Практическая направленность уроков физики в формировании готовности школьников к фермерскому труду
статья по физике (9 класс) на тему

Беседина Антонина Николаевна
Готовность школьников трудиться в сельскохозяйственном производстве формируется на основе познавательного интереса к фермерскому труду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая  направленность уроков физики в формировании готовности школьников к фермерскому труду

        Готовность школьников трудиться в сельскохозяйственном производстве формируется на основе познавательного интереса к фермерскому труду. Важную роль в этом играет усиление практической направленности преподавания школьных предметов и воспитывающего характера обучения. На уроках физики можно в комплексе решать следующие воспитательные задачи: осознание учащимися роли и значения фермерства в жизни общества, понимание ими значимости сельскохозяйственных профессий, их престижности; воспитание любви к природе своего края, селу, глубокого уважения к труженикам-односельчанам; нравственное воспитание школьников на достойном примере лучших людей села; осознание учащимися значимости овладения основами наук для квалифицированной работы в сельскохозяйственном производстве; воспитание бережного отношения к природе, технике, результатам трудовой деятельности.

         С использованием различных сельскохозяйственных машин учащиеся знакомятся, начиная с 7 класса. На уроке по теме «Скорость» полезно ознакомить учащихся со скоростями различных сельхозмашин, скоростями выполнения различных сельскохозяйственных работ (вспашки, боронования, посева и др.). При изучении темы «Измерение физических величин» учащиеся встречаются с инструментами, применяемыми в сельском хозяйстве: мерной саженью, бороздомером, штангенциркулем, микрометром. Во время экскурсии в ремонтные мастерские они знакомятся и с другими инструментами и  приспособлениями, дающими высокую точность измерений, ускоряющими процесс контроля и улучшающие качество ремонта, такими как концевые и угловые плитки, щупы, калибры, измерительные головки, угломеры и другие. Изучение физических основ движения тел на материале фермерского производства позволяет учащимся обобщить свои знания и применить их, наблюдая за работой сельхозмашин. Так, учащиеся 7 класса, зная сущность явления инерции, находят интересные примеры использования этого явления в технике (работе зернового метателя, воздухоочистителя тракторных и автомобильных двигателей). Они прекрасно понимают необходимость использования специальных устройств, влияющих на равномерность хода машин. Например, зерно обмолачивают в различных молотилках, основной частью которых является барабан, частота вращения которого свыше 1300 об/мин. Его зубья ударяют по колосьям и вымолачивают зерно. Стальной барабан молотилки имеет большую массу и, приведенный в движение, может некоторое время вращаться по инерции. Стебли подаются в молотилку неравномерно, и периодически наступающая перегрузка ее преодолевается за счет инерции барабана, который работает в основном с постоянной частотой вращения.

        Большую роль в системе учебной деятельности, направленной на развитие интереса к фермерскому труду и технике, отводится решению задач производственного содержания. Например, задачи на расчет работы и мощности машин при работах в поле, задачи на комплектование агрегатов, на расчет ширины захвата и тягового сопротивления плуга, дисковой бороны, сенокосилки, на расчет площади полей и другие. При этом учащиеся используют данные о сельскохозяйственной технике, обращаются к справочной технической литературе. Все это способствует осознанному усвоению учащимися прикладного материала, расширяет их политехнический кругозор.

        Взаимосвязь преподавания физики, математики, биологии, трудового обучения является необходимым средством совершенствования политехнических знаний, умений и навыков, улучшающим подготовку учащихся сельских школ к фермерскому труду. Учителям предметникам необходимо согласовывать содержание межпредметных связей, а также пути и средства их реализации. При выборе приемов работы по реализации межпредметных связей желательно отдавать предпочтение их активным формам: обобщающие уроки, уроки-конференции, интегрированные уроки и другие. Так, при проведении в 10 классе обобщающего урока по теме «Применение и учет деформации в технике» учитель физики дает задание учащимся: используя знания по основам механизации, назвать те детали современных тракторов, которые испытывают в процессе работы разные деформации, сопротивляясь колоссальным нагрузкам и давлению, выдерживая длительные перегрузки. Учащиеся излагают и обсуждают результаты самостоятельной работы, выполненной на уроках трудового обучения, по наблюдению характера и причин износа цилиндров, поршней, подшипников; сообщают, каким видам деформации они подвергались. Кроме того, учащиеся обсуждают вопросы типа:

  • Для каких деталей тракторов требуются высокопластичные металлы и почему?
  • Почему сплавы (чугун, бронза, сталь0 меньше подвержены пластическим деформациям, чем чистые металлы?
  • Покрытие чугунных колец поршня двигателя хромом повышает износостойкость цилиндра и обеспечивает лучшее прилегание его к стенкам цилиндра. Почему?

