Рабочая программа по физике 7 класс
рабочая программа по физике (7 класс) на тему

Фатькина Наталья Васильевна

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб­нике А. В. Перышкина «Физика» для 7 класса М.: Дрофа, 2016. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_fizike_7_kl_fgos.doc358 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Клопинская основная общеобразовательная школа»

Атюрьевского муниципального района Республике Мордовия

        «Согласовано»                                                        «Утверждаю»

Зам.директора по УВР                            Директор МБОУ «Клопинская ООШ»

________/Н.В. Левина/                            ______________/Н.И. Кильдеева/

                                                                    Приказ № __  «___»_________2017 г.

Рабочая программа

по учебному курсу «Физика»

в 7 классе

Составитель: учитель физики

                                Левина Н.В.

2017 г.


Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебнике А. В. Перышкина «Физика» для 7 класса М.: Дрофа, 2016.

Программа составлена на основе:

 Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Авторской программы основного общего образования. Физика. 7-9 классы. Авторы: А.В.Перышкин, Н.В.Филонович, Е.М.Гутник. Физика. 7-9 классы: рабочие программы/ составитель Е.Н.Тихонова. М.: Дрофа, 2015 стр. 4-43.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников

Формы организации образовательного процесса, технологии обучения, формы контроля

Планируются следующие формы организации учебного процесса:

  • фронтальные;    коллективные;    групповые;   работа в паре;   индивидуальные.

В преподавании предмета будут  использоваться следующие технологии и методы:

  • личностно-ориентированное обучение;
  • проблемное обучение;
  • дифференцированное обучение;
  • технологии обучения на основе решения задач;
  • методы индивидуального обучения;

Особенное значение в преподавании физики имеет школьный физический эксперимент, в который входят демонстрационный эксперимент и самостоятельные лабораторные работы учащихся. Эти методы соответствуют особенностям физической науки.

Цели изучения учебного предмета

Цели изучения физики в основной школе следующие:

  •  усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
  •  формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
  •  систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
  •  формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
  •  организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
  •  развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.

Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:

  •  знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
  •  приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
  •  формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
  •  овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
  •  понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.

Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных предметов, поскольку физические законы, лежащие в основе мироздания, являются основой содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии. Физика вооружает школьников научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

В 7 классе происходит знакомство с физическими явлениями, методом научного познания, формирование основных физических понятий, приобретение умений измерять физические величины, проводить лабораторный эксперимент по заданной схеме.

Данный курс является одним из звеньев в формировании естественно-научных знаний учащихся наряду с химией, биологией, географией. Принцип построения курса – объединение изучаемых фактов вокруг общих физических идей. Это позволило рассматривать отдельные явления и законы, как частные случаи более общих положений науки, что способствует пониманию материала, развитию логического мышления, а не простому заучиванию фактов.

Изучение строения вещества в 7 классе создает представления о познаваемости явлений, их обусловленности, о возможности непрерывного углубления и пополнения знаний: молекула – атом; строение атома – электрон. Далее эти знания используются при изучении массы, плотности, давления газа, закона Паскаля, объяснении изменения атмосферного давления.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 70 ч/год (2 час/нед.)  в соответствии с Годовым календарным учебным графиком работы школы на 2017-2018 учебный год и соответствует  учебному плану школы.

В процессе прохождения материала осуществляется промежуточный контроль знаний и умений в виде самостоятельных работ, тестовых заданий, творческих работ, по программе предусмотрены тематические контрольные работы, в конце учебного года – итоговая контрольная работа за курс физики  7 класса.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в основной школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного и субъективного, поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, изучаемые в курсе физики, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности. Так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностная ориентация, формируемая у учащихся в процессе изучения физики, проявляется:

• в признании ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

• в осознании ценности физических методов исследования живой и неживой природы;

• в понимании сложности и притиворечивости самого процесса познания как извечного стремления к Истине.

В качестве объектов ценности труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностная ориентация содержания курса физики может рассматриваться как формирование:

• уважительного отношения к созидательной, творческой деятельности;

• понимания необходимости эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

• потребности в безусловном выполнении правил безопасного использования веществ в повседневной жизни;

• сознательного выбора будущей профессиональной деятельности.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь, а ценностная ориентация направлена на воспитание у учащихся:

• правильного использования физической терминологии и символики;

• потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;

• способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:

  •  сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  •  убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
  •  самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
  •  готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
  •  мотивация образовательной деятельности школьников мА основе личностно-ориентированного подхода;
  •  формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.

Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:

  •  овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
  •  понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
  •  формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
  •  приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
  •  развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  •  освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
  •  формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.

Тематическое планирование по предмету

Тема раздела

Лабораторных работ

Контрольных работ

Введение

1

Первоначальные сведения о строении вещества

1

1 (Входная)

Взаимодействия тел

5

2

Давление твердых тел, жидкостей и газов

2

2

Работа и мощность. Энергия

2

1 + 1 (Итоговая)

 

Введение (4 ч)

Физика — наука о природе. Физические явления. Физические свойства тел. Наблюдение и описание физических явлений. Физические величины. Измерения физических величин: длины, времени, температуры. Физические приборы. Международная система единиц. Точность и погрешность измерений. Физика и техника.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1. Определение цены деления измерительного прибора.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание физических терминов: тело, вещество, материя;
  •  умение проводить наблюдения физических явлений; измерять физические величины: расстояние, промежуток времени, температуру; определять цену деления шкалы прибора с учетом погрешности измерения;
  •  понимание роли ученых нашей страны в развитии современной физики и влиянии на технический и социальный прогресс.

Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Строение вещества. Опыты, доказывающие атомное строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимодействие частиц вещества. Агрегатные состояния вещества. Модели строения твердых тел, жидкостей и газов. Объяснение свойств газов, жидкостей и твердых тел на основе молекулярно-кинетических представлений.

ФРОНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА

  1.  Определение размеров малых тел.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: диффузия, большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел;
  •  владение экспериментальными методами исследова- ния при определении размеров малых тел;
  •  понимание причин броуновского движения, смачивания и несмачивания тел; различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  •  умение пользоваться СИ и переводить единицы измерения физических величин в кратные и дольные единицы;
  •  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

        Взаимодействия тел (23 ч)

Механическое движение. Траектория. Путь. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени движения. Инерция. Инертность тел. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела. Плотность вещества. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Сила тяжести на других планетах. Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая двух сил. Сила трения. Физическая природа небесных тел Солнечной системы.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

  1.  Измерение массы тела на рычажных весах.
  2.  Измерение объема тела.
  3.  Определение плотности твердого тела.
  4.  Градуирование пружины и измерение сил динамометром.
  5.  Измерение силы трения с помощью динамометра.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: механическое движение, равномерное и неравномерное движение, инерция, всемирное тяготение;
  •  умение измерять скорость, массу, силу, вес, силу трения скольжения, силу трения качения, объем, плотность тела, равнодействующую двух сил, действующих на тело и направленных в одну и в противоположные стороны;
  • владение экспериментальными методами исследования зависимости: пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести тела от его массы, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы, прижимающей тело к поверхности (нормального давления);        
  •  понимание смысла основных физических законов: закон всемирного тяготения, закон Гука;
  •  владение способами выполнения расчетов при нахождении: скорости (средней скорости), пути, времени, силы тяжести, веса тела, плотности тела, объема, массы, силы упругости, равнодействующей двух сил, направленных по одной прямой;
  •  умение находить связь между физическими величинами: силой тяжести и массой тела, скорости со временем и путем, плотности тела с его массой и объемом, силой тяжести и весом тела;
  •  умение переводить физические величины из несистемных в СИ и наоборот;
  •  понимание принципов действия динамометра, весов, встречающихся в повседневной жизни, и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  •  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (быт, экология, охрана окружающей среды).

Давление твердых тел, жидкостей и газов (21 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Передача давления газами и жидкостями. Закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. Атмосферное давление. Методы измерения атмосферного давления. Барометр, манометр, поршневой жидкостный насос. Закон Архимеда. Условия плавания тел. Воздухоплавание.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

  1.  Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
  2.  Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: атмосферное давление, давление жидкостей, газов и твердых тел, плавание тел, воздухоплавание, расположение уровня жидкости в сообщающихся сосудах, существование воздушной оболочки Землю; способы уменьшения и увеличения давления;
  •  умение измерять: атмосферное давление, давление жидкости на дно и стенки сосуда, силу Архимеда;
  •  владение экспериментальными методами исследования зависимости: силы Архимеда от объема вытесненной те- ном воды, условий плавания тела в жидкости от действия сипы тяжести и силы Архимеда;
  •  понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике: закон Паскаля, закон Архимеда;
  •  понимание принципов действия барометра-анероида, манометра, поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
  •  владение способами выполнения расчетов для нахождения: давления, давления жидкости на дно и стенки сосуда, силы Архимеда в соответствии с поставленной задачей на основании использования законов физики;
  •  умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).

Работа и мощность. Энергия (13 ч)

Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Момент силы. Условия равновесия рычага. «Золотое правило» механики. Виды равновесия. Коэффициент полезного действия (КПД). Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение энергии.

ФРОНТАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

  1.  Выяснение условия равновесия рычага.
  2.  Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Предметными результатами обучения по данной теме являются:

  •  понимание и способность объяснять физические явления: равновесие тел, превращение одного вида механической энергии в другой;
  •  умение измерять: механическую работу, мощность, плечо силы, момент силы, КПД, потенциальную и кинетическую энергию;
  •  владение экспериментальными методами исследования при определении соотношения сил и плеч, для равновесия рычага;
  •  понимание смысла основного физического закона: закон сохранения энергии;
  •  понимание принципов действия рычага, блока, наклонной плоскости и способов обеспегчения безопасности при их использовании;
  •  владение способами выполнения расчетов для нахождения: механической работы, мощности, условия равновесия сил на рычаге, момента силы, КПД, кинетической и потенциальной энергии;

 умение использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды).



Календарно-тематическое планирование по учебному курсу «Физика»

Тема урока

Тип урока

УУД

Основные виды деятельности обучающихся

Вид и формы контроля

Дата проведения

познавательные

регулятивные

коммуникативные

План.

