Методические разработки для проведения урока технологии по теме "Вышивка атласными лентами" 7 класс
план-конспект урока по технологии (7 класс)
Материалы содержат: технологическую карту урока, интерактивную презентацию к уроку, инструкционную карту поэтапного изготовления вышивки розы атласными лентами, лист самоконтроля для учащихся и приложения с дополнительными материалами к уроку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_uroka.docx | 31.65 КБ |
list_samokontrolya_i_samootsenki.docx | 15 КБ |
prilozhenie_1.docx | 8.92 КБ |
prilozhenie_2.docx | 14.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Класс: 7 (группа девочек)
Раздел: Художественный ремёсла
Тема урока: Вышивка атласными лентами
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по приобретению знаний и умений для вышивки атласными лентами
Задачи:
- Обучающая – способствовать формированию представления о вышивке лентами как древнем, так и современном виде декоративно-прикладного творчества; о разнообразии приёмов выполнения основных швов вышивки атласными лентами и особенностях их выполнения.
- Развивающая – способствовать развитию сенсорной и двигательной сфер учащихся (развитие глазомера, овладение моторикой мелких мышц и пальцев рук)
- Воспитательная – способствовать соблюдению норм и правил культуры труда и правил безопасной работы.
Методическое оснащение урока.
Материально-техническая база:
- компьютер, проектор, экран, презентация;
- оборудование, инструменты, приспособления: иглы, ножницы, пяльцы, канва (ткань), нитки мулине, атласные ленты, шаблоны
Дидактическое обеспечение:
- учебник: Н.В. Синицина, В.Д. Симоненко - Технология. Технологии ведения дома 7 класс;
- рабочая тетрадь для учащегося.
Учебно-техническая документация:
- материалы для актуализации знаний учащихся (кроссворд).
- образцы объектов труда;
- инструкционно-технологические карты;
- карточки самоконтроля, самооценки
Вид урока: урок формирования новых знаний, умений и оперирование ими
Методы обучения: иллюстративный, объяснение.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная
Планируемые результаты обучения.
Личностные результаты. Стремление к совершенствованию своих умений
Предметные результаты. Понимание и определение понятия «вышивка лентами». Овладение навыком вышивки атласными лентами объемного элемента - розы.
Метапредметные результаты.
- Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
- Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
- Коммуникативные
Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; работать индивидуально; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Приёмы, УУД |
Организационный | Приветствие учащихся и гостей урока. - Добрый день, и добрый час. Очень рада видеть вас. Подтянитесь, улыбнитесь, Приготовились? Садитесь. - Сегодня необычный урок. Вместе с нашими гостями мы отправимся в удивительную страну, которой нет ни на одной карте мира. Слайд 2 | Приветствуют учителя и гостей. | Личностные УУД мобилизация внимания, уважение к окружающим. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний | - Эта страна Декоративно-прикладное творчество. Вам знакомо это сочетание слов, вспомните какие бывают виды ДПИ? - Назвать ещё один вид, вам поможет это прекрасное стихотворение: Слайд 3 Игла взлетает над канвою Давно устали уж глаза. И иногда игла уколет Да так, что выступит слеза, Но только я канву не брошу, В ней воплощаю я мечты, Чтоб подарить друзьям и близким, Кусочек яркой доброты... - Для вышивания используют специальные инструменты и материалы. Назовем их. Слайд 4 Вам необходимо разгадать кроссворд. Отвечая на вопросы, вы откроете ключевое слово. Оно поможет определить тему сегодняшнего урока и понять, чем мы будем заниматься на уроке. (Приложение 1) Слайды 5-21 | Называют виды ДПИ (макраме, роспись, вязание) Отвечают на вопросы кроссворда, отгадывают ключевое слово | Личностные УУД
дополнять, уточнять высказанные мнения Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
формирование умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения |
Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся | - Какое слово получилось? (атласные) - Какие материалы или изделия могут быть атласными? (ткани, косая бейка, ленты). Слайд 22 - Кто из вас скажет, каким видом декоративно – прикладного искусства мы будем заниматься? - В рабочих тетрадях запишите тему урока Слайд 23 | Участвуют в беседе, отвечая на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Формулируют тему урока «Вышивка атласными лентами». Записывают тему в тетрадь. | Познавательные УУД
|
Введение новых знаний | Рассказ “История вышивки атласными лентами” (Приложение 2) Слайды 24-31 | Слушают рассказ учителя | Личностные УУД
|
Формирование умений и навыков | - Для вышивки лентами используют те же инструменты и материалы Слайд32. Отличие составляют: игла с большим ушком и вместо ниток мулине используют атласную ленту. Показ учителя, как вставить ленту и завязать узелок. - Чтобы вышивать атласными лентами надо знать: Общие правила работы с лентами Слайд № 33 - Сегодня мы научимся вышивать один из элементов украшения: розу «паутинка» Слайд 34, который является центральной частью композиции на вашем изделии, назначение которого вы определите в конце урока. Показ видео - Работа будет состоять из нескольких этапов: Слайд 35 - Обратите внимание, что все этапы работы отражены в инструкционной карте, которая лежит перед вами. -Прежде, чем вы приступите к самостоятельному выполнению надо повторить правила безопасной работы с ручной иглой, ножницами: Слайд 36 - Перед началом работы отдохнем и немножко разомнёмся Ф И З М И Н У Т К А Из – за парт все дружно встали, головою покачали. Сели – встали, сели – встали, на уроке мы устали. Мы наклонимся вперед, а потом наоборот, В стороны – раз, два, три, и ещё раз повтори. Руки к верху поднимаем, в стороны их опускаем. Повторяем ещё раз, садимся и работаем сейчас. - Напоминаю, что ваша работа состоит из трех частей:Слайд 37 а) работа с шаблоном б) работа с нитками мулине в) работа с лентами -Смотрите внимательно инструкционные карты и начинайте работу. | Выполняют заправку иглы лентой и закрепляют узелок по показу учителя Зачитывают правила ТБ на слайде презентации | Личностные УУД устанавливать последовательность действий по выполнению задания. слушать и слышать собеседника. применять полученные знания о способах закрепления атласной ленты в игле до начала работы и после неё. |
