Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
методическая разработка по естествознанию (8 класс) по теме
Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедрения в процесс обучения исследовательской деятельности. Программа может быть реализована во время учебной полевой практики в весенне-летний период. Отдельные практические задания могут быть выполнены во время учебного процесса как интегрированные мероприятия по географии и биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_issledovanie_prishkolnoy_territorii.docx | 44.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования и молодежной политики
администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское
Муниципальное учреждение «Гимназия №1»
«Комплексное исследование пришкольной территории»
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)
Авторы:
Зеленова Елена Владимировна,
учитель биологии
МБОУ «Гимназия №1»,
Лис Нина Серафимовна,
учитель географии
МБОУ «Гимназия №1»
г. Усолье-Сибирское
2012 г.
Пояснительная записка
Актуальность
Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным для существования человека, его здоровья. Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды побудят обучающихся задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.
Новизна
Создание программы «Комплексное исследование пришкольной территории» связано с необходимостью формирования ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью, необходимостью познакомить ребят с влиянием загрязнения на среду и здоровье человека, обучить основам исследовательской деятельности.
Цель программы: воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.
Задачи:
- образовательные:
1. Обучить основам исследовательской деятельности: работе с информационным материалом, проведением отбора нужного материала для исследования, забора проб, обработке собранного материала.
2. Научить грамотному ведению сбора данных, ботанических коллекций, экологической оценке ближайшего окружения.
- развивающие:
1. Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности.
2. Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности к полученным результатам.
- воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе как общечеловеческой ценности.
2. Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности.
3. Воспитывать коммуникативную культуру, желание и готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делится результатами своей работы.
Формы работы по программе:
Полевые экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, камеральные работы, отчет-конференция.
Данная программа является интегрированной (биология – география – экология) и направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедрения в процесс обучения исследовательской деятельности.
В процессе работы над задачами программы школьники изучают географическое положение, экологическое состояние, анализ флоры и почвы пришкольной территории.
Возрастная группа: обучающиеся 8-х классов, объединенные в 6 групп по 4 – 5 человек.
Программа может быть реализована во время учебной полевой практики в весенне-летний период. Отдельные практические задания могут быть выполнены во время учебного процесса как интегрированные мероприятия по географии и биологии.
Оценивание:
- промежуточное:
1) активность
2) умение работать в группе
- итоговое:
1) результаты, представленные на итоговую конференцию
2) презентация.
Описание разделов:
Подготовительный этап
Занятие № 1:
- формулировка проблемных вопросов
- создание творческих групп
Практический этап
Занятия № 2 – 4:
- работа в группах
- выполнение практической (исследовательской) части
- Группа 1 «Биологи» - изучение состава флоры пришкольной территории;
- Группа 2 «Экологи – 1» - изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории;
- Группа 3 «Экологи – 2» - оценка состояния зеленых насаждений пришкольной территории;
- Группа 4 «Экологи – 3» - оценка влияния автотранспорта на окружающую среду;
- Группа 5 «Почвоведы» - изучение почв пришкольной территории;
- Группа 6 «Топографы» - составление топографического плана пришкольной территории.
Занятия № 5 – 7:
- работа в группах;
- обработка полученных результатов;
- оформление отчетов, подготовка презентаций;
Завершающий этап
Занятие № 8:
Итоговая конференция.
Учебно-тематический план
№ занятия | Тема | Количество часов | |
I | Подготовительный этап: | ||
1 | - формулировка проблемных вопросов - создание творческих групп | 1 | |
II | Практический этап: | 3 | |
2-4 | - выполнение исследовательской части | ||
5-7 | - обработка полученных результатов | 3 | |
III | Завершающий этап: | ||
8 | Итоговая конференция | 1 | |
Итого: | 8 |
Список литературы
- Изучение экологического состояния школы/Биология в школе, №3, 1990.
- Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.
- Озеленение населенных мест. Справочник/Под ред. В.И. Ерохиной. – М., 1987.
- Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/Биология в школе, 2002.
- Седяков В.М. Тропинки в таинственный мир. – Л.: Лениздат, 1990.
- Телятьев В.В. Лекарства в вашем саду. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации авторской разработки
Динамику развития активности и умения работать в группе можно проследить по следующим критериям:
- участие обучающихся в ходе исследовательской части работы с демонстрацией собственных результатов;
- участие в представлении результатов работы группы.
