Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему
Рабочая программа по физике 9 класс заочное обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_9_klasszaochnoe.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебная программа по физике для 9 класса составлена на основе:
- примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина,
-федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2009 г.;
-учебного плана МБОУ «Новомарьясовская СОШ-И» на 2015-2016 учебный год.
-федерального перечня учебников ,рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 уч.год..
Программа общего образования составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования и рассчитана на 19 часов во втором полугодии (1 час в неделю).Темы, попадающие на актированные дни и праздничные, планируется изучать за счет объединения более легких тем. Предмет физика входит в образовательную область «естествознание».
Физика – фундаментальная наука, имеющая своей предметной областью общие закономерности природы во всем многообразии явлений окружающего нас мира. Физика – наука о природе, изучающая наиболее общие и простейшие свойства материального мира. Она включает в себя как процесс познания, так и результат – сумму знаний, накопленных на протяжении исторического развития общества. Этим и определяется значение физики в школьном образовании. Физика имеет большое значение в жизни современного общества и влияет на темпы развития научно-технического прогресса.
Учебная программа по физике для основной общеобразовательной школы составлена на основе обязательного минимума содержания физического образования.
В задачи обучения физике входят:
- развитие мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
- овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению. Программа охватывает материал всех основных разделов курса физики; обеспечивает доступность изучаемого материала; обеспечивает преемственность с пропедевтическим курсом естествознания, взаимодействует с параллельно изучаемыми предметами (химия, биология, математика, география), включает проблемы экологии и отношения человека с природой и техникой. Сопутствующие межпредметные связи – это связи, учитывающие тот факт, что ряд вопросов и понятий одновременно изучается как по физике, так и по другим предметам (например, понятие о векторе почти одновременно дается в курсе геометрии и физики; понятие о звуке изучается в физике, а органы слуха – в биологии и др.) Перспективные межпредметные связи используются, когда изучение материала по физике опережает его применение в других предметах (например, понятие о строении атома в физике изучается раньше, чем в курсе химии); в этом случае учитель химии опирается на знания, полученные на уроках физики. Понятие о материи (вещество и поле) в курсе физики изучается, а учитывается при изучении курса обществоведения.
Содержание программы.
I. Механические колебания и волны. Звук (2 ч)
Звуковые волны. Скорость звука. Высота и громкость звука. Эхо.
II. Электромагнитное поле (8 ч)
Однородное и неоднородное магнитное поле.
Направление тока и направление линий его магнитного поля. Правило буравчика.
Обнаружение магнитного поля. Правило левой руки.
Индукция магнитного поля Магнитный поток. Электромагнитная индукция.
Генератор переменного тока. Преобразования энергии в электрогенераторах. Экологические проблемы, связанные с тепловыми и гидроэлектростанциями.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Скорость распространения электромагнитных волн. Электромагнитная природа света.
Фронтальная лабораторная работа.
Изучение явления электромагнитной индукции.
III. Строение атома и атомного ядра (9 ч)
Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Альфа-, бета и гамма-излучения.
Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома.
Радиоактивные превращения атомных ядер.
Протонно-нейтронная модель ядра. Зарядовое и массовое числа.
Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. Сохранение зарядового и массового чисел при ядерных реакциях.
Энергия связи частиц в ядре. Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Излучение звёзд. Ядерная энергетика. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Методы наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике. Дозиметрия.
Фронтальные лабораторные работы.
Изучение деления ядра урана по фотографии треков.
Демонстрации.
- Взаимодействие постоянных магнитов.
- Расположение магнитных стрелок вокруг прямого проводника и катушки с током.
- Действие магнитного поля на ток.
- Движение прямого проводника и рамки с током в магнитном поле.
- Электромагнитная индукция.
- Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
- Модель опыта Резерфорда.
- Наблюдение треков частиц в камере Вильсона.
- Устройство и действие счетчика ионизирующих частиц.
4.Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса физики учащиеся должны
знать и понимать смысл понятий:
-волна, колебания, строение атома и атомного ядра.
-смысл физических величин: частота, период колебаний, длинна и скорость волны.
-смысл физических законов: радиоактивных превращениях ядер.
