РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Физика» 7 класс
рабочая программа по физике (7, 8 класс) на тему

Мкртчян Вера Андреевна

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и предназначена для 7-9 классов и программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 кл. М.; «Просвещение», 2008. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова. 

          Программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Андреевская средняя общеобразовательная школа»

Темниковского муниципального района

Республики Мордовия

«Рассмотрено»

Руководитель МО

______________/__________/

Протокол ____ от

«____» ________ ____ г.

«Согласованно»

Заместитель директора по УВР

_Исеева Н.С.____/___________/

«_30_» __08__ __2017 г.

«Утверждено»

Директор МБОУ «Андреевская СОШ»

_Романовская С.Е._/___________/

Приказ № __1_ от

«__08__» 31___2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Физика»

7,8 класс

Учитель: Мкртчян

Вера Андреевна

                                                        (вторая квалификационная категория)

2017– 2018 уч. год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Статус документа

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и предназначена для 7-9 классов и программы общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 кл. М.; «Просвещение», 2008. Авторы программы Н.К. Мартынова, Н.Н.Иванова.  

          Программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.

Структура документа

Рабочая программа по физике включает разделы: пояснительную записку; цели изучения физики, основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, календарно-тематическое планирование, литературу.

Общая характеристика учебного предмета

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве  учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов  школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Цели изучения физики

Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего    образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  •  воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности  своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Место предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения физики на ступени основного общего образования. В том числе в VII, VIII и IX классах по 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 21 час (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Результаты обучения

Обязательные результаты изучения курса «Физика» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых физических понятий и законов.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанных на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять физические явления, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости, решать задачи на применение изученных физических законов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Основное содержание курса  физика 7 класс (68 ч)

Введение (3 ч)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Международная система единиц.  

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы

Измерение объема с помощью измерительного цилиндра.

Движение и взаимодействие тел (17ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. 

Неравномерное движение. Свободное падение тел. Деформация тел. Сила упругости. Закон Гука. Динамометр. Вес тела. Сила трения.

Работа и мощность (10 ч)

 Механическая работа. Мощность.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия.

Строение вещества (6 ч)

Молекулы и атомы. Диффузия. Движение молекул. Агрегатные состояния вещества.

Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч)

Давление и сила давления. Давление твердых тел. Давление газа. Давление в  жидкости. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условия плавания тел.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сила трения.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда

Лабораторные работы

Измерение массы тела на рычажных весах.

Измерение плотности твердого тела.

Измерение силы с помощью динамометра.

Выяснение условия равновесия рычага.

Определение КПД наклонной плоскости.

Определение размеров малых тел.

Измерение выталкивающей (архимедовой) силы.

Повторение (7ч)

Требование к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики ученик 7 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество.
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, коэффициент полезного действия, работа и мощность.
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда.

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • рационального применения простых механизмов.

Основное содержание курса физика 8 класс (68 ч)

Механические явления (34 ч)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. 

Неравномерное движение.  Мгновенная скорость. Ускорение.  Равноускоренное движение. Свободное падение тел. Графики зависимости пути и скорости от времени.

Равномерное движение по окружности. Период и частота обращения.

Явление инерции. Первый закон Ньютона.

Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение.

Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Механические колебания. Период, частота и амплитуда колебаний. Период колебаний математического и пружинного маятников. Свободные и вынужденные колебания. Резонанс.

Механические волны. Длина волны. Звук.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Равноускоренное движение.

Свободное падение тел в трубке Ньютона.

Направление скорости при равномерном движении по окружности.

Второй закон Ньютона.

Третий закон Ньютона.

Закон сохранения импульса.

Реактивное движение.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Механические колебания.

Механические волны.

Звуковые колебания.

Условия распространения звука.

Лабораторные работы

Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении

Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.

Изучение движения конического маятника.

Измерение силы трения скольжения.

Изучение колебаний нитяного маятника.

Изучение движения пружинного маятника

Тепловые явления (28 ч)

Тепловое движение. Тепловое равновесие. Температура и ее измерение. Связь температуры со средней скоростью теплового хаотического движения частиц.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: теплопроводность, конвекция, излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость процессов теплопередачи.