В процессе совместной работы обучающихся педагог отмечает наличие у каждого ребенка познавательного интереса его способность к целенаправленному выполнению заданий, а также способность ребенка поступать собственными интересами для достижения общей цели.
Уровни, используемые при оценке целенаправленности действий при достижении общей цели:
- высокий – правильное осознание цели действия, решительность, игнорирование собственных, личных интересов при выполнении совместных действий;
- средний – решительность присутствует, т.е. волевая сторона достаточно сформирована, но отсутствует направленность действий;
- низкий - отсутствие решительности и устремленности в действиях. Сильное проявление личных интересов.
Оценка результатов работы:
- объем выполненных заданий;
- достоверность результатов;
- представление результатов работы;
- выводы.
Оценка презентации:
Критерии оценки презентации | Максимальное количество баллов | Оценка учителя |
Создание слайдов | ||
Титульный слайд с заголовком | 5 | |
Минимальное количество – 10 слайдов | 10 | |
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики) | 5 | |
Библиография | 5 | |
Содержание | ||
Использование эффектов анимации | 15 | |
Вставка графиков и таблиц | 10 | |
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных | 10 | |
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов | 5 | |
Графики, импортированные из Excel | 5 | |
Организация | ||
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы | 10 | |
Слайды представлены в логической последовательности | 5 | |
Красивое оформление презентации | 10 | |
Слайды распечатаны в формате заметок | 5 | |
ОБЩИЕ БАЛЛЫ | 100 | |
Окончательная оценка: |
Приложение 1
Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.
Группа «Биологи»
Цель: Наиболее полно выявить и определить видовой состав флоры на территории школьного участка.
Методика. Используется метод конкретных флор А.И. Толмачева (1986): исследуется флора по всей пришкольной территории.
Задание:
- Проложить маршруты по всему участку, на протяжении которых определить виды растений, эпифитных лишайников и мхов. Неясные виды взять в букеты, в гербарий и определить в школе.
- Составить общий список сосудистых растений.
- Определить число и процент видов, родов и семейств данной флоры.
- Описать расположение растений на территории.
Приложение 2
Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.
Группа «Экологи - 1»
Цель: Изучить степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.
Оборудование и материалы: прозрачная клейкая пленка, белая бумага.
Задание:
- Соберите в различных местах (со стороны жилых домов, со стороны дороги, в глубине зеленой зоны гимназии) листья растений:
а) приложите к верхней стороне листьев клейкую прозрачную пленку;
б) снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли, приклейте ее на лист белой бумаги, подпишите отпечаток;
в) сравните отпечатки между собой и распределите по 5-балльной шкале: 1 балл – наименее загрязненная поверхность, 5 баллов – наиболее загрязненная поверхность, запишите количество баллов для каждой пробы.
Результаты работы занесите в таблицу.
Вид растения | Место произрастания | Степень загрязнения листьев (1 – 5 баллов) |
- По степени загрязнения листьев сделайте вывод о загрязненности воздуха твердыми частицами (пылью, сажей, и т.д.) на разных участках изучаемой территории. Укажите виды растений, которые задерживают больше пылевых частиц. В чем может быть причина таких различий?
- Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте количество и опишите видовой состав деревьев и кустарников.
Справочный материал. На листовой поверхности взрослого растения вяза шершавого осаждается за летний период до 23 кг пыли, на вязе перистоветвистом – до 18 кг, на иве – до 38 кг, на клене – до 33 кг, на тополе канадском – до 34 кг, на сирени – до 1,6 кг, на акации – до 0,2 кг.
Приложение 3
Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.
Группа «Экологи - 2»
Цель: оценить состояние зеленых насаждений пришкольной территории.
Шкала оценки по внешним признакам (шкала визуальной оценки) составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. Она приведена в табл. 2.
Задание:
1. Заложите пробную площадь 100 м2 (10 х 10 м).
2. Определите виды деревьев, которые на ней растут.
З. Используя таблицу, определите баллы состояния отельных деревьев каждого вида — b 1, b 2, b 3 и т. д.
4. Определите средний балл состояния каждого вида деревьев по формуле:
где К1 — коэффициент состояния отельных видов деревьев;
b – баллы состояния отдельных деревьев; n1 — общее число деревьев каждого балла состояния;
N – общее число учтенных деревьев каждого вила;
∑ – сумма.
5. Коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) определяется как среднее арифметическое средних баллов состояния различных видов деревьев на пробной плошали:
6.Оцените состояние деревьев по табл.1.
