Рабочая программа по физике 9 класс
рабочая программа по физике (9 класс) на тему

Зорин Николай Федорович

          Рабочая программа выполнена в соответствии с учебным планом, образовательной программой школы и «Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_klass.doc439.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена на основе:

        - Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня среднего общего образования, утвержденного приказом  МОиН РФ от 05.03.2004г. № 1089;

          -    примерной программы основного общего образования по физике.

          Рабочая программа выполнена в соответствии с учебным планом, образовательной программой МБОУ «Подсинская СШ» и «Положением о порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)».

 Методической основой для рабочей программы послужило:

  1. Авторская программа  Е.М.Гутник, А.В. Перышкин из сборника "Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7 – 9 кл. / сост. В.А. Коровин, В.А. Орлов. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Перышкин, А.В. Физика. 9 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.- 13-е изд., дораб. -   М.: Дрофа, 2011.-300с

   

Место и роль курса в обучении.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять  не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и методы научного познания».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения других школьных предметов.

Основные цели и задачи изучения курса физики в 9 классе.

Цели:

  • освоение знаний о механических, магнитных, квантовых явлениях, электромагнитных колебаниях и волнах; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями  проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.  

Задачи изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

-  умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

- умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

-  умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

-  воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

           Программа направлена на реализацию личностно-ориентированного, деятельностного, проблемно-поискового подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности.

Место предмета в учебном плане

В учебном плане МБОУ «Подсинская СШ» в 9 классе на изучение физики отводится 68 часов.

Содержание учебного курса

В курс физики 9 класса входят следующие разделы:

1. Законы взаимодействия и движения тел.

            2. Механические колебания и волны. Звук.

                3.  Электромагнитное  поле.

                4.  Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

                     

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Некоторые вопросы разделов учащиеся должны рассматривать самостоятельно.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала - такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования  решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач. Программа предусматривает   использование Международной системы единиц (СИ).

1. Законы взаимодействия и движения тел. (27 часов)

        Материальная точка. Система отсчёта.        Перемещение. Определение координаты движущегося тела. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости. Относительность движения. Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость. Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Искусственные спутники Земли. Импульс тела. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Ракеты. Вывод закона сохранения полной механической энергии.

Лабораторные работы:

  1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
  2. Измерение ускорения свободного падения.

2. Механические колебания и волны. Звук. (11 часов)

        Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Распространение колебаний в среде. Волны. Продольные и поперечные волны. Длина волны. Скорость распространения волны. Источники звука. Звуковые колебания. Высота и тембр звука. Громкость звука. Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.

Лабораторные работы:

  1. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити.

3. Электромагнитное поле. (17часов)

        Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле. Направление тока и направление линий его магнитного поля. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.        Индукция магнитного поля. Магнитный поток. Явление электромагнитной индукции. Направление индукционного тока. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор. Электромагнитное поле. Конденсатор. Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний. Принципы радиосвязи и телевидения. Электромагнитная природа света. Преломление света. Физический смысл показателя преломления. Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров. Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров.

Лабораторные работы:

  1. Изучение явления электромагнитной индукции.

4. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер. (13 часов)

        Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов. Модели атомов. Опыт Резерфорда. Радиоактивные превращения атомных ядер. Экспериментальные методы исследования частиц. Открытие протона. Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число. Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс. Деление ядер урана. Цепная реакция. Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика. Биологическое действие радиации. Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

Лабораторные работы:        

  1. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
  2. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Календарно – тематическое планирование

Номер урока

Содержание материала

Дата

план

факт

Законы взаимодействия и движения тел

1

Материальная точка. Система отсчёта.

2

Перемещение.

3

Определение координаты движущегося тела.

4

Перемещение при прямолинейном равномерном движении.

5

Прямолинейное равноускоренное движение.    Ускорение.

6

Скорость  прямолинейного равноускоренного движения. График скорости.

7

Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости.

8

Относительность механического движения.

9

Инерциальная система отсчёта. Первый закон Ньютона.

10

Лабораторная работа №1

 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»

11

Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Решение задач  «Кинематика»

12

Контрольная работа №1

«Кинематика»

13

Второй закон Ньютона.

14

Решение задач  «Второй закон Ньютона»

15

Третий закон Ньютона. Повторение и обобщение материала «Законы Ньютона»

16

Контрольная работа №2 «Основы динамики»

17

Свободное падение.

18

Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость.

19

Лабораторная работа №2

 «Измерение ускорения свободного падения»

20

Закон всемирного тяготения.

