Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)
план-конспект занятия по географии (5 класс) по теме
Изучение запыленности пришкольной территории
(занятие-практикум в 5 классе)
Данное занятие может быть использовано для внеурочной деятельности по географии в 5 классе. Апробация ФГОС в среднем звене общеобразовательной школы подразумевает урочную и внеурочную деятельность учащихся. Основой исследовательской работы является практикум «Изучение запыленности пришкольной территории» из сборника «Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Авторами данного практикума являются Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие-практикум | 26.36 КБ |
анализ мероприятия | 17.92 КБ |
бланк с описанием практикума | 15.16 КБ |
рефлексия | 11.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение запыленности пришкольной территории
(занятие-практикум в 5 классе)
Основой исследовательской работы является практикум «Изучение запыленности пришкольной территории» из сборника «Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Авторами данного практикума являются Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н.
Цель: изучение уровня запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.
Задачи:
- Познакомиться с методикой выполнения практикума «Изучение запыленности пришкольной территории».
- Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.
Через реализацию цели и задач занятия сформировать следующие УУД:
- Метапредметные умения:
- Ставить учебную цель и задачи под руководством учителя, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- Планировать свою деятельность под руководством учителя;
- Выявлять причинно-следственные связи;
- Выслушивать и объективно оценивать другого учащегося;
- Уметь вести самостоятельно поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение;
- Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- Личностные умения:
- Развитие учебно-познавательного интереса к географии и другим естественным наукам;
- Понимание значимости научного исследования природы.
- Предметные умения:
- объяснять:
Специфику методов географических исследований. Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.
- определять:
Отличительные особенности географических методов исследования;
Рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
- овладеть:
элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров. Умениями и навыками использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды.
Оборудование:
- лента прозрачная с липким слоем (скотч),
- листы писчей бумаги,
- планшеты для крепления бумаги,
- сантиметровая лента;
- карандаш.
Ход занятия:
1. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
- Ребята, я попросила Вас выйти в школьный двор. Как вы думаете, зачем?(дети отвечают)
- Можно отправиться на экскурсию. Можно погулять в школьном дворе. Можно устроить футбольный матч. Можно насладиться прелестями природы весной. Именно особенности природы повлияли на мой выбор. Я предлагаю выполнить небольшую практическую работу. Вы выполняли практические работы? Что такое практическая работа? На уроках, каких предметов? (дети отвечают)
(Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания).
- Практическая работа - необычная. Полученные результаты можно использовать не только на уроках географии, но и для создания благоприятной экологической обстановки на пришкольной территории и в здании школы. Что же мы будем делать? Попробуем сформулировать тему практикума вместе. Внимательно послушайте первый стихотворный отрывок. О чем идет речь? Внимательно послушайте второй стихотворный отрывок. О чем идет речь?(дети отвечают)
Ты можешь обо мне не знать, А я залезу под кровать. Затем осяду на коврах, На абажурах и шкафах, Потом на тюль, под потолок, Чтоб ты меня найти не смог. И буду я до той поры, Пока меня не вытрешь ты! (пыль) | На чуткой их листве мутнеют росы, Они о себе расскажут быль. Всю жизнь они - живые пылесосы, Из воздуха отсасывают пыль. А в детстве их не баловали лаской. Теперь им выпала судьба Дежурить в зной над детскою коляской, Их доля - молчаливая борьба. Они давно оставили бы город, Да только понимают не шутя- Лишь отойди, и кислородный голод Возьмет за горло спящее дитя (зеленые насаждения) |
- Верно. Мы будем изучать запыленность прикольной территории, используя листья деревьев, кустарников и трав.
2. Выполнение практической работы.
- Чтобы успешно выполнить практикум, предлагаю Вам отправиться в мир действий: измерять, определять, анализировать, заполнять, делать выводы и др.
- Работать будем командами, потому что вместе учиться интереснее. Команда – это сила!
- Работу в командах начнём с распределения обязанностей:
- Измерители (2 человека): собирают образцы (листья растений) и измеряют с помощью сантиметровой ленты высоту, на которой собран образец (лист растения);
- Экспериментаторы (2 человека): наклеивают липкую ленту на образцы;
- Учетчик (1 человек): заносит данные измерений в таблицу.
- Ход работы:
1. Соберите листья с деревьев в разных участках пришкольной территории (у дороги, у жилых домов, в глубине зеленой зоны) и, по возможности, на разной высоте, записав место произрастания и высоту нахождения листа.
2. Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).
3. Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте ее на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.
