«Измерение радиационного гамма - фона в здании МБОУ «Верещакская СОШ» и на пришкольной территории»
презентация к уроку по физике (11 класс) на тему

Шинкоренко Мария Петровна

Исследовательская работа отвечает на вопрос: каков радиационный фон в здании школы и на пришкольной территории спустя 28 лет после аварии на Чернобыльской АЭС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vereshakskaya_sosh._gamma_-_fon.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Измерение радиационного гамма - фона в здании МБОУ « Верещакская СОШ» и на пришкольной территории» Авторы: учащиеся 11 класса МБОУ « Верещакская СОШ», Новозыбковског района Руководитель: Шинкоренко М. П. 201 4 г

Слайд 2

« Полузнание – опасная штука» Александр Поп 1. Атомная энергетика внушает гораздо больше опасностей, чем, например, какая – либо серьёзная болезнь. 2. Засекреченность, а особенно полусекретность , питает страхи. 3. Только точные знания могут оценить безопасность условий труда и проживания в конкретном заражённом населённом пункте.

Слайд 3

Цель и задачи работы Основополагающий вопрос : каков радиационный гамма-фон в здании школы и на пришкольной территории спустя 28 лет после аварии на Чернобыльской АЭС? Задачи исследования: 1. Изучить устройство, работу и основные характеристики дозиметра бытового. 2. Выяснить, какая доза излучения является предельно допустимой для человека за гол. 3. Составить радиационную карту Верещакской школы и ее территории для выявления наиболее зараженных участков. 4. При наличии зон с повышенным гамма - фоном принять решение о составлении плана дезактивации территории. 5. Получить знания и большой практический опыт по данной теме.

Слайд 4

Количество проведенных измерений: з дание школы - 42; школьная территория - 20 Объекты исследования: з дание МБОУ « Верещакская СОШ»; п ришкольная территория. Предмет исследования: уровень радиационного загрязнения в здании и на территории школы.

Слайд 5

Методы исследования 1. Учебно – исследовательский 2. Анализ и систематизация 3. Сравнительный 4. Беседа 5. Трансляционно - оформительский

Слайд 6

Характеристика участка Село Верещаки находится в пределах Восточно – Европейской равнины. Оно расположено вдоль болота. Протяжённость села около 4 км. Почва - дерново - подзолистая. Кирпичное здание школы построено в 1972 году. Школа имеет 3 этажа. Покрытие пола - деревянное. Кровля - шиферная. Здание не имеет подземных этажей. Общая площадь школьной территории – 2, 1465 га

Слайд 7

Дозиметр « Белвар » РКСБ-104 (Погрешность прибора при измерении мощности эквивалентной дозы излучения составляет ± 25%) Дозиметром гамма-излучения ДКГ-03Д «Грач» (Пределы допускаемой основной относительной погрешности измерения ±[15+2,5/Н*(10)]%, где Н*(10) – измеренное значение, мкЗв /ч ( мкЗв )) Приборы

Слайд 8

Измерение радиационного гамма – фона На территории футбольного поля измерения проводились способом конверта, то есть в 4-х точках на равных расстояниях от края и 1 точкой в центре на высоте 1 м. На остальных объектах - точечно в центре объекта. Все измерения проводились стоя на месте в ноябре 2014 года в дневное время в сухую безветренную погоду. В каждой точке они проведены трижды и найдено среднее значение.