Факт.

ВВЕДЕНИЕ (4ч)

Что изучает физика. Некоторые физические термины

Урок общеметодологической направленности

Пробуют самостоятельно формулировать определения понятий (наука, природа, человек).

Выбирают основания и критерии для сравнения объектов. Умеют классифицировать объекты

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Позитивно относятся к процессу общения. Умеют задавать вопросы, строить понятные высказывания, обосновывать и доказывать свою точку зрения

  • Объяснять, описывать физические явления, отличать физические явления от химических;
  • проводить наблюдения физических явлений, анализировать и классифицировать их;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе в кабинете физики.

Текущий. Фронтальный опрос

Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин

Урок открытия нового знания

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Умеют заменять термины определениями. Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Осознают свои действия. Учатся строить понятные для партнера высказывания. Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания

  • Различать методы изучения физики;
  • проводить наблюдения и опыты;
  • измерять расстояние, промежутки времени, обрабатывать результаты измерений;
  • определять цену деления шкалы измерительного цилиндра;
  • определять объем жидкости с помощью измерительного цилиндра;
  • обрабатывать результаты измерений, представлять их в виде таблиц;
  • обобщать и делать выводы;

переводить значения физических величин в СИ.

Текущий.

Тест 1 «Введение. Что изучает физика. Наблюдения. Опыты. Физические величины»

(КИМ-7 Зорин)

Точность и погрешность измерений. Физика и техника

Урок открытия нового знания

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона, вносят коррективы в способ своих действий

Владеют вербальными и невербальными средствами общения. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь

  • Выделять основные этапы развития физической науки и называть выдающихся ученых;
  • определять место физики, делать выводы о развитии физической науки и ее достижениях;
  • составлять план презентации;
  • участвовать в дискуссии, кратко и четко отвечать на вопросы;
  • понимать влияние технологических процессов на окружающую среду;

использовать справочную литературу и технологические ресурсы.

Текущий. Фронтальный опрос.

Лабораторная работа № 1«Определение цены деления измерительного прибора»

Урок развивающего контроля

Выделяют формальную структуру задачи. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Умеют обосновывать и доказывать свою точку зрения, планировать общие способы работы

  • Определять цену деления любого измерительного прибора, представлять результаты измерений в виде таблиц;
  • определять погрешность измерения, записывать результат измерения с учетом погрешности;
  • анализировать результаты по определению цены деления измерительного прибора, делать выводы;

работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Личностные результаты освоения темы: готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика, готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности,  познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива, готовность к равноправному сотрудничеству, оптимизм в восприятии мира

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА (6ч)

Строение

вещества.

Молекулы.

Броуновское движение

Урок открытия нового знания

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Владеют вербальными и невербальными средствами общения

  • Объяснять опыты, подтверждающие молекулярное строение вещества, броуновское движение;
  • схематически изображать молекулы воды и кислорода;
  • определять размер малых тел;
  • сравнивать размеры молекул разных веществ: воды, воздуха;

объяснять: основные свойства молекул, физические явления на основе знаний о строении вещества.

Текущий. Фронтальный опрос.

Лабораторная работа № 2 «Определение размеров малых тел»

Урок общеметодологической направленности

Анализируют наблюдаемые явления, обобщают и делают выводы

Принимают и сохраняют познавательную цель,  четко выполняют требования познавательной задачи

Имеют навыки конструктивного общения, взаимопонимания. Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь

  • Измерять размеры малых тел методом рядов, различать способы измерения размеров малых тел;
  • представлять результаты измерений в виде таблиц;
  • выполнять исследовательский эксперимент по определению размеров малых тел, делать выводы;
  • оценивать границы погрешностей результатов измерений;
  • использовать полученные знания о способах измерения физических величин в быту;

работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Движение молекул

Урок открытия нового знания

Выбирают знаково-символические средства для построения модели. Выделяют обобщенный смысл наблюдаемых явлений

Принимают и сохраняют  познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

Строят понятные для партнера высказывания. Обосновывают и доказывают свою точку зрения. Планируют общие способы работы

  • Объяснять явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от температуры тела;
  • приводить примеры диффузии в окружающем мире;
  • анализировать результаты опытов по движению молекул и диффузии;

Текущий. Фронтальный опрос.

Взаимодействие молекул

Урок открытия нового знания

Выбирают смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • проводить и объяснять опыты по обнаружению сил взаимного притяжения и отталкивания молекул;
  • наблюдать и исследовать явление смачивания и несмачивания тел, объяснять данные явления на основе знаний о взаимодействии молекул;

проводить эксперимент по обнаружению действия сил молекулярного притяжения, делать выводы

Текущий. Фронтальный опрос.

Агрегатные состояния вещества. Свойства газов, жидкостей и твердых тел

Урок общеметодологической направленности

Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними,  выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона

Осуществляют взаимоконтроль и взаимопомощь. Умеют задавать вопросы, обосновывать и доказывать свою точку зрения

  • Доказывать наличие различия в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов;
  • приводить примеры практического использования свойств веществ в различных агрегатных состояниях;

выполнять исследовательский эксперимент по изменению агрегатного состояния воды, анализировать его и делать выводы.