уметь:
-описывать и объяснять физические явления: электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн, ядерные реакции.
-использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.
-представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы.
-представить примеры практического использования физических знаний.
-решать задачи на применения изученных физических законов.
- осуществлять самостоятельный поиск информации.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Контроль уровня обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | Вид занятий (количество часов) | |
Лабораторные работы | Контрольные работы | |||
1 | Механические колебания и волны. Звук | 2 | 0 | 0 |
2 | Электромагнитное поле | 8 | 1 | 1 |
3 | Строение атома и атомного ядра | 9 | 1 | 1 |
Список литературы для учителя
- Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные работы по физике. Изд. Просвещение. 2009
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа.2011
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009
- Шевцов В.А. тесты по физике для 7-11 классов. Волгоград 2008
Список обязательной литературы для ученика
- Перышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник по физике для 9 класса. Изд. Дрофа. 2011
- Перышкин А.В. Сборник задач по физике 7-9 классов. Изд. Экзамен 2009
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол- во ча- сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Эксперимент | Вид контроля, измерители | Дата | ||||||||||||||
План | Факт | |||||||||||||||||||||
Механические колебания и волны (2 часа) | ||||||||||||||||||||||
1. | Распространение звука. Скорость звука. | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Распространение звука. Скорость звука. | Знать и уметь объяс- нить особенности распространения звука в различных средах | Демонстрация ус- ловий распростра- нения звука | Беседа по вопросам | |||||||||||||||
2. | Отражение звука. Звуковой резонанс. | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Отражение звука. Звуковой резонанс. | Знать особенности поведения звуковых волн на границе раз- дела двух сред, уметь объяснить | Наглядные пособия | Самостоя- тельная работа (реше- ние типовых задач) | |||||||||||||||
Электромагнитное поле (8 часов) | ||||||||||||||||||||||
3. | Магнитное поле. Графическое изоб- ражение магнитно- го поля | 1 | Урок изучения нового материала | Магнитное поле. Графическое изоб- ражение магнитно- го поля | Знать понятие «маг- нитное поле». Понимать структуру магнитного поля, уметь объяснять на примерах графиков и рисунков | Демонстрация действия магнит- ного поля на маг- нитную стрелку | Решение ка- чественных задач | |||||||||||||||
4. | Действие магнит- ного поля на про- водник с током. Индукция магнит- ного поля | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Действие магнит- ного поля на про- водник с током. Индукция магнит- ного поля | Знать силу Ампера, силу Лоренца (физи- ческий смысл). Знать силовую ха- рактеристику магни- тного поля - индукцию | Демонстрация взаимодействия двух параллель- ных проводников с током, действия постоянного маг- нита на проводник с током | Самостоя- тельная работа | |||||||||||||||
5. | Решение задач | 1 | Урок за- крепле- ния зна- ний | Количественная ха- рактеристика магни- тного поля | Уметь решать задачи на применение силы Ампера, силы Лорен- ца | Сборники задач | Решение типовых задач | |||||||||||||||
6. | Магнитный поток. Явление электро- магнитной индук- ции | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Магнитный поток. Явление электро- магнитной индук- ции | Знать понятия: маг- нитный поток, элект- ромагнитная индук- ция; написать фор- мулы и объяснить | Демонстрация электромагнитной индукции | Беседа по вопросам | |||||||||||||||
7. | Лабораторная рабо- та «Изучение явления электро- магнитной индук- ции» | 1 | Урок- практикум | Явление электромаг- нитной индукции | Знать: - понятие «электро- магнитная индукция»; - технику безопас- ности при работе с электроприборами | Лабораторное обо- рудование: набор по электричеству, амперметры, на- бор прямых маг- нитов | Оформление работы | |||||||||||||||