Испарение и конденсация. Насыщенный пар. Влажность воздуха. Кипение. Плавление и кристаллизация. Удельная теплота плавления и парообразования. Удельная теплота сгорания. Расчет количества теплоты при теплообмене.

Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивный двигатель. КПД теплового двигателя.

Преобразования энергии в тепловых машинах. Экологические проблемы использования тепловых машин.

Демонстрации

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.

Теплопроводность различных материалов.

Конвекция в жидкостях и газах.

Теплопередача путем излучения.

Сравнение удельных теплоемкостей различных веществ.

Явление испарения.

Кипение воды.

Постоянство температуры кипения жидкости.

Явления плавления и кристаллизации.

Измерение влажности воздуха психрометром или гигрометром.

Устройство четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.

Устройство паровой турбины

Лабораторные работы

Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры

Наблюдение за охлаждением воды при испарении и определение влажности воздуха

Повторение (6 часов)

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики ученик 8 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах;

          уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов.

                                   Основное содержание курса физика 9 класс (68 час)

Электрические явления  (25 ч)

Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического заряда.

Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики .

Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия электрического тока.  Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля-Ленца.

Демонстрации

Электризация тел.

Два рода электрических зарядов.

Устройство и действие электроскопа.

Проводники и изоляторы.

Электризация через влияние

Перенос электрического заряда с одного тела на другое

Закон сохранения электрического заряда.

Источники постоянного тока.

Составление электрической цепи.

Измерение силы тока амперметром.

Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи.

Измерение силы тока в разветвленной электрической цепи.

Измерение напряжения вольтметром.

Изучение зависимости электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление.

Реостат и магазин сопротивлений.

Измерение напряжений в последовательной электрической цепи.

Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.

Лабораторные работы

Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.

Измерение напряжения на различных участках электрической цепи.

Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления проводника с помощью амперметра и вольтметра.

Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Изучение электромагнита.

Изучение модели электродвигателя.

Электромагнитные явления (13 ч)

Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Магнитное поле тока. Взаимодействие постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит.  Действие магнитного поля на проводник с током.  Сила Ампера. Электроизмерительные приборы. Электродвигатель.

Демонстрации

Магнитное поле тока.

Взаимодействие постоянных магнитов.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Устройство электродвигателя.

Устройство генератора переменного тока.

Оптические явления (16 ч)

Прямолинейное распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Формула линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система. Оптические приборы. 

Демонстрации

Источники света.

Прямолинейное распространение света.

Закон отражения света.

Изображение в плоском зеркале.

Преломление света.

Ход лучей в собирающей линзе.

Ход лучей в рассеивающей линзе.

Получение изображений с помощью линз.

Модель глаза. 

Лабораторные работы

Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы.

Получение изображений с помощью линзы.

Гравитационные явления (14 ч)

Закон всемирного тяготения. Сила тяжести. Свободное падение. Движение искусственных спутников. Перегрузки и невесомость. Сила тяжести на других планетах. Гравитация и Вселенная.

Лабораторные работы

Нахождение центра тяжести плоской пластины.

Определение ускорения свободного падения с помощью маятника.

Требование к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения физики ученик 9 класса должен

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
  • электрическое поле, волна, атом,  атомное ядро;
  • смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, внутренняя энергия, температура, количество теплоты, удельная теплоемкость; электрический заряд,сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, работа и мощность  электрического тока, фокусное расстояние линзы;
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, сохранения энергии в тепловых процессах; сохранения электрического заряда, Ома для участка цепи, Джоуля-Ленца, прямолинейного распространения света, отражения света;

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, механические колебания и волны, диффузию, теплопроводность, конвекцию, излучение, испарение, конденсацию, кипение, плавление, кристаллизацию, электризацию тел, взаимодействие электрических зарядов, взаимодействие магнитов, действие магнитного поля на проводник с током, тепловое действие тока, отражение и преломление света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и от жесткости пружины, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных  явлениях;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  • контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;

