Авторская педагогическая разработка "Комплексное исследование пришкольной территории"
методическая разработка по естествознанию (8 класс) по теме

Авторская педагогическая разработка предназначена для обучающихся 8-х классов. Направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедрения в процесс обучения исследовательской деятельности. Программа может быть реализована во время учебной полевой практики в весенне-летний период. Отдельные практические задания могут быть выполнены во время учебного процесса как интегрированные мероприятия по географии и биологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_issledovanie_prishkolnoy_territorii.docx44.3 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Иркутской области

Отдел образования и молодежной политики

администрации муниципального образования города Усолье-Сибирское

Муниципальное учреждение «Гимназия №1»

 «Комплексное исследование пришкольной территории»

Авторская педагогическая разработка

(адаптационная, комбинаторная, радикальная)

Авторы:

 Зеленова Елена Владимировна,

 учитель биологии

 МБОУ «Гимназия №1»,

 Лис Нина Серафимовна,

 учитель географии

 МБОУ «Гимназия №1»

г. Усолье-Сибирское

2012 г.

Пояснительная записка

Актуальность

     Состояние окружающей среды становится все менее благоприятным  для существования человека, его здоровья. Характер отношений людей к живой природе, к своему здоровью во многом определяется глубиной экологических знаний, основы которых должны быть заложены в школе. Знания и представления об опасности, угрожающей здоровью людей в результате нерационального использования природных ресурсов, загрязнения среды побудят обучающихся задуматься над причинами экологических бедствий, будут способствовать формированию экологического мировоззрения и культуры, умению правильно оценивать свои действия на работе и в быту с точки зрения нанесения минимального ущерба окружающей среде.

Новизна

     Создание программы «Комплексное исследование пришкольной территории» связано с необходимостью формирования ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью, необходимостью познакомить ребят с влиянием загрязнения на среду и здоровье человека, обучить основам исследовательской деятельности.

Цель программы: воспитание личности, владеющей новым экологическим мышлением, через включение в проектную и исследовательскую деятельность, обладающей экологической культурой.

Задачи:

- образовательные:

1. Обучить основам исследовательской деятельности: работе с информационным материалом, проведением отбора нужного материала для исследования, забора проб, обработке собранного материала.

2. Научить грамотному ведению сбора данных, ботанических коллекций, экологической оценке ближайшего окружения.

- развивающие:

1. Развивать мотивацию личности ребенка к исследовательской деятельности.

2. Развивать качества, необходимые для продуктивной исследовательской деятельности естествоиспытателя: наблюдательность, анализа и синтеза ситуаций, коммуникативные качества, критичности к полученным результатам.

- воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе как общечеловеческой ценности.

2. Воспитывать самостоятельность для профессионального самоопределения творческой личности.

3. Воспитывать коммуникативную культуру, желание и  готовность сотрудничать с коллегами в составе творческой группы, делится результатами своей работы.

Формы работы по программе:

Полевые экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, камеральные работы, отчет-конференция.

Данная программа является интегрированной (биология – география – экология) и направлена на комплексное изучение пришкольной территории с целью формирования экологической культуры обучающихся и внедрения в процесс обучения исследовательской деятельности.

В процессе работы над задачами программы школьники изучают географическое положение, экологическое состояние, анализ флоры и почвы пришкольной территории.

Возрастная группа: обучающиеся 8-х классов, объединенные в 6 групп по 4 – 5 человек.

Программа может быть реализована во время учебной полевой практики в весенне-летний период. Отдельные практические задания могут быть выполнены во время учебного процесса как интегрированные мероприятия по географии и биологии.

Оценивание:

- промежуточное:

1) активность

2) умение работать в группе

- итоговое:

1) результаты, представленные на итоговую конференцию

2) презентация.

