Разработка урока по теме "Плотность вещества", 7 класс
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему
Урок по формированию понятия плотности с использованием алгоритма изучения физической величины представлен технологической картой,презентацией и самостоятельными работами по актуализации знаний и закреплению нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_po_teme_plotnost_veshchestva.doc | 327.5 КБ |
plotnost_veshchestva_k_uroku.ppt | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики по теме "Плотность вещества"
Цели урока:
Деятельностная: создать условия для актуализации познавательной деятельности учащихся с помощью технологий проблемного обучения и исследовательской деятельности.
Предметно-дидактическая: сформировать понятие новой физической величины - плотность, рассмотреть её характеристики (определение, формулу для вычисления, единицы измерения, способы измерения).
Предполагаемые результаты обучения.
Предметные: знают определение плотности и формулу для ее расчета, объясняют различие в плотности с точки зрения молекулярного строения вещества, приводят примеры, иллюстрирующие зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества.
Метапредметные: наблюдают, размышляют, сравнивают, делают выводы о зависимости между массой, объёмом и плотностью вещества; работают с табличной информацией, в микрогруппах.
Личностные: управляют своей познавательной деятельностью, формируют культуру общения.
Тип урока:
По ведущей цели: изучения нового материала.
По содержанию: межпредметный (фрагментарный).
По ведущему методу обучения: проблемный.
Методы обучения: эвристическая беседа, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму.
Средства обучения: учебники, компьютерная техника, презентация, дидактические материалы, демонстрационные материалы.
Технологическая карта урока
Название этапа урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Организационный момент (2 мин.). Цель: обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на уроке и психологически приготовить учащихся к общению и предстоящему занятию | Презентация к уроку. «Друзья мои! Сегодня на уроке с вами Должны добыть мы знаний и немалых. Запомните: процесс учения тогда успешен, Когда в нём личный вклад замешен. Идею выдвини, задай вопрос, И не сиди, повесив нос!» | Встают. Приветствуют учителя. Удобно располагаются. |
«А для оценивания ваших знаний мы будем использовать оценочные листы, которые находятся у вас на столах.» Приложение 1. «Укажите в своих оценочных листах ваше настроение на начало урока.» | Работа с оценочными листами. | |
2. Мотивация (2 мин.). Цель: поднять мотивацию учащихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого ученика при решении учебно-познавательных задач. | Постановка проблемы. «Перед вами деревянный брусок. Определите его массу с помощью линейки.» «Да, что-то ничего не получается?» «Чтобы решить эту задачу вам придётся потрудиться: вспомнить, что вы уже знаете о строении вещества, массе и объёме тела, а так же найти новые величины, которые позволят определить вам массу тела с помощью линейки.» | Высказываются предположения. |
3. Актуализация и проверка знаний учащихся (5 мин). Цель: обобщить знания учащихся по теме "Строение вещества. Масса тела. Объем" и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы учащихся. | «Я предлагаю вам выполнить самостоятельную работу по вариантам. Это нам поможет лучше разобраться в новой теме.» Раздает каждому ученику свой вариант и листочки для выполнения теста. Тест. Приложение 2. «Ребята, давайте с вами проверим, как вы справились с работой, и оценим сами себя. Для этого нам нужно сравнить ваши ответы с правильными. Полученную оценки поставить в оценочный лист.» Учитель комментирует ответы и отвечает на вопросы, если они возникли у учащихся. | Отвечают на вопросы теста. Ученики проверяют ответы, сравнивая их с правильными ответами на слайде. Выставляют оценки за работу с тестами в оценочные листы. |
4. Определение темы и целей урока (7 мин). Цель: с помощью экспериментальных заданий сформулировать тему урока. | «Перед вами цилиндры, у которых вы на лабораторной работе определяли массу. Одинаковой ли она была у разных цилиндров? А размеры цилиндров? Их объем?» | Ответы учащихся. |
