Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике А. В. Перышкина «Физика» для 7 класса М.: Дрофа, 2016.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_fizike_7_kl_fgos.doc | 358 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Клопинская основная общеобразовательная школа»
Атюрьевского муниципального района Республике Мордовия
«Согласовано» «Утверждаю» Зам.директора по УВР Директор МБОУ «Клопинская ООШ» ________/Н.В. Левина/ ______________/Н.И. Кильдеева/ Приказ № __ «___»_________2017 г. |
Рабочая программа
по учебному курсу «Физика»
в 7 классе
Составитель: учитель физики
Левина Н.В.
2017 г.
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике А. В. Перышкина «Физика» для 7 класса М.: Дрофа, 2016.
Программа составлена на основе:
Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.
Авторской программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник. Физика. 7-9 классы: рабочие программы/ составитель Е.Н.Тихонова. М.: Дрофа, 2015 стр. 4-43.
Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.
Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников
Формы организации образовательного процесса, технологии обучения, формы контроля
Планируются следующие формы организации учебного процесса:
- фронтальные; коллективные; групповые; работа в паре; индивидуальные.
В преподавании предмета будут использоваться следующие технологии и методы:
- личностно-ориентированное обучение;
- проблемное обучение;
- дифференцированное обучение;
- технологии обучения на основе решения задач;
- методы индивидуального обучения;
Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.
Цели изучения учебного предмета
Цели изучения физики в основной школе следующие:
- усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
- формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
- систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
- формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
- организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
- развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
- приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
- формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
- овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
- понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Общая характеристика учебного предмета
Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.
Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса – объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.
Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула – атом; строение атома – электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 70 ч/год (2 час/нед.) в соответствии с Годовым календарным учебным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год и соответствует учебному плану школы.
В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики 7 класса.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:
• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;
• в понимании сложности и притиворечивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.
В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:
• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;
• понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;
• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;
• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.
Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:
• правильного использования физической терминологии и символики;
• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
- сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
- мотивация образовательной деятельности школьников мА основе личностно-ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.
Тематическое планирование по предмету
Тема раздела | Лабораторных работ | Контрольных работ |
Введение | 1 | |
Первоначальные сведения о строении вещества | 1 | 1 (Входная) |
Взаимодействия тел | 5 | 2 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов | 2 | 2 |
Работа и мощность. Энергия | 2 | 1 + 1 (Итоговая) |
Введение (4 ч)
Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
- Определение цены деления измерительного прибора.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
- понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
- умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
- понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.
Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)
Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.
ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА
- Определение размеров малых тел.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
- владение экспериментальными методами исследова- ния при определении размеров малых тел;
- понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
- умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Взаимодействия тел (23 ч)
Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Измерение массы тела на рычажных весах.
- Измерение объема тела.
- Определение плотности твердого тела.
- Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
- Измерение силы трения с помощью динамометра.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
- умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);
- понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
- владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
- умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
- умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
- понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).
Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)
Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
- Выяснение условий плавания тела в жидкости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
- умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
- владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной те- ном воды, условий плавания тела в жидкости от действия сипы тяжести и силы Архимеда;
- понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
- понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Работа и мощность. Энергия (13 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.
ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Выяснение условия равновесия рычага.
- Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.
Предметными результатами обучения по данной теме являются:
- понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
- умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
- владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
- понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
- понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспегчения безопасности при их использовании;
- владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;
умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).
Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Физика»
№ | Тема урока | Тип урока | УУД | Основные виды деятельности обучающихся | Вид и формы контроля | Дата проведения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
познавательные | регулятивные | коммуникативные | План. | Факт. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (4ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что изучает физика. Некоторые физические термины | Урок общеметодологической направленности | Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек). Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно | Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
| Текущий. Фронтальный опрос | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин | Урок открытия нового знания | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания |
переводить значения физических величин в СИ. | Текущий. Тест 1 «Введение. Что изучает физика. Наблюдения. Опыты. Физические величины» (КИМ-7 Зорин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Точность и погрешность измерений. Физика и техника | Урок открытия нового знания | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий | Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь |
использовать справочную литературу и технологические ресурсы. | Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора» | Урок развивающего контроля | Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы |
работать в группе. | Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности, познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, готовность к равноправному сотрудничеству, оптимизм в восприятии мира | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Строение вещества. Молекулы. Броуновское движение | Урок открытия нового знания | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Владеют вербальными и невербальными средствами общения |
объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества. | Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел» | Урок общеметодологической направленности | Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь |
работать в группе. | Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Движение молекул | Урок открытия нового знания | Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы |
| Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие молекул | Урок открытия нового знания | Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы | Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел | Урок общеметодологической направленности | Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними, выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона | Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения |
выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы. | Текущий. Тест 3. Первоначальные сведения о строении вещества. (КИМ-7 Зорин) СР-1. Строение вещества. (Марон. Дидактические материалы) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества» | Урок рефлексии и развивающего контроля | Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый результат | Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике. | Входной; входная контрольная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; доброжелательное отношение к окружающим. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение | Урок общеметодологической направленности | Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы. | Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Скорость. Единицы скорости | Урок открытия нового знания | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают свой способ действия с эталоном | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки деятельности |
применять знания из курса географии, математики. | Текущий. Тест 4. Взаимодействие тел. (КИМ-7 Зорин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расчет пути и времени движения | Урок общеметодологической направленности | Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Составляют план и последовательность действий | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
| Текущий. ТС-2. Механическое движение. (Марон. Дидактические материалы) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Инерция | Урок открытия нового знания | Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
| Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Взаимодействие тел | Урок общеметодологической направленности | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами | Сличают свой способ действия с эталоном | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы. | Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах | Урок общеметодологической направленности | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Составляют план и последовательность действий | Учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать его действия |
различать инерцию и инертность тела. | Текущий. СР-3. Взаимодействие тел. Масса тела. (Марон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах» | Урок развивающего контроля и рефлексии | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки | Составляют план и последовательность действий | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плотность вещества | Урок открытия нового знания | Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами | Составляют план и последовательность действий | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
применять знания из курса природоведения, математики, биологии. | Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела». Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела» | Урок общеметодологической направленности | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения | Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
работать в группе. | Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Расчет массы и объема тела по его плотности | Урок общеметодологической направленности | Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
работать с табличными данными. | Текущий. ТС-3. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества. (Марон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Урок рефлексии и развивающего контроля | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных | Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
выражать результаты расчетов в единицах СИ. | Текущий. СР-4. Плотность вещества. (Марон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества» | Урок развивающего контроля | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Применять знания к решению задач | Итоговый. Контрольная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сила | Урок открытия нового знания | Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Текущий. Фронтальный опрос. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Явление тяготения. Сила тяжести | Урок открытия нового знания | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сила упругости. Закон Гука | Урок общеметодологической направленности | Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела | Урок общеметодологической направленности | Анализируют условия и требования задачи, выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы. | Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сила тяжести на других планетах | Урок общеметодологической направленности | Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
и общие свойства);
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Динамометр Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | Урок рефлексии и развивающего контроля | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил | Урок открытия нового знания | Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
и делать выводы;
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сила трения. Трение покоя | Урок общеметодологической направленности | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Осознают качество и уровень усвоения | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме |
работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы. | Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Трение в природе и технике. Лабораторная работа N° 7 «Измерение силы трения качения с помощью динамометра» | Урок развивающего контроля | Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей | Оценивают достигнутый результат | Вступают в диалог, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил » | Урок рефлексии | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Сила» | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Обобщающий. ТС-4. Силы в природе. СР-5. Силы в природе. (Марон) Физический диктант. Взаимодействие тел. (Янушевская.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа №2 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил» | Урок развивающего контроля | Демонстрируют умение решать задачи по теме "Сила» | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат | Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике. | Итоговый. Контрольная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты освоения темы: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение личности и ее достоинства; готовность к равноправному сотрудничеству; основы социально-критического мышления, умение конструктивно разрешать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давление. Единицы давления | Урок открытия нового знания | Выделяют и формулируют проблему. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?) | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Способы уменьшения и увеличения давления | Урок открытия нового знания | Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
| Текущий. СР-6. Давление твердых тел. ТС-5. Давление твердых тел. (Марон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давление газа | Урок открытия нового знания | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля | Урок открытия нового знания | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда | Урок общеметодологической направленности | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации |
устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины. | Текущий. ТС-6. Давление в жидкостях и газах. СР-7. Давление в жидкостях и газах. (Марон). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» Кратковременная контрольная работа №3 «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля» | Урок развивающего контроля | Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки) | Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме |
| Итоговый; контрольная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сообщающиеся сосуды | Урок общеметодологической направленности | Извлекают необходимую информацию из текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Составляют план и последовательность действий | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вес воздуха. Атмосферное давление | Урок общеметодологической направленности | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли | Урок общеметодологической направленности | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах | Урок общеметодологической направленности | Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Манометры | Урок общеметодологической направленности | Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое |
устанавливать зависимость изменения уровня жидкости в коленах манометра и давлением. | Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс | Урок общеметодологической направленности | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Составляют план и последовательность действий | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело | Урок общеметодологической направленности | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Оценивают достигнутый результат | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Закон Архимеда | Урок общеметодологической направленности | Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей | Осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело» | Урок развивающего контроля и рефлексии | Структурируют знания | Осознают качество и уровень усвоения | С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плавание тел | Урок общеметодологической направленности | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел» | Урок рефлексии и развивающего контроля | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Текущий. СР-8.Архимедова сила. Плавание тел. ТС-7. Архимедова сила. Плавание тел. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа №9 « Выяснение условий плавания тела в жидкости» | Урок развивающего контроля и рефлексии | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Определяют основную и второстепенную информацию | Оценивают достигнутый результат | Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Плавание судов. Воздухоплавание | Урок общеметодологической направленности | Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание » | Урок развивающего контроля и рефлексии | Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений | Составляют план и последовательность действий | Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия |
| Текущий. Тест 12. Обобщение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (КИМ-7. Зорин.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа №4 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» | Урок развивающего контроля | Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | Оценивают достигнутый результат | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
| Итоговый. Контрольная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты освоения темы: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13ч) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Механическая работа. Единицы работы | Урок открытия нового знания | Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мощность. Единицы мощности | Урок открытия нового знания | Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию |
| Текущий. СР-9. Механическая работа. Мощность. ТС-8. Механическая работа и мощность. (Марон). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге | Урок открытия нового знания | Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей | Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений |
| Текущий. ТС-10. Простые механизмы. КПД простых механизмов. (Марон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Момент силы | Урок методологической направленности | Выбирают знаково-символические средства для построения модели | Составляют план и последовательность действий | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
| Текущий. СР-11. Простые механизмы. КПД простых механизмов. (Марон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рычаги в технике, быту и природе Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага» | Урок развивающего контроля | Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки | Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия | Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Блоки. «Золотое правило» механики | Урок открытия нового знания | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных | Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Решение задач по теме «Условия равновесия рычага» | Урок развивающего контроля и рефлексии | Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки | Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий | Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать |
| Текущий. Тест 14. Работа и мощность. Энергия. (КИМ-7. Зорин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Центр тяжести тела | Урок открытия новых знаний | Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами | Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий | Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Условия равновесия тел | Урок открытия новых знаний | Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи | Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно | Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
| Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости» | Урок развивающего контроля и рефлексии | Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации |
| Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия | Урок открытия новых знаний | Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией |
устанавливать зависимость между работой и энергией | Текущий. ТС-9. Энергия. СР-10. Энергия. (Марон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Превращение одного вида механической энергии в другой | Урок открытия новых знаний | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий |
| Текущий. Тест 15. Работа и мощность. Энергия. Тест 16. Обобщение темы «Работа и мощность. Энергия». (КИМ-7. Зорин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Контрольная работа №5 по теме «Работа. Мощность, энергия» | Урок развивающего контроля | Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий | Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Итоговый; контрольная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Повторение пройденного материала | Урок рефлексии | Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания | Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта | Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам |
физических задач в исследовательском эксперименте и на практике | Обобщающий. Тест 17. Итоговый за год. Тест 18. Контрольный за год. (КИМ-7. Зорин) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итоговая контрольная работа | Урок развивающего контроля | Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач | Оценивают достигнутый результат. Осознают качество и уровень усвоения | Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности |
| Промежуточная аттестация; итоговая контрольная работа. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Обобщение материала | Урок рефлексии | Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения | Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Личностные результаты освоения курса: сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).
УМК «Физика. 7 класс» »
1. Физика. 7 класс. Учебник (автор Д. В. Перышкин).
2. Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).
3. Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).
4. Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов Т. А. Ханнанова).
5. Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).
6. Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).
7. Электронное приложение к учебнику.
Интернет-ресурсы:
1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru
2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru
3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru
5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru
6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru
Информационно-коммуникативные средства:
1. Открытая физика 1.1 (СD).
2. Живая физика. Учебно-методический комплект (СD).
3. От плуга до лазера 2.0 (СD).
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (СD).
5. Виртуальные лабораторные работы по физике (7–9 кл.) (СD).
6. 1С:Школа. Физика. 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий (СD).
7. Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9 классы» (СD).
Литература:
- Физика. 7 – 9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2015. – 400 с
- Перышкин А.В.Физика. 7 класс: Учебник.- 5-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2016. – 224 с: ил.
- Физика. 7 класс: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс» / под редакцией Е.М.Гутник. - М.: Дрофа, 2001
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.:»Вако», 2003
- Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009
- Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс. М.: Вако, 2011
- Янушеквская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009
- В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс. М.: Просвещение, 2007
- Шевцов В.А. Дидактический материал по физике. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2004
- Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7 класс: Дидактические карточки-задания. – М.:Дрофа, 2001
- Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителя под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2014
Технические средства обучения
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,
• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения,
• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;
• решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;
• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...