Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Гайнутдинова Резеда Николаевна

Рабочая программа по физике 7 класс (2 часа в неделю) ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizika_7_kl.docx150.94 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Физика и физические методы изучения природы

  • Соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;
  • Понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения;
  • Распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
  • Анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;
  • Ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного эксперимента; Собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и формулировать выводы.
  • Осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
  • использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
  • Сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной погрешности при проведении прямых измерений;
  • Самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа измерения, адекватного поставленной задаче, Проводить оценку достоверности полученных результатов;
  • Воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации, Критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
  • Создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на основе нескольких источников информации, Сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Тепловые явления

  • распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов малая сжимаемость жидкостей и твердых тел; агрегатные состояния вещества,
  • анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные положения атомно-молекулярного учения о строении вещества;
  • различать основные признаки изученных физических моделей строения газов, жидкостей и твердых тел;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых явлениях;

  • использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Механические явления.

Кинематика.

  • Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное движение, относительность механического движения
  • Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, перемещение, скорость,
  • при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • Различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
  • решать задачи, на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
  • физические величины, формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.

  • Использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.

  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения

Механические явления.

Динамика

  • Распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: инерция, взаимодействие тел,
  • Описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: масса тела, плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения),
  • при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Гука, ; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка, инерциальная система отсчета;
  • решать задачи, используя физические законы: закон Гука и формулы, связывающие физические величины: масса, плотность, сила
  • на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • Формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Механические явления.

Простые механизмы.

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равновесие твердых тел, имеющих закрепленную ось вращения;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон сохранения энергии, при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические формулы, связывающие физические величины: механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма
  • на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки
  • Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • Развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Механические явления. Давление твердых тел, жидкостей и газов.

  • распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: передача давления твердыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел;
  • описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: давление, сила давления,  при описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;
  • анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы: закон Паскаля, закон Архимеда,  при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
  • решать задачи, используя физические законы Паскаля, Архимеда, формулы, связывающие величины: давление, сила давления; на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
  • использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях
  • находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического аппарата, так и при помощи методов оценки
  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  • понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  • формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  • развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

  • сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  • самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  • готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  • мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
  • формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.


Содержание учебного предмета

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Физика и физические методы изучения природы

Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы.

Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц.

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности.

4 часа

Тепловые явления

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов.

6 часов

Механические явления

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Явление инерции. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Правило сложения сил.  Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя. Трение в природе и технике.

Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления. Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов. Воздухоплавание.

Механическая работа. Единицы работы. Мощность. Единицы мощности. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе. Момент силы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения. Подвижные и неподвижные блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Центр тяжести тела. Условие равновесия тел.

 Коэффициент полезного действия механизма. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия взаимодействующих тел. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.

57 часов

(23+21+13)

Повторение

Расчёт массы и объёма тела по его плотности. Сила. Равнодействующая сил. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.

2 часа


Календарно-тематическое планирование

УМК (А.В. Перышкин., Физика, 7 класс, М.: Дрофа, 2017)

Изучаемый раздел, тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности

обучающихся

Планируемые сроки

Фактические сроки

I четверть – 16 ч.

Физика и физические методы изучения природы – 4 часа

1

Правила по технике безопасности. Физика явления. Наблюдение и описание физических явлений

1

5.09

Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических явлений; проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их

2

Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений. Международная система единиц

1

7.09

Измерять расстояния, промежутки времени, температуру.  Обрабатывать результаты измерений. Определяют цену деления измерительного прибора. Переводить физические величины в СИ, определять погрешность и записывать результат с погрешностью

3

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

1

12.09

Находят цену деления любого измерительного прибора, представляют результаты измерений в виде таблиц; анализируют результаты по определению цены деления измерительного прибора, делают выводы; работают в паре; переводят значение физических величин в СИ, определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности

4

Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль физики в формировании естественнонаучной грамотности

1

14.09

Выделяют основные этапы развития физической науки и называют имена выдающихся ученых; понимают роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс; определяют место физики как науки, делают выводы о развитии физической науки и ее достижениях; составляют план презентации

Тепловые явления. Первоначальные сведения о строении вещества – 6 часов

5

Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул

1

19.09

Объясняют опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, Броуновское движение, схематически изображают молекулы, создают модели молекул воды и кислорода; определяют размер малых тел. Объясняют физические явления на основе знаний о строении вещества.