Описание разделов:

Подготовительный этап

Занятие № 1:

- формулировка проблемных вопросов

- создание творческих групп

Практический этап

Занятия № 2 – 4:

- работа в группах

- выполнение практической (исследовательской) части

  1. Группа 1 «Биологи» - изучение состава флоры пришкольной территории;
  2. Группа 2 «Экологи – 1» - изучение степени запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории;
  3. Группа 3 «Экологи – 2» - оценка состояния зеленых насаждений пришкольной территории;
  4. Группа 4 «Экологи – 3» - оценка влияния автотранспорта на окружающую среду;
  5. Группа 5 «Почвоведы» - изучение почв пришкольной территории;
  6. Группа 6 «Топографы» - составление топографического плана пришкольной территории.

Занятия № 5 – 7:

- работа в группах;

- обработка полученных результатов;

- оформление отчетов, подготовка презентаций;

Завершающий этап 

Занятие № 8:

Итоговая конференция.

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема

Количество часов

I

Подготовительный этап:

1

- формулировка проблемных вопросов

- создание творческих групп

1

II

Практический этап:

3

2-4

- выполнение исследовательской части

5-7

- обработка полученных результатов

3

III

Завершающий этап:

8

Итоговая конференция

1

Итого:

8

Список литературы

  1. Изучение экологического состояния школы/Биология в школе, №3, 1990.
  2. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.
  3. Озеленение населенных мест. Справочник/Под ред. В.И. Ерохиной. – М., 1987.
  4. Самкова В.А. Экологический практикум «Город, в котором я живу»/Биология в школе, 2002.
  5. Седяков В.М. Тропинки в таинственный мир. – Л.: Лениздат, 1990.
  6. Телятьев В.В. Лекарства в вашем саду. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 1996.
  7. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.

Диагностическая программа по выявлению эффективности реализации авторской разработки

Динамику развития активности и умения работать в группе можно проследить по следующим критериям:

  1. участие обучающихся в ходе исследовательской части работы с демонстрацией собственных результатов;
  2. участие в представлении результатов работы группы.

В процессе совместной работы обучающихся педагог отмечает наличие у каждого ребенка познавательного интереса его способность к целенаправленному выполнению заданий, а также способность ребенка поступать собственными интересами для достижения общей цели.

Уровни, используемые при оценке целенаправленности действий при достижении общей цели:

  1. высокий – правильное осознание цели действия, решительность, игнорирование собственных, личных интересов при выполнении совместных действий;
  2. средний – решительность присутствует, т.е. волевая сторона достаточно сформирована, но отсутствует направленность действий;
  3. низкий - отсутствие решительности и устремленности в действиях. Сильное проявление личных интересов.

Оценка результатов работы:

  1. объем выполненных заданий;
  2. достоверность результатов;
  3. представление результатов работы;
  4. выводы.

Оценка презентации:

Критерии оценки презентации

Максимальное количество баллов

Оценка учителя

Создание слайдов

Титульный слайд с заголовком

5

Минимальное количество – 10 слайдов

10

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)

5

Библиография

5

Содержание

Использование эффектов анимации

15

Вставка графиков и таблиц

10

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

Графики, импортированные из Excel

5

Организация

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

Слайды представлены в логической последовательности

5

Красивое оформление презентации

10

Слайды распечатаны в формате заметок

5

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

100

Окончательная оценка:

Приложение 1

Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.

Группа «Биологи»

Цель: Наиболее полно выявить и определить видовой состав флоры на территории школьного участка.

Методика. Используется метод конкретных флор А.И. Толмачева (1986): исследуется флора по всей пришкольной территории.

Задание:

  1. Проложить маршруты по всему участку, на протяжении которых определить виды растений, эпифитных лишайников и мхов. Неясные виды взять в букеты, в гербарий и определить в школе.
  2. Составить общий список сосудистых растений.
  3. Определить число и процент видов, родов и семейств данной флоры.
  4. Описать расположение растений на территории.

Приложение 2

Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.

Группа «Экологи - 1»

Цель: Изучить степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории.

Оборудование и материалы: прозрачная клейкая пленка, белая бумага.

