Проблемный урок «открытия» нового знания « За» и «Против» атомной энергетики».
план-конспект урока по физике (9 класс) на тему
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и «открытию» нового знания. Используемое проблемно-диалогического обучение, позволяет обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Сначала в подводящем диалоге учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим для определения учащимися границ знания-незнания.
В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные. Урок проводиться с использованием электронного учебника.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия учеником нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока физики .
Учитель: Мосалева Ольга Александровна
Тема урока: « За» и «Против» атомной энергетики».
Класс: 9 класс
Тип урока: Проблемный урок «открытия» нового знания
Планируемые учебные результаты:
Личностные: формирование познавательных интересов; убеждѐнность в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.
Метапредметные: овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий,Воспитывать чувство сострадания, бережливости, представив материал о трагедии в г. Чернобыля.
Предметные:формирование представлений об атомной энергетике, организация усвоения основных понятий по данной теме, формирование научного мировоззрения учащихся, помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умении й. Научить анализировать информацию с последующей её обработкой путем восприятия и самостоятельного анализа фактов.
.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: электронный учебник под редакцией Н.С.. Пурышева, демонстрационное оборудование ,компьютер, проектор, Интернет.
Урок построен на основе деятельностного подхода и технологии проблемно-диалогического обучения, что предполагает максимальное использование собственной исследовательской активности ученика по определению, поиску и «открытию» нового знания. Используемое проблемно-диалогического обучение, позволяет обеспечить творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Сначала в подводящем диалоге учитель помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим для определения учащимися границ знания-незнания.
В ходе урока планируются не только предметные результаты обучения, но и метапредметные, и личностные. Урок проводиться с использованием электронного учебника.
Основной метод, применяемый на уроке, – метод исследования, предполагающий построение обучения как творческого процесса открытия учеником нового знания.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | ||||||||||||||||||||||||||
Мотивационный момент (вхождение в урок) | Демонстрирует оборудование: компьютер, настольная лампа, электрический чайник, утюг. Организует полилог: Что объединяет эти предметы? Чтобы эти приборы работали необходима электроэнергия. Какие способы выработки электроэнергии вы знаете? - Достаточно ли энергоресурсов в мире? | Анализируют и делают выводы. -Это электрические приборы. | Личностные: мотивация учения Метапредметные организация своей учебной деятельности. | ||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока | 1. Уже стали привычными такие достижения науки и техники, как средства мгновенной связи, быстрый транспорт, освоение космического пространства. Но все это требует огромных затрат энергии. Однако, известно, что запасов угля может хватить примерно на 350 лет, нефти – на 40 лет, природного газа – на 60 лет. 2. Просмотр видеофрагмента « Чернобыль» Задает вопрос: О каком виде выработки энергии говориться? Какова же тема сегодняшнего нашего урока? 2.Выступление ученика. Сегодня 440 ядерных блоков общей мощностью 364 ГВт в 31 стране обеспечивают более 16% производства мировой электроэнергии; в 2003 г. ими произведено 2525 млрд. кВт/ч электроэнергии. Еще 30 энергоблоков в 11 странах находятся в стадии строительства, причем большая часть строящихся и запланированных АЭС приходится на азиатский регион. По данным Управления энергетической информации США (EIA), потребление энергии в мире до 2025 г. возрастет на 54%. Прогнозируется увеличение мирового производства электроэнергии на АЭС с 2521 млрд. кВт/ч в 2001 г. до 3032 млрд. кВт/ч в 2020 г. Преимущества атомных электростанций (АЭС) перед тепловыми (ТЭЦ) и гидроэлектростанциями (ГЭС) очевидны: нет отходов, газовых выбросов, нет необходимости вести огромные объемы строительства, возводить плотины и хоронить плодородные земли на дне водохранилищ. | Находят доказательство в заранее заготовленном тексте. Атомной. За и против атомной энергетики. Слушают , задают вопросы. | Коммуникативные: Слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь собеседника. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся. Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре формировать умение осознавать конечный результат, выбирать из предложенных верные ответы. | ||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала через учебную деятельность школьников | ? Да, в настоящее время доля АЭС в США – 20%, в Германии – 35%, Швеции – 45%, Франции – 75%. Атом повернулся к мирным целям. Но такой ли уж он мирный и безопасный? Заполнение таблицы в электронном варианте( работа в парах) Ядерная энергетика
Анализ результатов работы. | Работа с учебником и заполнение таблицы. | Личностные УУД Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем.) Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели | ||||||||||||||||||||||||||
