Технология активного обучения учащихся 5 -6 классов французскому языку с использованием опорно-семантических схем
методическая разработка по французскому языку (5,6 класс) по теме
Повышение качества обучения учащихся является важнейшей задачей, стоящей перед учителем. Практика работы показывает, что наряду с разнообразными средствами и приёмами обучения, рекомендуемыми авторами УМК, весьма эффективным является привлечение опорно-семантических схем. Данные схемы отражают содержательно-логический план темы (указывают, о чём говорить), включают некоторые лексические единицы, грамматические сигналы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sxemi.doc | 780 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. И. Репина
Пушкино
Технология активного обучения учащихся 5 -6 классов французскому языку с использованием опорно-семантических схем.
Повышение качества обучения учащихся является важнейшей задачей, стоящей перед учителем. Практика работы показывает, что наряду с разнообразными средствами и приёмами обучения, рекомендуемыми авторами УМК, весьма эффективным является привлечение опорно-семантических схем. Данные схемы отражают содержательно-логический план темы (указывают, о чём говорить), включают некоторые лексические единицы, грамматические сигналы.
В основе создания этих схем лежит идея В.Ф.Шаталова об опорных сигналах.( Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки.- М.,1987г.)
Опорная лексико-семантическая схема представляет собой плакат-схему, в которой в условной форме представлено предметное содержание лексических тем.
Известный советский учёный Н.И.Жинкин подчёркивал, что «отобранный простой сигнал или наглядный образ позволяет удерживать часть текста. Вследствие этого весь текст сокращается и фиксируется, как по вехам , в этих простых сигналах. Следуя по этим фиксированным сигналам, можно заново восстановить текст» (Жинкин Н.И. Механизм речи. - М. 1968г. – с. 364)
Из психологии известно, что представлять себе всё наглядно - едва ли не первичная потребность нашего ума, поэтому в создании лексико-семантических опорных схем большое внимание отводится ассоциативным связям. При изучении новой темы некоторые ученики, особенно слабо успевающие , испытывают трудности. Им сложно запомнить лексический материал, они не умеют строить связное высказывание, для понимания прочитанного такие ученики чувствуют потребность снова возвратиться к тексту. Здесь им на помощь приходят опорные схемы. При этом учитывается психологическое состояние школьника, отвечающего у доски перед всем классом, трудности, стоящие перед ним: выбор предмета высказывания (о чём говорить и в какой последовательности), выбор средств высказывания (как говорить, какие использовать слова и словосочетания при этом)
На преодоление первой трудности у ученика уходят почти все силы, а на преодоление второй - собственно языковой - у него их почти не остаётся. Поэтому использование лексико-семантической опорной схемы помогает школьнику снять или уменьшить трудности выбора предмета высказывания, так как в ней наглядно представлены основные смысловые опоры для ответа ученика. Таким образом, лексико-семантическая опорная схема - это учебно-наглядное средство, в котором наглядно представлено основное содержание темы, даны смысловые ориентиры рассказа.
Опорные схемы помогают ученикам направить свои усилия на преодоление собственно языковой трудности. Таким образом можно значительно повысить результаты речевой деятельности учеников. Опорные схемы облегчают учащимся усвоение большого объёма лексического материала, позволяют представить себе отдельные звенья новой информации, помогают устанавливать связи между ними, логически перерабатывать языковой материал и перевести его в долговременную память.
В своей практике я применяю все необходимые учебные действия с опорными схемами ( на уроке и дома ) в следующем порядке:
I.1. первый (подробный) рассказ учителя по лексико-семантической схеме. Ученики по ходу рассказа проговаривают после учителя только трудные для них фразы;
2. второй (сжатый) рассказ учителя по опорному плакату. Ученики при этом проговаривают за учителем каждую фразу;
3. пробный опрос одного из хорошо подготовленных учащихся. Школьник отвечает, показывая на опорные сигналы (элементарную часть опорной схемы – ключевое слово, аббревиатуру, цифру, простой рисунок и т.д.) опорной схемы, остальные ученики проговаривают материал одновременно с ним. При этом вполне допускается вариативность, самостоятельность высказываний учащихся, то есть по одному и тому же опорному сигналу можно употреблять разные фразы и даже разное количество фраз. Возникает непривычный для учителя и учеников разнобой ответов хором. От учителя требуется настойчивость, терпение и такт, чтобы за несколько уроков добиться чёткого выполнения этого приёма организации активной речевой практики всего класса. Важно, чтобы все ученики участвовали в этом проговаривании, которое по сути является ответом на месте, а также следить за тем, чтобы класс не заглушал отвечающего, а отвечающий не подстраивался под темп работы класса;
II.4. срисовывание учениками опорной схемы в словарную тетрадь.