6

Лабораторная работа №2 «Измерение размеров малых тел»

1

21.09

Измеряют размеры малых тел методом рядов, различают способы измерения размеров малых тел; представляют результаты измерений в виде таблиц; выполняют исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делают выводы; работают в группе.

7

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах

1

26.09

Объясняют явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела; приводят примеры диффузии в окружающем мире

8

Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул

1

28.09

Проводят и объясняют опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул; наблюдают и исследуют явления смачивания и не смачивания тел, объясняют данные явления на основании знаний о взаимодействия молекул

9

Агрегатные состояния вещества. Различие в строении твердых тел, жидкостей и газов

1

03.10

Доказывают наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов; приводят примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях; используют полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды), выполняют исследовательские эксперименты по изучению свойств жидкостей, твердых тел и газов, анализируют и делают выводы

10

Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

1

05.10

МЕХАНИЕЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ – 23

11

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение

1

10.10

Определяют траекторию движения тела; переводят основную единицу пути в км, мм, см, дм; различают равномерное и неравномерное движение; доказывают относительность движения тела; определяют тело, относительно которого происходит движение; используют межпредметные связи физики, географии, математики; проводят эксперимент по изучению механического движения, сравнивают опытные данные, делают выводы

12

Скорость. Единицы скорости

1

12.10

Рассчитывают скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении; выражают скорость в км/ч, м/с; анализируют таблицу скоростей движения некоторых тел; определяют среднюю скорость движения; графически изображают скорость, описывают равномерное движение; применяют знания из курса географии, математики, читают и строят графики зависимости пути и скорости движения

13

Методы измерения расстояния, времени и скорости.

1

17.10

Представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. Определяют путь, пройденный телом при равномерном движении, по формуле и с помощью графиков. Находят время движения тела

14

Решение задач по теме «Механическое движение»

1

19.10

Используют знания из курса математики и физики при расчете пути, скорости тела и его времени. Анализируют результаты, полученные при решении задач. Решают задачи разного уровня сложности

15

Контрольная работа №1«Механическое движение»

1

24.10

Применяют знания к решению задач

16

Анализ контрольной работы. Явление инерции. Взаимодействие тел

1

26.10

Приводят примеры проявления явления инерции в быту; объясняют явление инерции; проводят исследовательский эксперимент по изучению явления инерции. Описывают явление взаимодействия тел, объясняют опыты по взаимодействию тел и делают выводы, приводят примеры взаимодействия тел, приводящих к изменению их скорости. Устанавливают зависимость изменения скорости движения тела от его массы; переводят основную единицу массы в т, г, мг; работают с текстом учебника, выделяют главное, систематизируют и обобщают полученные сведения о массе тела; различают инерцию и инертность тела

II четверть – 14 часов

17

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

07.11

Устанавливают зависимость изменения скорости движения тела от его массы; переводят основную единицу массы в т, г, мг; работают с текстом учебника, выделяют главное, систематизируют и обобщают полученные сведения о массе тела; различают инерцию и инертность тела.

18

Лабораторная работа№3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

09.11

Взвешивают тело на учебных весах и с их помощью определяют массу тела, применяют и вырабатывают практические навыки работы с приборами, работают в паре.

