Методологическая разработка урока физики «Законы Ньютона» 9 класс
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
для подготовки выпускников основной школы к ГИА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока «Законы Ньютона» 9 класс | 137.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Методологическая разработка урока физики «Законы Ньютона» 9 класс
(для подготовки выпускников основной школы к ГИА).
Учитель: Лубошникова И.П.
Цели: Определение уровня овладения учащимися теоретическими знаниями по теме «Законы Ньютона», приведение знаний в стройную систему. Совершенствование у учащихся практических умений и навыков применения знаний к решению экспериментальных, расчётных и качественных задач. Развитие логического и аналитического мышления. Воспитание познавательного интереса к изучению физических законов и явлений. Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы: репродуктивный, частично-поисковый.
Приемы: устная работа, самостоятельная работа, эксперимент, решение задач, создание ситуации успеха.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Средства: учебник, рабочая тетрадь, компьютер с проектором, презентация к уроку, цилиндры, связанные нитью, штатив с муфтой и лапкой, спичечные коробки.
Структура урока:
Этап урока | Приёмы и методы | Время, мин |
1.Организационный | Психологический настрой учащихся, мотивация. Сообщение целей, задач урока | 1 |
2. Актуализация опорных знаний | Повторение основных понятий и законов. Решение качественных задач. | 5 |
3. Закрепление знаний | Учащиеся выполняют эксперимент, делают выводы. Самостоятельная работа учащихся | 15 |
4. Решение задач | Закрепление знаний, умений и навыков при решении количественных задач. | 20 |
5. Итоги урока. | Оценивание работы учащихся. | 2 |
6. Домашнее задание | Запись д/з. Комментарий к д/з. | 2 |
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы подводим итог нашей работы по теме «Законы Ньютона».
Человек не только стремится к знаниям и их получает их, но и систематизирует их. Ньютон создавал механику, как попытку создать систему, объясняющую мир, и это ему удалось.
Целью нашего урока будет систематизация знаний и их закрепление при решении задач. А эпиграфом урока возьмём слова: "Истина - это то, что выдерживает проверку опытом" (слайд 1)
Учитель: Механика включает в себя разделы - кинематика и динамика. Кинематика изучает виды движений и их законы. А что изучает динамика?
Учащиеся: Динамика изучает причины изменения скорости тела, т.е. причины ускорения.
Учитель: Кто стоял у истоков динамики?
Учащиеся: Исаак Ньютон.
2. Актуализация опорных знаний. Вопросы:
Учитель: На какие законы опирается динамика?
Учащиеся: I закон Ньютона, II закон Ньютона и III закон Ньютона.
Учитель: Сформулируйте первый закон Ньютона. Как этот закон записать?
Учащиеся: Существуют такие системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют свою скорость неизменной, если на них не действуют другие тела. = 0, если
Учитель: Сформулируйте второй закон Ньютона. Запишите его.
Учащиеся: Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к нему, и обратно пропорционально его массе.
Учитель: Сформулируйте третий закон Ньютона. Как этот закон записать?
Учащиеся: Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Учитель: Вспомним механические силы, существующие в природе и формулы их вычисления.
Учащиеся: сила тяжести ; сила упругости ; вес тела ;
сила трения ; сила всемирного тяготения, где G = 6,67·10-11 Н·м2/кг2
Качественные задачи:
- (слайд 2) Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
- (слайд 2) Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
- (слайд 3) Выберите верное (-ые) утверждение (-я) (слайд 3)
А: в состоянии инерции тело покоится или движется равномерно и прямолинейно
Б: в состоянии инерции у тела нет ускорения
а. только А б. только Б в. и А, и Б г. ни А, ни Б
- Первоклассник бежал по коридору и столкнулся со старшеклассником, масса которого много больше. Кто кого сильнее ударил?
- (слайд 3) Парашютист спускается, двигаясь равномерно и прямолинейно. Объяснить действие каких сил компенсируются.