4. Оцените степень запыленности по пятибалльной шкале:
при наблюдении прозрачной липкой ленты | Степень запыленности | Балл |
Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте | Незначительная | 1 балл |
Заметное наличие пылевых частиц | Малая | 2 балла |
Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты | Средняя | 3 балла |
Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты | Высокая | 4 балла |
Очень большое количество пылевых скоплений, делающее ленту непрозрачной | Очень высокая | 5 баллов |
5. По результатам наблюдений заполните таблицу:
Степень запыленности воздуха на пришкольной территории
№ | Место | Высота от поверхности почвы | Степень запыленности | Баллы |
6. Сделайте вывод о сравнительной степени и причинах запыленности пришкольной территории.
3. Рефлексия.
- Итак, наша работа завершилась. Большое спасибо за совместную работу. Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о выполненном практикуме. Я предлагаю каждой команде закончить фразы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- у меня получилось …
Предварительный просмотр:
Изучение запыленности пришкольной территории
(самоанализ)
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия (изучение уровня запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории).
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов (например, запыленность территории).
Задачи:
образовательные: познакомиться с методикой выполнения практикума «Изучение запыленности пришкольной территории».
развивающие:
- развивать логическое мышление, память, познавательный интерес;
-формировать речь, творческие способности;
- развивать умение слушать, рассуждать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать настойчивость, усердие, целеустремленность.
Методы и приемы, используемые на занятии: словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: в малых группах.
Технология: системно-деятельностного подхода.
Роль учителя в учебном процессе на занятии: организующая, корректирующая.
Средства обучения: карточки-инструкции к практикуму, средства измерения.
Форма контроля: самостоятельная работа с использованием взаимопроверки и взаимоконтроля.
Этапы урока | Деятельность учащихся (УУД) | Результат деятельности |
Актуализация знаний. Мотивация к деятельности. |
|
|
Выполнение практической работы. |
|
(метапредметные)
|
3.Подведение итогов |
|
|
4.Рефлексия |
|
|
Предварительный просмотр:
Изучение запыленности пришкольной территории
Материалы: лента прозрачная с липким слоем (скотч), листы писчей бумаги.
Ход работы
1. Соберите листья с деревьев в разных участках пришкольной территории (у дороги, у жилых домов, в глубине зеленой зоны) и, по возможности, на разной высоте, записав место произрастания и высоту нахождения листа.
2. Приложите к поверхности листьев клейкую ленту (скотч).
3. Снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли и приклейте ее на лист белой бумаги, подписав место произрастания растения, высоту нахождения листа.
4. Оцените степень запыленности по пятибалльной шкале:
при наблюдении прозрачной липкой ленты | Степень запыленности | Балл |
Едва заметное наличие пылевых частиц на прозрачной ленте | Незначительная | 1 балл |
Заметное наличие пылевых частиц | Малая | 2 балла |
Хорошо заметные скопления пылевых частиц, различимые даже при беглом взгляде, но не ухудшающие прозрачность ленты | Средняя | 3 балла |
Большое количество пылевых скоплений на липком слое, ухудшающее прозрачность ленты | Высокая | 4 балла |
Очень большое количество пылевых скоплений, делающее ленту непрозрачной | Очень высокая | 5 баллов |
5. По результатам наблюдений заполните таблицу:
Степень запыленности воздуха на пришкольной территории
№ | Место, растение | Высота от поверхности почвы | Степень запыленности | Балл |
6. Сделайте вывод о сравнительной степени и причинах запыленности пришкольной территории.
Предварительный просмотр:
Мне бы хотелось узнать Ваше мнение о выполненном практикуме. Я предлагаю каждой команде закончить фразы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- теперь я могу…
- я приобрел…
- у меня получилось …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"
Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...
Проект"Дизайн пришкольной территории"
Данный проект выполнен учениками 10 класса МАОУ "Средняя общеобразовательная школ № 84" Копыловой Евгенией и Замориным Александром. Цель проекта:" Создание благоприятной экологической среды для учащих...
Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедр...
Научно-исследовательская работа на тему: "Юные математики за изучение экологического состояния школы и пришкольной территории"
Гипотеза исследования: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека, на сохранение его здоровья.В условиях современн...
Урок биологии. Изучение экологического состояния пришкольной территории
Экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле. Биология как пре...
Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области.
Социальный проект озеленения пришкольной территории МБОУ сш № 23 с углубленным изучением отдельных предметов г. Дзержинска Нижегородской области....
Экологический проект на тему: «Растения в городе. Роль растений в поддержании экологического микроклимата на пришкольной территории» 7-8 класс ( 2020- 2023)
Данный проект оценивает экологическое состояние пришкольной территории. К сожалению, экологическая среда большинства образовательных учреждений не всегда благоприятна для здоровья учащихся. Одна...
Комментарии
изучение запыленности пришкольного участка
огромное спасибо, мне материал понравился, попробуя внедрить в свою работу