При среднем балле от 2 до 2,5 состояние зеленых насаждений оценивается как угрожающее, восстановление возможно только при снижении уровня загрязнения атмосферы и применения комплекса мероприятий по оздоровлению данных насаждений. При среднем балле, превышающем 2,5, состояние оценивается как критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений.
Справочный материал.
Таблица №1. Оценка состояния древостоя
К | Балл состояния древостоя | Характеристика состояния древостоя |
К<1,5 | I | Здоровые |
K=1,6-2,5 | II | Ослаблены |
K=2,6-3,5 | III | Сильно ослабленные |
K=3,6-4,5 | IV | Усыхающие |
K>4,6 | V | Сухие |
Таблица№2. Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам.
Баллы | Категория состояния деревьев | Морфологическая характеристика | |||||
кроны | листьев и хвои | почек и побегов | прироста | ствола | |||
1 | Здоровые | Без внешних признаков повреждения. Крона, листья, хвоя, почки, величины приростов соответствуют норме для данного вида. Возраста и условий произрастания. | |||||
2 | Ослаблен-ные | Слабоажурная с усыханием отдельных ветвей. | Листья и хвоя светло-зеленые, часто с желтым оттенком, повреждение листьев и хвои до 1/3 общего количества. Отмечается рани опад листьев, хвоя держится 2-3 года. | У лиственных часто почки мелкие, часто недоразвитые, до 25% почек прошлого года погибли, у хвойных верверхушчные почки часто деформированы. Мутовки образуются из 2/3 почек. | Часто укорочен, но при избытке азота в воздухе может быть сильно увеличен. | У хвойных, особенно ели, сильное смолотечение и небольшие местные отмирания коры. | |
3 | Сильно ослаблен-ные | Ажурная, изрежен-ная, со значительным усыханиием ветвей, суховершинность. | Листья светло-зеленые, хвоя, с бурым оттенком, повреждение листьев и хвои достигает 2/3 общего количества, хвоя держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличенные. | У лиственных пород погибает 30- 50% почек прошлого года; у хвойных погибает 50-70% почек, образующих мутовки; значительная часть верхушечных почек деформирована. Побеги 2-го порядка не образуются. | Укорочен или полностью отсутствует. | Смолотечение сильное; значительное отмирание коры. | |
4 | Усыхаю-щие | Сильно-ажурная, усыхание ветвей по всей кроне. | Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад; хвоя бледно-зеленая, желтого или бурого оттенка, осыпающаяся, повреждение листьев и хвои превышает 2/3 общего количества | Сохранилось до 10-15% почек. | Отсутствует. | Признаки заселения стволовыми вредителями (буровая муха), отверстия значитель-ное отмирание коры | |
5 | Сухие (свежий и старый сухостой) | Сухая | Листьев нет, хвоя желтая и бурая, осыпается или осыпалась. | Почек нет, побеги сухие | Отсутствует | Кора частично или полностью опала; заселена или отработана стволовыми вредителями |
Приложение 4
Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.
Группа «Экологи - 3»
Цель: изучить влияние автомобилей на состав воздуха в районе школы.
Задание:
- Определите, сколько дорог проходит в районе школы;
- Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по каждой автомагистрали за 1 час, за сутки;
- Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов поступает в атмосферу микрорайона школы в сутки.
- Сделайте вывод о влиянии автотранспорта на состояние воздуха в районе школы и предложите меры по улучшению микроклимата в районе школы.
Справочный материал.
Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 килограмма выхлопных газов, в состав которых входит около 30 граммов угарного газа, 6 граммов оксидов азота, соединения свинца, серы и других веществ.
Приложение 5
Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.
Группа «Почвоведы»
Цель: изучить почвы на пришкольном участке, исследовав следующие показатели: количество перегноя, механический состав, водопроницаемость и воздухопроницаемость.
Задание № 1.
Определите содержание в почве перегноя и воды;
С глубины 15-20 см возьмите образец почвы весом 100 г, рассыпьте тонким слоем на листе фанеры, оставив на 5-6 часов на солнце. После пересыхания взвесьте, потом в фарфоровой чашке прокалите до тех пор, пока не перестанет выходить дым, и снова взвесьте. Так вы определите количество перегноя и воды.
Задание №2.
Изучите механический состав почвы.