Литература

  1. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.- М., Просвещение, 2011.
  2. Марон А.Е. Физика.7 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон- 8 изд, стереотип,-М.: Дрофа,2010
  3. Волков В.А., Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 7 класс- 2 изд, перераб и допллн. М.:ВАКО, 2009
  4. Шевцов В.П. Тематический контроль по физике в средней школе для 7-11 кл.: зачеты, тесты и контрольные работы с ответами./В.П. Шевцов.-Ростов н/Д: Феникс,2008
  5. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – 2 изд.- М., Просвещение, 2009.
  6. Марон А.Е. Физика.8 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон- 8 изд, стереотип,-М.: Дрофа,2010
  7. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс- 3 изд, переработ и дополн. М.:ВАКО, 2008
  8. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений – 2 изд.- М., Просвещение, 2008
  9. Марон А.Е. Физика.9 класс: учебно-методическое пособие / А.Е. Марон, Е.А. Марон- 8 изд, доработ,-М.: Дрофа,2010
  10. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 9 класс- 2изд, исправл. и дополн. М.:ВАКО, 2008
  11. Мультимедийное приложение к учебнику «Физика. 9класс»
  12. Марон А.Е.,Марон Е.А. Контрольные тесты по физике 7-9 классы. – М., Просвещение,2009.
  13. Марон А.Е., Марон Е.А. Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике 7,8,9 классы. Книга для учителя.- М., Просвещение, 2009.
  14. Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник задач по физике 7-9 .-М., Просвещение, 2008.
  15. Тулькибаева Н.Н., Пушкарёв А.Э. Тестовые задания по физике 7-9. – М., Просвещение, 2008.

Календарно-тематическое планирование по физике  7 класс

2 часа в неделю / 68 часов в год

По календарно-тематическому планированию 2 часа в неделю / 67 часов в год

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечания

По плану

Фактически

Физика и физические методы изучения природы 6 ч

1

03.09

Инструктаж по ТБ. Что изучает физика?

§1

2

07.09

Некоторые физические термины. Наблюдения и опыты.

§2,3.

3

10.09

Физические величины. Измерение физических величин.

§4,.

 Л № 25.

4

14.09

Точность и погрешность измерений.

§5.

 

5

17.09

Физика и техника

§6

6

21.09

Лабораторная работа №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

ОК

Первоначальные сведения о строении вещества 6 ч

7

24.09

Строение вещества. Молекулы

§ 7,8, №53,54 Л

8

28.09

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел»

ОК

9

01.10

Броуновское движение. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

§9, задание 2(1), №60Л

10

05.10

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

§10, упр.2(1), № 74,80 Л

11

08.10

Агрегатные состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

§11,12, № 65,67, 77-79Л.

12

12.10

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

ОК

Взаимодействие тел 23 ч

13

15.10

Механическое движение.

§13,14 задание 4,

№99,101,103Л

14

19.10

Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости.

§15, упр. 4(1,4)

15

22.10

Расчет пути и времени движения

§16, упр.5(2,4)

16

26.10

Графики движения

ОК

17

29.10

Инерция.

§17

18

09.11

Взаимодействие тел.

§18,

№207,209Л

19

12.11

Масса тела. Единицы массы.

§ 19, подготовка к лабораторной работе№3

20

16.11

Лабораторная работа № 3 "Измерение массы на рычажных весах"

§20, упр.6(1,3)

21

19.11

Плотность вещества.

§21,№265Л, подготовиться к лабораторным работам 4,5.

22

23.11

Лабораторная работа № 4 "Измерение объема тела"

§ 21, упр. 7(1)

23

26.11

Лабораторная работа № 5 "Определение плотности твердого тела"

§ 21, упр. 7(2)

24

30.11

Расчет массы и объема тела по его плотности.

§22

25

03.12

Сила.

§23

26

07.12

 Сила тяжести.

§27. упр.9(1,3)

27

10.12

Сила упругости. Закон Гука.

§25,26 ,№328,

333, 334Л

28

14.12

Вес тела.

§24

29

17.12

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой.

§27, ОК

30

21.12

Динамометр. Лабораторная работа № 6 "Градуирование пружины"

§28,упр.10(1,3)

31

24.12

Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Равнодействующая сила.