19

Лабораторная работа№4 «Измерение объёма тела»

14.11

Измеряют объем тела с помощью измерительного цилиндра, анализируют результаты измерений и вычислений, делают выводы; представляют результаты измерений и вычислений в виде таблиц, работают в группе

20

Плотность вещества

16.11

Определяют плотность вещества; анализируют табличные данные; переводят значение плотности из кг/м3 в г/см3; применяют знания из курса окружающего мира, матем, биологии.

21

Лабораторная работа №5 «Определение плотности вещества твёрдого тела»

21.11

Измеряют плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра; анализируют результаты измерений и вычислений, делают выводы; составляют таблицы; работают в паре

22

Методы измерения массы и плотности

23.11

Определяют массу (объем) тела по его объему (массе) и плотности; записывают формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности; работают с табличными данными

23

Решение задач по теме «Расчёт массы и объёма тела»

28.11

Используют знания из математики и физики при расчёте массы тела, его объёма и плотности. Анализируют результаты, полученные при решении задач

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

30.11

Графически, в масштабе изображают силу и точку ее приложения; определяют зависимость изменения скорости тела от приложенной силы; анализируют опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делают выводы. Приводят примеры проявления тяготения в окружающем мире;  находят точку приложения и указывают направление силы тяжести

25

Сила упругости. Закон Гука

05.12

Отличают силу упругости от силы тяжести; графически изображают силу упругости, показывают точку приложения и направление ее действия; объясняют причины возникновения силы упругости; приводят примеры видов деформации, встречающиеся в быту

26

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

07.12

Графически изображают вес тела и точку его приложения; рассчитывают силу тяжести и вес тела; находят связь между силой тяжести и массой тела; определяют силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести

27

Динамометр. Лабораторная работа№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром»

12.12

Градуируют пружину, получают шкалу с заданной ценой деления; измеряют силу с помощью силомера, медицинского динамометра; различать вес тела и его массу; понимают принцип действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании

28

Правило сложения сил. Равнодействующая сил

14.12

Экспериментально находят равнодействующую двух сил; анализируют результаты опытов по нахождению равнодействующей сил и делают выводы; рассчитывают равнодействующую двух сил

29

Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел»

19.12

Используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности; анализируют результаты, полученные при решении задач

30

Анализ контрольной работы. Сила трения. Лабораторная работа № 7«Измерение силы трения с помощью динамометра»

21.12

Измеряют силу трения скольжения; называют способы увеличения и уменьшения силы трения; применяют, знания о видах трения и способах его изменения на практике, объясняют явления, происходящие из-за наличия силы трения анализируют их и делают выводы Объясняют влияние силы трения в быту и технике; приводят примеры различных видов трения; анализируют, делают выводы; измеряют силу трения с помощью динамометра

III четверть - 21

31

Давление твердых тел. Единицы измерения давления

09.01

Приводят примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры. Вычисляют давление по известным массе и объёму; переводят основные единицы давления в кПа, гПа; выполняют исследовательский эксперимент по изменению давления, анализируют его и делают выводы

32

Способы изменения давления

11.01

Проводят исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы и делают выводы. Приводят примеры из практики по увеличению площади опоры для уменьшения давления.

33

Давление газа

16.01

Отличают газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей; объясняют давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества; анализируют результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы.

34

Давление жидкостей и газов. Закон Паскаля

18.01

Объясняют причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково; анализируют опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

35

Давление жидкости на дно и стенки сосуда

23.01

Выводят формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; работают с текстом; составляют план проведение опытов

36

Сообщающиеся сосуды

25.01

Приводят примеры сообщающихся сосудов в быту; проводят исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализируют результаты, делают выводы

37

Вес воздуха. Атмосферное давление

30.01

Вычисляют массу воздуха; сравнивают атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли. Объясняют влияние атмосферного давления на живые организмы; проводят опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализируют их результаты и делают выводы; применяют знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления

38

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

01.02

Вычисляют атмосферное давление; объясняют измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли; наблюдают опыты по измерению атмосферного давления и делают выводы.