8. | Получение переме- нного электричес- кого тока. Электро- магнитное поле | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Получение переме- нного электричес- кого тока. Электро- магнитное поле | Знать способы полу- чения электрическо- го тока. Уметь объ- яснить. Знать понятие «элек- тромагнитное поле» и условия его сущес- твования | Демонстрация по- лучения перемен- ного тока при вра- щении витка в магнитном поле, устройства генера- тора | Самостоя- тельная ра- бота ра | |||||||||||||||
9. | Электромагнитные волны. Шкала элек- тромагнитных волн. Электромагнитная природа света | 1 | Урок изучения нового материала | Электромагнитные волны. Шкала элек- тромагнитных волн. Электромагнитная природа света | Понимать механизм возникновения элек- тромагнитных волн. Знать зависимость свойств излучений от их длины, приво- дить примеры Знать историческое развитие взглядов на природу света | Наглядные пособия | Беседа по вопросам. Решение ка- чественных задач | |||||||||||||||
10. | Контрольная рабо- та по теме «Электромагнитное поле» | 1 | Урок контроля и оценивани- вания знаний | Электромагнитное поле | Систематизация зна- ний по теме | Контрольно-изме- рительные мате- риалы по теме «Электромагнит- нитное поле» | Контрольная работа | |||||||||||||||
Строение атома и атомного ядра, использование энергии атомных ядер (9 часов) | ||||||||||||||||||||||
11. | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Строение атома. Схема опы- тов Резерфорда. Ра- диоактивные прев- ращения атомных ядер | 1 | Урок изучения нового материала | Радиоактивность как свидетельство сложного строения атома. Строение атома. Схема опы- тов Резерфорда. Ра- диоактивные прев- ращения атомных ядер | Знать альфа-, бета-, гамма-лучи (природа лучей). Знать строение ато- ма по Резерфорду, показать на моделях. Знать природу ради- оактивного распада и его закономернос- ти | Демонстрация мо- дели опыта Резер- форда | Беседа по вопросам | |||||||||||||||
12. | Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц. Открытие протона и нейтрона | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Эксперименталь- ные методы регист- рации заряженных частиц. Открытие протона и нейтрона | Знать современные ме- тоды обнаружения и исследования заряжен- ных частиц и ядерных превращений. Знать историю откры- тия протона и нейтрона | Наблюдение тре- ков частиц в каме- ре Вильсона. Де- монстрация уст- ройства и дейст- вия счетчика ионизирующих излучений. Наг- лядные пособия | Тест | |||||||||||||||
13. | Состав атомного ядра. Ядерные силы | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Состав атомного ядра. Ядерные силы | Знать строение ядра атома, модели | Наглядные пособия | Физический диктант | |||||||||||||||
14. | Энергия связи. Де- фект масс. | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Энергия связи. Де- фект масс. | Знать понятие « проч- ность атомных ядер». Уметь решать задачи на нахождение энергии связи и дефект масс | Наглядные пособия | Самостоя- тельная работа | |||||||||||||||
15. | Деление ядер урана. Цепная реакция | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Деление ядер урана. Цепная реакция | Понимать механизм деления ядер урана | Наглядные пособия, справоч- ная литература | Самостоя- тельная работа | |||||||||||||||
16. | Ядерный реактор. Атомная энергетика | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Ядерный реактор. Атомная энергетика | Знать устойство ядер- ного реактора. Знать преимущества и недостатки атомных электростанций | Наглядные пособия, справоч- ная литература | Беседа | |||||||||||||||
17. | Лабораторная рабо- та «Изучение де- ления ядра урана по фотографии треков» | 1 | Урок- практикум | Изучение деления ядер урана по фото- графии треков | Приобретение навыков при работе с оборудо- ванием | Лабораторное обо- рудование | Оформление работы, вывод | |||||||||||||||
18. | Термоядерные реак- ции. Биологическое действие радиоак- тивных излучений | 1 | Комби- ниро- ванный урок | Термоядерные реакции. Биологическое действие радиоак- тивных излучений | Знать условия пртека- ния, применение тер- моядерной реакции. Знать правила защиты от радиоактивных излучений | Наглядные пособия, справоч- ная литература | Беседа | |||||||||||||||
19. | Контрольная рабо- та по теме «Строение атома и атомного ядра» | 1 | Урок контроля и оцени- вания знаний | Строение атома и атомного ядра | Уметь решать задачи по теме «Строение атома и атомного ядра» | Контрольно-изме- рительные мате- риалы по теме «Строение атома и атомного ядра» | Контрольная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...