Использование опорных конспектов на уроках физики
статья по физике на тему

Григорьева Жаннета Васильевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_opornyh_konspektov_na_urokah_fiziki.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Использование опорных конспектов  на  уроках  физики

К поколению сегодняшних школьников общество выдвигает следующие требования: они должны знать не только основы наук, но и быть инициативными и самостоятельно мыслящими. Поэтому одной из важнейших задач школы в современных условиях является развитие интеллектуальных способностей у детей.  Для решения этой задачи нужно изменить процесс обучения таким образом, чтобы ученики были вовлечены в творческую учебно-познавательную деятельность. Перед каждым учителем стоит проблема подбора  таких  форм  и методов работы, которые приводили бы к достижению положительного результата. Одним из таких методов работы является организация учебного  процесса  на основе использования опорных конспектов.           В настоящее время практически каждый учитель  применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это прежде всего связано со становлением нового стиля мышления учителей, ориентирующихся на более эффективное решение образовательно-воспитательных задач и усиление самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников.

Использование опорных конспектов позволяет учителю в наглядной и доступной форме представить  изучаемый материал. При этом  я использую демонстрационный эксперимент,  а в последнее время и ИКТ технологии. В наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыках наук, большинство из которых  имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся.  Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика.  Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям, значительно расширяет кругозор. Перед школьниками  распахиваются безграничные возможности новых способов добывания знаний.  Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знаний учащимися, на их самообразование. Если ученик не имеет достаточных навыков обработки получаемой им информации, он испытывает определенные  трудности и теряет интерес к предмету. Поэтому современный учитель должен помочь  ребёнку овладеть  технологиями  познавательной деятельности, качественно обрабатывать получаемую им информацию и уметь применять её на практике при решении различных видов задач. Преподавание физики представляет собой благоприятную сферу для применения информационно-коммуникационных технологий.  

Опорный конспект по физике - это развернутая наглядная конструкция темы, содержащая расположенные определенным образом правила, формулы, определения, графики, обозначения единиц измерения  и различные термины.

Важным признаком опорного конспекта  должен стать его внешний вид. Современные  компьютерные технологии и различные редакторы  позволяют успешно решать эту задачу.

Основные принципы составления опорного конспекта:

  • Структурность;
  • Последовательность;
  • Лаконичность;
  • Ассоциативность;
  • Доступность;
  • Наглядность;
  • Эстетичность.

Опорные конспекты реализуют принципы  последовательности и системности. Смысл опорного конспекта как средства обучения в том, что он через зрительно воспринимаемые образы, знаки и другие изобразительные средства вызывает из памяти учеников необходимые ассоциации, опорные знания, помогает достаточно компактно выстроить систему некоторого блока содержания, облегчает понимание его структуры и тем самым способствует усвоению. Следует отметить, что опорный конспект – это не исчерпывающее отображение всего учебного материала, а лишь средство выделить главное, привлечь внимание школьников к основным фактам. Как правило, опорный конспект изучаемой темы располагается перед глазами школьников с самого начала урока. По ходу изложения нового материала школьники делают записи в тетрадях, используя символы опорного конспекта. Учитель, привлекая внимание учащихся, раскрывает содержание конспекта, последовательно продвигаясь от одного его пункта к другому. Особо следует сказать о значении опорных конспектов для «слабых» учащихся. Конспект  становится для них опорой, помогая вспомнить и воспроизвести материал темы. Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся. И вообще  помогает учащимся строить логическое выступление. Зрительное восприятие опорных конспектов, воспроизведение их в тетрадях учащимися, устный рассказ по ним развивают все виды памяти школьников.