Оперирование знаниями, умениями в новой ситуации | Слайд 38 Ваша практическая работа будет оцениваться по критериям. Учитель наблюдает, советует, руководит. | Практическая работа учащихся по инструкционным картам | Личностные УУД
применение на практике полученных знаний и последующее повторение Регулятивные УУД
взаимоконтроль и внесение корректив в учебно-познавательную деятельность - планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т. ч. во внутреннем плане Познавательные УУД
|
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | - Выполните проверку правильности выполненного задания. - У кого готовый элемент полностью соответствует образцу? Молодцы вы хорошо справились с заданием. - Кто допустил ошибки? Какие? Как их можно исправить? | Прикладывают получившийся шаблон к образцу (на оценочном листе), проверяют ровность сторон шаблона | |
Анализ и оценка итогов работы | - Заполните таблицу на листе самооценки, выставите себе баллы по каждому критерию и посчитайте их общее количество. Слайд 39 - У кого количество баллов больше 8? Это значит, что вы соблюдали технологию изготовления и правильно выполнили задание. Ваша работа оценивается на «5» - Оценку «4» за урок получают те, у кого количество баллов от 7 до 8 Вы справились с поставленной задачей, но допустили неточности. - Те, у кого оценка получилась ниже «4», я рекомендую учесть замечания и исправить свои ошибки. - Поставьте оценки в дневники. | Выставляют баллы по критериям, оценивают свою работу. Ставят оценки в дневник | |
Определение и разъяснение домашнего задания | - Запишем домашнее задание 1. Изучить материал параграфа 28 2. Выполнить задание №3, страница 172 в учебнике. Слайд 40 | Слушают объяснения и записывают задание в дневник | Познавательные УУД - отработка алгоритма по изученной теме «Вышивка атласными лентами» - творческая переработка изученной информации - поиск в традиционных источниках (в словарях, в энциклопедиях) - поиск в компьютерных источниках (в сети Интернет, в электронных книгах, в электронных каталогах, архивах, с помощью поисковых программ, в базах данных) |
Рефлексия | А теперь выйдите, пожалуйста, из-за столов и встаньте в полукруг. Ответьте на вопросы: - Чему вы научились? | Коммуникативные: формулирование, высказывание и обоснование своих мыслей. Регулятивные: оценка выполненной работы. Познавательные: выводы о проделанной работы |
Предварительный просмотр:
Лист самоконтроля и самооценки
№ п/п | Критерии | Количество баллов | Самооценка (в баллах) |
1 | Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты | 0-2 балла | |
2 | Использование двух или трёх цветов атласной ленты | 0-2 балла | |
3 | При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону | 0-2 балла | |
4 | Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены | 0-2 балла | |
5 | Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки” | 0-2 балла | |
ВСЕГО БАЛЛОВ | |||
ОЦЕНКА ЗА УРОК оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов оценка “3” выставляется, если сумма баллов меньше 7 |
-------------------------------------------------------------------------------------------
Лист самоконтроля и самооценки
№ п/п | Критерии | Количество баллов | Самооценка (в баллах) |
1 | Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты | 0-2 балла | |
2 | Использование двух или трёх цветов атласной ленты | 0-2 балла | |
3 | При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону | 0-2 балла | |
4 | Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены | 0-2 балла | |
5 | Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки” | 0-2 балла | |
ВСЕГО БАЛЛОВ | |||
ОЦЕНКА ЗА УРОК оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов оценка “3” выставляется, если сумма баллов меньше 7 |
-------------------------------------------------------------------------------------------
Лист самоконтроля и самооценки
№ п/п | Критерии | Количество баллов | Самооценка (в баллах) |
1 | Соответствие цвета ниток мулине цвету атласной ленты | 0-2 балла | |
2 | Использование двух или трёх цветов атласной ленты | 0-2 балла | |
3 | При вышивании лепестков розы лента вывернута на лицевую сторону | 0-2 балла | |
4 | Концы ниток мулине и атласной ленты выведены на изнаночную сторону работы и закреплены | 0-2 балла | |
5 | Последний круг лепестков розы хорошо закрывает нить мулине основы “паутинки” | 0-2 балла | |
ВСЕГО БАЛЛОВ | |||
ОЦЕНКА ЗА УРОК оценка “5” выставляется при сумме 10-9 баллов оценка “4” выставляется при сумме 8-7 баллов оценка “3” выставляется, если сумма баллов меньше 7 |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
КРОССВОРД
1 | К | А | Н | В | А | ||||||||
2 | Н | А | П | Ё | Р | С | Т | О | К | ||||
3 | И | Г | О | Л | К | А | |||||||
4 | И | Г | О | Л | Ь | Н | И | Ц | А | ||||
5 | С | Х | Е | М | А | ||||||||
6 | Н | О | Ж | Н | И | Ц | Ы | ||||||
7 | П | Я | Л | Ь | Ц | Ы | |||||||
8 | М | У | Л | И | Н | Е |
Вопросы:
1. Сетчатая хлопковая или льняная ткань, используемая в качестве основы в вышивке.