Слайд 9

План - схема обследуемых территорий

Слайд 10

Результаты измерения гамма - фона Здание МБОУ « Верещакская СОШ» (1 этаж) № точки Значение, кмЗв /ч Место № точки Значение, кмЗв /ч Место 1 0, 140 Тамбур возле главного входа 8 0, 170 Школьная мастерская 2 0, 120 Умывальник 9 0, 110 Служебное помещение 3 0, 110 Фойе возле раздевалки 10 0, 100 Кабинет физрука 4 0, 120 Главный вход 11 0, 090 Спорт. раздевалка для мальчиков 5 0, 15 Спортивный зал 12 0, 090 Спорт. раздевалка для девочек 6 0, 130 Столовая, актовый зал 13 0, 160 Школьный музей 7 0, 100 Игровая комната главного входа 14 0, 080 Медиц . изолятор

Слайд 11

Результаты измерения гамма - фона Здание МБОУ « Верещакская СОШ» (2 этаж) № точки Значение, кмЗв /ч Место № точки Значение, кмЗв /ч Место 15 0, 110 Кабинет физики 22 0, 090 Продлёнка 16 0, 120 Кабинет ОБЖ 23 0, 120 Туалет для мальчиков 17 0, 090 Учительская 24 0, 090 Большой холл 18 0, 120 Кабинет истории 25 0, 090 Малый холл 19 0, 070 Кабинет географии 26 0, 090 Коридор 20 0, 070 Кабинет начальных классов 1 27 0, 150 Запасный выход 21 0, 080 Кабинет начальных классов 2 28 0, 120 Лаборантская кабинета физики 1

Слайд 12

Результаты измерения гамма - фона Здание МБОУ « Верещакская СОШ» (3 этаж) № точки Значение, кмЗв /ч Место № точки Значение, кмЗв /ч Место 29 0, 100 Кабинет информатики 36 0, 120 Большой холл 30 0, 130 Кабинет математики 1 37 0, 110 Малый холл 31 0, 120 Кабинет математики 2 38 0, 150 Возле окна большой холл 32 0, 060 Комната для хранения таблиц 39 0,110 Кабинет русского языка 33 0, 070 Кабинет химии и биологии 40 0,130 Кабинет литературы 34 0, 110 Комната ученического совета 41 0, 110 Коридор 35 0,100 Пионерская 42 0, 090 Кабинет немецкого языка

Слайд 13

Результаты измерения гамма - фона Пришкольная территория № точки Значение, кмЗв /ч Место № точки Значение, кмЗв /ч Место 43 0, 180 Центр. крыльцо 55 0, 280 Детская площадка 44 0, 300 Клумба 56 0, 270 Географическая площадка 45 0, 250 Зона отдыха 57 0, 370 Полоса берёз за столовой 46 - 50 0, 342 Футбольное поле 58 0,220 Площадка для техники 51 0,230 Ворота футбольные 59 0,130 Территория прилегающая к гаражам 52 0, 240 Волейб . площадка 60 0,260 Колонка 53 0,400 Полоса препятствий 61 0, 150 Внутри заброшенного дома 54 0, 220 Трансформаторная будка 62 0. 190 Огород заброшенного дома

Слайд 14

Наиболее заражённые объекты на пришкольной территории: полоса препятствий (0, 400 ± 0, 100) мкЗв /ч; полоса берёз (0, 370 ± 0, 093) мкЗв /ч; футбольное поле (0, 342 ± 0, 086) мкЗв /ч; клумба (0, 300 ± 0, 075) мкЗв /ч; детская площадка (0, 28 ± 0, 070) мкЗв /ч; географическая площадка (0, 27 ± 0, 068) мкЗв /ч;

Слайд 15

1 этажа школы: Показания прибора с учетом погрешности: (0,119 ± 0,030) мкЗв /ч Минимальное значение в точке № (14): 0,080 ± 0,020 мкЗв /ч Максимальное значение в точке № (8): 0,170 ± 0,043 мкЗв /ч 2 этаж школы: Показания прибора с учетом погрешности: (0,101 ± 0,025) мкЗв /ч Минимальное значение в точке № (19, 20): (0,070 ± 0,018) мкЗв /ч Максимальное значение в точке № (27): (0,150 ± 0,039) мкЗв /ч 3 этаж школы: Показания прибора с учетом погрешности: (0,108 ± 0,027) мкЗв /ч Минимальное значение в точке № (32): (0,060 ± 0,015) мкЗв /ч Максимальное значение в точке № (38): (0,150 ± 0,039) мкЗв /ч Пришкольная территория: Показания прибора с учетом погрешности: (0,215 ± 0,054) мкЗв /ч Минимальное значение в точке № (61): (0,150 ± 0,038) мкЗв /ч Максимальное значение в точке № (53): (0,400 ± 0,100) мкЗв /ч; Результаты измерения гамма - фона