«Проверим массу (поставить цилиндры на чаши весов). Одинаковы массы?» | 1 группа сравнивает массу цилиндров. Нет. Одна чаша перевешивает другую. | |
«Почему тела одинакового объема имеют разную массу?» | Рассуждения учащихся | |
«А теперь еще один опыт. На столе различные вещества разных объёмов. Одинаковая ли у них масса? (сравнивается масса на рычажных весах). Почему?» | 2 и 3 группы сравнивают массы на рычажных весах. «Они сделаны из разного материала.» | |
Что различного в этих рисунках? | Расположение частиц, укладка, упаковка, плотность. | |
«Итак, мы подошли к теме нашего урока. Какова тема нашего урока?" «Плотность вещества" (Слайд 8). | Называют тему и записывают тему урока в тетрадях. | |
Какова цель урока? Да, познакомиться с новой физической величиной – плотностью и рассмотреть ее характеристики. | Рассуждения учеников. | |
5. Изучение нового материала (15 мин). Цель: Определить, что такое плотность вещества; установить зависимость между массой, объёмом и плотностью вещества. | Вспомните, план изучения физической величины. (Он лежит у вас на столе.)Приложение 4 (Слайд №9). Так что же такое плотность вещества? Тела объемом 1 м3 каждое, изготовленные из разных веществ, Имеют разные массы. Так, алюминий объемом 1 м3 имеет массу 2700 кг, свинец такого же объема (1 м3) имеет массу 11300 кг. | Ответы учащихся, и сравнение их ответов с планом, изображённом на слайде. Рассуждения учеников. |
«Давайте запишем физический смысл плотности вещества: плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в единице объёма: 1 м3 (или 1 см3)» (Слайд10). | Записи в тетрадях. | |
«Рассмотрим пример. Мраморная плита имеет объем 2 м3, а ее масса равна 5400 кг. Определите плотность мрамора.» «1 м3 будет иметь массу в 2 раза меньшую, т.е. 5400:2=2700 кг Значит, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м3. Чтобы найти плотность вещества, надо массу тела разделить на его объем.» | Рассуждения учеников. | |
« Отсюда вытекает определение плотности. Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему» | Записи в тетради. | |
Плотность вещества обозначается греческой буквой ρ (ро). Тогда как это определение можно записать математически? Каковы единицы измерения плотности вещества? [ρ] = [кг/м3] – в системе СИ, а еще могут быть [ρ] = [г/см3] | Рассуждения учеников. Записи в тетради. | |
Запомните схему расчёта плотности, массы и объёма (Слайд11). | Записи в тетради. | |
Каким образом можно измерить массу, объём и плотность вещества? | Ответы учащихся. | |
Ещё существует специальный прибор для измерения плотности вещества. Он называется ареометром. Показать принцип его действия. (Слайд15). Определите плотность воды, солевого и сахарного растворов. | 4, 5 и 6 группы определяют плотность жидкостей с помощью ареометра. | |
Плотности веществ определены практически для всех веществ и внесены в специальные таблицы. Пример. Плотность алюминия 2700 кг/м3. Это значит, что масса 1 м3 алюминия равна 2700 кг. Что значит, плотность меди 8900 кг/м3? Вопросы. 1. Какое твердое тело имеет минимальную плотность? (Пробка) 2. Плотность этого газа самая большая. (Хлор) 3. Плотность этих веществ - 800 кг/м3 (Керосин, спирт, нефть) 4. Какой газ имеет самую маленькую плотность? (Водород) 5. Плотность этого вещества самая большая в таблице. (Осмий) 6. Плотность этой жидкости самая большая. (Ртуть) 7. Плотность этого твердого тела такая же, как у льда. (Парафин) | Работа с таблицами (стр. 50-51 учебника). | |
Почему плотности веществ представлены в трех таблицах? Различные вещества, находясь в различных агрегатных состояниях, обладает разной плотностью, так как строение и свойства этих состояний различны. Плотность зависит от внутреннего строения вещества, массы отдельных молекул и их расположения. Она не зависит от массы и объема тела. | Рассуждения учащихся. | |
Если рассматривать одно и то же вещество в разных агрегатных состояниях, то мы увидим, что плотность его будет разной! Обычно твердые тела тонут в своих расплавах. Например, кусок сливочного масла утонет в топленом масле, железный гвоздь тонет в расплавленном железе. При переходе вещества в газообразное состояние его плотность уменьшается примерно в 1000 раз (см. таблицу плотностей газов). НО, НЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Иначе все водоемы зимой наполнялись бы льдом ,и в них не могли бы существовать живые организмы. Самую большую плотность вода имеет при температуре 40 С. | Рассуждения учащихся. Сравнивают плотности. | |
