конспект урока "Инерция" 7кл
план-конспект урока по физике (7 класс) на тему

Харлова Галина Сергеевна

Тема учебной программы – движение и взаимодействие тел. Учебник – Перышкин А.В. Физика 7 класс.

 Тип урока: комбинированный (с использованием ИКТ).

Цель урока:   изучение явления  инерции

Задачи урока:

Познавательные:  изучение  явления инерции;

Развивающие: производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету, воспитывать  навыки культуры общения и умения работать в  группах и коллективе;

       Для достижения поставленных задач и для повышения познавательной активности учащихся использованы:  электронная презентация, видеоролики, проведены опыты.

Планируемый результат:

Учащиеся усвоили, в чем заключается явление  инерции, где применяется, знают что существует положительные проявления инерции и отрицательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inertsiya.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы: “Взаимодействие тел”.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид: комбинированный урок.

Тема: ИНЕРЦИЯ

Цель урока:   изучение явления  инерции,

Задачи урока:

Познавательные:  изучение  явления инерции;

Развивающие: производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.

Воспитательные: содействовать воспитанию интереса к предмету, воспитывать  навыки культуры общения и умения работать в  группах и коллективе;

Познавательные УУД : Выделяют и формулируют проблему. Выполняют операции со знаками и символами,  заменяют термины. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи. Выполняют операции со знаками и символами

Регулятивные УУД: Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

Коммуникативные УУД: Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию, устанавливают рабочие отношения

Оснащение урока: Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийная презентация “инерция”, опорный конспект “инерция”.Оборудование для учащихся: стакан, открытка, воздушный шарик, монета. карточки-тесты,.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Постановка проблемы и Проверка усвоения изученного материала  (в  форме игры «Составляйки»)

Ребята! Знаете, когда я готовилась к сегодняшнему уроку в интернете нашла очень интересное видео. Давайте его посмотрим, только мы его увидим немым, а комментировать придется самим.(просмотр видео «инерция покоя»)

Кто из вас может объяснить увиденное? Знаете, как называется это явление?

Ребята, сегодня мы продолжаем с вами изучать раздел физики «движение и взаимодействие». Предлагаю сегодня наш урок обозначить как урок путешествие  на автобусе «Движение».

 Итак, места в нашем автобусе «Движение» все заняты, и мы продолжаем путешествие по стране знаний. Но прежде наш автобус должен заправиться. Заправка будет необычная – это будут ваши хорошие и отличные ответы.  У вас на столах лежат листочки, которые вы, пожалуйста, подпишите и на них выполняйте задания. Вы должны выбрать правильные ответы на вопросы: на листочке рядом с цифрой вопроса вы должны написать выбранную букву ответа (Повторение). Вам на это отводиться 5 минут.

  1. Механическим движением называется …

А. движение всякого тела по земле среди окружающих тел

И. изменение положения тела относительно других тел

С. изменение положения автомобиля на дороге.

2)   Траекторией движения тела называется …

     Н. линия, по которой движется тело          О. след, который оставляет движущееся тело

     К. кривая линия движения молекулы.

3)  Длина траектории, по которой движется тело в течении некоторого промежутка времени, называется…

      Е.  путь                                  М.  след                                             Т.   кривая

4)   При равномерном движении  тело за равные промежутки времени…

      Ю. проходит разные пути                       В.  движется равномерно                

 Р. Проходит равные пути

5)  Формула для нахождения скорости при равномерном движении:

      Г.                                    Э.   s = v t                                         Ц.  

6)  В системе СИ скорость измеряется в…

      С.  км/ч                                   И. м/с                                             Б.  км/с

7)  При  неравномерном движении  тело за равные промежутки времени…

      Я. Проходит разные пути                         Л.  движется равномерно                

Д. Проходит равные пути

давайте проверим ответы . поменяйтесь листочками с соседом. вы сравниваете со своими ответами, ставите «+» или «-»:Правильный ответ ИНЕРЦИЯ, 5 правильных ответов = «3»; 6 правильных ответов = «4»;7 правильных ответов = «5».  

Ребята, поднимите руки, кто получил «4» и «5». Молодцы!  Листочки с ответами  сдать). 