39

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

06.02

Измеряют атмосферное давление с помощью барометра-анероида; объясняют изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря; применяют знания из курса географии, биологии.

40

Манометры

08.02

Измеряют давление с помощью манометра; различают манометры по целям использования; определяют давление с помощью манометра.

41

Гидравлические механизмы (пресс, насос)

13.02

Приводят примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса; работают с текстом учебника, используют полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды)

42

Действие жидкости и газа на погружённое в них тело

15.02

Доказывают, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело; приводят примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы; применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике.

43

Архимедова сила

20.02

Выводят формулу для определения выталкивающей силы; рассчитывают силу Архимеда; указывают причины, от которых зависит сила Архимеда; работают с текстом, обобщают и делают выводы; анализируют опыты с ведерком Архимеда

44

Лабораторная работа№8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

22.02

Опытным путем обнаруживают выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело; определяют выталкивающую силу; работают в группе

45

Решение задач по теме «Архимедова сила

27.02

Используют знания из математики и физики при расчёте силы Архимеда. Анализируют результаты, полученные при решении задач

46

Условие плавания тел

01.03

Объясняют причины плавания тел; приводят примеры плавания различных тел и живых организмов; конструируют прибор для демонстрации гидростатического давления; применяют знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

47

Лабораторная работа№9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

06.03

На опыте выясняют условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости; работают в паре

48

Плавание судов. Воздухоплавание

13.03

Объясняют условия плавания судов; приводят примеры плавания и воздухоплавания; объясняют изменение осадки судна; применяют на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания

49

Контрольная работа №3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

15.03

Используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности; анализируют результаты, полученные при решении задач.

50

Анализ контрольной работы. Решение задач по теме «Плавание тел»

20.03

Решают задачи на плаванье различного уровня сложности, в том числе и качественные

51

Механическая работа. Единицы работы

22.03

Определяют условия, необходимые для совершения механической работы переводят основные единицы работы в кДж, гДж, МДж; вычисляют механическую работу

VI четверть - 17

52

Мощность. Единицы мощности.

05.04

Вычисляют мощность по известной работе; приводят примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств; анализируют мощности различных приборов; выражают мощность в различных единицах; проводят исследования мощности технических устройств, делают выводы

53

Решение задач по теме «Механическая работа. Мощность»

10.04

Используют знания из математики и физики при расчёте механической  работы и мощности. Анализируют результаты, полученные при решении задач

54

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги в технике, быту и природе

12.04

Применяют условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза; определяют плечо силы; решают графические задачи

55

Момент силы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось движения.

17.04

Приводят примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча; работают с текстом, обобщают и делают выводы об условии равновесия рычага. Применяют полученные знания для решения практических задач повседневной жизни

56

Лабораторная работа№10 «Выяснение условия равновесия рычага»

19.04

Проверяют опытным путем, при каком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии; проверяют на опыте правило моментов; применяют практические знания при выяснении условий равновесия рычага, знания из курса биологии, математики, технологии, работают в группе

57

Подвижные и неподвижные блоки. Применение закона равновесия рычага к блоку

24.04

Приводят примеры применения неподвижного и подвижного блоков на практике; сравнивают действие подвижного и неподвижного блоков; работают с текстом учебника; анализируют опыты с подвижным и неподвижным блоками и делают выводы.

58

Равенство работ при использовании простых механизмов («Золотое правило механики»)

26.04

Опытным путем определяют равенство работ при использовании простых механизмов; работают в группе; анализируют опыты с простыми  механизмами и делают выводы

59

Решение задач по теме «Рычаги, блоки»

03.05

Применяют знания из курса математики, биологии; анализируют результаты, полученные при решении задач.

60

Центр тяжести тела. Условие равновесия тел

08.05

Находят центр тяжести плоского тела; работают с текстом; анализируют результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делают выводы, устанавливают вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела; приводят примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту; применяют на практике знания об условии равновесия тел

61

Коэффициент полезного действия механизма.