Задание:

  1. Соберите в различных местах (со стороны жилых домов, со стороны дороги, в глубине зеленой зоны гимназии) листья растений:

а) приложите к верхней стороне листьев клейкую прозрачную пленку;

б) снимите пленку с листьев вместе со слоем пыли, приклейте ее на лист белой бумаги, подпишите отпечаток;

в) сравните отпечатки между собой и распределите по 5-балльной шкале: 1 балл – наименее загрязненная поверхность, 5 баллов – наиболее загрязненная поверхность, запишите количество баллов для каждой пробы.

Результаты работы занесите в таблицу.

Вид растения

Место произрастания

Степень загрязнения листьев (1 – 5 баллов)

  1. По степени загрязнения листьев сделайте вывод о загрязненности воздуха твердыми частицами (пылью, сажей, и т.д.) на разных участках изучаемой территории. Укажите виды растений, которые задерживают больше пылевых частиц. В чем может быть причина таких различий?

  1. Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте количество и опишите видовой состав деревьев и кустарников.

Справочный материал. На листовой поверхности взрослого растения вяза шершавого осаждается за летний период до 23 кг пыли, на вязе перистоветвистом – до 18 кг, на иве – до 38 кг, на клене – до 33 кг, на тополе канадском – до 34 кг, на сирени – до 1,6 кг, на акации – до 0,2 кг.

Приложение 3

Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.

Группа «Экологи - 2»

Цель: оценить состояние зеленых насаждений пришкольной территории.

Шкала оценки по внешним признакам (шкала визуальной оценки) составлена в соответствии с требованиями санитарных правил в лесах РФ. Она приведена в табл. 2.

Задание:

1. Заложите пробную площадь 100 м2 (10 х 10 м).

2. Определите виды деревьев, которые на ней растут.

З. Используя таблицу, определите баллы состояния отельных деревьев каждого вида — b 1, b 2, b 3 и т. д.

4. Определите средний балл состояния каждого вида деревьев по формуле:

где К1 — коэффициент состояния отельных видов деревьев;

b – баллы состояния отдельных деревьев; n1 — общее число деревьев каждого балла состояния;

N – общее число учтенных деревьев каждого вила;

– сумма.

5. Коэффициент состояния лесного древостоя в целом (К) определяется как среднее арифметическое средних баллов состояния различных видов деревьев на пробной плошали:

6.Оцените состояние деревьев по табл.1.

     При среднем балле от 2 до 2,5 состояние зеленых насаждений оценивается как угрожающее, восстановление возможно только при снижении уровня загрязнения атмосферы и применения комплекса мероприятий по оздоровлению данных насаждений. При среднем балле, превышающем 2,5, состояние оценивается как критическое, соответствующее началу распада лесных насаждений.

 

Справочный материал.

Таблица №1. Оценка состояния древостоя

К

Балл состояния древостоя

Характеристика состояния древостоя

К<1,5

I

Здоровые

K=1,6-2,5

II

Ослаблены

K=2,6-3,5

III

Сильно ослабленные

K=3,6-4,5

IV

Усыхающие

K>4,6

V

Сухие

Таблица№2. Шкала визуальной оценки деревьев по внешним признакам.

Баллы

Категория состояния деревьев

Морфологическая характеристика

кроны

листьев и хвои

почек и побегов

прироста

ствола

1

Здоровые

Без внешних признаков повреждения. Крона, листья, хвоя, почки, величины приростов соответствуют норме для данного вида. Возраста и условий произрастания.  

2

Ослаблен-ные

Слабоажурная с усыханием отдельных ветвей.

Листья и хвоя светло-зеленые, часто с желтым оттенком, повреждение листьев и хвои до 1/3 общего количества. Отмечается рани опад листьев, хвоя держится 2-3 года.

У лиственных часто почки мелкие, часто недоразвитые, до 25% почек прошлого года погибли, у хвойных верверхушчные почки часто деформированы. Мутовки образуются из 2/3 почек.

Часто укорочен, но при избытке азота в воздухе может быть сильно увеличен.

У хвойных, особенно ели, сильное смолотечение и небольшие местные отмирания коры.

3

Сильно ослаблен-ные

Ажурная, изрежен-ная, со значительным усыханиием ветвей, суховершинность.  