Ну вот, заправились – теперь поехали!  Но,  к сожалению, наш автобус поведет стажер-практикант. Он очень волнуется и, как всякий новичок, резко трогает автобус с места. Что происходит с нами? Покажите.  (Мы отклоняемся назад, ведь автобус поехал вперёд, а наше тело продолжает покоиться). Молодцы!  Стажёр наконец-то успокоился, спокойно ведёт автобус. Мы с удовольствием глядим в окна. Но вдруг на светофоре загорелся красный свет. Что делает водитель-стажер? Он давит на тормоза. Покажите, что происходит с нами.  (Автобус останавливается, а наше тело продолжает движение).  Подумайте!: может быть кто-то из вас сможете  ответить, какое же физическое явление играет с нами в автобусе такие  шутки?

     Интрига Затрудняетесь?   Давайте выбранные вами буквы ответа правильно расположим от 1-го вопроса до 7-го и узнаем, как зовут шутницу-хулиганку.

ЭТО  ИНЕРЦИЯ! О ней мы и   будем говорить на сегодняшнем уроке.

Итак, запишите в тетрадях тему  нашего сегодняшнего урока: «Инерция». Подумайте,  что бы вы хотели узнать об инерции, продолжите предложения:

Сегодня на уроке я хочу узнать…

Сегодня на уроке Я выясню…

Сегодня на уроке Я выполню…

III. Изучение нового материала.

  • Ребята, подумайте и скажите, могут ли тела двигаться сами по себе, может ли скорость тела меняться сама по себе, без посторонней помощи?  (Конечно же нет!)
  • Попробуйте привести подтверждающие примеры. (Мяч футбольный, волейбольный, волан для игры в бадминтон, пуля,…)

Вывод:  У тела  уменьшается или увеличивается скорость не сама по себе, а под действием других тел; тело начинает двигаться или останавливается не само по себе, а опять-таки под действием других тел.

Причем, у тела под действием другого тела скорость меняется не только по величине, но и по направлению. (Движение волана при игре в бадминтон; движение мяча при игре в волейбол или футбол).

  • Давайте в этом убедимся на опыте Выполните задания, указанные в карточках,  после чего мы обсудим результаты ваших опытов.

Карточка №1.

Оборудование: жёлоб лабораторный металлический, металлический шарик, деревянный брусок.

Ход опыта:

  1. положите на стол  деревянный брусок. Как долго брусок будет покоиться, то есть находиться без движения?
  2. Установите жёлоб наклонно. Перед жёлобом положите деревянный брусок.
  3. Пустите шарик по жёлобу, чтобы он ударил деревянный брусок. Что произошло с бруском?  Сделайте вывод.

Карточка №2.

Оборудование:  наклонная плоскость, машинка, песок.

Ход работы:

  1. Пустите машинку с наклонной плоскости. Что вы можете сказать о движении машинки?
  2. Прежде чем пустить машинку с наклонной плоскости, на её пути на небольшом расстоянии от  наклонной плоскости насыпьте горку песка. Потом пустите машинку и проследите за ее движением. Что вы заметили?
  3. Выровняйте песок и вновь пустите тележку с наклонной плоскости. Каково теперь движение машинки.

Итак,  ребята,  делаем выводы из ваших опытов:  тело может находиться в покое бесконечно долго, изменение его скорости связано с действием  на него других тел.

Итак, продолжаем.

Подобное состояние тел ещё в IV веке до н.э. рассматривал и изучал древнегреческий ученый Аристотель. Он говорил, что «причина движения кроется в действии, оказываемом на данное тело каким-либо другим телом».  Правда, это утверждение было не совсем верным.

Аристотель считал, что естественным положением тела является покой, - конечно, по отношению к Земле.  Всякое перемещение тела по отношению к Земле должно иметь причину. Если же причины двигаться нет, то тело должно остановиться, перейти в своё естественное состояние  покоя.   Но при этом теория Аристотеля никак не объясняла, почему тело, движущееся по шероховатой поверхности, останавливается гораздо быстрее, чем то же тело, движущееся по гладкой поверхности.

Открытием истины мы обязаны великому итальянскому ученому Г.Галилею (1564 - 1642). Он в результате своих опытов по изучению движения тел, установил, что если на тело не действуют другие тела, то тело или  находится в покое, или движется прямолинейно и равномерно относительно Земли.  Это значит, что скорость не меняется, остается постоянной величиной. В этом заключается понятие инерции. Попытка вывода

Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел называется инерцией.

== откройте, пожалуйста, учебник на стр.40 – 41  § 17 «Инерция», прочитайте выделенный абзац, что называется инерцией  и запишите это понятие в тетрадочках.

Инерция  (лат.) – неподвижность, бездеятельность.