Создание опорных конспектов нелегкий труд для учителя. Ему необходимо  не только осмыслить, затем структурировать, интегрировать, обобщить учебный материал,  но и творчески подойти к оформлению самого конспекта. Также задача учителя сводится к тому, чтобы  научить школьников работать с опорным конспектом. Для этого целесообразно предложить следующий алгоритм действий:


1. Вспомни объяснение учителя, используя конспект.
2. Раскрась его цветными карандашами, фломастерами.
3. Прочти  материал  в учебнике.
4. Перескажи  материал учебника с помощью конспекта.
5.  Расскажи материал без конспекта.

В своей педагогической деятельности я часто использую метод опорных конспектов. Например, при изучении таких тем,   как «Сила трения» (7 класс), «Энергия» (8 класс), «Последовательное и параллельное соединение проводников» (9 класс), «Основные положения МКТ» (10 класс), «Строение атома» (11 класс) и многих других.

При применении в ответе опорных  материалов, у детей  отпадает необходимость в одновременном выполнении нескольких операций: удерживать в памяти план ответа, вести рассказ и мысленно обрабатывать материал, спокойно вести диалог, быть уверенным в себе  и т.д. Упрощается оперирование новыми терминами, возникает  чувство уверенности в успехе и любознательности, появляется возможность проявить свои творческие способности и индивидуальность. Учебный успех усиливает положительную мотивацию и открывает дорогу к творчеству.

Подача информации при работе с опорным конспектом  осуществляется таким образом, чтобы использовать все возможности визуального эффекта при получении знаний учащихся. Сочетание  и расположение текста, формул, схем, рисунков, графиков позволяет наилучшим  образом выделить и подчеркнуть главное в изучаемой теме. Опорный конспект помогает лучше разобраться в новом трудном материале урока и успешно выступить на следующем уроке. Таким образом,  методика преподавания физики с использованием опорного конспекта дает возможность всем учащимся, независимо от их индивидуальных способностей,  почувствовать себя  самостоятельными, уверенными в себе, активными, способными людьми, испытывающими радость от успеха в учении. Я думаю,  что это самое главное для учителя, когда его ученики любят его предмет и не боятся идти к нему на урок.

Использование такого методического приема дают возможность рационально распределить время на уроке, уменьшить его затрату на подготовку домашнего задания, увеличить работоспособность и результативность труда учителя и учащихся, создать условия для раскрытия творческих способностей и талантов учащихся, что способствует более глубокому изучению теоретического материала и развитию речи учащихся. При использовании этого метода очень важное значение имеет создание благоприятного психологического климата на уроке.  

В заключении хочется сказать, что разработка опорного конспекта по физике – это реальная помощь в  работе ученика, которая помогает не только понять физические законы и процессы, опираясь на теорию, изложенную в краткой и доступной форме, но и быть успешным, отвечая на уроке.


Используемая литература:

  1. Криволапова Н.А. Опорные конспекты по физике для учащихся 7 -9 классов: Методическое пособие для учителей и учащихся.
  2. Опорные сигналы. Под ред. В.Ф Шаталова. М.: Просвещение.

        17.09.2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из опыта работы с использованием опорных конспектов»

«Из опыта работы с использованием  опорных конспектов»             Основные принципы составления опорного конспекта:*лаконичность...

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Технология С.Н. Лысенковой: перспективно - опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении и презентация  урока в 6 классе по учебнику Г.В. Дорофеева, Л.Г. Петерс...

Использование опорных конспектов на уроках русского языка

Пример использования опорных конспектов по фонетике, деепричастию на уроках русского языка в 5-7 классах...

Использование опорных конспектов, схем на уроках русского языка и литературы

Данный материал повысит интерес к изучаемому материалу на уроках русского языка и литературы....

Технология активного обучения учащихся 5 -6 классов французскому языку с использованием опорно-семантических схем

   Повышение  качества  обучения  учащихся  является  важнейшей  задачей,  стоящей  перед  учителем.  Практика  работы  по...

Инновационные технологии в преподавании истории. Использование опорных конспектов.

Использование инновационных технологий способствует выведению изучения истории  на личностно-смысловой уровень. Современный человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую ак...