§29,упр.11(2,3)

32

28.12

Сила трения. Трение покоя. Трение в природе и технике

§30,31,32

33

11.01

Лабораторная работа № 7 "Выяснение зависимости силы трения от площади соприкосновения тел и прижимающей силы"

ОК

34

14.01

Обобщающий урок по теме «Взаимодействие тел»

ОК

35

18.01

Контрольная работа по теме "Взаимодействие тел"

Самое важное в главе

Давление твердых тел, жидкостей и газов 17 ч

36

21.01

Давление. Единицы давления.

§ 33,упр 12(2,3)

37

25.01

Способы увеличения и уменьшения давления.

§34, упр.13

38

28.01

Давление газа.

§35,473Л

39

01.02

Передача давления жидкостями и газами. Закон Паскаля.

§36, упр.14(4)

40

04.02

Давление в жидкости и газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

§38, №474.476,упр.15(1)

41

08.02

Сообщающиеся сосуды.

§39, рассказ об устройства и принципе работы шлюза

42

11.02

Вес воздуха. Атмосферное давление.

§40,41, упр. 17,18, задание 10.

43

15.02

Измерение атмосферного давления. Барометры.

§42,упр.19(3,4),

задание 11

44

18.02

Измерение давления. Манометры.

§43,44,упр. 20,21(1,2)

45

22.02

Поршневой жидкостный насос. Гидравлическая машина.

§45

46

25.02

Архимедова сила.

 Лабораторная работа  № 8 "Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело"

§ 49

47

01.03

Плавание тел.

Лабораторная работа  № 9 "Выяснение условий плавания тел в жидкости"

§50, упр. 25(3,5)

48

04.03

Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Повторить §50, №606Л

49

11.03

Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Повторить §50, №612 Л

50

15.03

Решение задач по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Повторить §50, 614Л

51

18.03

Контрольная работа № 2 по теме "Давление твердых тел, жидкостей и газов"

Самое важное в главе

52

22.03

Анализ контрольной работы

Работа и мощность. Энергия 13 ч

53

05.04

Механическая работа.

§53, упр. 28(3,4)

54

08.04

Мощность.

§54, упр. 29(3-6)

55

12.04

Простые механизмы.

ОК, §55,56,

задание 18,

№736Л

56

15.04

Момент силы. Рычаги. Лабораторная работа  № 10 "Условия равновесия рычага"

§ 57, упр. 30(2)

57

19.04

Блоки.

§ 58, упр. 38,упр.30(1,3,4)

58

22.04

"Золотое правило" механики

§ 59,60,упр. 31(5)

59

26.04

Коэффициент полезного действия.

§61

60

29.04

Лабораторная работа  № 11 "Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости"

ОК

61

03.05

Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия.

§62.63, упр. 32(1,4)

62

06.05

Превращения энергии.

§ 64

63

10.05

Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"

ОК

64

13.05

Решение задач по теме "Работа и мощность. Энергия"

ОК

65

17.05

Контрольная работа  № 3по теме "Работа и мощность. Энергия"

Самое важное в главе

Обобщающее повторение 2 ч

66

20.05

Физика и мир, в котором мы живем.

ОК

67

24.05

Контрольная работа № 4 за курс 7 класса. Подведение итогов.

ОК

        

Календарно-тематическое планирование по физике  8 класс

2 часа в неделю / 68 часов в год

По календарно-тематическому планированию 2 часа в неделю / 67 часов в год

Раздел программы

Кол.

часов

Основная цель и задачи

Требования к уровню подготовки

Формы контроля, Дата

Оборудование для демонстрации и т.д.

Срок изучения темы

Тема 1

Тепловые явления

25

-Научить объяснять тепловые явления на основе знаний о молекулярном строении вещества;

-рассмотреть количество теплоты, агрегатные состояния вещества, виды теплообмена и использование их в различных областях человеческой деятельности;

- развитие навыка работы в группе; умение правильно высказывать мысли, опираясь на изученный материал;

-приучать к доброжелательному общению, взаимопомощи, взаимопроверке, самооценке, умению слушать других;

-продолжать учиться анализировать условия задания; анализировать и оценивать ответ одноклассников; продолжать развивать монологическую речь с применением физических терминов; развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.

