Методическая разработка урока "Ядерная энергетика: "ЗА" и "ПРОТИВ"
методическая разработка по физике (11 класс) на тему
Методическая разработка урока физики 11 класс "Ядерная энергетика: "ЗА" и "ПРОТИВ" в технологии развития критического мышления.
Методический прием "Продвинутая лекция" с электронной презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_kl_prodv_lektsiya.doc | 89.5 КБ |
11_klass_prodv_lektsiya.ppt | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 11 классе
Тема: “Ядерная энергетика: «за» и «против»”
Учитель: Маленкова Лариса Олеговна
Технологическая карта урока
Источники информации для подготовки к уроку
- Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении/ Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: КАРО, 2006.
- Критическое мышление - углубленная методика: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мышления”. IIoc.lV. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – М., 2007
- Популяризация критического мышления: обучение чтению и письму в рамках проекта “Критическое мышление”. Пос.П./Сост. Дженни Л.Стил, Кертис С. Мередит, Чарльз Темпл, Скотт Уолтер.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2005.
- Чтение, письмо и обсуждение для любого учебного предмета: подготовлено в рамках проекта “Чтение и письмо для Критического мышления”. Пос.Ш. ./Сост. Дженни Стал, Курт Мередит, Чарльз Темпл.
Электронные ресурсы:
- Специализированный портал «Здоровье и образование»http://www.valeo.edu.ru/
- http://www/class-fizika.narod.ru
- Полнотекстовая электронная библиотека учебных и учебно-методических материалов http://window.edu.ru/window/library
- Интернет библиотека электронных книг Elibrus http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
- Авторская электронная презентация – иллюстрация
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемные вопросы лекции 1) сущность и причины возникновения одной из острых глобальных экологических проблем, связанной с использованием ядерной энергии 2) предпринимаемые меры по решению этой экологической проблемы.
Задание (7 минут) Каковы последствия, проблемы использования ядерной энергетики для жизнедеятельности человека и для природной среды? Последствия для жизнедеятельности человека Последствия для природной среды
Задание (5 минут) Прослушайте первую часть лекции, продолжая работать в парах: один из пары ставит галочки рядом с пунктами списка, которые упоминались в лекции, и рядом с идеями, которые идут в разрез с содержанием лекции. Другой пусть записывает в таблицу то, что в нашем списке не встречается вовсе. Не обязательно записывать все, важно акцентировать внимание на главном
Задание (2 минуты) Обсудите в парах результаты своей работы: какие идеи подтвердились по ходу первой части лекции, какие идеи идут в разрез с ее содержанием, какие новые идеи возникли по ходу лекции. Подготовьтесь к выступлению по результатам своей работы для всей аудитории.
Задание (5 минут) Ответьте письменно на вопрос: каковы, на ваш взгляд, самые основные последствия для человека использования ядерной энергии. Обменяйтесь результатами своей работы в парах. Подготовьтесь к выступлению по результатам своей работы для всей аудитории.
Задание (3 минуты) Напишите ответ на следующий вопрос: каковы возможные меры (минимум три варианта) для решения проблемы использования ядерной энергии. Подготовьтесь к озвучиванию результатов для всей аудитории
Задание на вторую часть лекции (5 минут) Послушаете вторую часть лекции, продолжая работать в парах. При этом поменяйтесь ролями. Один из вас будет ставить галочки ил минусы напротив тех идей, которые подтвердились ли не подтвердились по ходу лекции. Другой будет дополнять уже имеющийся список новыми идеями.