Мы не ответили на последний пункт плана. На него вы дома найдете ответ самостоятельно, используя учебник и Интернет. | ||
Оцените свою работа на этом этапе урока. | Работа с оценочным листом. | |
6. Первичное закрепление темы (2 мин). Цель: первичное закрепление знаний учащихся в процессе решения проблемного вопроса. | В начале урока было дано задание: определить массу деревянного бруска с помощью линейки. | Рассуждения учащихся. |
7. Закрепление знаний учащихся (6 мин.) Цель: закрепить в памяти учащихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а так же при выполнении экспериментальных заданий. | Выполните тест № 2, сделайте взаимопроверку, выставите себе оценки в оценочный лист. | Выполняют тест, делают взаимопроверку, выставляют себе оценки в оценочный лист. |
8. Рефлексия (4 мин). Цель: - подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали учащиеся - т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность; - эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. | Рефлексия деятельности:(Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: (Слайд 19) сегодня я узнал: было интересно: было трудно: я почувствовал, что: я приобрел: я научился: я смог: я попробую: меня удивило: урок дал мне для жизни: | Ответы учеников. |
Рефлексия чувств, настроения, эмоций: Менялось ли ваше настроение, эмоции, чувства? Если менялись, то почему? | Ответы учеников. | |
Рефлексия оценки: Теперь вам необходимо оценить свои достижения на этом уроке. Заполните свои оценочные листы. Оцените свое настроение на конец урока. | Заполняют оценочные листы | |
9. Домашнее задание (2 мин). Цель: сообщить учащимся о домашнем задании и разъяснить методику его выполнения. | (Слайд20) § 21, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1,2,3,4). Пункт 6 плана. | Записи в дневниках. |
Ребята я хочу сказать, что вы молодцы! Мы вместе успели за урок очень много. Спасибо, ребята, за урок! Удачи в изучении физики! (Слайд №22) |
Приложение 1
Оценочный лист
Фамилия, имя _______________________________________________
Шкала настроения
Раздражён | Встревожен | Безразличен | Спокоен | Радостно восхищён |
Задания | Баллы (5-ти бальная система) |
1. Тест №1 | |
2. Экспериментальная работа | |
3. Работа с таблицей плотностей | |
4. Тест №2 | |
5. Активность на уроке | |
Оценка за урок (средний балл) |
Рефлексия:
- Все ли у вас получилось?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
Моё настроение в конце урока
Приложение 2
Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»
Вариант 1
1. Молекула — это ...
а) ...частица вещества.
б)... кусочек вещества.
в)... маленькая частица.
г) ... наименьшая частица того или иного вещества.
2. Одинаковы ли частицы, из которых состоят одни и те же вещества?
а) Различаются размером.
б) Одинаковы.
в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.
г) Отличаются.
3. Каким прибором измеряют массу тела?
а) Мензуркой в) Весами.
б) Рулеткой г) Секундомером.
4. Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее масса в килограммах?
а) 6 кг. в) 0,06 кг.
б) 0,6кг. г) 0,006 кг.
5. В каких единицах измеряется объем в Международной системе СИ?
а) в м3 в) в м2
б) в см3 г) в дм3
Вариант 2
1. Вещества состоят из частиц. Почему же сделанные из них тела кажутся сплошными?
а) Потому что они расположены вплотную друг к другу.
б) Потому что они занимают весь внутренний объем тела.
в) Потому что промежутки между ними так малы, что не различимы глазом.
г) Потому что они малы.
2. Одинаковы ли молекулы разных веществ?
а) Одинаковы.
б) Различаются размером, составом, свойствами.
в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.
г) Среди ответов нет верного.
3. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?
а) Числом атомов в) Свойствами.
б) Размером. г) Ничем.
4.Объем тела составляет 2 дм3. Каков объем тела в м3?
а) 0,002 м3 в) 0,2 м3
б) 2 м3 г) 0,02 м3
5.Основная единица массы в СИ - это...
а) ...миллиграмм (мг). в) ...килограмм (кг).
б) ...грамм (г). г) ...тонна (т).