Текущий.

Тест 3. Первоначальные сведения о строении вещества. (КИМ-7 Зорин)

СР-1.

 Строение вещества.

(Марон. Дидактические материалы)

ВХОДНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 Зачет по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

Урок рефлексии и развивающего контроля

Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста. Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают достигнутый  результат

Понимают относительность оценок и выборов, совершаемых людьми. Осознают свои действия

Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике.

Входной;

входная контрольная работа.

Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; доброжелательное отношение к окружающим.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ (23ч)

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

Урок общеметодологической направленности

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

  • определять траекторию движения тела;
  • переводить основную единицу пути в км, мм, см, дм;
  • различать равномерное и неравномерное движение;
  • доказывать относительность движения;
  • определять тело, относительно которого происходит движение;

проводить эксперимент по изучению механического движения, сравнивать опытные данные, делать выводы.

Текущий.

Фронтальный опрос.

Скорость. Единицы скорости

Урок открытия нового знания

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Сличают свой способ действия с эталоном

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки  деятельности

  • рассчитывать скорость тела при равномерном и среднюю скорость при неравномерном движении;
  • выражать скорость в км/ч, м/с;
  • анализировать таблицу скоростей движения некоторых тел;
  • определять среднюю скорость движения заводного автомобиля;
  • графически изображают скорость, описывать равномерное движение;

применять знания из курса географии, математики.

Текущий.

Тест 4.

Взаимодействие тел.

(КИМ-7 Зорин)

Расчет пути и времени движения

Урок общеметодологической направленности

Выделяют формальную структуру задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Составляют план и последовательность действий

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  • представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц и графиков;
  • определять: путь, пройденный за данный промежуток времени, скорость тела по графику зависимости пути равномерного движения от времени.

Текущий.

ТС-2. Механическое движение.

(Марон. Дидактические материалы)

Инерция

Урок открытия нового знания

Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами, заменяют термины определениями

Предвосхищают результат и уровень усвоения

(какой будет результат?)

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

  • находить связь между взаимодействием тел и скоростью их движения;
  • приводить примеры проявления явления инерции в быту;
  • объяснять явление инерции;
  • проводить исследовательский эксперимент по изучению явления инерции, анализируют его, делают выводы.

Текущий.

Фронтальный опрос.

Взаимодействие тел

Урок общеметодологической направленности

Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами

Сличают свой способ действия с эталоном

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

  • описывать явление взаимодействия тел;
  • приводить примеры взаимодействия тел, приводящего к изменению их скорости;

объяснять опыты по взаимодействию тел и делать выводы.

Текущий.

Фронтальный опрос.

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах

Урок общеметодологической направленности

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Составляют план и последовательность действий

Учатся управлять поведением партнера – убеждать его, контролировать, корректировать  его действия

  • устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы;
  • переводить основную единицу массы в т, г, мг;
  • работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела;

различать инерцию и инертность тела.

Текущий.

СР-3. Взаимодействие тел. Масса тела.

(Марон)

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах»

Урок  развивающего контроля и рефлексии

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки

Составляют план и последовательность действий

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

  • взвешивать тело на учебных весах и с их помощью определять массу тела;
  • пользоваться разновесами;
  • применять и вырабатывать практические навыки работы с приборами;
  • работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Плотность вещества

Урок открытия нового знания

Анализируют условия и требования задачи, создают алгоритмы деятельности, выполняют операции со знаками и символами

Составляют план и последовательность действий

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

  • определять плотность вещества;
  • анализировать табличные данные;
  • переводить значение плотности из кг/м3 в г/см3;

применять знания из курса природоведения, математики, биологии.

Текущий.

Фронтальный опрос.

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела».

Лабораторная работа № 5 «Определение плотности твердого тела»

Урок общеметодологической направленности

Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами, выбирают обобщенные стратегии решения

Принимают и сохраняют познавательную цель, регулируют весь процесс и четко выполняют требования познавательной задачи

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

  • измерять объем тела с помощью измерительного цилиндра;
  • измерять плотность твердого тела с помощью весов и измерительного цилиндра;
  • анализировать результаты измерений и вычислений, делать выводы;
  • представлять результаты измерений и вычислений в виде таблиц;

работать в группе.

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Расчет массы и объема тела по его плотности

Урок общеметодологической направленности

Выделяют и формулируют проблему. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

  • определять массу тела по его объему и плотности;
  • записывать формулы для нахождения массы тела, его объема и плотности вещества;
  • работать с текстом учебника;

работать с табличными данными.

Текущий.

ТС-3. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Плотность вещества.

(Марон)

Решение задач по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Урок рефлексии и развивающего контроля

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки, выводят следствия из имеющихся данных

Составляют план и последовательность действий. Сличают свой способ действия с эталоном

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

  • использовать знания из курса математики и физики при расчете массы тела, его плотности или объема;
  • анализировать результаты, полученные при решении задач;

выражать результаты расчетов в единицах СИ.

Текущий.

СР-4. Плотность вещества.

(Марон)

Контрольная работа №1 по темам «Механическое движение», «Масса», «Плотность вещества»

Урок развивающего контроля

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Применять знания к решению задач

Итоговый.