Задание (2 минуты) Обменяйтесь в парах результатами своей работы. Подготовьтесь к представлению результатов всей аудитории
Задание (3 минуты) Возможно, проблема преувеличивается учеными и промышленниками, может быть магнаты хотят выбить у государств деньги для дорогостоящих разработок? Проблема имеет острый характер Проблема преувеличена
Домашнее задание (на выбор) 1. Письменно в форме эссе ответить на следующий вопрос: будет ли обостряться проблема использования ядерной энергии в 21 веке или эта проблема временна и будет успешно решена. 2. Ознакомьтесь с двумя текстами о проблемах использования ядерной энергии, которые отражают мнения авторитетных специалистов, основанные на серьезных научных исследованиях.. По ходу чтения делайте выписки в уже заполненную вами таблицу. Определитесь, какая из точек зрения для вас ближе и обоснуйте письменно свою позицию. 3. Составьте список «тонких» и/или «толстых» вопросов по рассмотренной проблеме (с ответами). 4. Найдите в различных источниках информации, включая Интернет, ответы на оставшиеся у вас вопросы по рассмотренной теме. Оформите это задание, выбрав наиболее подходящую, на ваш взгляд, форму подачи материала.
Вопросы второй части лекции Предпринимаемые меры для решения проблемы использования ядерной энергии
В течение трех минут напишите ответ на следующий вопрос: каковы возможные меры (минимум три варианта) для решения проблемы использования ядерной энергии.
Характерным проявлением волновых свойств света является дифракция света — отклонение от прямолинейного распространения на резких неоднородностях среды
Дифракция была открыта Франческо Гримальди в конце XVII в. Объяснение явления дифракции света дано Томасом Юнгом и Огюстом Френелем, которые не только дали описание экспериментов по наблюдению явлений интерференции и дифракции света, но и объяснили свойство прямолинейности распространения света с позиций волновой теории Биографии
Принцип Гюйгенса — Френеля Для вывода законов отражения и преломления мы использовали принцип Гюйгенса. Френель дополнил его формулировку для объяснения явления дифракции Определите, какое дополнение ввел Френель?
Принцип Гюйгенса: каждая точка волновой поверхности является источником вторичных сферических волн
Принцип Гюйгенса-Френеля: каждая точка волновой поверхности является источником вторичных сферических волн , которые интерферируют между собой
Задание: Попробуйте предположить как будет выглядеть дифракционная картина?
Задание: Будет ли вид дифракционной картины зависеть от длины волны (цвета)? Как будет выглядеть дифракционная картина в белом свете?
Задание: Попробуйте предложить идею опыта по наблюдению дифракции
Построение дифракционной картины от круглого отверстия и круглого непрозрачного экрана
Дифракция от различных препятствий: а) от тонкой проволочки; б) от круглого отверстия; в) от круглого непрозрачного экрана.
Зоны Френеля Для того чтобы найти амплитуду световой волны от точечного монохроматического источника света А в произвольной точке О изотропной среды, надо источник света окружить сферой радиусом r=ct
Зоны Френеля Интерференция волны от вторичных источников, расположенных на этой поверхности, определяет амплитуду в рассматриваемой точке P , т. е. необходимо произвести сложение когерентных колебаний от всех вторичных источников на волновой поверхности
Зоны Френеля Так как расстояния от них до точки О различны, то колебания будут приходить в различных фазах. Наименьшее расстояние от точки О до волновой поверхности В равно r 0
Зоны Френеля Первая зона Френеля ограничивается точками волновой поверхности, расстояния от которых до точки О равны: где — длина световой волны
Зоны Френеля Вторая зона: Аналогично определяются границы других зон
Зоны Френеля
Дифракционные картины от одного препятствия с разным числом открытых зон
Если разность хода от двух соседних зон равна половине длины волны , то колебания от них приходят в точку О в противоположных фазах и наблюдается интерференционный минимум , если разность хода равна длине волны , то наблюдается интерференционный максимум
Таким образом, если на препятствии укладывается целое число длин волн, то они гасят друг друга и в данной точке наблюдается минимум (темное пятно). Если нечетное число полуволн, то наблюдается максимум (светлое пятно)
Зонные пластинки На этом принципе основаны т.н. зонные пластинки
Зонные пластинки
Получение изображения с помощью зонной пластинки
Условия наблюдения дифракции Дифракция происходит на предметах любых размеров, а не только соизмеримых с длиной волны
Условия наблюдения дифракции Трудности наблюдения заключаются в том, что вследствие малости длины световой волны интерференционные максимумы располагаются очень близко друг к другу, а их интенсивность быстро убывает
Границы применимости геометрической оптики Дифракция наблюдается хорошо на расстоянии Если , то дифракция невидна и получается резкая тень ( d - диаметр экрана). Эти соотношения определяют границы применимости геометрической оптики
Границы применимости геометрической оптики Если наблюдение ведется на расстоянии , где d — размер предмета, то начинают проявляться волновые свойства света
Соотношения длины волны и размера препятствия На рис. показана примерная зависимость результатов опыта по распространению волн в зависимости от соотношения размеров препятствия и длины волны.