10.05

Опытным путем устанавливают, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; анализируют КПД различных механизмов

62

Решение задач по теме «КПД механизмов»

15.05

Применяют знания из курса математики, физики; анализируют результаты, полученные при решении задач

63

Промежуточная

аттестация

17.05

Используют знания из курса математики и физики при решении задач различного уровня сложности; анализируют результаты, полученные при решении задач.

64

Анализ контрольной работы. Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

22.05

Опытным путем устанавливают, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной; применяют практические знания при определении КПД наклонной плоскости, работают в группе

65

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия взаимодействующих тел

24.05

Приводят примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией; работают с текстом.

66

Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии

29.05

Приводят примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и потенциальной и кинетической энергией

IV. Повторение -  2 часа

67

Повторение по теме «Взаимодействие тел»

31.05

Применяют знания из курса математики и физики при решении задач

68

Повторение по теме «Давление»

Применяют знания из курса математики и физики при решении задач


Приложение к рабочей программе

по физике в 7 классе

Оценочные материалы


Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Вариант 1

  1. Объясните явление диффузии на основе молекулярного строения вещества.
  2. Ртуть сожжет находиться в твердом, жидком, газообразном состояниях. Одинаковы ли молекулы ртути в этих трех состояниях?
  3. Объясните, в каком воздухе – холодном или теплом – воздушный шарик дольше сохранит свою форму.
  4. При пайке используют специальное вещество. Назовите, в каком состоянии находится это вещество до и во время пайки.
  5. Увеличится или уменьшится объем воды в бутылке при его охлаждении?
  6. Из специального баллона закачали 5 л кислорода в кислородную подушку объемом 10 л. будет ли кислород занимать весь объем подушки?

Вариант 2

  1. Резиновый мячик сжали руками, а затем отпустили. На основе понятия о строении вещества объясните, почему мячик восстанавливает свою форму?
  2. В каком помещении – теплом или холодном – быстрее киснет молоко? Ответ обоснуйте.
  3. Почему нельзя вернуть в прежнее состояние разорванный лист бумаги?
  4. Чем можно объяснить различные свойства одного и того же вещества, находящегося в газообразном, жидком и твердом состояниях?
  5. Изменится ли вместимость сосуда при изменении его температуры?
  6. В сосуд объемом 20 л вначале закачали 10 л азота, а затем 2 л водорода. Будет ли сосуд полностью заполнен газом?  

Контрольная работа №1«Механическое движение»

Вариант 1

  1. Выразите скорость тела, равную 15 м/с в км/ч.
  2. Искатель жемчуга ныряет на глубину 30 м и проплывает это расстояние за 60 с. С какой скоростью погружается ныряльщик?C:\Users\AMD\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ррр.jpeg
  3.  По графику определите скорость движения скворца. 
  4. Автомобиль на соревнованиях движется со скоростью 320 км/ч. Определите путь, который пройдет автомобиль за первые 6 мин соревнований.
  5. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются.

Физическая величина           Формула

А. Скорость                                1) t=S/v

Б. Путь                                        2) v=S/t

В. Время                                3) S=vt

Вариант 2

  1. Выразите скорость тела, равную 80 м/с в км/ч.
  2. Путь, равный 44 м, страус пробегает за 2 с. Определите скорость движения страуса.C:\Users\AMD\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ри.jpeg
  3.  По графику определите скорость движения мухи. 
  4. За сутки волос человека удлиняется на 0,3 мм. Определите, с какой скоростью растет волос за сутки (в мм/ч).
  5. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым они определяются.