Ключи к тесту
№ вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 вариант | г | б | в | б | а |
2 вариант | в | б | г | а | в |
Оценочный лист
Фамилия, имя ______________________________________________
Шкала настроения
Раздражён | Встревожен | Безразличен | Спокоен | Радостно восхищён |
Задания | Баллы (5-ти бальная система) |
1. Тест №1 | |
2. Экспериментальная работа | |
3. Работа с таблицей плотностей | |
4. Тест №2 | |
5. Активность на уроке | |
Оценка за урок (средний балл) |
Рефлексия:
- Все ли у вас получилось?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
Моё настроение в конце урока
Оценочный лист
Фамилия, имя ______________________________________________
Шкала настроения
Раздражён | Встревожен | Безразличен | Спокоен | Радостно восхищён |
Задания | Баллы (5-ти бальная система) |
1. Тест №1 | |
2. Экспериментальная работа | |
3. Работа с таблицей плотностей | |
4. Тест №2 | |
5. Активность на уроке | |
Оценка за урок (средний балл) |
Рефлексия:
- Все ли у вас получилось?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Довелось ли вам в полной мере реализовать свои возможности, применить полученные знания?
Моё настроение в конце урока
Памятка
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
Памятка
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
Памятка
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
Памятка
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
Памятка
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
Памятка
План изучения физической величины
1.Что показывает физическая величина?
2.Определение величины
3.Обозначение
4.Формула
5.Единицы измерения физической величины
6.Практическое значение или применение.
Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»
Вариант 1
1. Молекула — это ...
а) ...частица вещества.
б)... кусочек вещества.
в)... маленькая частица.
г) ... наименьшая частица того или иного вещества.
2. Одинаковы ли частицы, из которых состоят одни и те же вещества?
а) Различаются размером.
б) Одинаковы.
в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.
г) Отличаются.
3. Каким прибором измеряют массу тела?
а) Мензуркой в) Весами.
б) Рулеткой г) Секундомером.
4. Масса коробки конфет равна 600 г. Какова ее масса в килограммах?
а) 6 кг. в) 0,06 кг.
б) 0,6кг. г) 0,006 кг.
5. В каких единицах измеряется объем в Международной системе СИ?
а) в м3 в) в м2
б) в см3 г) в дм3
Самостоятельная работа «Строение вещества. Масса тела»
Вариант 2
1. Вещества состоят из частиц. Почему же сделанные из них тела кажутся сплошными?
а) Потому что они расположены вплотную друг к другу.
б) Потому что они занимают весь внутренний объем тела.
в) Потому что промежутки между ними так малы, что не различимы глазом.
г) Потому что они малы.
2. Одинаковы ли молекулы разных веществ?
а) Одинаковы.
б) Различаются размером, составом, свойствами.
в) Иногда одинаковы, а иногда различаются.
г) Среди ответов нет верного.
3. Чем отличаются молекулы воды от молекул пара?
а) Числом атомов в) Свойствами.
б) Размером. г) Ничем.
4.Объем тела составляет 2 дм3. Каков объем тела в м3?
а) 0,002 м3 в) 0,2 м3
б) 2 м3 г) 0,02 м3
5.Основная единица массы в СИ - это...
а) ...миллиграмм (мг). в) ...килограмм (кг).
б) ...грамм (г). г) ...тонна (т).
Тест по теме «Плотность»
Вариант 2
1. Чтобы определить плотность вещества, надо ...
а) его массу разделить на объем
б) его объем разделить на массу.
в) его массу умножить на объем.
2.Плотность керосина 800 кг/м3. Это означает, что ...
а)керосин массой 1 кг занимает объем 800 м3.
б)керосин массой 800 кг занимает объем 1 м3.
в)керосин массой 800 кг занимает объем 800 м3.
3. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3.
б) кг/м3.
в) г/л.
г) м3/кг
4. Стакан со спиртом тяжелее…
а) такого же стакана с бензином.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
5. При нагревании плотность воды …
а) не меняется.
б) может и увеличиваться, и уменьшаться.
в) увеличивается.
г) уменьшается.
Тест по теме «Плотность»
Вариант 1
1. Плотностью называют…
а) физическую величину, равную
отношению объёма тела к его массе.
б) физическую величину, равную
отношению массы тела к его объёму.
в) физическое явление.
г) физическое тело
2. В системе СИ плотность измеряется в…
а) г/см3.
