Разработка урока физики в 9 классе по теме: "Закон всемирного тяготения"
план-конспект урока по физике (9 класс) по теме
Цель урока. Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.
Ход урока.
1.Эпиграф к уроку.
«Не сразу поняв, что за глубины предо мной, находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.
Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.
Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…
Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…».
Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_9_zakon_vsemirn._tyag.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Закон всемирного тяготения».
Цель урока. Изучить закон всемирного тяготения, показать его практическую значимость.
Ход урока.
1.Эпиграф к уроку.
«Не сразу поняв, что за глубины предо мной, находя корня, за который можно уцепиться, ни крыши, ни ветки дерева между мной и этими глубинами, я почувствовал головокружение, почувствовал, что уже оторвался и лечу в бездну.
Однако я никуда не упал. От затылка до пят я был связан с Землей. Я отдался ей всей тяжестью своего тела и ощутил какое-то успокоение.
Сила тяготения, показалась мне всемогущей, как любовь…
Я чувствовал в своих плечах эту силу тяготения - гармоничную, постоянную, на веки веков одинаковую…».
Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».
2. Изучение нового материала.
а) Презентация «Открытие закона всемирного тяготения».
б) Вывод закона всемирного тяготения.
1.Из второго закона Ньютона следует:
g = F ∕ m
F~ m
2.Из третьего закона Ньютона следует:
F1=F2
F~ m1m2
1.
3.Рассмотрим взаимодействие Земли и Луны:
Среднее расстояние от Земли до Луны – 384 000 км
Средний радиус Земли – 6400 км
Их отношение 384000км/6400км = 60
Ускорение свободного падения на Земле – 9,8 м/с2
Центростремительное ускорение Луны – 0,0027 м/с2
Их отношение 9,8 м/с2/0,0027 м/с2=3600=602
Однако F~g
F~1/R2
Обобщив все вышеизложенное, Ньютон записал
F=Gm1m2/R2
G=6,67•10-11Н м2/кг2
3.Физики шутят.
Учащиеся представляют свои рисунки, иллюстрирующие закон всемирного тяготения, комментируя их шуточными стихами:
а) Чем массивней мышцы станут
От зарядок по утрам,
Тем сильнее к ним потянет
Юных девушек и дам.
б) Открыл земное притяжение Ньютон
Когда на голову вдруг яблоко свалилось,
А на меня вчера упал балкон
И ничего при этом не случилось.
2.
4.Закрепление нового материала.
Вопросы:
1.Какое явление называется всемирным тяготением?
2. Кто и когда открыл закон всемирного тяготения?
3. Как читается закон всемирного тяготения?
4. В каких случаях можно применять закон всемирного тяготения?
5. Притягивается ли к Земле яблоко, висящее на ветке дерева?
5. Решение задач.
На каком расстоянии от поверхности Земли сила притяжения космического корабля к ней станет в 36 раз меньше, чем на поверхности Земли?
А.Е.Марон, Е.А.Марон «Дидактические материалы по физике». Стр.17, задача 2.
6.Тестирование.
- Какая из этих сил является проявлением закона всемирного тяготения:
- сила трения,
- сила тяжести,
- сила упругости,
сила Архимеда.
2.В каком месте Земли сила притяжения тел наименьшая:
1) на северном полюсе,
2) на южном полюсе,
3.
3) на экваторе,
4) в средних широтах.
3.Космический корабль удаляется от Земли. Как изменится сила тяготения, действующая со стороны Земли на ракету, при увеличении расстояния до центра Земли в 2 раза:
1) не изменится,
2) уменьшится в 2 раза,
3) увеличится в 2 раза,
4) уменьшится в 4 раза.
4.Как и во сколько раз нужно изменить расстояние между телами, чтобы сила тяготения уменьшилась в 4 раза:
1) увеличить в 2 раза,
2) уменьшить в 2 раза,
3) увеличить в 4 раз,
4) уменьшить в 4 раз.
5.Вокруг планеты массой М движется спутник массой m. Какое утверждение о силе притяжения, действующая со стороны планеты на спутник верно:
1) прямо пропорциональна М и не зависит от m.
2) прямо пропорциональна m. и не зависит от М,
3) прямо пропорциональна М и m.
4) не зависит ни от М , ни от m.
6.Как изменится сила тяготения между телами, если одно из них заменить другим, масса которого в 4 раза больше:
1) увеличится в 2 раза,
2) уменьшится в 2 раза,
3) увеличится в 4 раза,
4) уменьшится в 4 раза.
4.
7.Масса Луны примерно в 81 раз меньше массы Земли. Чему равно отношение силы всемирного тяготения F1, действующая со стороны Земли на Луну, и силы F2, действующая со стороны Луны на Землю:
1) 1/81,
2) 1/9,
3) 1,
4) 81.
8.Сравните силы притяжения между Землей и яблоком:
1) сила притяжения, действующая со стороны яблока на Землю больше,
2) сила притяжения, действующая со стороны Земли на яблоко больше,
3) эти силы одинаковы,
4) нельзя дать однозначный ответ.
9.В каком случае можно использовать закон всемирного тяготения при определении силы притяжения между:
1) столами,
2) столом и стулом,
3) яблоком и Землей,
4) Землей и Луной.
10.Какое из этих явлений не является проявлением силы всемирного тяготения:
1) приливы и отливы,
2) снежные лавины,
3) движение планет вокруг Солнца,
4) инерция.
5.
7.Домашнее задание.§15, упр.15.
8.Подведение итогов урока.
6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики "Решение задач по теме "Законы Ньютона"" (9 класс)
Тема урока "Решение задач по теме "Законы Ньютона"". Автор учебника : Пёрышкин...
Методическая разработка урока для 10 класса по теме: "Закон сохранения полной механической энергии"
Урок предназначен для изучения темы "Закон сохранения полной механической энергии" в 10 классе на базовом уровне по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева,В.М. Чаругина...
Самостоятельная работа по физике 10 класс по теме "Закон сохранения импульса"
Работа рассчитана 15 минут, служит для закрепления навыка применения закона сохранения импульса. Главное требование к решению - развернутое обоснование скалярного уравнения. Обязательные шаги - вектор...
обобщающий урок по физике 10 класс по теме "Законы сохранения в механике"
Обобщающий урок по теме "Законы сохранения в механике" проводится с целью актуализации теоретических знаний по теме....
Тест физика 8 класс по теме "Закон Джоуля-Ленца."
Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Чеботарева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 8 класс"...
Тест физика 9 класс по теме "Законы Ньютона"
Вопросы теста взяты из ФГОС УМК О.И.Громцева Тесты по физике. К учебнику А.В. Перышкина "Физика 9 класс"...
Самостоятельная работа по физике 10 класс по теме "Закон Кулона".
Самостоятельная работа состоит из двух задач. Проверяет знание формулы закона Кулона. Первая задача на вывод формулы для рассчета расстояния между зарядами или нахождения величины заряда. Вторая задач...