Пояснительная записка
В современных условиях происходит бурное развитие науки и производства, рост объема информации, внедрение новых технологий, возрастает потребность государства в грамотных, продуктивно мыслящих, адаптированных к новым условиям жизни в обществе специалистах. Выявление, отбор и поддержка талантливой молодежи – одно из важных направлений Государственной молодежной политики в рамках Национального проекта «Государственная поддержка способной и талантливой молодежи». Считаю необходимым скоординировать свою работу по выявлению одаренных учащихся и организовать развитие их одаренности. Для этого необходимо создать систему деятельности учителя по развитию творческих способностей учащихся. Результаты учения школьника часто ставят в прямую зависимость от его способностей, считая последние наследственными. Но человек заключает в себе не те или иные способности, а лишь способность к формированию этих способностей. Необходимо организовать активную и творческую деятельность ученика. В процессе такой работы развивается мышление ученика и его способности, выявляются одаренность и талант. Развитие мышления предполагает, прежде всего, переход к новому способу действия в процессе обучения. Лишь в тех случаях, когда перед человеком возникает необходимость в новом способе действия, появляются условия, вызывающие развитие. Именно это обстоятельство и объясняет тот факт, что специальным образом организованная деятельность, рассчитанная не на простое воспроизведение знаний, а на их поиск в нестандартных ситуациях, оптимальным образом развивает мышление учащихся, их способности и талант. Одаренность, с точки зрения психологов, есть качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Интеллектуальная одаренность – уровень развития и тип организации ментального опыта, который обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные способности – свойства интеллекта, характеризующие успешность деятельности в конкретных ситуациях. Интеллектуальное воспитание – это форма организации учебно – воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание одаренному ученику индивидуальной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей. Стандартный подход учителя к учащимся, игнорирование индивидуальных природных особенностей детей, привело образование к усреднённости учеников, к искусственной задержки развития способных и одарённых учеников.
Индивидуализируя работу с одарёнными и «сильными» учениками, мы пришли к выводу, что существует: школьная одарённость (это дети с опережающим умственным развитием, быстрым схватыванием учебного материала); творческая одарённость (это дети с нестандартным способом мышления, неровной успеваемостью, с неожиданными и необычными для учителя вопросами); специальная умственная одарённость (например, в физике);
Выделим особенности, отличающие способных учеников в учении:
активность и постоянная занятость чем-либо; настойчивость в достижении цели; желание учиться и добиваться настоящих успехов; способность лучше других заниматься самостоятельной работой с литературными источниками и организаторской деятельностью; экспериментировать, критически рассматривать окружающую их действительность, стремиться проникнуть в суть вещей и явлений; любознательность, сопровождающаяся множеством вопросов и заинтересованностью в ответе на них; наличие умений раскрывать отношения между явлениями и сущностью, индуктивно и дедуктивно думать, манипулировать логическими операциями и т.д.
Таким образом, исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний и необходимости подъема уровня духовной культуры учащихся, разработана программа работы с одаренными детьми по физике.
Цель программы – создание системы деятельности учителя физики по развитию творческих способностей учащихся.
Задачи программы:
1.Выявить одаренных учащихся в области физики. 2.Изучить факторы развития личности, ее способностей. 3.Развивать способности одаренных учащихся, включая в образовательный процесс обучения физике все виды творческой самореализации. 4.Установить сотрудничество с одаренными детьми и их родителями. 5.Способствовать реализации творческого потенциала одаренных учащихся при выборе их будущей профессии. Выявление одаренных детей в школе проводится, начиная с начальной школы на основе наблюдения, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Этапы выявления одаренных детей и работы с ними 1 этап – анамнестический – на первой ступени обучения, где при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
2 этап – диагностический – на этом этапе (5-9 классы) проводится индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей ребенка.
3 этап – формирования, углубления и развития неординарных способностей ребенка приходится на старшую школу.