Контрольная работа.

Сила

Урок открытия нового знания

Устанавливают причинно-следственные связи. Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Графически, в масштабе изображать силу и точку ее приложения;
  • определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы;
  • анализировать опыты по столкновению шаров, сжатию упругого тела и делать выводы;

Текущий. Фронтальный опрос.

 Явление тяготения. Сила тяжести

Урок открытия нового знания

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире;
  • находить точку приложения и указывать направление силы тяжести;
  • работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения о явлении тяготения и делать выводы

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Сила упругости. Закон Гука

Урок общеметодологической направленности

Структурируют знания. Выбирают основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

  • Отличать силу упругости от силы тяжести;
  • графически изображать силу упругости, показывать точку приложения и направление ее действия;
  • объяснять причины возникновения силы упругости;
  • приводить примеры видов деформации, встречающиеся в быту;
  • работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы.

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Вес тела. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

Урок общеметодологической направленности

Анализируют условия и требования задачи,  выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  • Графически изображать вес тела и точку его приложения;
  • рассчитывать силу тяжести и вес тела;
  • находить связь между силой тяжести
  • и массой тела;
  • определять силу тяжести по известной массе тела, массу тела по заданной силе тяжести;

работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы.

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Сила тяжести на других планетах

Урок общеметодологической направленности

Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи. Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Выделять особенности планет земной группы и планет-гигантов (различие

и общие свойства);

  • применять знания к решению физических задач

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Динамометр Лабораторная работа № 6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром».

Урок рефлексии и развивающего контроля

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

  • Градуировать пружину;
  • получать шкалу с заданной ценой деления;
  • измерять силу с помощью силомера, медицинского динамометра;
  • различать вес тела и его массу;
  • работать в группе

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сил

Урок открытия нового знания

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

  • Экспериментально находить равнодействующую двух сил;
  • анализировать результаты опытов по нахождению равнодействующей сил

и делать выводы;

  • рассчитывать равнодействующую двух сил

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Сила трения. Трение покоя

Урок общеметодологической направленности

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Осознают качество и уровень усвоения

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной форме

  • Измерять силу трения скольжения;
  • называть способы увеличения и уменьшения силы трения;
  • применять знания о видах трения и способах его изменения на практике;
  • объяснять явления, происходящие из-за наличия силы трения, анализировать их и делать выводы

работать с текстом учебника, систематизировать и обобщать сведения, делать выводы.

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Трение в природе и технике. Лабораторная работа N° 7 «Измерение силы трения качения с помощью динамометра»

Урок развивающего контроля

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

Оценивают  достигнутый  результат

Вступают в диалог, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

  • Объяснять влияние силы трения в быту и технике;
  • приводить примеры различных видов трения;
  • анализировать, делать выводы;
  • измерять силу трения с помощью динамометра

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Решение задач по темам «Силы», «Равнодействующая сил »

Урок рефлексии

Демонстрируют умение решать задачи по теме "Сила»

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Применять знания из курса математики, физики, географии, биологии к решению задач;
  • переводить единицы измерения а СИ

Обобщающий.

ТС-4. Силы в природе.

СР-5. Силы в природе.

(Марон)

Физический диктант. Взаимодействие тел.

(Янушевская.)

Контрольная работа №2 по темам «Вес тела», «Графическое изображение сил», «Силы», «Равнодействующая сил»

Урок развивающего контроля

Демонстрируют умение решать задачи по теме "Сила»

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают  

достигнутый  результат

Применять полученные знания при решении физических задач, исследовательском эксперименте и на практике.

Итоговый.

Контрольная работа.

Личностные результаты освоения темы: позитивная моральная самооценка; доброжелательное отношение к окружающим; уважение личности и ее достоинства; готовность к равноправному сотрудничеству; основы социально-критического мышления, умение конструктивно разрешать конфликты, вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ, ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ (21ч)

Давление. Единицы давления

Урок открытия нового знания

Выделяют и формулируют проблему.  Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Предвосхищают результат и уровень усвоения

(какой будет результат?)

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

  • Приводить примеры, показывающие зависимость действующей силы от площади опоры;
  • вычислять давление по известным массе и объему;
  • выражать основные единицы давления в кПа, гПа;

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Способы уменьшения и увеличения давления

Урок открытия нового знания

Анализируют условия и требования задачи. Выражают структуру задачи разными средствами. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  • приводить примеры увеличения площади опоры для уменьшения давления;
  • проводить исследовательский эксперимент по определению зависимости давления от действующей силы, по изменению давления, анализировать и делать выводы.

Текущий.

СР-6. Давление твердых тел.

ТС-5. Давление твердых тел.

(Марон)

Давление газа

Урок открытия нового знания

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи

  • Отличать газы по их свойствам от твердых тел и жидкостей;
  • объяснять давление газа на стенки сосуда на основе теории строения вещества;
  • анализировать результаты эксперимента по изучению давления газа, делать выводы;
  • применять знания к решению физических задач

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля

Урок открытия нового знания

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

  • Объяснять причину передачи давления жидкостью или газом во все стороны одинаково;
  • анализировать опыт по передаче давления жидкостью и объяснять его результаты

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Урок общеметодологической направленности

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают и сохраняют познавательную цель, четко выполняют требования познавательной задачи

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соотоветствии с задачами и условиями коммуникации

  • Выводить формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;
  • работать с текстом учебника;
  • составлять план проведения опытов;

устанавливать зависимость изменения давления в жидкости и газе с изменением глубины.