Физическая величина           Формула

А. Скорость                                1) t=S/v

Б. Путь                                        2) v=S/t

В. Время                                3) S=vt

Ответы. В1. 2. 0,5 м/с. 3.20 м/с. 4. 32км В2. 22м/с. 3. 5 м/с 4. 0,0125 мм/ч


Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел»

Вариант 1

  1. Какая сила вызывает падение снежинок, которые образуются в облаках?
  2. Шарик массой 2 кг движется равномерно и прямолинейно. Определите вес шарика и силу тяжести, действующую на него. Сделайте рисунок и покажите на нее силу тяжести и вес.
  3. К концу нити подвешен грузик. Сделайте рисунок и укажите силы, действующие на шарик.
  4. Определите вес мальчика, стоящего на полу, если его масса 50 кг. Изобразите на рисунке силу тяжести и вес мальчика.
  5.  Определите равнодействующую трех сил F1 =300Н, F2 =150Н, F3 =100Н, если известно, что они приложены к одной точке и действуют в одном направлении по одной прямой.
  6. Вес ведра, наполненного медом, равен 150 Н. Определите плотность меда, если масса ведра 1 кг. Ведро имеет цилиндрическую форму высотой 40 см с площадью основания 2,5 дм2

Вариант 2

  1. Действует ли сила тяжести на листья, опадающие осенью с деревьев?
  2. Снежный ком массой 4 кг катится равномерно и прямолинейно. Определите вес снежного кома и силу тяжести, действующую на него. Сделайте рисунок и покажите на нем силу тяжести и вес снежного кома.
  3. Шарик подвешен к стальной пружине. Изобразите на рисунке силы, действующие на шарик.
  4. Люстра в виде шара имеет массу 5 кг. Определите вес люстры. Сделайте рисунок и покажите вес и силу тяжести, действующую на люстру.
  5. Имеются три силы, приложенные в одной точке. Известно, что силы F1 =2Н, F2 =4Н направлены вверх, а сила F3 =3 Н вниз. Определите равнодействующую этих сил.
  6. Каков вес бидона цилиндрической формы высотой 50 см и площадью основания 6 дм2 , наполненного молоком, если масса пустого бидона 5,1 кг?

Ответы. В1. 2. P=F=200H. 4. 500H. 5. 550H. 6. 140кг/м3 В2. 40Н.4.50Н. 5. 3Н. 6.350Н

Контрольная работа №3 «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Вариант 1

  1. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 300 кг, объем которого 115 дм3 ?
  2. Лодка весит 1000 Н. Каков объем погруженной в воду части лодки?
  3. В сосуд с водой погрузили три шарика одинакового объема, изготовленные из парафина, дуба, и пробки. Какой из них погрузится на большую глубину? Ответ обоснуйте.
  4. Какую силу надо приложить, чтобы удержать в воде мраморную плиту массой 40,5 кг?

Вариант 2

1. Прямоугольная баржа длиной 20 м, шириной 5 м погрузился в воду дополнительно на 10 см, когда на ее борт был взят трактор. Определите вес трактора.

2. На сколько ньютонов мраморный булыжник объемом 4 дм3 будет легче в воде, чем в воздухе?

3. Будет ли кусок льда плавать  в керосине?

4. Определите массу воды, вытесненной плавающим дубовым брусом длиной 3 м, шириной 30 см, высотой 20 см.

Ответы. В1.1850Н. 2. 0,1М3 4. 255 Н      В2. 1000кН. 2. 40Н. 4. 126 кг

Промежуточная аттестация

Вариант 1

  1. Скорость автобуса равна 20 м/с, а скорость гоночного автомобиля 360 км/ч. Во сколько раз скорость гоночного автомобиля больше скорости автобуса? (в 5 раз)
  2. Объем слитка металла 50 см3 , его масса 355 г. Вычислите плотность металла и по таблице определите, что это за металл. (7100 кг/м3)
  3. Дыня, висящая в сетке на крючке, действует на крючок с силой 20 Н. Определите массу дыни. (2 кг)
  4. С какой силой выталкивается из речной воды кусочек мрамора объемом 20 ? (78,4 мН)
  5. Вертолет массой 1 т находится на высоте 50 м. На какой высоте его потенциальная энергия возрастет на 245 кДж? (450кДж)

«5»

90% и более

«4»

89-75%

«3»

74-50%

«2»

менее 50%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...