Слайд 16

Общий вывод о радиационном гамма – фоне 1. Внутри здания МБОУ « Верещакская СОШ» участков с повышенным гамма -фоном не выявлено (среднее значение 0,109 мкЗв /ч лежит в пределах показателя 0,1- 0,2 мкЗв /ч, которое составляет среднее значение гамма - фона для большинства населенных пунктов России). 2. На территории школы выявлены участки с незначительно повышенным гамма - фоном (т.е. величины до 0,3 - 0,4 мкЗв /ч): футбольное поле, полоса препятствий, клумба. 3. На территории школы не выявлены участки с высоким радиационным гамма – фоном. 4. Дезактивация школьной территории проведена в 1986 году качественно.

Слайд 17

Вклад источников ионизирующего излучения в радиационный фон Естественные источники радиации 82 % Искусственные источники радиации 18 %

Слайд 18

Спасибо за внимание! « Полузнание – опасная штука» Александр Поп

Слайд 19

Литература Атаманченко А. К. Цикл мини-информаций для уроков на тему «Физика, здоровье, окружающая среда и мы». Физика в школе, № 2, 1995 – с. 24 Боровский Е. Э. Материал к уроку-лекции «Атомная энергетика: проблемы экологии». Физика в школе, № 2, 2003 – с. 20, 22, 23 – 24, 25 Глазунов А. Т., Кабардин О. Ф. и др. Учебник для 11 кл . школ и классов с углубленным изучением физики/ Под ред. А. А. Пинского , М.: Просвещение, 2002 – с.373, 374 Зиятдинов Ш. Г. Экологические проблемы ядерной энергетики в задачах. Физика в школе, № 2, 1996 – с. 29 Кабардин О. Ф. Ядерные излучения и жизнь. Физика в школе, № 3, 1993 – с.68 Касьянов В. А. Физика, 11 класс, М: Дрофа, 2003 – с.377 Лытка Н. Д. Урок «Поглощённая доза излучения и её биологическое действие». Физика в школе. № 2, 1996 – С. 31 – 36. Мусорина В. Ядерное испытание на прочность. Прямые инвестиции, № 7, 2011 – с. 66 – 67 Мякишев Г. Я., Буховцев Б. Б. Физика – 11 – М.: Просвещение, 2010. Пёрышкин А. В., Гутник Е. М. Физика, 9 класс, М.: Дрофа, 2008 г., с.255, 256 http :// www . doza . ru / catalog / dosimeters /216/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Проект"Дизайн пришкольной территории"

Данный проект выполнен учениками 10 класса МАОУ "Средняя общеобразовательная школ № 84" Копыловой Евгенией и Замориным Александром. Цель проекта:" Создание благоприятной экологической среды для учащих...

Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...

Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории

Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....

Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории

Предлагаю творческий проект "Ландшафтный дизайн  участка земли  пришкольной территории", в котором отражены этапы работы обучающихся над разработкой эскизов оформления земельного участка. Лу...

Проект благоустройства пришкольной территории МОУ Гальчинской СОШ на 2008-2011 учебный год

К участию в семинаре "Использование ИКТ и проектно-исследовательской деятельности как фактор формирования экологической культуры обучающихся на уроках естественнонаучного цикла"...

Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)

Изучение запыленности пришкольной территории(занятие-практикум в 5 классе)Данное занятие может быть использовано для внеурочной деятельности по географии в 5 классе. Апробация ФГОС в среднем зве...