- (слайд 4) Сила тяготения между двумя однородными шарами увеличится в 4 раза, если массу каждого из шаров
1) увеличить в 2 раза
2) уменьшить в 2 раза
3) увеличить в 4 раза
4) уменьшить в 4 раза
- (слайд 4) Расстояние между центрами двух однородных шаров уменьшили в 2 раза. Сила тяготения между ними
1) увеличилась в 4 раза
2) уменьшилась в 4 раза
3) увеличилась в 2 раза
4) уменьшилась в 2 раза
- (слайд 5) Автомобиль тормозит на прямолинейном участке дороги. Какое направление имеет равнодействующая всех сил, приложенных к автомобилю?
Учитель: Теперь обсудим взаимодействие Земли и тела. То, что Земля притягивает к себе все тела для нас очевидно. Но можем ли мы действовать на Землю с определенной силой.
Вопрос: Яблоко падает с ветки дерева. Со стороны Земли на него действует сила, допустим 6 Н. По третьему закону Ньютона на Землю со стороны яблока тоже действует сила 6 Н. Почему же Земля не падает на яблоко?
С точки зрения теории: по третьему закону Ньютона: F1 = F2 или =
Вывод: чем больше масса, тем меньше ускорение тела, т.е. изменение его скорости. Оценим данный вывод опытным путём.
3. Закрепление знаний
Для 1,2 группы: Экспериментальное задание 1:
На столе штатив с муфтой и лапкой, два связанных цилиндра. Пронаблюдайте взаимодействие данных цилиндров. Проследите, на какой угол будет отклоняться каждый цилиндр после взаимодействия, сравните эти углы и сравните массы цилиндров, взвешивая их на весах. (У 1 группы цилиндры равной массы, а у 2 группы цилиндры разной массы)
Учитель: Итак, какие результаты вы получили?
Учащиеся: цилиндры в результате взаимодействия приобрели разные по модулю скорости, а, следовательно, и разные по модулю ускорения: у цилиндра с меньшей массой ускорение больше. В случае равных масс ускорения одинаковы. Мы действительно убедились в том, что, чем больше масса, тем меньше ускорение (время взаимодействия одинаково).
Для 3 группы: Экспериментальное задание 2:
Три коробка со спичками положите один на другой. Быстрым движением линейки попробуйте выбить нижний коробок. Он должен выскочить, а остальные коробки должны остаться лежать один на другом. Объясните это явление. Учащиеся: действует закон инерции.
Самостоятельная работа: Тестирование по вариантам с последующей самопроверкой.
Вариант 1
- Равнодействующая всех сил, действующая на тело, равно нулю. Движется ли это тело или находится в состоянии покоя?
- Тело движется равномерно и прямолинейно или находится в состоянии покоя.
- Тело движется равномерно и прямолинейно
- Тело находится в состоянии покоя.
- Как будет двигаться тело массой 5 кг под действием силы 10 Н?
- Равномерно со скоростью 2 м/с
- Равноускоренно с ускорением 2 м/с2
- Будет покоится
- На рисунке указаны направления векторов скорости и ускорения тела. Какой из векторов, изображенных на рисунке, указывает направление вектора равнодействующей всех сил, приложенных к телу?
- На тело массой 1 кг действует сила F1=9 Н и F2=12 Н, направленные на юг и запад соответственно. Чему равно ускорение тела?
- 15 м/с2 Б.30 м/с2 В.5 м/с2
- Ученик тянет за один крючок динамометр с силой 40 Н, другой крючок динамометра прикреплен к стене. Определите показания динамометра.
- 80 Н Б.0 В. 40Н
Вариант 2
- Равнодействующая всех сил, действующая на движущийся мяч относительно инерциальной системы отсчета, равна нулю. Какова траектория движения мяча?
- прямая. Б.точка В.парабола
- Как будет двигаться тело массой 2 кг под действием силы 2 Н?
- Равномерно со скоростью 1 м/с
- Равноускоренно с ускорением 1 м/с2
- Будет покоится
3.В инерциальной системе отсчёта брусок массой m начинает скользить с ускорением вниз по наклонной плоскости (см. рисунок). Модуль равнодействующей сил, действующих на брусок, равен:
А) ma
Б) N
В) mg
Г) Fтр
- На тело массой 1 кг действует сила F1=8Н и F2=6Н, направленные на север и восток соответственно. Чему равно ускорение тела?
А. 2 м/с2 Б. 5 м/с2 В.10 м/с2
- Масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Если Земля притягивает Луну с силой, равной по модулю F, то Луна притягивает Землю с силой
А. Б. В. Г.