Листья светло-зеленые, хвоя, с бурым оттенком, повреждение листьев и хвои достигает 2/3 общего количества, хвоя держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличенные.

У лиственных пород погибает 30- 50% почек прошлого года; у хвойных погибает 50-70% почек, образующих мутовки; значительная часть верхушечных почек деформирована. Побеги 2-го порядка не образуются.

Укорочен или полностью отсутствует.

Смолотечение сильное; значительное отмирание коры.

4

Усыхаю-щие

Сильно-ажурная, усыхание ветвей по всей кроне.

Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад; хвоя бледно-зеленая, желтого или бурого оттенка, осыпающаяся, повреждение листьев и хвои превышает 2/3 общего количества  

Сохранилось до 10-15% почек.

Отсутствует.

Признаки заселения стволовыми вредителями (буровая муха), отверстия значитель-ное отмирание коры

5

Сухие (свежий и старый сухостой)

Сухая

Листьев нет, хвоя желтая и бурая, осыпается или осыпалась.

Почек нет, побеги сухие

Отсутствует

Кора частично или полностью опала; заселена или отработана стволовыми вредителями

Приложение 4

Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.

Группа «Экологи - 3»

Цель:  изучить влияние автомобилей на состав воздуха в районе школы.

Задание:

  1. Определите, сколько дорог проходит в районе школы;
  2. Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по каждой автомагистрали за 1 час, за сутки;
  3. Определите приблизительно, какое количество выхлопных газов поступает в атмосферу микрорайона  школы в сутки.
  4. Сделайте вывод о влиянии автотранспорта на состояние воздуха в районе школы и предложите меры по улучшению микроклимата в районе школы.

Справочный материал.

Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 килограмма выхлопных газов, в состав которых входит около 30 граммов угарного газа, 6 граммов оксидов азота, соединения свинца, серы и других веществ.

Приложение 5

Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.

Группа «Почвоведы»

Цель: изучить почвы на пришкольном участке, исследовав следующие           показатели: количество перегноя, механический состав,           водопроницаемость и воздухопроницаемость.

Задание № 1.

 Определите содержание в почве перегноя и воды;

С глубины 15-20 см возьмите образец почвы весом 100 г, рассыпьте тонким слоем на листе фанеры, оставив на 5-6 часов на солнце. После пересыхания взвесьте, потом в фарфоровой чашке прокалите до тех пор, пока не перестанет выходить дым, и снова взвесьте. Так вы определите количество перегноя и воды.

Задание №2.

Изучите механический состав почвы.

 

Название почвы

Определение на ощупь

Скатывание влажной почвы

Проба на резание влажной почвы

Проба на плотность сухой почвы

Песчаная

Заметно ощущаются песчинки

Не скатывается в шарик

При разрезании ножом почва рассыпается

Почва рыхлая

Супесчаная

Ощущаются песчинки, немного мажется

Плохо скатывается в шарик

При резании ножом поверхность среза шероховатая

Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков

Суглинистая

Мажется, песчинки едва прощупываются

Скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании в кольцо ломается

Поверхность среза слегка шероховатая

Почва состоит из довольно плотных комочков

Глинистая

Мажется, песчинок незаметно

Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается

Поверхность среза блестящая

Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются

Задание №3

Исследуйте почву на воздухопроницаемость.

Воздухопроницаемость является важным показателем плодородия почвы. Воздух необходим корням растений, как перегной, минеральные удобрения и вода. То, что в почве содержится воздух, можно легко доказать. Если взять горсть сухой почвы и насыпать ее в стакан с водой, то заметно, что из почвы выходит большое количество пузырьков газа. Это выделяется воздух. Полученные результаты только визуальны, не имеют цифровых показателей.

Задание №4

Исследуйте почву на водопроницаемость почвы.

Это свойство почвы, как пористого тела впитывать и пропускать через себя воду. Водопроницаемость измеряется объемом воды в миллиметрах водного столба, проходящей через единицу площади поверхности почвы в единицу времени. Величину водопроницаемости можно определить по шкале Н.А. Качинского.