Знать и понимать понятия: внутренняя энергия, работа как способ изменения внутренней энергии, теплопередача (теплопроводность, конвекция, излучение), количество теплоты, удельная теплоемкость вещества, удельная теплота сгорания топлива.

Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении температуры тела, выделяемого при сгорании топлива.

Уметь применять МКТ для объяснения понятия внутренней энергии при изменении температуры тела, конвекции, теплопроводности (жидкости и газа).

Уметь пользоваться термометром и калориметром.

Решать качественные задачи с использованием знаний о способах изменения внутренней энергии и различных способах теплопередачи.

Находить по таблицам значения удельной теплоемкости вещества, удельной теплоты сгорания топлива.

Решать задачи с применением формул.

Знать понятия: температура кипения и кристаллизации, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, влажность воздуха.

Знать формулы для вычисления количества теплоты, выделяемого или поглощаемого при изменении агрегатных состояний вещества.

Уметь применять изучаемые тепловые процессы в тепловых двигателях, технических устройствах и приборах.

Уметь применять МКТ для объяснения плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкости при испарении.

Читать графики изменения температуры тел при нагревании, плавлении и парообразовании.

Находить по таблицам значения удельной теплоты плавления, удельной теплоты парообразования, температуры плавления, решать задачи с применением формул.

Лабораторная работа № 1

«Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры» 04.09.12

Лабораторная работа № 2 «Измерение удельной теплоемкости твердого тела»

09.10.12

контрольная работа

№1 «Тепловые явления»

25.10.12

Контрольная работа

№2 «Изменение агрегатных состояний вещества»

11.12.12

Стаканы с водой – горячей и холодной, термометры

Калориметр, мензурка, термометр, стакан

Карточки с разноуровневыми заданиями контрольной работы

01.09.12-11.12.12

Тема 2

Электрические явления

27

-Изучить понятия: электрический ток, напряжение, сопротивление, способы соединения проводников, работа и мощность электрического тока; законы постоянного электрического тока;

-закрепить у учащихся навыки решения задач;

-научить объяснять электрические явления на основе знаний о строении атома.

Способствовать развитию познавательной компетентности.

- воспитывать активную жизненную позицию учеников.

-формирование первоначальных представлений об электрическом заряде, о взаимодействии заряженных тел, о существовании двух видов электрических зарядов; выяснение сущности процесса электризации тел.

-развитие навыков выделять электрические явления в природе и технике.

-развитие интереса к науке и умение работать с научно-популярной литературой.

Знать и понимать понятия: электрический ток, направление электрического тока, электрическая цепь, сила тока, электрическое напряжение, сопротивление, удельное сопротивление.

Закон Ома для участка цепи.

Знать и уметь применять формулы для вычисления сопротивления проводника из известного материала по его длине и площади поперечного сечения; работы и мощности тока; количества теплоты, выделяемого проводником.

Практическое применение названных понятий и закона в электронагревательных приборах.

Применять положения электронной теории для объяснения электризации тел, при их соприкосновении, существование проводников и диэлектриков, причины электрического сопротивления, нагревания проводника эл. Током.

Чертить схемы простейших электрических цепей; собирать электрическую цепь по схеме; измерять силу тока в цепи, напряжение на концах проводника, определять сопротивление, пользоваться реостатом.

Решать задачи на вычисление силы тока, напряжения, сопротивления, удельного сопротивления, работы, мощности эл. тока, количества теплоты, выделяемого проводником; читать графики и находить нужные величины. Находить по таблице удельное сопротивление.

Решать задачи с применением формул для параллельного, последовательного соединений.

Лабораторная работа № 3 «Измерение силы тока»

24.01.13

Источник питания, две низковольтные лампы на подставках, ключ, амперметр, соединительные провода

12.12.12 – 19.03.13

Лабораторная работа № 4 «Измерение напряжения».