Первичная проверка понимания | Выступление учащихся. Нижегородская АЭС — проектируемая атомная электростанция в Нижегородской области. Объект включен в генсхему размещения объектов электроэнергетики РФ до 2020 года Под строительство станции рассматривались две площадки: в Навашинском районе на месте села Монакова в 23 км от города Мурома, либо в Уренском районе, в 20 км юго-западнее города Уреня. В августе 2009 года выбор был сделан в пользу площадки в Hавашинском районе, на данный момент уже получена лицензия Ростехнадзора на размещение двух энергоблоков атомной станции.[3][4][5][6] На станции будет два энергоблока ВВЭР-ТОИ общей мощностью 2510 МВт.[7] Сроки строительства 4 сентября 2009 года в Навашино запланировано проведение общественныхслушаниний В рамках реализации соглашения о сотрудничестве региона с Федеральным агентством по атомной энергии поставлены следующие сроки:[2][5]
Сроки сдачи двух остальных энергоблоков пока не определены. В январе 2011 года федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдала ОАО «Росэнергоатом» лицензию на размещение энергоблоков № 1 и № 2 Нижегородской АЭС в Навашинском районе Нижегородской области, вблизи села Монаково. 9 ноября 2011 года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о строительстве АЭС. В этом распоряжении сроки ввода в эксплуатацию первого и второго энергоблоков были смещены на 2019 и 2021 год соответственно. Два других энергоблока строить не планируется Продолжается проектирование станции, начать строительство планируется в 2015 год. Ввод в эксплуатацию ожидается в 2019—2021 годах Критика проекта Местные власти в будущем могут столкнуться с серьёзным противодействием реализации проекта со стороны общественности. Как отмечают экологические организации, в 30-ти километровую зону вокруг АЭС попадают 149 тысяч населения Владимирской области и всего 39 тысяч Нижегородской.] В 28 км от с. Монаково находится один из древнейших городов России — Муром (население 112 тыс. чел). Плотность населения на территории Владимирской области в 30-километровой зоне 116,4 чел/км²] (в 25-км зоне допустима плотность не более 100 чел/км²). Некоторые жители Мурома провели акции протеста против строительства АЭС. Было собрано около 55 тыс. подписей против проекта (около половины жителей города), которые направлены в администрацию президента. Среди прочего член инициативной группы против строительства заявила, что отдельные молодые жители районного центра, имеющие детей, рассматривают возможность покинуть город в случае начала строительства станции. В Нижегородской области в конце 1980-х годовпод давлением общественности[источник не указан 828 дней] уже было прекращено строительство Горьковской атомной станции теплоснабжения. Информация об энергоблоках
Для передачи энергии первого энергоблока в 2016—2020 годах планируется постройка двух ЛЭП 500 кВ «Нижегородская АЭС — Луч», общей протяжённостью 460 км (2×230).[25] Также в течение 2016—2020 годов, для передачи энергии первого, второго и третьего энергоблока планируется строительство двух ЛЭП 500 кВ «Нижегородская АЭС — Нижегородская» протяжённостью 250 км.[2 Какое ваше отношение к строительству? Как сделать , чтобы АЭС были безопасны? Анализ карты размещения АЭС в мире. | Коммуникативные: задавать вопросы, отвечать на вопросы, критически относиться к своей позиции, строить монологические высказывания. Личностные УУД Формировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. Познавательные УУД обобщать, выделять главную мысль, делать выводы. Находить в действиях причину, называть признаки явления. Формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений. Формировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Формировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД Формировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, Формировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | |||||||||||||||||||||||||||
Итоги урока, рефлексия | Предлагает определить уровень своих достижений, наметить перспективы работы. Просит провести рефлексию. Продолжить фразу: сегодня я узнал…- было интересно…- было трудно… - я выполнял задания…- я понял, что…- теперь я могу…- …- я приобрел…- я научился…- у меня получилось …- я смог…- я попробую…- меня удивило… - урок дал мне для жизни…- мне захотелось | Личностные УУД Сформировать умение оценивать ситуации Познавательные УУД Выделять существенную информацию Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД Формировать умение описывать результат |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/29/picture-800285-1467205647.jpg)
Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""
Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-860279-1480607637.jpg)
технологическая карта урока по мировой художественной культуре Класс: 10 Тема: Искусство Древнего Египта Тип урока: урок открытия нового знания
Разработка технологической карты урока по мировой художественной культуреКласс: 10 Тема: Искусство Древнего ЕгиптаТип урока: урок открытия нового знания...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/09/picture-970484-1510227837.jpg)
Урок открытия нового знания, разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения.
Урок открытия нового знания, разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/06/picture-911744-1515257438.jpg)
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/16/picture-649219-1439754859.jpg)
Конспект урока открытий новых знаний по теме: "Калий против фосфора. Металл против неметалла"
Разработка урока химии для 9 класса, в соответствии с ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/19/picture-1083964-1542636460.jpg)
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс
Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 9 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/17/picture-367989-1389971319.jpg)
Конспект урока открытия новых знаний на основе технологии проблемного обучения по русскому языку "Безударные гласные в корне слова", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)...