2. Приспособление, которое надевают на палец руки с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и вышивании
3. Длинный тонкий инструмент из металла с заостренным концом с одной стороны и ушком для нити с другой.
4. Футляр или подушечка для иголок и булавок, используемая в швейном деле, исключающая возможность их потери в процессе работы.
5. Графический документ, на котором в виде условных обозначений или изображений показаны составные части композиции вышивки и связи между ними
6. Инструмент для разрезания, состоящий из двух лезвий, сходящихся в параллельных плоскостях.
7. Приспособление для рукоделия в виде рамы, на которой закрепляется натянутая ткань.
8. Пряжа или нити произведенные специально для вышивания и других видов рукоделия
Предварительный просмотр:
История вышивки атласными лентами.
Искусство вышивки лентами зародилось в 1446 г. во Франции, когда наиболее широко распространилось производство шелковых ниток. Во времена правления Людовика XI появилась мода на их использование в качестве отделки одежды. В город Лион Людовиком были приглашены ткачи из Италии, занимающиеся разработкой станков по производству шелковых лент. Именно этот город стал считаться центром текстильной промышленности.
И только в эпоху Рококо вышивка лентами выделилась в отдельный вид рукоделия, заключающийся в выполнении объемного рисунка на ткани. Поначалу шелковыми лентами украшали подолы платьев, а затем узором из лент начали отделывать нижнее белье. Постепенно из Франции навыки вышивки лентами распространились в Англии, а затем и по всему миру.
Пик развития этого вида рукоделия пришелся на 1870-е гг. В это время вышивку лентами использовали практически везде.
Шелковыми лентами украшали не только бальные платья, но и постельное белье, зонты, шляпы и даже обувь.
После Второй мировой войны произошел спад развития этого вида рукоделия. Но спустя несколько лет оно постепенно возродилось.
В настоящее время искусство вышивки лентами распространено не так широко, как в прошлом, но все же остается очень популярным видом рукоделия. Часто можно встретить необычной красоты картины, выполненные руками мастеров. Вышивку лентами используют и при декорировании предметов быта или в качестве украшения одежды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по технологии АСО. Тема: "Щелочные металлы" (9 класс)
Использование технологии АСО позволяет осуществить индивидуализацию и дифференциацию обучения, а также повысить его интенсивность при изучении темы: "Щелочные металлы"....
Методическая разработка урока по технологии в 6 классе "Плечевое изделие"
Виды плечевых изделий. Конструирование. Правила снятия мерок. Размерные признаки фигуры человека, необходимые для построения чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом....
Методическая разработка урока по технологии 9 класс, "Вышивка ришелье. Этапы выполнения"
Урок-конспект по технологии в 9 классе. Ришелье....
Методическая разработка урока по технологии Тема « Использование кейс-методов на уроках технологии»
В связи с реформами образования в нашей стране, происходит постоянный поиск эффективных методов обучения, одним из них являются так называемые кейс-технологии.Кейс-технологии объединяют в себе одновре...
Методическая разработка урока по технологии (швейному делу) в 5 классе.Тема: "Полотняное переплетение. Сведения о нитках"
Характеристика учащихся класса, для которого проектируется урок:• предметные УУД:-имеют понятие «текстильного волокна», процесса прядения и ткачества; -умеют определять свойства матер...
Методическая разработка занятия по технологии "Перевернутый класс", 10 класс, литература
Сценарий занятия по технологии "Перевернутый класс"...
Методическая разработка урока по технологии 6 класс. Тема: Космос. Космические технологии.
В современном мире существуеи множество технологий. В предверии дня Космонавтики предлагаем детям поговорить о технологиях космоса, создать объект космических технологий....