Урок 14 Инерция
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Волик Ирина Витальевна

Инерция движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_14.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Урок 14

Тема урока:   ИНЕРЦИЯ

Цель урока: дать определение явления инерции. Показать случаи её проявления в быту и технике.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Организационный момент – 2-3 мин.
  2. Актуализация знаний учащихся – 7 мин.
  3. Объяснение нового материала – 20 мин.
  4. Закрепление изученного материала – 10 мин.
  5. Домашнее задание. Итог урока – 5 мин.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

      Приветствие учащихся. Отметка в журнале отсутствующих. Сообщение им темы и целей урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

       Проверка усвоения изученного материала.

      Двое учащихся показывают на доске решение задач №1, 5 из упражнения 5 учебника. Для остальных учащихся – фронтальный опрос.

        Вопросы для проверки усвоения материала:

  1. Что нужно знать для вычисления скорости равномерного движения тела? Каковы единицы скорости?
  2. Как вычислить среднюю скорость неравномерного движения тела на некотором участке пути или за некоторый отрезок времени движения?
  3. Напишите выражения для расчёта:

- скорости равномерного движения тела;

- средней скорости неравномерного движения;

- пути и времени в случае равномерного и неравномерного движения тела.

  1. Объяснение нового материала.

       1. Беседа-объяснение.

  - Ничто на свете не движется само по себе. Предметы могут передвигаться лишь в том случае, когда их тянут или толкают другие предметы (тела). Так происходит изменение модуля скорости тела при действии на него других тел (изменение модуля скорости мяча после удара по нему ногой; если велосипедист сильнее нажимает на педали, скорость велосипеда возрастает, когда велосипедист крутит педали медленнее, скорость велосипеда снижается; автомобили движутся вперёд благодаря мощности их двигателей. Чем мощнее двигатель, тем больше его ускорение).

     Учитель продолжает объяснение демонстрацией опыта №34 из пособия Родина Н.А. или опыта по рисунку 41 (а) учебника на с.41.

   -  Отчего тело может изменить направление своего движения?

У: Если одни тела способны заставить двигаться другие тела, если одни тела могут изменить скорость других тел, значит, одни тела могут изменить и направление движения любого тела.

      Учащиеся приводят примеры изменения направления скорости тела при взаимодействии с другими телами (при игре в бадминтон волан от удара его ракеткой может лететь в разных направлениях; при игре в футбол мяч от удара ногой может катиться, лететь, прыгать в любом направлении и другие).

2. Наблюдение поведения тела при уменьшении воздействия на него со стороны других тел (опыт по рисунку 41 (б, в)).

3. Сообщение учащихся на тему: «Роль г. Галилея в установлении характера движения тела при отсутствии воздействия на него со стороны других тел».

4. Объяснение понятия «Движение по инерции».

   -    Неподвижные тела стремятся сохранять неподвижность, а движущиеся – продолжать движение. Замечали ли вы такое явление? Это называется инерцией. Все тела на свете обладают инерцией, и чем больше их масса, тем большую инерцию они имеют. Когда автобус начинает двигаться, вы чувствуете, что какая-то сила толкает вас назад, тогда как инерция вашего тела стремится сохранить неподвижность. Когда же автобус останавливается, та же сила толкает вас вперёд, так как инерция вашего тела требует продолжения его движения.

        У инерции есть свои хитрости. Поставьте стакан с водой на лист бумаги, лежащий на столе. Затем выдерните быстро бумажный лист из-под стакана. Что случилось со стаканом?

У: Стакан останется на том же месте благодаря инерции.

      Но этот опыт вам удастся проделать лишь в том случае, если вы сможете очень быстро выдернуть лист из-под стакана.

      Что происходит с ударами и отскоками?

У: Удар по мячу заставляет его двигаться. Дальше мяч летит уже сам. Начав движение, любое тело продолжает двигаться за счёт инерции (за счёт силы, называемой количеством движения).

     Примечание: На уроке рекомендуется показать опыты №35-38 по пособию Родина Н.А. и др.

      Учитель даёт определение явления инерции (под запись).

      Учащиеся приводят примеры явления инерции в быту и технике.

5.Объяснение понятия «Тормозной путь автомобиля».