III. Домашнее задание: 5. раскрасить опорную схему; 6. заполнить её.
IV. На следующем уроке: 7. речевая зарядка; 8. вопросы по теме по опорным сигналам; 9. письменное воспроизведение опорной схемы по памяти (в специальной тетради); 10. устные ответы учащихся у доски по опорной схеме (с аритмичным проговариванием); 11. диалоги в парах по опорной схеме.
Итак. каждый ученик активно поработал с учебным материалом 11 раз, причём каждый раз в другой форме. Таким образом, исключается механическое заучивание материала, обеспечивается реализация шаталовского принципа многократного вариативного повторения.
На последующих уроках учитель уделяет несколько минут устному опросу учеников по опорной схеме у доски, обеспечивая тем самым необходимую частоту повторения данного материала.
Со временем даже самые слабо подготовленные ученики приобретают устойчивое умение высказываться по теме. Опорные лексико-семантические схемы служат хорошим подспорьем ученикам при подготовке к экзаменам; повторить, вспомнить по схемам пройденный материал не представляет особого труда. Опорные схемы помогают также организовать отработку диалогов в сменных парах (учащиеся встают в два ряда, друг против друга, затем один ряд смещается в сторону, с последнего места ученик переходит на первое, пары поменялись, а значит изменилась ситуация, диалог уже будет звучать по-другому).
Приведу примеры лексико-семантических опорных схем по темам «Знакомство», «Домашнее животное» для начального этапа обучения.
- « Faisons connaissance ! »
Je m’appelle ... . J’ai ... ans. Je vais à l’école №… . Je suis en... . J’habite Pouchkino. Ma famille est (n’est pas) grande. Nous sommes 5 : ma mère , mon père, ma grand- mère, mon frère et moi . Ma mère s’appelle ... .(Mon père s’appelle ...) . Ma mère a ... ans. (Mon frère a ... ans). Ma mère est
médecin (ingénieur, économiste, comptable, juriste…). Elle est bonne et belle.
Elle aime lire. Ma famille est unie. J’aime beaucoup ma famille.
- «Mon petit chien.»
J’ai un chien (un chat, une tortue , un perroquet ...). Il s’appelle ... Il est petit. Il a ...ans. Il est brun et blanc. Son nez est noir. Ses yeux (ses pattes, ses dents...) sont aussi noirs. Il dort sur son tapis. Je promène mon chien chaque jour. Il court très vite après les oiseaux. Il aime jouer à la balle. Il mange de la viande et du saucisson. Il boit du lait et de l’eau. Mon chien est très brave, sympa , bon et un peu drôle . J’aime beaucoup (j’adore ) mon chien.
- « Faisons connaissance ! »
- «Mon petit chien.»
Литература
1. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. Просвещение, М., 1987.
2. Шаталов В.Ф. Педагогическая проза. Просвещение, М., 1980.
3. Жинкин Н.И. Механизм речи. Просвещение, М., 1968.
4.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. АСТ Астрель, М. , 2008.
5.Пассов В.П. Методика преподавания иностранных языков. Просвещение, М., 1991.
6.Меньяр-Белоручев М.И. Методика преподавания французского языка. Просвещение, М.,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Вегегтативные органы растения", 6класс
презентация к конспекту урока-зачета "Вегегтативные органы растения", 6 класс; презентация содержит задания к практической части урока....
Урок-проект"Басня как литературный жанр ",6класс.Классный час"Начи своё сердце добру"
Работа проводилась с учащимися 6 класса.Использовались материалы,исследованные учащимися по данной теме.Работа велась в группах.Дети занимались увлеченно,им было интересно узн...
Урок ИЗО 6класс"Мировое древо"
Познакомить учащихся с преданиями русского народа о древе жизни. Формирование навыков: Графического изображения Применение на практике навыков изображения животных и растений. Совершенствовать с...
Лабораторная работа потеме "Координатная плоскость" 6класс
Цель работы: построение фигур по точкам с данными координатами...
НОК и НОД 6класс по учебнику Виленкина
Урок -закрепление с презентацией...
Урок + презентация "В какой магазин вы пойдёте?" 6класс.
Показать насколько широко применяется понятие процента, и умение считать проценты - это полезно!...
Конспект урока. Тема: «Австралия» (6класс)
Урок обобщения с использованием технологии критического мышления....
Комментарии
Спасибо за Вашу статью,
Спасибо за Вашу статью, Галина Ильинична! Сама несколько лет в 90-е работала по опорным конспектам. Удивилась, что есть единомышленник по французскому))) А в старших классах применяете эту методику? Спасибо.