Текущий.

ТС-6. Давление в жидкостях и газах.

СР-7. Давление в жидкостях и газах.

(Марон).

Решение задач по теме «Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Кратковременная контрольная работа №3 

«Давление в жидкости и газе. Закон Паскаля»

Урок развивающего контроля

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы внеурочной деятельности

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме

  • Решать задачи на расчет давления жидкости и газа на дно и стенки сосуда

Итоговый;

контрольная работа.

Сообщающиеся сосуды

Урок общеметодологической направленности

Извлекают необходимую информацию из  текстов различных жанров. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Составляют план и последовательность действий

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Приводить примеры сообщающихся сосудов в быту;
  • проводить исследовательский эксперимент с сообщающимися сосудами, анализировать результаты, делать выводы

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Вес воздуха. Атмосферное давление

Урок общеметодологической направленности

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Вычислять массу воздуха;
  • сравнивать атмосферное давление на различных высотах от поверхности Земли;
  • объяснять влияние атмосферного давления на живые организмы;
  • проводить опыты по обнаружению атмосферного давления, изменению атмосферного давления с высотой, анализировать их результаты и делать выводы
  • применять знания из курса географии при объяснении зависимости давления от высоты над уровнем моря, математики для расчета давления

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

Урок общеметодологической направленности

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Вычислять атмосферное давление; объяснять измерение атмосферного давления с помощью трубки Торричелли;
  • наблюдать опыты по измерению атмосферного давления и делать выводы

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Барометр- анероид. Атмосферное давление на различных высотах

Урок общеметодологической направленности

Анализируют объекты, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  • Измерять атмосферное давление с помощью барометра-анероида;
  • объяснять изменение атмосферного давления по мере увеличения высоты над уровнем моря;
  • применять знания из курса географии, биологии

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Манометры

Урок общеметодологической направленности

Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

  • Измерять давление с помощью манометра;
  • различать манометры по целям использования;

устанавливать зависимость изменения уровня жидкости в коленах манометра и давлением.

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс

Урок общеметодологической направленности

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

  • Приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;
  • работать с текстом учебника;
  • анализировать принцип действия указанных устройств

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

Урок общеметодологической направленности

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Оценивают  достигнутый  результат

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

  • Доказывать, основываясь на законе Паскаля, существование выталкивающей силы, действующей на тело;
  • приводить примеры, подтверждающие существование выталкивающей силы;
  • применять знания о причинах возникновения выталкивающей силы на практике

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Закон Архимеда

Урок общеметодологической направленности

Ориентируются и воспринимают тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

Осознают качество и уровень усвоения

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

  • Выводить формулу для определения выталкивающей силы;
  • рассчитывать силу Архимеда;
  • указывать причины, от которых зависит сила Архимеда;
  • работать с текстом учебника, анализировать формулы, обобщать и делать выводы;
  • анализировать опыты с ведерком Архимеда

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Лабораторная работа № 8 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Структурируют знания

Осознают качество и уровень усвоения

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • Опытным путем обнаруживать выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело;
  • рассчитывать выталкивающую силу по данным эксперимента;
  • работать в группе

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Плавание тел

Урок общеметодологической направленности

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

  • Объяснять причины плавания тел;
  • приводить примеры плавания различных тел и живых организмов;
  • конструировать прибор для демонстрации гидростатического давления;
  • применять знания из курса биологии, географии, природоведения при объяснении плавания тел

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Условия плавания тел»

Урок рефлексии и развивающего контроля

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают  достигнутый  результат

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Рассчитывать силу Архимеда;
  • анализировать результаты, полученные при решении задач

Текущий.

СР-8.Архимедова сила. Плавание тел.

ТС-7. Архимедова сила. Плавание тел.

Лабораторная работа №9 « Выяснение условий плавания тела в жидкости»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Определяют основную и второстепенную информацию

Оценивают  достигнутый  результат

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

  • На опыте выяснить условия, при которых тело плавает, всплывает, тонет в жидкости;
  • работать в группе

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Плавание судов. Воздухоплавание

Урок общеметодологической направленности

Выделяют и формулируют проблему. Устанавливают причинно-следственные связи. Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Работают в группе. Умеют слушать и слышать друг друга. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

  • Объяснять условия плавания судов;
  • приводить примеры плавания и воздухоплавания;
  • объяснять изменение осадки судна;
  • применять на практике знания условий плавания судов и воздухоплавания

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Решение задач по темам «Архимедова сила», «Плавание тел», «Плавание судов. Воздухоплавание »

Урок развивающего контроля и рефлексии

Устанавливают причинно-следственные связи. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий

Учатся действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия

  • Применять знания из курса математики, географии при решении задач

Текущий.

Тест 12. Обобщение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

(КИМ-7. Зорин.)