(учащиеся из учебника записывают понятие инерции)

  Ребята! Вы знаете ПДД. Оказывается, здесь также участвует инерция: она наказывает тех, кто не выполняет правила дорожного движения. КАК?  Почему нельзя переходить дорогу перед близко идущем транспортом? (к обсуждение данного вопроса мы вернемся с вами в 9 классе). Почему мамы приучают деток при проезде в автобусе обязательно держаться за поручни?  

Таким образом,  говорят, что если на данное тело не действуют другие тела, то оно движется по инерции, те есть с постоянной скоростью.

==ПРИМЕРЫ применения инерции:  

Вернемся к видеоролику… шарик и лед в первом опыте остаются неподвижными – явление инерции покоя, а во втором опыте лед продолжает свое движение до тех пор пока не сталкнется с бортиком тележки – явление инерции движения

*** Пифагор  в своё время изготовил  катапульту, которую жители г. Сиракуз  использовали для защиты своего города. Принцип действия катапульты основан на использовании инерции.  Попробуйте дома сами изготовить катапульту и подготовьте ответ на вопрос: где в современной жизни используется катапульта?

                    ФОКУС == Хитрости инерции:. Проделать опыт в парах  продемонстрируйте явления инерции (стакан, открытка, монета ) и индивидуально с шариком и монеткой) То тело, которое медленнее меняет свою скорость, называют более инертным. Чем тело инертнее, тем больше время изменения его скорости.

Какое тело является более или менее инертным? (разбираемся всем классом)

  1.  Закрепление изученного. Решение качественных задач.

2. Почему капли дождя при резком встряхивании слетают с одежды и зонта? (в следствие инертности капель воды)

3. Есть два способа колки поленьев. В первом случае полено ударяют быстро движущимся топором. Во втором – слабым ударом загоняют топор в полено, а затем, взмахнув топором с насаженным поленом. Бьют обухом о колоду. Объясните механические явления, наблюдаемые при этом. (в том случае, когда колют дрова, ударяя по полену топором, он, продолжая движение вследствие инертности, входит глубоко в неподвижное полено. Когда же ударяют обухом топора, частично вошедшего в полено, о колоду, на которой колют дрова, топор останавливается, а полено продолжает движение вследствие инертности и раскалывается)

4. Мяч спокойно лежал на столе вагона при равномерном движении поезда покатился: а) вперед по направлению поезда; б) назад против направления движения поезда; в) в бок. На какое изменение в движении поезда указывает каждый из перечисленных случаев? (а)поезд уменьшает скорость; б) поезд увеличивает ее; в) поворачивает)

Из двух взаимодействующих тел более инертным является то, у которого …. (скорость меняется медленнее, масса больше)

 Ребята давайте подведем итог урока, посмотрим, что вы запомнили с урока:

  • Что такое инерция?
  • Что означает выражение «тело двигается по инерции?»
  • Приведите примеры проявления инерции?
  • Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущей машиной ?
  • При ДТП человека и  автомобиля или легкового и грузового автомобилей, кто является более или менее инертным телом?
  1. Рефлексия

Итак, ребята, сегодня мы рассмотрели понятие инерции в полном соответствии с научными принципами познания: наблюдения – гипотеза – опыты – выводы.

 Продолжите предложения:

Я узнал…            Я сделал…..                     Я выяснил…                Мне понравилось…

Из того, что мы с вами разобрали, мы можем сказать, что у инерции есть и плюсы, и минусы  Самое главное, уметь правильно объяснять наличие инерции с тех или иных случаях.  Я надеюсь, дорогие мои, вам было интересно,  и многие из вас узнали много нового. Все молодцы и всем спасибо!   Нашу встречу мне хочется закончить словами замечательного великого учёного Альберта Эйнштейна: «Этот большой мир существует независимо от нас, людей, и стоит перед нами как огромная вечная загадка, доступная, однако, по крайней мере,  отчасти, нашему восприятию и нашему разуму».  Эту загадку мы и разгадываем с вами из урока в урок при изучении физики.

Домашнее задание. §17, вопросы к параграфу, По выбору

  1. «3» привести примеры проявления инерции
  2. «4»Заполнить примерами таблицу:

Плюсы инерции

Минусы инерции

  1. «5» найти и продемонстрировать примеры проявления инерции

При подготовке можно использовать:

А) интернет ресурсы,

Б) Перельман Занимательная физика

В) обратиться за помощью к родителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...