31.01.13

Источник питания, две низковольтные лампы на подставках, ключ, соединительные провода, вольтметр

Лабораторная работа № 5 «Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра»

07.02 .13

Источник питания, исследуемый проводник, амперметр и вольтметр, реостат, ключ, соединительные провода

Лабораторная работа № 6 «Регулирование силы тока реостатом»

12.02.13

Источник питания, ползунковый реостат, амперметр, ключ, соединительные провода

Контрольная работа №3: «Электризация тел. Электрический ток»

14.02.13

Карточки с контрольной работой

Лабораторная работа № 7

«Измерение мощности и работы тока в электрической лампе»

05.03.13

Источник питания, низковольтная лампа на подставке, вольтметр, амперметр, ключ, соединительные провода, секундомер

Контрольная работа №4: «Электрические явления». 14.03.13

Тест; карточки с контрольной работой

Тема 3

Электромагнитные явления

7

-Дать понятие магнитных линий

- Установить связь между направлением магнитных линий магнитного поля тока и направлением тока в проводнике;

- обосновать связь между направлением магнитных линий магнитного поля тока и направлением тока в проводнике;

- показать причинно- следственные связи при изучении магнитного поля прямого тока и магнитных линий, что беспричинных явлений не существует, что опыт- критерий истинности знан

- продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщать знания о магнитном поле и его характеристиках;

-Показать, что Земля — это большой магнит, у которого есть 4 полюса: 2 географических и 2 магнитных (они не совпадают). Рассмотреть причины геомагнетизма и роль геомагнитного поля; что результатом взаимодействия солнечного ветра с магнитным полем Земли является полярное сияние, а возмущение магнитного поля приводит к магнитным бурям, которые оказывают влияние не только на различные приборы, но и на живые организмы;

- Сформировать умение объяснять физические явления, чётко излагать мысли, делать выводы, систематизировать информацию и выделять главное.

Понятия: магнитное поле, линии магнитного поля, постоянный магнит.

Пользоваться миллиамперметром.

Уметь исследовать свойства постоянных магнитов.

Лабораторная работа № 8 «Сборка электромагнита и испытание его действия»

02.04.13

Полосовые магниты, катушки, подковообразный магнит, компас, стальные скрепки, медный провод, карандаши, ластик, железные опилки, кусок картона размером в 2-3 длины полосовых магнита

20.03.13-20.04.13

Лабораторная работа №9 «Изучение электрического двигателя постоянного тока»

11.04.13

Модель электродвигателя , лампочка на подставке

Разноуровневая контрольная работа № 7 «Электромагнитные явления»

16.04.13

Тест; карточки с контрольной работой

Тема 4

Световые явления

9

-дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления; выявить естественные и искусственные источники света; дать понятие светового луча, геометрической оптики, законов распространения, отражения и преломления света; построений изображений в плоском зеркале и изображений, даваемых линзами;

-выявить особенности распространения света.

-раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в производстве и быту;

-развивать мышление учащихся в ходе решения задач и обсуждения опытов; самостоятельность учащихся, трудолюбие, навыки групповой работы.

-воспитывать у учащихся чувство коллективизма;

Понятия: прямолинейность распространения света, отражение и преломление света, фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы.

Знать законы распространения, отражения и преломления света.

Практическое применение основных понятий и законов в изученных оптических приборах.

Строить изображения предмета в плоском зеркале и в тонкой линзе.

Решать качественные задачи на законы отражения света.

Систематизация знаний: знание законов; физических величин, их условных обозначений и единиц измерения, названий и назначения измерительных приборов

Лабораторная работа №10: «Получение изображения при помощи линзы»

09.05.13

Разноуровневая контрольная работа № 8 «Световые явления»

16.05.13

Две одинаковые парафиновые свечи, экран, линейка, карандаш, спички, линейка, собирающая линза

Тест; карточки с контрольной работой

21.04.13- 27.05.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 7 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 8 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» (ФГОС ООО). 9 класс основной школы. Линия УМК «Физика. 7-9 классы. А. В. Перышкин»

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 7Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа по физике  для 7класса, учебник ПёрышкинА. В.,2014г, 2 часа в неделю....

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 8Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 8 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 9Б класса на 2016/2017 учебный год

Рабочая программа  по физике в 9 классе рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю),  разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образовани...

Рабочая программа по учебному предмету «Физика» для 10Б класса на 2016/2017 учебный год (3 часа в неделю)

  Рабочая программа учебного предмета "Физика " для 10 Б класса  на 2016 - 2017 учебный год составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта среднего (пол...