Контрольная работа №4  по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

Урок развивающего контроля

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Оценивают  достигнутый  результат

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

  • Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике

Итоговый.

Контрольная работа.

Личностные результаты освоения темы: устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; готовность к равноправному сотрудничеству; потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; позитивная моральная самооценка; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений

РАБОТА И МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ (13ч)

Механическая работа. Единицы работы

Урок открытия нового знания

Выделяют и формулируют познавательную цель. Строят логические цепи рассуждений

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже усвоено, и того, что еще неизвестно

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

  • Вычислять механическую работу;
  • определять условия, необходимые для совершения механической работы;
  • устанавливать зависимость между механической работой, силой и пройденным путем

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Мощность. Единицы мощности

Урок открытия нового знания

Умеют заменять термины определениями. Устанавливают причинно-следственные связи

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию

  • Вычислять мощность по известной работе;
  • приводить примеры единиц мощности различных приборов и технических устройств;
  • анализировать мощности различных приборов;
  • выражать мощность в различных единицах;
  • проводить исследования мощности технических устройств, делать выводы

Текущий.

 СР-9. Механическая работа. Мощность.

ТС-8. Механическая работа и мощность.

(Марон).

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

Урок открытия нового знания

Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

  • Применять условия равновесия рычага в практических целях: подъем и перемещение груза;
  • определять плечо силы;
  • решать графические задачи

Текущий.

ТС-10. Простые механизмы. КПД простых механизмов.

(Марон)

Момент силы

Урок методологической направленности

Выбирают знаково-символические средства для построения модели

Составляют план и последовательность действий

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

  • Приводить примеры, иллюстрирующие, как момент силы характеризует действие силы, зависящее и от модуля силы, и от ее плеча;
  •  работать с текстом учебника, обобщать и делать выводы об условиях равновесия рычага

Текущий.

СР-11. Простые механизмы. КПД простых механизмов.

(Марон)

Рычаги в

технике, быту и природе Лабораторная работа № 10 «Выяснение условия равновесия рычага»

Урок развивающего контроля

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия

Умеют (или развивают способность) брать на себя инициативу в организации совместного действия

  • Проверять опытным путем, при таком соотношении сил и их плеч рычаг находится в равновесии,
  • проверять на опыте правило момен-
  • применять знания из курса биологии, математики, технологии;
  • работать в группе

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Блоки. «Золотое правило» механики

Урок открытия нового знания

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных

Формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Приводить примеры применения не подвижного и подвижного блоков на практике,
  • сравнивать действие подвижного и неподвижного блоков;
  •         работать с текстом учебника;
  • анализировать опыты с подвижным и неподвижным блоками и делать выводы

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Решение задач по теме «Условия равновесия рычага»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий

Работают в группе, устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать

  • Применять знания из курса матема тики, биологии;
  • анализировать результаты, полученные при решении задач

Текущий.

Тест 14. Работа и мощность. Энергия.

(КИМ-7. Зорин)

Центр тяжести тела

Урок открытия новых знаний

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами

Принимают и сохраняют познавательную цель при выполнении учебных действий

Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи

  • Находить центр тяжести плоского тела;
  • работать с текстом учебника,
  • анализировать результаты опытов по нахождению центра тяжести плоского тела и делать выводы;

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Условия равновесия тел

Урок открытия новых знаний

Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

  • Устанавливать вид равновесия по изменению положения центра тяжести тела;
  • приводить примеры различных видов равновесия, встречающихся в быту;
  • работать с текстом учебника;
  • применять на практике знания об условии равновесия тел

Текущий. Фронтальный опрос. Решение задач из Сборника задач по физике. 7-9 класс Лукашик.

Коэффициент полезного действия механизмов Лабораторная работа № 11 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

Урок развивающего контроля и рефлексии

Проводят анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Устанавливают рабочие отношения, учатся эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

  • Опытным путем устанавливать, что полезная работа, выполненная с помощью простого механизма, меньше полной;
  • анализировать КПД различных механизмов;
  • работать в группе

Лабораторная работа: наличие правильной записи результатов прямых измерений, ответа в единицах СИ, вывода.

Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия

Урок открытия новых знаний

Структурируют знания. Выделяют объекты и процессы с точки зрения целого и частей. Умеют выбирать обобщенные стратегии решения задачи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Общаются и взаимодействуют с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

  • Приводить примеры тел, обладающих потенциальной, кинетической энергией;
  • работать с текстом учебника;
  • устанавливать причинно-следственные связи;

устанавливать зависимость между работой и энергией

Текущий.

ТС-9. Энергия.

СР-10. Энергия.

(Марон)

Превращение одного вида

механической энергии в другой

Урок открытия новых знаний

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают  достигнутый  результат. Осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий

  • Приводить примеры: превращения энергии из одного вида в другой; тел, обладающих одновременно и кинетической и потенциальной энергией;
  •  работать с текстом учебника

Текущий.

Тест 15. Работа и мощность. Энергия.

Тест 16. Обобщение темы «Работа и мощность. Энергия».

