Использование опорных задач и алгоритмов при подготовке к ЕГЭ обучающихся с низкими учебными возможностями.
методическая разработка (алгебра, 11 класс) по теме
Подготвка к ЕГЭ по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_algoritmov_pri_podgotovke_obuchayushchihsya_k_ege.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
О.М. Карпова
БОУ г.Омска «Открытая(сменная)
общеобразовательная школа №13»
Использование опорных задач и алгоритмов при подготовке к ЕГЭ обучающихся с низкими учебными возможностями.
Подготовка к школьным выпускным экзаменам – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно построен этот процесс зависит наш результат.
В чем заключается подготовка к тестированию ЕГЭ по математике и как эффективнее его провести?
Я работаю в вечерней школе, и не для кого не секрет, что большая часть наших обучающихся с очень серьезными пробелами в знаниях, низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала.
Поэтому, необходимо решать сложную педагогическую задачу: усвоение всеми обучающимися базового уровня по материалу курса математики. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых обучающихся. Они находятся в дискомфортном положении не справляющихся с учебой. Выход из этой ситуации: в осуществлении дифференцированного подхода.
Выделение элементарного уровня овладения математическими умениями позволяет формировать умения применять известные способы и приемы решения задач в усложненных и новых ситуациях, а также поднимать уровень, соответствующий повышенным оценкам, естественным образом.
С чего начинать? В начале каждого учебного года провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний обучающихся. Исходя из результатов, строю свою дальнейшую работу по устранению пробелов знаний обучающихся.
Обучающиеся еще в 10 классе заводят папку для подготовки к ЕГЭ.
Структура этой папки такова:
- первый файл содержит результаты входного мониторинга и выявленные пробелы знаний;
-второй файл содержит индивидуальный план работы над выявленными пробелами в знаниях.
Например, если у обучающегося выявлены пробелы в теме: «Логарифмическая функция».
Составляем план работы по этой теме:
-повторить определение логарифма;
-при помощи подборки для устного счета, отработать нахождение логарифмов;
-повторить свойства логарифмов;
-решить подборку задач на применение этих свойств (В7);
-повторить алгоритм решения логарифмических уравнений;
-решение логарифмических уравнений (В3);
повторить алгоритм решения логарифмических неравенств;
-решение логарифмических неравенств (В3, С3).
-третий файл содержит Демо-версию теста ЕГЭ по математике.
Знакомя обучающихся с Демо-версией теста ЕГЭ по математике, обращаю внимание на структуру теста, на то, что обучающиеся должны «видеть» тест. Для этого, учу работать по плану, который имеется в папке у каждого обучающегося.
План работы с тестом:
-отбираем те задания которые легко могут решить;
-считаем, сколько таких заданий( помня о минимальном проходном балле);
-определяем, еще несколько заданий, алгоритм решения которых известны обучающимся, чем больше таких заданий, тем лучше;
-решаем отобранные задания,
советую, для экономии времени пропускать задание, которое не удается выполнить сразу, и переходить к следующему. К выполнению пропущенных заданий можно вернуться, если останется время.
-четвертый файл содержит материалы для устного счета.
Здесь находится материал позволяющий отрабатывать вычислительные навыки обучающихся: арифметические действия над положительными и отрицательными числами, возведение в степень, совместные действия над обыкновенными и десятичными дробями, перевод обыкновенных дробей в десятичные и наоборот.
Этот файл пополняется в процессе изучения новых тем, а также выявления пробелов знаний обучающихся.
Далее папка разбита на блоки от В1-В14.Каждый блок содержит подборку базовых задач, а также алгоритмы и образцы выполнения заданий.
На уроках и элективных курсах разбираем задачи по отдельным блокам и все решения обучающиеся вкладывают в соответствующий раздел, чтобы при необходимости вернуться к решению той или иной задачи и вспомнить ход ее решения.
Особое внимание обращаю на алгоритмы решения задач. Даю их на уроках-лекциях, а в дальнейшем отрабатываем их на практических занятиях, используя различные формы работы - фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный.
В целях контроля, за усвоением алгоритма, очень часто провожу самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех обучающихся, которые не понимают, как решается та или иная задача. Этим обучающимся оказывается помощь: объясняю еще раз или один из обучающихся (консультант) оказывает помощь в объяснении решения задачи.