Опыты проводились со срезами  почвы в стеклянных цилиндрах высотой 50 см, поэтому результаты исследования приблизительны:

Водопроницаемость, мм вод.ст. в первый час впитывания

Оценка

Свыше 1000

Провальная

1000 - 500

Излишне высокая

500 - 100

Наилучшая

100 - 70

Хорошая

70 - 30

Удовлетворительна

Менее 30

Неудовлетворительная

Задание №5

Определите плодородие почвы по ее цвету и продуктивности растений.

Одним из главных признаков плодородия почвы является наличие в ней гумусовых веществ, которые обуславливают окраску. По цвету почву можно условно разделить на категории по содержанию гумуса и плодородию:

Цвет

Плодородие

Черная

Гумусная, плодородная

Темно-серая

Среднегумусная, среднеплодородная

Серая

Малогумусная, малоплодородная

Приложение 6

Инструкции по выполнению исследовательских заданий группами.

Группа «Топографы»

Цель: определить местоположение школы и составить топографический план          пришкольного участка.

Оборудование: планшет с компасом, визирная линейка, карандаш, ластик, рулетка.

Задание №1.

Определите местоположение школы, используя  географическую карту города:

- в какой части города находится школа;

- какие промышленные предприятия находятся рядом;

- как расположена школа относительно транспортных магистралей.

Задание №2.

Проведите глазомерную съемку пришкольного участка.  

     Последовательность действий при глазомерной съемке местности:

  1. установите треногу с планшетом у точки №1;
  2. отметьте точку на планшете и воткните в нее булавку;
  3. выберите масштаб съемки в зависимости от величины участка. К примеру, если лист бумаги на планшете имеет размер 30х30 см, а размер участка 300х300 м, то масштаб вашего плана может быть: 300 м : 30 = 10 м в 1см, т.е. 1:1000;
  4. прочертите на планшете линию С – Ю, сориентируйте планшет по компасу и закрепите его на треноге;
  5. положите визирную линейку на планшет. Своим краем она должна касаться булавки в точке полюса. Направляйте линейку на предметы, которые нужно  изобразить на плане. Вначале необходимо на план нанести ограждение школы, затем здание школы (при съемке зданий визирную линейку направляйте на угловые точки);
  6. одновременно на бумаге карандашом проводите по линейке линии визирования из точки полюса;
  7. определите рулеткой, шагами или другими известными вам способами   расстояния до каждого предмета. Используя выбранный масштаб, отложите эти расстояния на линиях визирования.
  8. вычертите и раскрасьте цветными карандашами план, используя условные  знаки.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа учащихся 11 класса на тему: "Оценка запыленности воздуха школы и пришкольной территории"

Работа была представлена на региональной научно-практической конференции "Инициатива молодых" в 2011 году и заняла 3 место в секции "Экология"...

Проект"Дизайн пришкольной территории"

Данный проект выполнен учениками 10 класса МАОУ "Средняя общеобразовательная школ № 84" Копыловой Евгенией и Замориным Александром. Цель проекта:" Создание благоприятной экологической среды для учащих...

Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории

Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....

Ландшафтный дизайн участка земли пришкольной территории

Предлагаю творческий проект "Ландшафтный дизайн  участка земли  пришкольной территории", в котором отражены этапы работы обучающихся над разработкой эскизов оформления земельного участка. Лу...

Проект благоустройства пришкольной территории МОУ Гальчинской СОШ на 2008-2011 учебный год

К участию в семинаре "Использование ИКТ и проектно-исследовательской деятельности как фактор формирования экологической культуры обучающихся на уроках естественнонаучного цикла"...

Изучение запыленности пришкольной территории (занятие-практикум в 5 классе)

Изучение запыленности пришкольной территории(занятие-практикум в 5 классе)Данное занятие может быть использовано для внеурочной деятельности по географии в 5 классе. Апробация ФГОС в среднем зве...

Авторская педагогическая разработка (адаптационная) "Исследование алгебраических функций без использования производной. (9 класс)

Данный элективный курс поможет молодым специалистам и не только молодым. в подборке элективных курсов....