Урок Динамометр
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Дежкина Лилия Николаевна

На уроке необходимо рассмотреть понятие «динамометр» и его виды, познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научить измерять силы динамометром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_dinamometr.docx57.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Динамометр

Цель урока: рассмотреть понятие «динамометр» и его виды, познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научить измерять силы динамометром.

Методические цели урока:

Образовательные: познакомиться с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, научиться измерять силы динамометром.

Развивающие: развивать навыки экспериментальной работы, умение применять знания в нестандартных ситуациях, творческие способности учащихся к исследовательскому труду; развитие речи, мышления; способность наблюдать, выделять существенные признаки объектов, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Воспитательные: воспитывать умение работать в группе; формировать познавательный интерес, логическое мышление, формировать познавательную мотивацию осознанием ученика своей значимости в образовательном процессе. 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Ход урока

1.Организационный этап

Приветствие учителя. Подготовка учащихся к работе на уроке: готовность класса и оборудования. Проверка наличия учебных принадлежностей. Проверка присутствующих. Запись домашнего задания.

2. Повторение изученного материала

Проверка письменного домашнего задания

Л. № 266(а)

Дано:

СИ

                  Решение:

ρ = 7000

V = 20см3

0,00002м3

1.ρ = ;   m=ρV

 2. [m]=  []= [кг]

3. m = 70000,00002=0,14 (кг)

m-?

Л. № 266(б)

Дано:

СИ

                  Решение:

ρ = 7300

V = 10см3

0,00001м3

1.ρ = ;   m=ρV

 2. [m]=  []= [кг]

3. m = 73000,00001=0,073 (кг)

m-?

 упр. 9 (1)

Дано:

СИ

                  Решение:

m1=3,5кг

m2=0,4кг

m3=1500кг

m4=0,06кг

g = 9,8

1. F= g •m,

2. [F]=  []= [Н]

3. F1= 35 (Н)

F2= 4 (Н) 

F3= 15000 (Н) = 15 (кН) 

F4= 0,6 (Н)

F -?

3.Этап актуализации знаний

Фронтальный опрос

  • Что такое сила?
  • Какие силы вы знаете?
  • Какую силу называют силой тяжести?
  • Как обозначают эту силу?
  • Как она направлена?
  • От чего зависит сила тяжести?
  • Когда возникает сила упругости?
  • Что называется деформацией тела?
  • Что называется деформацией?
  • Какие виды деформации вы знаете.

Решение задач

Задача 1. Определите удлинение пружины жесткостью 105 Н/м, если на неё действует сила 21Н?

Дано:

СИ

                  Решение:

F = 21Н

k =105

1. F= k •l, →  k = ;  

2. [l]=  []

3. ∆l  = = 0,2 (м)

l –?

Л. № 338

Дано:

СИ

                  Решение:

V = 25л

ρ = 710

g =9,8

0,025м3

1. P= g •m,  m=ρV

2. P= g •ρV

3.  [P]= []= [H]

P=9,87100,025=173,95(Н)  ≈177,5(Н)   

Fтяж –?

P –?

4. Этап  постановки целей и задач урока

Проблемная ситуация.

Сила одно из основных физических понятий и вы знаете, что это векторная величина, имеющая модуль и направление, но подумайте, достаточно ли этого для решения практических задач? (Нет, для решения задач необходимо измерять силу.)

На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для этого  используют прибор – динамометр. Сегодня вам предстоит познакомиться с прибором, который служит для измерения силы – динамометром, рассмотреть его устройство и принцип действия, научиться пользоваться им. 

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?

Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: познакомиться с новым измерительным прибором – динамометр; рассмотреть принцип его действия; научиться пользоваться  им при выполнении практического  задания.

Откройте свои рабочие тетради и запишите тему сегодняшнего урока «Динамометр».

5. Этап усвоение новых знаний и способов действий

Приборы, которые измеряют любую  силу, называются динамометрами. От греческого слова «динамис» - сила, «метрио» - измеряю. Существуют различные виды динамометров: круглый демонстрационный динамометр (показать), электронные динамометры, промышленные и бытовые динамометры, кстати, последние лежат у вас на партах – можете  взять и рассмотреть их.

Мы сегодня остановимся на изучении шкального пружинного динамометра – динамометра Бакушинского. Он лежит у вас на столах (показать свой).

Закрепим динамометр в лапке штатива (показать). Посмотрите, динамометр состоит из стальной пружины с указателем и крючком, прикрепленный к деревянному основанию, на который нанесена шкала. Буква «Н» на шкале динамометра – это международное обозначение  ньютона. При измерении сил мы будем пользоваться левой шкалой динамометра, которая находится под буквой «Н» (показать).

Теперь разберемся с принципом работы данных пружинных динамометров: подвесим на крючок динамометра груз из набора грузов и отпустим.

  • Посмотрите, некоторое время пружина колеблется, а затем указатель устанавливается на определенном уровне.
  • Какие силы действуют в нашем опыте?
  • Какая сила присутствует всегда в вертикальном направлении? (сила тяжести)
  • Т. к. сила тяжести действует, а груз все-таки не падает, значит, на тело действует ещё одна сила. Какая это сила? (сила упругости)
  • Посмотрите, действуют в вертикальном направлении 2 силы, но груз находится на одном уровне. Что это может значить?
  • Получается, что принцип работы пружинного динамометра основан на уравновешивании измеряемой силы силой упругости пружины. Согласны ли вы с этим? (если нет – свое мнение).

Запишите это утверждение в тетради: действие динамометра основано на сравнении измеряемой силы с силой упругости пружины.

Обратите внимание, что градуируется динамометр, т. е. создается его шкала, очень  просто (показать на штативе самой):

  • Шкала заклеивается белой бумагой и при помощи грузов калиброванной массы (m=102 г.) отмечаем положения указателя пружины для нескольких (1-4) грузов.
  • Затем, разбивая участок между 0 Н и 1 Н на 10 равных отрезков, получаем шкалу с ценой деления  0,1 Н. Теперь этим динамометром можно пользоваться.

        6. Этап обобщения и закрепления  нового  материала         

  • Какие силы можно измерить динамометром?
  • С какой силой сравнивают измеряемую силу?
  • Как измерить вес тела?

Решение задач Л.№ 327, 328 (устно).

7. Рефлексия

  • Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?
  • Что не понравилось?
  • Достигли ли Вы тех целей, которые поставили в начале урока?
  •  А теперь давайте выставим оценки.

Домашнее задание: § 28, упр. 10 (1,3), Л. № 334, 337.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Динамометр. Измерение сил динамометром".

Презентация. Повторение ранее изученного материала, выполнение лабораторной работы...

Урок физики в 8 классе Лабораторная работа"Градуирование динамометра"

Урок с применением здоровьесберегающих технологий...

Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс

Разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела. Невесомость". 7-й класс  Цели урока:Образовательные:а) знания:выяснить физический смысл веса тела;создание теоретической базы для последующег...

методическая разработка урока по теме «Динамометр. Вес тела». 7 класс

методическая разработка урока по теме "Динамометр. Вес тела", 7 класс...

"Динамометр.Измерение сил динамометром"

Урок позволяет  реализовывать  следующие психолого- педагогические принципы: личностно ориентированные и деятельностный подход. Позволяет создавать ситуацию успеха для каждого ученика.Эффект...

Конспект урока "Динамометр"

Урок знакомит с прибором для измерения силы, его устройством и принципом действия, помогает учащимся научиться измерять силы динамометром...