(КИМ-7. Зорин)

Контрольная работа №5  по теме «Работа. Мощность, энергия»

Урок развивающего контроля

Выбирают наиболее эффективные способы решения задачи в зависимости от конкретных условий

Оценивают  достигнутый  результат. Осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий

Применять знания к решению физических задач в исследовательском эксперименте и на практике

Итоговый;

контрольная работа.

Личностные результаты освоения темы: убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание правил поведения в чрезвычайных ситуациях

Повторение пройденного материала

Урок рефлексии

Проводят анализ способов решения задач с точки зрения их рациональности и экономичности. Структурируют знания

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта

Проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

  • Применять знания к решению

физических задач в исследовательском

эксперименте и на практике

Обобщающий.

Тест 17.

Итоговый за год. Тест 18. Контрольный за год.

(КИМ-7. Зорин)

Итоговая контрольная работа

Урок развивающего контроля

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выбирают наиболее эффективные способы решения задач

Оценивают  достигнутый  результат. Осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

  • Применение знаний к решению задач

Промежуточная аттестация; итоговая

контрольная работа.

Обобщение материала

Урок рефлексии

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений

  • Демонстрировать презентации;
  •  выступать с докладами;
  •  участвовать в обсуждении докладов и презентаций

Личностные результаты освоения курса:  сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программа курса физики для 7—9 классов общеобразовательных учреждений (авторы А. В. Перышкин, Н. В. Филонович, Е. М. Гутник).

УМК «Физика. 7 класс»        »

1.         Физика. 7 класс. Учебник (автор Д. В. Перышкин).

2.         Физика. Рабочая тетрадь. 7 класс (авторы Т. А. Ханнанова, Н. К. Ханнанов).

3.         Физика. Методическое пособие. 7 класс (авторы Е. М. Гутник, Е. В. Рыбакова).

4.         Физика. Тесты. 7 класс (авторы Н. К. Ханнанов Т. А. Ханнанова).

5.         Физика. Дидактические материалы. 7 класс (авторы А. Е. Марон, Е. А. Марон).

6.         Физика. Сборник вопросов и задач. 7—9 классы (авторы А. Е. Марон, С. В. Позойский, Е. А. Марон).

7.         Электронное приложение к учебнику.

Интернет-ресурсы:

1. Библиотека – всё по предмету «Физика». – Режим доступа: http://www.proshkolu.ru

2. Видеоопыты на уроках. – Режим доступа: http://fizika-class.narod.ru

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Интересные материалы к урокам физики по темам; тесты по темам; наглядные пособия к урокам. – Режим доступа: http://class-fizika.narod.ru

5. Цифровые образовательные ресурсы. – Режим доступа: http://www.openclass.ru

6. Электронные учебники по физике. – Режим доступа: http://www.fizika.ru

Информационно-коммуникативные средства:

1. Открытая физика 1.1 (СD).

2. Живая физика. Учебно-методический комплект (СD).

3. От плуга до лазера 2.0 (СD).

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (все предметы) (СD).

5. Виртуальные лабораторные работы  по физике (7–9 кл.) (СD).

6. 1С:Школа. Физика. 7–11 кл. Библиотека наглядных пособий (СD).

7. Электронное приложение к книге Н. А. Янушевской «Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях. 7–9 классы» (СD).

Литература:

  1. Физика. 7 – 9 классы: рабочие программы / сост. Ф50 Е.Н. Тихонова. – 5-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2015. – 400 с
  2. Перышкин А.В.Физика. 7 класс: Учебник.- 5-е издание, стереотипное - М.: Дрофа, 2016. – 224 с: ил.
  3. Физика. 7 класс: Поурочное и тематическое планирование к учебнику А.В.Перышкина «Физика. 7 класс» / под редакцией Е.М.Гутник. - М.: Дрофа, 2001
  4. Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике. 7 класс. М.:»Вако», 2003
  5. Марон А.Е., Марон Е.А. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. М.: Дрофа, 2009
  6. Зорин Н.И. Контрольно-измерительные материалы. Физика: 7 класс. М.: Вако, 2011
  7. Янушеквская Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: «Глобус», 2009
  8. В.И.Лукашик. Сборник задач по физике. 7-9 класс.  М.: Просвещение, 2007
  9. Шевцов В.А. Дидактический материал по физике. 7 класс. – Волгоград: Учитель, 2004
  10. Ушаков М.А., Ушаков К.М. Физика. 7 класс: Дидактические карточки-задания. – М.:Дрофа, 2001
  11. Физика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: пособие для учителя под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2014

Технические средства обучения

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.


 Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

• распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное прямолинейное движение, инерция, взаимодействие тел, передача давления твёрдыми телами, жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твёрдых тел,

• описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические величины: путь, скорость,  масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения,

• анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические законы и принципы: закон сохранения энергии, равнодействующая сила, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную формулировку закона и его математическое выражение;

• решать задачи, используя физические законы (закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы, связывающие физические величины (путь, скорость, масса тела, плотность вещества, сила, давление, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения скольжения,): на основе анализа условия задачи выделять физические величины и формулы, необходимые для её решения, и проводить расчёты.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;

• приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и физических законах; использования возобновляемых источников энергии; экологических последствий исследования космического пространства;

• различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов (закон Гука, закон Архимеда и др.);

• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...