       - Что заставляет автомобиль остановиться?

У: Тормоза. Трение колеса о тормозную колодку препятствует вращению колеса. Сила трения тормозов заставляет автомобиль снижать скорость. Чем сильнее нажимать на тормоз, тем большая площадь тормозных колодок соприкасается с колёсами и тем быстрее остановится автомобиль.

      - Возможно ли сразу остановить автомобиль? Почему невозможна мгновенная остановка движущихся тел?

У: Потому что у всех средств транспорта есть тормозной путь.

  1. Закрепление изученного материала.
  1. Обсуждение вопросов к параграфу:
  1. В результате чего меняется скорость тела? Приведите примеры.
  2. Какой опыт показывает, что изменение скорости тела происходит при уменьшении препятствий?
  3. Что называется инерцией?
  4. Как движется тело, если на него не действуют другие тела?
  1. Игра «Что? Где? Когда?»
  1. Мяч, спокойно лежащий на полу салона автомобиля при его равномерном движении, неожиданно покатился:

А. Вперёд – по направлению движения автомобиля;

Б. Назад – против движения;

В. В правую сторону.

       На какое изменение в движении автомобиля указывает каждая ситуация?

  1. В ряде случаев на горизонтальном участке пути автомобиль довольно длительное время движется при неработающем двигателе. На чём основан этот «свободный» ход машины?
  2. Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим автомобилем?
  3. Почему автомобиль с неисправными тормозами запрещается буксировать с помощью гибкого троса?
  4. Зачем на повороте шофёр замедляет ход машины?
  5. Для чего при  торможении автомобиля обязательно включается задний красный свет?
  6. Почему водитель, ведя на буксире другой автомобиль, не должен резко изменять скорость движения?
  7. Приведите примеры пользы инерции на транспорте и её вреда.

Ответы:

  1. Скорость автомобиля стала а) уменьшаться, б) увеличиваться, в) автомобиль повернул влево.
  2. На использовании инертности машины и движущихся вместе с ней тел.
  3. Из-за инерции автомобиль нельзя остановить мгновенно; после выключения двигателя он определённое время свою скорость сохраняет, поэтому можно попасть под его колёса.
  4. Буксируемы автомобиль вследствие инерции при торможении буксирующей машины не сможет сразу остановиться и «наедет» на неё.
  5. Чтобы машина вследствие инерции не «улетела» по касательной к траектории поворота.
  6. Этот сигнал заранее предупреждает водителей идущего сзади транспорта о торможении машины, чтобы те успели тоже затормозить, поскольку из-за инерции для снижения скорости нужно время.
  7. Идущий сзади автомобиль обладает инертностью и не может быстро изменить скорость движения, что ведёт к аварии.
  8. Польза – экономия горючего при «свободном» пробеге автомобиля с выключенным двигателем. Вред – при аварийном торможении «пробег» какого-то тормозного пути, создающего опасность столкновения или наезда.

  1. Итог урока. Домашнее задание.

       Подводится итог урока. Выставляются оценки. Проводится рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал к уроку "Инерция"

Урок физики в 7 классе с использованием модульной технологии и ИКТ: блок-предписание, презентация, приложения, тест....

Конспект урока "Инерция"

Конспект урока в 7 классе по теме "Инерция" отражает демонстрационные опыты, деятельность учащихся на уроке, выводы, проверочную работу по теме....

презентация к уроку "Инерция"

в данном презентации выделены все основные моменты урокаПриложение №51Слайд:  заставка -проверка знаний2Слайд:  французская пословица3Слайд:  отрывок из Пришвина «Кладовая солнца»(мотив...

конспект урока "Инерция" 7кл

Тема учебной программы – движение и взаимодействие тел. Учебник – Перышкин А.В. Физика 7 класс. Тип урока: комбинированный (с использованием ИКТ).Цель урока:   изучение явления  ин...

Тема урока: ИНЕРЦИЯ И ДОРОГА

Цели урока:Общеобразовательная: повторить понятие инерции, вывести формулу тормозного пути, провести расчет зависимости тормозного пути от различных факторов: скорости движения автомобиля, качества до...

Конспект урока "Инерция" 7 класс

Тема урока: Инерция....