      К уроку готовятся 2-3 реферата по данной теме с привлечением знаний о тракторах.

           Изучение тепловых двигателей в 10 классе можно закончить проведением конференции «Применение тепловых двигателей и охрана природы». К конференции учащиеся готовят небольшие сообщения по темам: «Использование тепловых двигателей в сельхозмашинах», «История механизации села», «Современные сельхозмашины и охрана природы». На такую конференцию можно пригласить механизаторов-односельчан, фермеров района. Знакомство школьников с трудовой жизнью фермерского хозяйства, его успехами и достижениями способствует формированию устойчивого интереса к сельскохозяйственным профессиям и фермерскому труду.

        При изучении темы «Давление жидкостей и газов» (7 кл.) учащиеся с интересом узнают о проявлении и применении давления в сельском хозяйстве. Они знакомятся с устройством и работой гидравлических подъемников и тормозов, пневматической установкой подачи кормов и удаления навоза, доильной установкой на фермах, с заправкой сельхозмашин, с работой опрыскивателя для борьбы с вредителями, получают практические навыки работы с молокомером и лактометром. Поскольку ученики, родители которых трудятся на животноводческой ферме, часто помогают родителям по работе, то им даются соответствующие задания, и они с интересом участвуют в беседе и выступают с рассказом о выполнении задания исследовательского характера. Учитель при этом обращает внимание класса на значимость профессии животновода на селе.

         Очень часто учащиеся затрудняются самостоятельно обобщать и применять знания из нескольких предметов. Интегрированные уроки помогают учащимся создать целостное восприятие предметов, явлений, процессов. Например, по теме «Свет. Световые явления» (8 кл.) можно провести интегрированный урок физики, биологии, трудового обучения, на котором учащиеся, знакомясь с источниками света, с ролью  света в жизни человека, животных и растений, узнают о применении световых явлений в сельском хозяйстве. С интересом обсуждают учащиеся особенности цветового зрения пчел и их практическое значение при окраске ульев, дрессировке пчел. С применением света в сельском хозяйстве знакомит учащихся учитель технологии. Опираясь на свои знания по биологии, учащиеся убеждаются, что главная задача растениеводства сводится к наибольшему использованию света и солнечной энергии. Учащиеся узнают об обработке семян  и облучении их импульсами концентрированного света с целью повышения урожайности культур и увеличения содержания белков в сельскохозяйственной продукции. О применении теплиц в домашних подсобных хозяйствах знает каждый ученик, и поэтому все активно участвуют в обсуждении вопроса об их назначении, устройстве и использовании. Понимая роль и значение физических законов для сельского хозяйства, учащиеся убеждаются, что создание и внедрение в практику фермерского хозяйства приборов и средств автоматизации позволит увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции и сделает труд земледельца легким, интересным, красивым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы учащихся на уроках физики по формированию предметной и исследовательской компетенции.

Статья содержит рекомендации по организации деятельности учащихся на уроках физики при использовании технологии исследовательского обучения, ИКТ, применении тестового контроля....

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках физики, для формирования ключевых компетенций обучающихся....

Формирование готовности школьников с особыми образовательными потребностями к сознательному профессиональному выбору

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» отмечается, что особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и у...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики для формирования образовательной среды в условиях ФГОС

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов являетсяориентация на результат образования. Образовательные результаты,выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны сус...

Уроки физики и формирование здорового образа жизни учащихся.

На уроках физики вопросам сохранения здоровья уделяется достаточное внимание. Важно, чтобы дети задумывались о своем здоровье не потому, что к этому призывает учитель или ребенок испытывает недомогани...

Уроки физики и формирование ЗОЖ

Один из важнейших факторов здоровья - это организация учебной деятельности...

Формирование готовности школьников к безопасному поведению в повседневной жизни

В статье приведены методические рекомендации по формированию готовности школьников к безопасному поведению в повседневной жизни, которые могут быть использованы в работе учителей ОБЖ как в урочной, та...