При организации работы, часть обучающихся получают задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причем, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие только алгоритм решения, более сильные обучающиеся получают задания на продвинутом уровне. Оценивая - не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку, для этого обучающийся должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с моей помощью, а затем решить аналогичное задание на уроке. Главное, что со временем обучающиеся перестают бояться «двоек», задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке становится доброжелательной, спокойной.
Обучение алгоритмам дает возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабыми обучающимися. Система алгоритмов – позволяет в определенной мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создает широкие возможности активной самостоятельной работе обучающихся.
Завершают папку, задания второй части: С1 – С6.
К решению заданий второй части приступает очень маленький процент обучающихся. Это объясняется нашим контингентом, и то, что эти задания необходимо решать обобщая весь спектр своих знаний по математике, которых порой не хватает. Тем не менее находятся обучающиеся, которые справляются с заданиями С1 и С3.
Такая рабочая папка позволяет систематизировать:
- правила и формулы;
- упражнения и задачи.
В конце первого и второго полугодия выполняются рубежные и итоговые контрольные работы, которые анализируются и исходя из результатов, проводится корректировка индивидуальных планов каждого обучающегося.
Для того, чтобы увидеть уровень подготовленности к сдаче экзамена, в выпускных классах, ежегодно дважды в год проводим пробное ЕГЭ в декабре и в апреле. Технология проведения пробного ЕГЭ максимально приближена к условиям проведения экзамена. Результаты тестового контроля дают достоверную информацию об объеме усвоенного материала. Сравнимость результатов тестирования, систематическая работа с « запавшими» вопросами способствует росту качества знаний обучающихся по математике.
Размышляя о результатах, обучающиеся уже сегодня могут прогнозировать свое будущее, свои шансы на получение аттестата и дальнейшее обучение.
В конце первого и второго полугодия выполняются рубежные и итоговые контрольные работы, которые анализируются и исходя из результатов, проводится корректировка индивидуальных планов каждого обучающегося.
Например, если у обучающегося выявлены пробелы в теме: « Логарифмическая функция»
Составляем план работы по этой теме:
-повторить определение логарифма;
-при помощи подборки для устного счета, отработать нахождение логарифмов;
-повторить свойства логарифмов;
-решить подборку задач на применение этих свойств (В7);
-повторить алгоритм решение логарифмических уравнений;
-решение логарифмических уравнений (В3);
-повторить решение логарифмических неравенств;
-решение логарифмических неравенств (В3, С3).
Папка позволяет:
-систематизировать правила и формулы;
-систематизировать упражнения и задачи.
На уроках и элективных курсах разбираем задачи по отдельным блокам и все решения обучающиеся вкладывают в соответствующий раздел, чтобы при необходимости вернуться к решению той или иной задачи и вспомнить ход ее решения.
Особое внимание обращаю на алгоритмы решения задач. Даю их на уроках-лекциях, а в дальнейшем отрабатываем их на практических занятиях, используя различные формы работы - фронтальный, групповой, в парах, индивидуальный.
В целях контроля за усвоением алгоритма, очень часто провожу самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а выявление тех обучающихся, которые не понимают как решается та или иная задача. Этим обучающимся оказывается помощь: объясняю еще раз или один из обучающихся (консультант) оказывает помощь в объяснении решения задачи.
При организации работы, часть обучающихся получают задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причем, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие только алгоритм решения, более сильные обучающиеся получают задания на продвинутом уровне. Оценивая – не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку, для этого обучающийся должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с моей помощью, а затем решить аналогичное задание на уроке. Главное, что со временем обучающиеся перестают бояться «двоек»,задают вопросы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями.
В этой работе делюсь опытом работы по подготовке к ГИА учащихся с низкими учебными возможностями....
Мастер- класс с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы
мастер- класс показан на основе буклета с учащимися, имеющими низкую мотивацию и низкие учебные возможности в условиях вечерней школы. ...
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося с низкими учебными возможностями...
Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и ...
Работа с учащимися низких учебных возможностей
Работа с учащимися низких учебных возможностей...
Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»
Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»...
Выступление на методическом объединении: «Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности» Презентация
Выступление на методическом объединении:«Организация работы с обучающимися, имеющими низкие учебные возможности»Презентация...