электроны-частицы вращаются вокруг ядра атома примерно так же, как планеты обращаются вокруг Солнца.

Таким образом, происходило все большее развитие, и мы с вами видим, что существуют частички еще меньше, чем молекула.

  1. Итоговое закрепление (содержательная рефлексия)

1 мин

Организует проведение рефлексии

Заполняют раздел «оцени» себя. Делают разноцветную соль при этом объясняя, почему происходит ее окрашивание. Если время остается то создают на картоне свои атомы. Если времени не хватает, то составляется ваза пожеланий, в которую каждый ребенок засыпает сделанную собственноручно соль. Таким образом, оставляя часть себя в «Артеке»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающее занятие для учащихся 5 классов "Мы и наш класс"

Данное занятие рекомендуется проводить в начале учебного года, в период адапации школьников. Вести его может педагог-психолог или классный руководитель.Цель занятия: снижение тревожности, достижение в...

Групповое занятие для обучающихся 5 классов "Дружный класс".

Необходимость психологического сопровождения пятиклассников очевидна каждому, кто работает в школе. Пятый класс - трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация ...

Программно-методическое обеспечение Программа логопедических занятий для специальной (коррекционной) школы . Тематическое планирование логопедических занятий для 1 – 7 классов.

Программа логопедической коррекции речи рассчитана на учебный план, в котором для логопедических занятий в 1-3 классах отводится 4 часа в неделю, в 4-5 классах – 3 часа в неделю, в 6-7 классах – 2 час...

СТАТЬЯ На тему: Теоретические основы реализации культурологического подхода в классе специального фортепиано (на примере занятий фортепиано в начальных классах гимназии)

В данной статье рассматриваются такие понятия, как "культура", "культурологический подход", "культурология". Возникновение культурологии, ее методы, направления,разновидн...

Конспект коррекционного занятия учителя-дефектолога. 4 класс, индивидуальное занятие, ребенок с задержкой психического развития. Вариант 7.2

Тема: Первоцветы.Цель: развитие познавательного интереса детей к природе в процессе ознакомления с первоцветами....