Интерференционные картины от разных точек предмета перекрываются, и изображение смазывается, поэтому прибор не выделяет отдельные детали предмета. Дифракция устанавливает предел разрешающей способности любого оптического прибора
Разрешающая способность человеческого глаза приблизительно равна одной угловой минуте: , где D — диаметр зрачка; телескопа =0 ,02 ''; у микроскопа увеличение не более 2 . 10 3 раз. Можно видеть предметы, размеры которых соизмеримы с длиной световой волны
Дифракционная решетка Дифракционные решетки, представляющие собой точную систему штрихов некоторого профиля, нанесенную на плоскую или вогнутую оптическую поверхность, применяются в спектральном приборостроении, лазерах, метрологических мерах малой длины и т.д
Дифракционная решетка
Дифракционная решетка
Дифракционная решетка Величина d = a + b называется постоянной (периодом) дифракционной решетки, где а — ширина щели; b — ширина непрозрачной части
Дифракционная решетка Угол - угол отклонения световых волн вследствие дифракции. Наша задача - определить, что будет наблюдаться в произвольном направлении - максимум или минимум
Дифракционная решетка Оптическая разность хода Из условия максимума интерференции получим:
Дифракционная решетка Следовательно: - формула дифракционной решетки. Величина k — порядок дифракционного максимума ( равен 0, 1, 2 и т.д.)
Определение с помощью дифракционной решетки
Гримальди Франческо 2. IV.1618 - 28.XII.1663 Итальянский ученый. С 1651 года - священник. Открыл дифракцию света, систематически ее изучал и сформулировал некоторые правила. Описал солнечный спектр, полученный с помощью призмы. В 1662 г. определил величину поверхности Земли.
Френель Огюст Жан (10.V.1788 - 14.VII.1827) Французский физик. Научные работы посвящены физической оптике. Дополнил известный принцип Гюйгенса, введя так называемые зоны Френеля (принцип Гюйгенса - Френеля). Разработал в 1818 году теорию дифракции света
Юнг Томас 13 .IV.1773-10.V.1829 Английский ученый. Полиглот. Научился читать в 2 года. Объяснил аккомодацию глаза, обнаружил интерференцию звука, объяснил интерференцию света, и ввел этот термин. Измерил длины волн световых лучей. Исследовал деформацию
Араго Доменик Франсуа (26. II.1786-2.X.1853) Французский физик и политический деятель. Автор многих открытий по оптике и электромагнетизму: хроматическую поляризацию света, вращение плоскости поляризации, намагничивание железных опилок вблизи проводника с током. Установил связь полярных сияний с магнитными бурями. По его указаниями А.Физо и У.Фуко измерили скорость света, а У.Леверье открыл планету Нептун
Фраунгофер Йозеф (6.III.1787- 7.VI.1826) Немецкий физик. Научные работы относятся к физической оптике. Внёс существенный вклад в исследование дисперсии и создание ахроматических линз. Фраунгофер изучал дифракцию в параллельных лучах (так называемая дифракция Фраунгофера).Сначала от одной щели, а потом от многих. Большой заслугой учёного является использование(с 1821 года) дифракционных решеток для исследования спектров (некоторые исследователи считают его даже изобретателем первой дифракционной решетки)
Пуассон Семион Дени (21.VI.1781 - 25.IV.1840) Французский механик, математик, физик, член Парижской академии наук (с 1812 года). Физические исследования относятся к магнетизму, капиллярности, теории упругости, гидромеханике, теории колебаний, теории света. Член Петербургской академии наук (с 1826 года)
КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind
Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...
Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"
Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...