4. Решение задач. (фронтальная работа класса)
Задача 1. (слайд 6) Металлический брусок подвешен к пружине и целиком погружён в сосуд с водой, находясь в состоянии покоя. На рисунке показаны действующие на брусок сила тяжести и сила Архимеда , а также сила упругости пружины. Какое из записанных ниже соотношений является правильным?
1)
2)
3)
4)
Решение.
По второму закону Ньютона:
и входят в второй закон Ньютона с минусом, так как они противоположно направлены силе тяжести .
Ответ: №3.
Задача 2.(слайд 7)
На рисунке приведён график зависимости модуля скорости прямолинейно движущегося тела от времени (относительно Земли). На каком(-их) участке(-ах) сумма сил, действующих на тело, равна нулю?
1) на участках ОА и ВС
2) только на участке АВ
3) на участках АВ и СD
4) только на участке CD
Решение.
Сумма сил, действующих на тело равна нулю, если тело движется равномерно и прямолинейно или покоится. Это выполняется на участках АВ и СD.
Ответ: №3.
Задача 3.(слайд 8)
Скорость автомобиля массой 1000 кг, движущегося вдоль оси Ох, изменяется со временем в соответствии с графиком (см. рисунок). Систему отсчета считать инерциальной. Равнодействующая всех сил, действующих на автомобиль, равна
- 500 Н
- 1000 Н
- 10 000 Н
- 20 000 Н
Решение.
По графику находим ускорение = 0,5 м/с2
Тогда F = ma = 1000 кг·0,5 м/с2 = 500 Н
Ответ: 500 Н
Задача 4. (слайд 9)
Брусок массой 100 г находится на горизонтальной поверхности. Какую силу, направленную горизонтально, нужно приложить к бруску, чтобы он мог двигаться с ускорением 2 м/с2? Коэффициент трения между бруском и поверхностью равен 0,1.
1) 0,1 Н
2) 0,3 Н
3) 0,6 Н
4) 0,2 Н
Решение.
По второму закону Ньютона или
На 0Х:
Ответ: правильный ответ № 2
Задача 4. (слайд 10)
К тележке массой 1 кг прикрепили лёгкую пружину жёсткостью 100 Н/м и начали тянуть за неё, прикладывая горизонтально направленную постоянную силу, так, что за время 2 c тележка проехала расстояние 1 м. На сколько удлинилась пружина в течение движения тележки? Трением пренебречь.
1) на 0,05 см
2) на 0,1 см
3) на 0,5 см
4) на 2 см
Решение.
Найдём ускорение тележки: ;
Найдём силу, с которой тянули тележку:
Используя закон Гука, найдём удлинение пружины:
Ответ: правильный ответ под № 3
5. Итоги урока. Наш урок подходит к завершению. Все цели нашего урока достигнуты. Подведём итоги вашей работы на уроке. (Выставление оценок за работу на уроке).
6. Домашнее задание: Записать в дневники: №130, № 141, №151 из «Сборника задач по физике» А. П. Рымкевич
Урок окончен. Желаю успехов в изучении физики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока физики в 9 классе по теме: "Закон всемирного тяготения"
Цель урока. Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость. Ход урока. 1.Эпиграф к уроку. «Не сразу поняв, что за глубины предо мной, находя корня, за который...
Плакат к уроку физики "Законы Ньютона"
Плакат к уроку физики "Законы Ньютона"...
Методическая разработка урока физики "Закон всемирного тяготения"
Методическая разработка урока физики....
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца".
Методическая разработка урока физики в 8 классе "Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля-Ленца" с презентацией (Учебник физики в 8 классе авторов А.В.Перышки, Н.А.Роди...
Методическая разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"
Разработка урока физики в 11 классе на тему "Закон преломления света"...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Газовые законы"
В разработке представлена технологическая карта урока с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образ...
Методическая разработка урока физики в 10 классе по теме "Решение задач на законы сохранения при столкновениях с незакрепленными телами"
Данный урок предлагается для классов(подгрупп), изучающих курс физики углубленно. Урок предлагаетсяв компактном варианте, но может быть легко адаптирван к 2 часовому варианту. Для урока необходим для ...