При рассмотрении вопросов обучения и воспитания одаренных детей школа должна решать следующие проблемы:
формирование классов, ориентированных на высокий уровень интеллекта и познавательных потребностей; формирование соответствующих учебных планов; подбор профессионально грамотных, высококвалифицированных педагогических кадров; сотрудничество школы с высшими учебными заведениями; расширение системы дополнительного образования; введение факультативных и специальных курсов.
Основные принципы работы с одаренными детьми:
Принцип ориентации обучения на формирование познавательных, информационно-коммуникативных и рефлексивных компетентностей учащихся, исходя из Государственных стандартов образования. Принцип осмысленности (осмысление проблемы, цели, задачи происходит при самостоятельной их формулировке учащимися). Принцип самодеятельности (учащийся может овладеть ходом исследования только через собственный опыт). Принцип экспериментальности (физика - наука экспериментальная, поэтому этот принцип является одним из главных). Принцип обучения в соответствии с индивидуальными способностями и возможностями учащихся. Принцип активной деятельности учащихся (освоение учениками знаний, умений, навыков, способов деятельности преимущественно в форме деятельностного, компетентностного подхода). Принцип практической направленности обучения физике (решение заданий прикладного, практического содержания).
Требования, предъявляемые к учителю, работающему с одаренными детьми
Учитель должен быть:
талантливым; способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности; профессионально грамотным; интеллигентным, нравственным и эрудированным; владеть передовыми педагогическими технологиями; психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса; знатоком во всех областях человеческой жизни.
При работе с одаренными детьми необходимо уметь:
1.Стимулировать познавательные способности учащихся. 2.Работать дифференцированно и осуществлять индивидуальный подход к одаренным учащимся. 3.Принимать взвешенные психолого-педагогические решения. 4.Анализировать свою учебно-воспитательную деятельность и всего класса. 5.Регулировать конфликты. Определение одаренности, психологических особенностей 1.Общие интеллектуальные способности. 2.Академические способности. 3.Продуктивное мышление. 4.Способности к лидерству. 5.Художественные и артистические способности. 6.Психомоторные способности. Рекомендации учителям и родителям для воспитания в детях исследовательских наклонностей и умения самостоятельно получать знания.
Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Научите учеников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе или дома, как область приложения полученных навыков в решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний. Подходите ко всему творчески.
Некоторые правила, составляющие основу плана учителя по развитию старшеклассника.
1.Поставьте перед собой конкретные цели. Постарайтесь мысленно представить себе конечный результат, которого вы хотите достичь. 2.Будьте довольны скромным прогрессом, успех «подпитывает» успех. Прочный и скромный прогресс часто закрепляется и становится чертой отношений данного человека к делу. 3.Будьте готовы учиться у других. Не бойтесь подвергнуть сомнению чужие взгляды, это позволит по достоинству оценить мысли и поступки людей и повысит ваш авторитет в их глазах. 4.Учитесь на своих неудачах. Если вы не правы, будьте готовы признать это. 5.Помните, что своим развитием управляете главным образом вы сами. Вы должны отвечать за ход вашей собственной жизни.
Рекомендации учителю физики:
1.Учитель должен в совершенстве владеть методами эвристического обучения. 2.Учитель должен в совершенстве владеть дифференцированной технологией. 3.Учитель должен развиваться сам и развивать способности ученика. 4.Учитель должен способствовать внедрению информационных технологий в образовательный процесс. 5.Учитель должен знать возрастную психологию.
Обязанности учителя:
организация и проведение занятий с одаренными детьми; мониторинг результативности занятий; подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, научно-практическим конференциям.
Деятельность по реализации программы
№ |
Направления работы |
Месяц |
Ответственные |
Раздел
№1 |
Организация учебной деятельности одарённых детей
|
|
|
|
| 1.1. | Участие в олимпиадах по физике разного уровня | ежегодно
| Учитель физики
| 1.2.
| Смотр знаний по физике
| в теч. года
| Учитель
физики, родители | 1.3.
| Конкурс на лучшего знатока физики во время предметной недели
|
| МО
| 1.4.
| Защита творческих, исследовательских, информационных проектов
| апрель
| Учитель физики
| 1.5.
| Ученическая научно-практическая
конференция
| апрель
| Зам. директора
| 1.6.