Название почвы | Определение на ощупь | Скатывание влажной почвы | Проба на резание влажной почвы | Проба на плотность сухой почвы |
Песчаная | Заметно ощущаются песчинки | Не скатывается в шарик | При разрезании ножом почва рассыпается | Почва рыхлая |
Супесчаная | Ощущаются песчинки, немного мажется | Плохо скатывается в шарик | При резании ножом поверхность среза шероховатая | Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков |
Суглинистая | Мажется, песчинки едва прощупываются | Скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании в кольцо ломается | Поверхность среза слегка шероховатая | Почва состоит из довольно плотных комочков |
Глинистая | Мажется, песчинок незаметно | Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается | Поверхность среза блестящая | Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются |
Задание №3
Исследуйте почву на воздухопроницаемость.
Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых показателей.
Задание №4
Исследуйте почву на водопроницаемость почвы.
Это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды в миллиметрах водного столба, проходящей через единицу площади поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости можно определить по шкале Н.А. Качинского.
Опыты проводились со срезами почвы в стеклянных цилиндрах высотой 50 см, поэтому результаты исследования приблизительны:
Водопроницаемость, мм вод.ст. в первый час впитывания | Оценка |
Свыше 1000 | Провальная |
1000 - 500 | Излишне высокая |
500 - 100 | Наилучшая |
100 - 70 | Хорошая |
70 - 30 | Удовлетворительна |
Менее 30 | Неудовлетворительная |
Задание №5
Определите плодородие почвы по ее цвету и продуктивности растений.
Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску. По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию:
Цвет | Плодородие |
Черная | Гумусная, плодородная |
Темно-серая | Среднегумусная, среднеплодородная |
Серая | Малогумусная, малоплодородная |
Приложение 6
Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.
Группа «Топографы»
Цель: определить местоположение школы и составить топографический план пришкольного участка.
Оборудование: планшет с компасом, визирная линейка, карандаш, ластик, рулетка.
Задание №1.
Определите местоположение школы, используя географическую карту города:
- в какой части города находится школа;
- какие промышленные предприятия находятся рядом;
- как расположена школа относительно транспортных магистралей.
Задание №2.
Проведите глазомерную съемку пришкольного участка.
Последовательность действий при глазомерной съемке местности:
- установите треногу с планшетом у точки №1;
- отметьте точку на планшете и воткните в нее булавку;
- выберите масштаб съемки в зависимости от величины участка. К примеру, если лист бумаги на планшете имеет размер 30х30 см, а размер участка 300х300 м, то масштаб вашего плана может быть: 300 м : 30 = 10 м в 1см, т.е. 1:1000;
- прочертите на планшете линию С – Ю, сориентируйте планшет по компасу и закрепите его на треноге;
- положите визирную линейку на планшет. Своим краем она должна касаться булавки в точке полюса. Направляйте линейку на предметы, которые нужно изобразить на плане. Вначале необходимо на план нанести ограждение школы, затем здание школы (при съемке зданий визирную линейку направляйте на угловые точки);
- одновременно на бумаге карандашом проводите по линейке линии визирования из точки полюса;
- определите рулеткой, шагами или другими известными вам способами расстояния до каждого предмета. Используя выбранный масштаб, отложите эти расстояния на линиях визирования.
- вычертите и раскрасьте цветными карандашами план, используя условные знаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"
Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...
Проект"Дизайн пришкольной территории"
Данный проект выполнен учениками 10 класса МАОУ "Средняя общеобразовательная школ № 84" Копыловой Евгенией и Замориным Александром. Цель проекта:" Создание благоприятной экологической среды для учащих...
Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории
Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....
Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории
Предлагаю творческий проект "Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории", в котором отражены этапы работы обучающихся над разработкой эскизов оформления земельного участка. Лу...
Проект благоустройства пришкольной территории МОУ Гальчинской СОШ на 2008-2011 учебный год
К участию в семинаре "Использование ИКТ и проектно-исследовательской деятельности как фактор формирования экологической культуры обучающихся на уроках естественнонаучного цикла"...
Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)
Изучение запыленности пришкольной территории(занятие-практикум в 5 классе)Данное занятие может быть использовано для внеурочной деятельности по географии в 5 классе. Апробация ФГОС в среднем зве...
Авторская педагогическая разработка (адаптационная) "Исследование алгебраических функций без использования производной. (9 класс)
Данный элективный курс поможет молодым специалистам и не только молодым. в подборке элективных курсов....