21

Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах.

22

Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

23

 Решение задач «Движение тела по окружности». Искусственные спутники Земли.

24

Импульс. Закон сохранения импульса

25

Реактивное движение. Ракеты.

26

Решение задач. Вывод закона сохранения механической энергии.

27

Повторение и обобщение материала «Законы сохранения в механике».

28

Контрольная работа №3

«Законы сохранения в механике».

Механические колебания и волны. Звук.

29

Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник.

30

Величины, характеризующие колебательное движение. Гармонические колебания.

31

Лабораторная работа №3

 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника от длины его нити»

32

Затухающие колебания. Вынужденные колебания.

33

Резонанс. Решение задач «Колебания»

34

Распространение колебаний в среде. Волны.

Продольные и поперечные волны. Длина волны.  Скорость  распространения волн.

35

Источники звука. Звуковые колебания.

Высота и тембр звука. Громкость звука.

36

Распространение звука. Звуковые волны. Скорость звука. Эхо. Звуковой резонанс.

37

Повторение и обобщение материала «Механические колебания и волны. Звук»

38

Контрольная работа №4 «Механические колебания и волны. Звук»

Электромагнитное поле.

39

Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле.

40

Направление тока и направление линий его магнитного поля.

41

Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки.

42

Индукция магнитного поля. Магнитный поток.

43

Явление электромагнитной индукции

44

Направление индукционного тока.

Правило Ленца.

45

Лабораторная работа №4 «Изучение явления электромагнитной индукции»

46

Явление самоиндукции.

47

Получение и передача переменного электричес-кого тока. Трансформатор.

48

Электромагнитное поле.

Электромагнитные волны.

49

Конденсатор.

50

Повторение и обобщение материала «Электромагнитное поле»

51

Контрольная работа №5  «Электромагнитное поле»

52

Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний.

Принципы радиосвязи и телевидения.

53

Интерференция света. Электромагнитная природа света. Преломление света.

54

Дисперсия света. Цвета тел. Типы оптических спектров.

Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.

55

Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов.

56

Модели атомов. Опыт Резерфорда.

57

Радиоактивные превращения атомных ядер.

Экспериментальные методы исследования частиц.

58

Лабораторная работа №5

«Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям»

59

Открытие протона. Открытие нейтрона.

Состав атомного ядра. Массовое число. Зарядовое число.

60

Ядерные силы. Энергия связи. Дефект масс.

61

Деление ядер урана. Цепная реакция.

62

Лабораторная работа №6

 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков»

63

Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию. Атомная энергетика.

64

Биологическое действие радиации.

Закон радиоактивного распада. Термоядерная реакция.

65

Повторение и обобщение материала «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».

66

Контрольная работа №6

«Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер.»

67

Повторение и обобщение материала  пройденного за учебный год.

68

Резерв

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса физики 9 класса ученик должен:

знать/понимать:

•        смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;

  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, сила, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия;
  • смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения электрического заряда;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны, действие магнитного поля на проводник с током,  электромагнитную индукцию, отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины;
  • выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических, электромагнитных и квантовых явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), её обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;

   -   оценки безопасности радиационного фона.

                                                               

Учебно – методическое обеспечение

  1. Перышкин, А.В. Физика. 9 класс.: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.В. Перышкин, Е.М. Гутник.- 13-е изд., дораб. -   М.: Дрофа, 2011.-300с.
  2. Марон А.Е. Контрольные работы по физике: 7, 8, 9 кл.: кн. для учителя/ А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 5-е изд. -  М.:  Просвещение, 2012. – 79с.
  3.  Перышкин,А.В. Сборник задач по физике:7-9 кл.: к учебникам А.В. Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс» / А.В.Перышкин; сост. Г.А.Лонцова. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 269,[3] с.(Серия «Учебно-методический комплект»)
  4. Экспериментальные задания по физике. 9—11 кл.: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Ф. Кабардин, В. А. Орлов. — М.: Вербум-М, 2012. — 208 с.
  5.      5. А. А. Фадеева  Тесты по физике. 9 класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2012.
  6.      6. Нестандартные уроки физики 7-11классы.М.А.Петрухина. Волгоград Учитель, 2013.
  7.      7. С.А. Тихомирова Физика в пословицах, загадках, сказках. - М.: Школьная Пресса, 2011.

Лист корректировки рабочей программы в 9 классе

Номер

урока

ТЕМА УРОКА

ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ

СПОСОБ КОРРЕКТИРОВКИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...