| Внедрение в учебный процесс современных технологий обучения, способствующих компетентностному развитию учащихся
|
в теч. года
| Учитель физики
|
|
|
|
| 1.7. | Работа с одаренными детьми в режиме консультации | Постоянно
| Учитель физики
|
1.8. |
Использование Интернет-технологий в учебном процессе | . |
Учитель физики |
|
|
|
| |
|
|
| 1.9. | Участие в «Дне науки в школе» |
|
| 1.10.
| Заседания научного общества учащихся «Эврика»
|
|
| 1.11.
| Организация профильного обучения (физико-математического).
|
|
| 1.12.
| Участие старшеклассников в Интернет-проектах
|
| Учителя физики и информатики | 1.13.
| Активное внедрение в практику обучения нестандартных задач (с недостаточными данными в условии, с избыточными данными, исследовательского характера, творческого характера, с историческим содержанием, по литературным сюжетам, в заданными ошибками и др.
|
| Учитель физики
| 1.14.
| Обучение правилам публичного выступления (доклад, защита проекта, диалог с оппонентом)
|
| Учитель физики
| 1.15.
| Проведение интеллектуально развивающих внеклассных мероприятий («Час занимательной физики», викторины, физический аукцион, «Дебаты», «деловые игры», «круглый стол», научно-практические конференции учащихся, КВН по физике, «спартакиады», турниры знатоков физики, интеллектуальные конкурсы)
|
| Учитель физики
|
1.16. |
Организация консультаций (при выполнении исследовательской работы, проекта, при подготовке к олимпиаде, ЕГЭ) |
|
Учитель физики | 1.17.
| Проведение профориентации школьников на специальности, связанные с физикой
| . | Учитель физики
| Раздел №2
| Психолого-педагогические условия работы с одаренными детьми
| 2.1
| Диагностика интеллектуальных
способностей учащихся (тестирование): -методика Айзенка; -шкала рейтинга поведенческих характеристик одаренных детей по Дж.Рензулли | Сентябрь, ежегодно
| Педагог-психолог, учитель физики
| 2.2.
| Повышение профессионального уровня педагога:
а) самообразование; б) аттестационные и проблемные курсы; в) научно-практические конференции; г) методические семинары; д) педагогические консилиумы, практикумы; е) конкурсы профессионального мастерства; ж) взаимопосещение уроков;
| Постоянно
| Администрация, педагоги
| 2.3.
| Рассмотрение вопросов на заседаниях педагогических и методических Советов:
а) « Особенности творческих проявлений с одаренными детьми»; б) «Пути выявления одаренных детей»;
в) «Познавательные процессы личности одаренных учащихся» и др.
| . | Администрация, учителя
|
Раздел № 3 |
Материально-технические и учебно-материальные условия работы с одаренными детьми | 3.1.
| Создание банка методических наработок «Одаренные дети»
| Постоянно
| Зам. директора,
учитель физики
| 3.2.
| Подборка методической литературы
«В помощь учителю для работы с одаренными учащимися» | Постоянно
| Библиотекарь, учитель физики
| 3.3.
| Создание медиатеки
|
| Библиотекарь
| 4.4.
| Создание банка учебно-развивающих компьютерных программ
|
| Администрация
|
Критерии эффективности программы:
развивает интерес к предмету; развивает самостоятельность учащихся; дает возможность одаренным детям самореализоваться; способствует внедрению в процесс обучения новых информационных технологий; развивает креативное мышление; формирует практические навыки; развивает навыки исследовательской деятельности; ориентирует учащихся в выборе дальнейшего образования и будущей профессии.
Результативность программы:
1.Высокий процент поступления в технические вузы страны на бюджетной основе. 2.Из всех профильных классов, физико – математический является самым востребованным и популярным. 3.Организовано тесное сотрудничество с техническими вузами, которые заинтересованы в выпускниках нашей школы. 4.Среди обучающихся по данной программе есть лауреаты научно–практических конференций, Всероссийских конкурсов, победители Всероссийских олимпиад и турниров.
|