б) г/л.
в) кг/м3.
г) м3/кг
3. Плотность данного вещества зависит …
а) от его массы.
б) от его объёма.
в) от его размеров.
г) нет правильных ответов
4. Стакан с подсолнечным маслом тяжелее…
а) такого же стакана со спиртом.
б) такого же стакана с молоком.
в) такого же стакана с чистой водой.
г) такого же стакана с мёдом
5. При замерзании воды плотность её вещества…
а) уменьшается.
б) может и увеличиваться, и уменьшаться.
в) увеличивается.
г) не меняется
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определите массу бруска деревянного бруска
Ключи к тесту № вопроса 1 2 3 4 5 1 вариант г б в б а 2 вариант в б г а в
Что различного в этих рисунках?
Тема урока:
Цели урока Познакомиться с новой физической величиной – плотностью. Рассмотреть ее характеристики.
План изучения физической величины 1. Что показывает физическая величина? 2. Определение величины 3. Обозначение 4. Формула 5. Единицы измерения физической величины 6. Практическое значение или применение.
Физический смысл плотности вещества Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в единице объёма: 1 м 3 (или 1 см 3 ) 1 см 3 1 м 3
Задача. Мраморная плита имеет объем 2 м 3 , а ее масса равна 5400 кг. Определите плотность мрамора 5400 кг : 2 = 2700 кг Значит, плотность мрамора будет равна 2700 кг на 1 м 3
Определение плотности Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объему Плотность вещества обозначается греческой буквой ρ (ро). масса Плотность = ------------- объем
V m Формула плотности ρ Вот он дом. В нём три квартирки. Дружно живут в нем Масса сверху Внизу плотность и объём.
Единицы измерения [ρ] = [кг/м 3 ] – в системе СИ [ρ] = [г/см 3 ]
Ареометры
Плотности веществ определены и внесены в специальные таблицы.
Почему плотности веществ представлены в трех таблицах?
От чего же зависит плотность?
От чего же зависит плотность? Вывод. Плотность зависит от внутреннего строения вещества, массы отдельных молекул и их расположения. Она не зависит от массы и объема тела. Плотность – скалярная величина.
НЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ! Образующийся зимой лед не тонет, а плавает на поверхности воды, т.к. плотность льда меньше плотности воды. Самую большую плотность вода имеет при температуре 4 0 С. Если рассматривать одно и то же вещество в разных агрегатных состояниях, то мы увидим, что плотность его будет разной!
Практическое значение или применение На этот пункт вы дома найдете ответ самостоятельно, используя учебник и Интернет.
Определите массу бруска деревянного бруска
Рефлексия деятельности сегодня я узнал: было интересно: было трудно: я почувствовал, что: я приобрел: я научился: я смог: я попробую: меня удивило:
Домашнее задание § 21, ответить на вопросы в конце параграфа. Упр. 7 (1,2,3,4). Пункт 6 плана. Сообщения (по желанию): Средняя плотность материи во Вселенной Использование бальзы Результаты опыта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс
Данный урок построен на деятельностной основе....
Методическая разработка урока химии в 11 классе в контексте подготовки к ЕГЭ по теме « Гидролиз неорганических веществ - солей».
Цель: - продолжить формировать представление о гидролизе, о сущности гидролиза солей; - научить составлять уравнения реакций гидролиза солей в молекулярном и ионном виде, определять реакцию и тип с...
Разработка урока по физике .7 класс "Плотность вещества"
Урок разработан для учащихся 7 класса. Урок комбиноированный....
Разработка урока "Атомное строение вещества", 7 класс
Урок физики в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...
Разработка урока "Взаимодействие частиц вещества", 7 класс
Урок в 7 классе по учебнику О.Ф. Кабардина...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока химии в 8 классе по теме: "Кислород - как химический элемент и как простое вещество"
Данный методический материал содержит технологическую карту урока химии в 8 классе по теме "Кислород - как химический элемент и как простое вещество" (учебник А. Журова). Урок входит в соста...
Методическая разработка урока химии в 11 классе "Газообразные вещества"
Урок изучается в теме "Строение вещества". По типу урок относится к урокам объяснения нового материала. Методы , используемые на уроке: информационно - коммуникативные, обучение в сотрудниче...